Творчество А.С. Пушкина на уроках биологии и химии

Коллеги, поделитесь своими находками по использованию творчества А.С. Пушкина на уроках естественного цикла

Ответы

Собираю материал по использованию творчества А.С. Пушкина на уроках химии и биологии. Использовала найденный материал на уроках химии по темам "Соединения фосфора" в 9 классе, "Нефть" в 10классе. Возможно у Вас, коллеги, есть свои находки.

12 July 2017

А как? Хоть намек, хоть идею, Ольга Борисовна!

12 July 2017

Мы с детьми писали работу "Устойчивые выражения русского языка и биология". Да, не Пушкин, но тоже интересно!

13 July 2017
Ответ

На уроке по теме «Нефть» объясняется процесс ароматизации нефти и роль Н.Д. Зелинского Учащиеся узнают об интересном факте его биографии: любимое произведения Н.Д. Зелинского « К Чаадаеву» А.С.Пушкина. Зачитываю отрывок.

13 July 2017
61785
Эксперт сайта

Ботаника (Водоросли). Предположите, о каких растениях идет речь. “Раз он в море закинул невод, - Пришел невод с одной тиной. Он в другой раз закинул невод, - Пришел невод с травой морскою” Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”

12 July 2017
61785
Эксперт сайта

Зоология (Класс Рыбы). Как рыбы общаются между собой? “Удивился старик, испугался; Он рыбачил тридцать лет и три года И не слыхивал, чтобы рыба говорила” А.С. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”

12 July 2017
61785
Эксперт сайта

Общая биология (основы экологии). О каких экологических сообществах идет речь? “Где море теплою водой На пожелтелый мрамор плещет И лавр и темный кипарис На воле пышно разрослись… …Печальный остров-берег дикой Усеян зимнею брусникой, Увядшей тундрою покрыт И хладной пеною подмыт” А.С. Пушкин

12 July 2017

Ответ #312980 был удален 11 August 2017

Не обижайтесь, но мне это кажется смешным. Пишу первое, что приходит на ум. "Родила царица в ночь Не то сына, не то дочь;(Биология: кого могла родить?)

12 July 2017

Родила не то!::smile5::::smile5::::smile5::::smile5::

12 July 2017

Это генетика, наверное.::smile5:: Хромосомы что-то там попутались.

12 July 2017
Ответ

Ага, Европейская (в бОльшей мере канадская) толерантность в действии!

13 July 2017

Ну кого? Гермафродита! Гермафродитизм у человека. Интересная ссылка.

13 July 2017

В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит — один во всей вселенной. Природа жаждущих степей Его в день гнева породила И зелень мертвую ветвей И корни ядом напоила. Яд каплет сквозь его кору, К полудню растопясь от зною, И застывает ввечеру Густой прозрачною смолою. К нему и птица не летит И тигр нейдет — лишь вихорь черный На древо смерти набежит И мчится прочь, уже тлетворный. Анчар Ботаника?

12 July 2017

Не знаю, как ботаника, но это мое любимое в детстве стихотворение Пушкина. Еще читать не умела...

13 July 2017

Надежда Владимировна, спасибо!!! Этот отрывок можно использовать на уроке биологии в 6 классе по теме "Растительные сообщества"

13 July 2017
Ответ

Серьёзные стихи Вы в детстве читали.::smile0::

13 July 2017
Ответ

Может, по теме "Круговорот в природе"??? Или "Растения - хищники"

29 July 2017
Ответ

::smile1::::smile1::::smile1::

30 July 2017
Ответ

Да, да. Тоже маму просила прочесть про Рапунка (И умер бедный РАБ У НОГ)::smile0::

11 August 2017

Интересно! Мне нравится еще и потому, что литературу повторяют

13 July 2017

А можно сделать и наоборот: на уроке литературы повторить биологию. Анчар –это род растений (семейство тутовых), относящихся к вечнозелёным деревьям или кустарникам. Выходит, он представляет собой близкого родственника шелковицы и фикуса. Есть и некоторые ядовитые виды анчара. Следует отметить, что как внешний вид, так и среда произрастания этого дерева не похожи на то, что представлено в знаменитом стихотворении. Есть в природе древовидный можжевельник арча, нередко имеющий форму дерева с узловатой, крупноволокнистой и довольно твёрдой древесиной. Встречается он в горах на каменистых почвах и скалах, где обычно не растет трава. Это растение не ядовито, но выглядит необычно для европейцев. Есть предположение, что поэт мог перепутать эти два растения или просто соединил их и представил в образе страшного дерева, несущего смерть. Анчар – это дерево, содержащее в своих листьях сок, при попадании которого на тело может появиться только нарыв на коже. Сильнейший яд антиарин можно получить лишь при особой перегонке анчарного сока (научное название дерева – «антиарис»). Как раз туземцы и владели данным способом изготовления яда, длящегося более одной недели. Известно, что в тропиках нет, как описано в стихотворении, «одиноко произрастающих» на песках деревьев. Что представляет собой тропический лес? Это множество самой разнообразной растительности, деревьев, обвитых различными лианами. Анчар в пустыне не растет, тем более что почва для него нужна не скудная. Растет он в дружном соседстве с другой растительностью, которая от этого нисколько не страдает. Есть, правда, некие «долины смерти» именно на Яве, сложенные из скоплений продуктов вулканической деятельности этих мест (пары серы и углекислый газ). Может быть, анчар пушкинский рос именно посреди одной из таких долин? http://fb.ru/article/284709/anchar---eto-tropicheskoe-derevo-ili-kustarnik-opisanie-sreda-obitaniya-anchar---derevo-smerti

30 July 2017
Ответ

А цветет-то как красиво!

30 July 2017
Ответ

Да, действительно, очень красиво!

2 August 2017
Ответ

Очень здорово.Интересная дискуссия! Подумаю над идеей.

11 August 2017
Ответ

Буду очень рада !

11 August 2017
28609
Эксперт сайта
в сети

Ольга Борисовна! Большое спасибо за приглашение. В вашу группу даже не заглядывала, очень далека от химии. Буду внимательнее читать тексты и свои находки отсылать вам. Ну а так, по памяти, могу сейчас только сказать, что Пушкин часто в своих произведениях упоминает такие слова как золото (даже в названиях..."Сказка о золотом петушке", Сказка о золотой рыбке"), белка грызет золотые орешки (О царе Салтане), хрусталь, хрустальный - Сказка о мертвой царевне), в "Арапк Петра Великого" - там часто упоминаются золото, серебро, другие минералы и камни. И еще посмотрите "Путешествие из Москвы в Петербург" (не путать с Радищевым!) там тоже встречается. Обязательно посмотрю и уточню главы. С уважением, И.В.

11 August 2017

Спасибо большое.

11 August 2017

Интересная идея. Это проект? Анализировали с "пяточками" "Уж небо осенью дышало...", делали вывод, что поэт назвал все приметы осени. Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.

11 August 2017

Много химических элементов: золото (уже говорили выше) "Золотой петушок" , и "Золотая рыбка", "…орешки не простые, все скорлупки золотые", "У Лукоморья дуб зеленый; // Златая цепь на дубе том…" Серебро: "Опрятно по краям окован // Позолоченным серебром." (Об альбоме Евгения Онегина). Хрусталь (диоксид кремния?): "гроб качается хрустальный" («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»). Свинец: "И разлюбил он наконец // И брань, и саблю, и свинец." (Евгений Онегин). Железо, медь: "О мощный властелин судьбы!//Не так ли ты над самой бездной,// На высоте, уздой железной//Россию поднял на дыбы? ("Медный всадник"). Жемчуг (арагонит): "К ногам красавицы надменной//Принес я меч окровавленный,//Кораллы, злато и жемчуг"("Руслан и Людмила").<div>PS: Не помню, у кого-то из учителей брала материал. Мне было нужно ребятам показать разницу между простыми определениями и эпитетами (например: "медный памятник" и "Медный всадник"). </div>

11 August 2017

Ольга Вячеславовна, Вы всё разложили как учитель химии. ::smile1::::smile1::::smile1::

11 August 2017

Интересная тема, спасибо за приглашение к дискуссии. На память пришло стихотворение "Цветок"..Возможная тема для учащихся: " Цветы (растения..) в творчестве А.С.Пушкина". Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я; И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя: Где цвел? когда? какой весною? И долго ль цвел? и сорван кем, Чужой, знакомой ли рукою? И положен сюда зачем?...

11 August 2017

Спасибо огромное. Это стихотворение можно использовать при изучении темы "Строение цветка"т.к. слова "цветок засохший. безуханный" говорят о наличии нектарников в цветке, которые определяют его запах

12 August 2017