Рабочая программа по физической культуре для обучающихся 6 класса
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«СОШ № 78»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ 6 КЛАССА НА 2017 /2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по физической культуре для обучающихся 6 класса
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» для 6 класса разработана на основе Примерной государственной программы по физической культуре и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В.И.Лях, А.А.Зданевич.- Москва.: Просвещение, 2010г).
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся основной и подготовительной медицинских групп. Обучающиеся, освобождённые от уроков физической культуры, присутствуют на уроках в сменной обуви и выполняют отдельные поручения учителя.
Обучающимся подготовительной группы по физкультуре разрешается заниматься вместе с классом с учётом ограничений в интенсивности и объёме нагрузок. Подготовительная группа по физкультуре предполагает недопущение учащихся, которые находятся в её составе, к интенсивным физическим нагрузкам, а также упражнениям состязательного характера.
Образовательная область «Физическая культура» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической куль туры в организации здорового образа жизни.
Образовательная область «Физическая культура» имеет своим учебным предметом один из видов культуры человека и общества, в системном основании которого лежит физкультурная деятельность. Данная деятельность характеризуется целенаправленным развитием и совершенствованием духовных и природных сил человека и выступает как цель и условие развития физической культуры личности.
Учебный предмет физической культуры является ведущим, но не единственным основанием образовательной области «Физическая культура» в основной школе. Его освоение обучающимися осуществляется в единстве с содержанием таких важных организационных форм целостного педагогического процесса и самодеятельности обучающихся, как физкультурные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спортивных кружках и секциях.
Цели рабочей программы
. Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха
Задачи рабочей программы
Образовательный процесс учебного предмета «Физическая культура» в основной школе направлен на решение следующих задач:
содействие гармоничному физическому развитию, за крепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
обучение основам базовых видов двигательных действий;
дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);
формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
выработку представлений о физической культуре личности и приёмах самоконтроля;
углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
формирование адекватной оценки собственных физических возможностей; воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в средней школе, на его преподавание отводится 102 часа в год.
УМК
1.Программа: «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов», В.И.Лях, А.А.Зданевич; Москва: «Просвещение», 2008.
2.Учебник: Виленский М.Я. Физическая культура. 5-7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / М.Я. Виленский, Т.Ю. Торочкова, И.М. Туревский; под общ. ред. М.Я. Виленского. – М.: Просвещение, 2011.
Содержание рабочей программы
В программе В.И. Ляха, А.А. Зданевича программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральный компонентом учебного плана региональный компонент (лыжная подготовка заменяет кроссовой). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по баскетболу. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе уже ранее пройденных. В 7-9 классах единоборства заменяются легкой атлетикой и кроссовой подготовкой. Для прохождения теоретических сведений можно выделять время как в процессе уроков, так и отдельно один час в четверти.
Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание обучающихся. Оценивание обучающихся предусмотрено как по окончании раздела, так и по мере освоения умений и навыков. По окончании основной школы обучающийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования. По окончании основной школы обучающийся сдает дифференцированный зачет.
Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре (5-9 классы)
№ п/п |
Вид программного материала |
Количество часов (уроков) |
|||||
Класс |
|||||||
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
|||
1 |
Базовая часть |
75 |
75 |
75 |
75 |
75 |
|
1.1 |
Основы знаний о физической культуре |
В процессе урока |
|||||
1.2 |
Спортивные игры (баскетбол) |
9 |
|||||
1.3 |
Гимнастика с элементами акробатики |
15 |
|||||
1.4 |
Легкая атлетика |
21 |
|||||
1.5 |
Лыжная подготовка |
15 |
|||||
1.6 |
Футбол. |
6 |
|||||
2 |
Вариативная часть |
27 |
27 |
27 |
27 |
27 |
|
2.1 |
Волейбол |
12 |
|||||
2.2 |
Кроссовая подготовка |
6 |
|||||
2.3 |
Плавание |
6 |
|||||
2.4 |
Самбо |
6 |
|||||
2.5 |
Русская лапта |
6 |
|||||
Итого |
102 |
102 |
102 |
102 |
102 |
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки; приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля.
Естественные основы.
5-6 классы. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры.
7-8 классы. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов. Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции систем дыхания, кровоснабжения. Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям.
9 класс. Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно-половые особенности школьников и направленно действующих на совершенствование соответствующих физических функций организма. Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Социально-психологические основы
5-6 классы. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу. Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма.
7-8 классы. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Совершенствование и самосовершенствование физической способностей, влияние этих процессов на физические развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование личностно значимых свойств и качеств. Анализ техники упражнений, их освоение и выполнение по объяснению. . Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма и физической подготовленностью.
9 класс. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу, объяснению и описанию. Выполнение общеподготовительных и подводящих упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях. Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма и физической подготовленностью. Комплексы физических упражнений для развития физических способностей и тестирования уровня двигательной подготовленности.
Культурно-исторические основы.
5-6 классы. Основы истории возникновения и развития Олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта.
7-8 классы. Физическая культура и ее значение в формирование здорового образа жизни современного человека.
9 класс. Изложение взглядов и отношений к физической культуре, к ее материальным и духовным ценностям.
Приемы закаливания.
5-6 классы. Воздушные ванны (теплые, безразличные, прохладные, холодные, очень холодные). Солнечные ванны (правила, дозировка).
7-8 классы. Водные процедуры (обтирание, душ), купание в открытых водоемах.
9 класс. Пользование баней.
Спортивные игры (27ч).
Волейбол (11ч).
5-9 классы. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по волейболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Стойки и передвижения игрока. Передача мяча двумя руками сверху двумя руками от груди в движении, в парах. Эстафеты. Передача мяча двумя руками сверху двумя руками в парах и тройках в одной зоне и через зону, над собой, через сетку. Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнёром. Техника безопасности при игре в волейбол. Передача мяча двумя руками над собой и вперёд. Позиционное нападение (6-0). Комбинации из разученных элементов в парах. Передача мяча двумя руками сверху на месте и после передачи вперёд. Приём мяча снизу двумя руками в парах в зоне и через зону, после подачи. Приём мяча снизу двумя руками в парах через зону и через сетку. Нижняя прямая подача мяча. Нижняя прямая подача мяча в заданную зону. Тактика свободного нападения. Игра в мини-волейбол.
Баскетбол (16ч).
5-9 классы. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Стойки и передвижения игрока. Ведение мяча в высокой стойке на месте. Передача мяча двумя руками от груди в движении. Сочетание приёмов ведения передачи, броска. Ведение мяча в средней стойке на месте. Остановка двумя шагами. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных способностей. Правила игры в баскетбол. Передача мяча одной рукой от плеча на месте. Ведение мяча в низкой стойке на месте. Передача мяча одной рукой от плеча на месте. Ведение мяча с разной высотой отскока. Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ловли мяча. Игра (2 на 2, 3 на 3). Терминология баскетбола. Передача мяча двумя руками от груди в парах с пассивным сопротивлением. Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ведения мяча. Передача мяча двумя руками от головы в парах. Передачи мяча двумя руками от груди в тройках в движении. Позиционное нападение 5 против 0. Ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника. Перехват мяча. Бросок одной рукой от плеча после остановки. Передача мяча в тройках в движении со сменой места. Позиционное нападение через заслон. Нападение быстрым прорывом.
Гимнастика с элементами акробатики (18ч).
5-7 классы. Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений.
8-9 классы. Значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей. Страховка и самостраховка во время занятий. Техника безопасности во время занятий.
Висы. Строевые упражнения (6ч).
Строевой шаг, размыкание, смыкание на месте. Подъём переворотом в упор. Сед ноги врозь (м.). Вис лёжа. Вис присев (д.). ОРУ с гимнастической палкой, на месте без предметов. Выполнение подтягивания в висе. Развитие силовых способностей. ТБ.
Опорный прыжок. Строевые упражнения (6ч).
Прыжок ноги врозь (козёл в ширину, высота 100-110 см). ОРУ в движении. Эстафеты. Упражнения на гимнастической скамейке. ОРУ без предметов, с обручем. Выполнение комплекса упражнений с обручем. Развитие скоростно-силовых способностей.
Акробатика. Лазание (6ч).
Кувырки вперёд, назад, стойка на лопатках – выполнение комбинации. Два кувырка вперёд слитно. Лазание по гимнастической стенке в три приёма. Два кувырка вперёд слитно. Мост из положения стоя (с помощью). Комбинации из различных приёмов. ОРУ с мячом. Выполнение комбинаций из разученных элементов. ОРУ с мячом. Развитие координационных способностей.
Легкоатлетические упражнения (30ч).
5-9 классы. Терминология легкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
Спринтерский бег, эстафетный бег (10ч)
Высокий старт (15-30 м), стартовый разгон. Бег с ускорением (40-50 м.). Бег с ускорением (40-50 м.). Линейная эстафета. ОРУ. Встречные эстафеты. Специальные беговые упражнения; развитие скоростных качеств. Подвижная игра. Высокий старт (15-30). Финиширование. Бег (3 по 50 м.). Старты из различных положений. Бег 60 метров на результат. Правила соревнований в спринтерском беге. Инструктаж по ТБ. Определение результатов в спринтерском беге.
Прыжок в длину способом «согнув ноги». Метание малого мяча (4ч).
Прыжок в длину с 7-9 шагов. Подбор разбега, отталкивание. Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель с 8-10 метров. Приземление. Метание теннисного мяча на заданное расстояние. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств. Терминология метания. Правила соревнований в прыжках. Правила соревнования в метании.
Бег на средние дистанции (2ч).
Бег (1000м.). Бег по дистанции. Подвижные игры. Развитие выносливости.
Прыжок в высоту. Метание малого мяча (5ч).
Прыжок в высоту с 7-9 шагов разбега способом «перешагивание». Подбор разбега и отталкивание. Метание теннисного мяча с 3-5 шагов на заданное расстояние. Переход через планку. Приземление. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств.
Кроссовая подготовка (9ч).
5-9 классы. Правила и организация проведения соревнований по кроссу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Помощь в судействе.
Бег по пересечённой местности, преодоление препятствий ( ч).
Равномерный бег (12 минут, 14мин, 15мин, 16мин, 17мин, 18мин,19мин). Бег в гору. Бег под гору. Бег по пересечённой местности. Преодоление препятствий. ОРУ. Спортивная игра. Развитие выносливости. Терминология кроссового бега. Бег 2000 метров. Инструктаж по ТБ.
Демонстрировать.
Физические способности |
Физические упражнения |
Мальчики |
Девочки |
Скоростные |
Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, сек |
9,2 |
10,2 |
Силовые |
Прыжок в длину с места, см |
180 |
165 |
Поднимание туловища, лежа на спине, руки за головой, количество раз |
- |
18 |
|
К выносливости |
Бег 2000 м, мин |
8,50 |
10,20 |
К координации |
Последовательное выполнение пяти кувырков, сек |
10,0 |
14,0 |
Броски малого мяча в стандартную мишень, м |
12,0 |
10,0 |
Уровень физической подготовленности учащихся 11 – 15 лет
п/п |
Физические способности |
Контрольное упражнение (теcт) |
Возраст |
Уровень |
|||||
Мальчики |
девочки |
||||||||
Низкий |
Средний |
Высокий |
Низкий |
Средний |
Высокий |
||||
1 |
Скоростные |
Бег 30 м, c |
11 12 13 14 15 |
6,3 и выше 6,0 5,9 5,8 5,5 |
6,1—5,5 5,8—5,4 5,6—5,2 5,5—5,1 5,3—4,9 |
5,0 и ниже 4,9 4,8 4,7 4,5 |
6,4 и выше 6,3 6,2 6,1 6,0 |
6,3—5,7 6,2—5,5 6,0—5,4 5,9—5,4 5,8—5,3 |
5,1 и ниже 5,0 5,0 4,9 4,9 |
2 |
Координацион ные |
Челночный бег 3x10 м, с |
11 12 13 14 15 |
9,7 и выше 9,3 9,3 9,0 8,6 |
9,3—8,8 9,0—8,6 9,0—8,6 8,7—8,3 8,4—8,0 |
8,5 и ниже 8,3 8,3 8,0 7,7 |
10,1 и выше 10,0 10,0 9,9 9,7 |
9,7—9,3 9,6—9,1 9,5—9,0 9,4—9,0 9,3—8,8 |
8,9 и ниже 8,8 8,7 8,6 8,5 |
3 |
Скоростно-силовые |
Прыжок в длину с места, см |
11 12 13 14 15 |
140 и ниже 145 150 160 175 |
160—180 165—180 170—190 180—195 190—205 |
195 и выше 200 205 210 220 |
130 и ниже 135 140 145 155 |
150—175 155—175 160—180 160—180 165—185 |
185 и выше 190 200 200 205 |
4 |
Выносливость |
6-минутный бег, м |
11 12 13 14 15 |
900 и менее 950 1000 1050 1100 |
1000—1100 1100—1200 1150—1250 1200—1300 1250—1350 |
1300 и выше 1350 1400 1450 1500 |
700 и ниже 750 800 850 900 |
850—1000 900—1050 950—1100 1000—1150 1050—1200 |
1100 и выше 1150 1200 1250 1300 |
5 |
Гибкость |
Наклон вперед из положения сидя, см |
11 12 13 14 15 |
2 и ниже 2 2 3 4 |
6—8 6—8 5—7 7—9 8—10 |
10 и выше 10 9 11 12 |
4 и ниже 5 6 7 7 |
8—10 9—11 10—12 12—14 12—14 |
15 и выше 16 18 20 20 |
6 |
Силовые |
Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (мальчики) |
11 12 13 14 15 |
1 1 1 2 3 |
4—5 4—6 5—6 6—7 7—8 |
6 и выше 7 8 9 10 |
|||
на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз (девочки) |
11 12 13 14 15 |
4 и ниже 4 5 5. 5 |
10—14 11—15 12—15 13—15 12—13 |
19 и выше 20 19 17 16 |
Рабочая программа составлена с учетом следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ (ред. От 21.04.2011 г.);
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751;
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 (ред. От 30.08.2010 г.);
- Обязательный минимум содержания начального образования. Приказ МО РФ от 19.05.1998 г. № 1235;
- Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года. Распоряжение правительства РФ от 07.08.2009 г. № 1101-р;
- О проведении мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010 г. № 06-499;
- О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 г. № 163-р.
Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» обучающиеся по окончании 6-го класса должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Знать:
• основы истории развития физической культуры в России ;
• особенности развития избранного вида спорта;
• педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;
• биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
• физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
• возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
• психофункциональные особенности собственного организма;
• индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
• способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
• правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
Уметь:
• технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
• проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения
• разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
• контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
• управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
• соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
• пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
Демонстрировать
Физические Упражнения |
мальчики |
девочки |
|
Скоростные |
Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с |
9,2 |
10,2 |
Силовые |
Лазанье по канату на расстояние 6 м, с Прыжок в длину с места, см Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, кол-во раз |
12 180 — |
— 165 18 |
К выносливости |
Кроссовый бег 2 км |
8 мин 50 с |
10 мин 20 с |
К координации |
Последовательное выполнение пяти кувырков, с Бросок малого мяча в стандартную мишень, м |
10,0 12,0 |
14,0 10,0 |
Двигательные умения, навыки и способности
В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9—13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание».
В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10—15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10—12 м.
В гимнастическах и акробатическах упражнениях: выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки вперед и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперед и назад в полушпагат, мост и поворот в упор стоя на одном колене (девочки).
В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам).
Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития основных физических способностей с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей обучающихся.
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений.
Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
Тематическое планирование.
№ п/п |
Дата. |
Тема Раздел |
Планируемые результаты |
Легкая атлетика 15ч. |
|||
1 |
Легкая атлетика. Вводный урок. |
Знать историю легкой атлетике. |
|
2 |
Легкая атлетика. Техника безопасности на уроках по легкой атлетике. |
Знать и соблюдать требования безопасности. |
|
3 |
Легкая атлетика. Обучение технике бега на передней части стопы. |
Применять на практике знания технических особенностей подготовки в различных видах легкой атлетики. |
|
4 |
Легкая атлетика. Высокий и низкий старт, старт с опорой на одну руку. Челночный бег. |
Разбираться с понятием – тактическая подготовка. |
|
5 |
Легкая атлетика. Передача эстафетной палочки. Эстафетное взаимодействие (парах, тройках, четвёрках). |
Владеть и разбираться в технических аспектах легкоатлетических дисциплин. |
|
6 |
Легкая атлетика. Барьерный бег, техника преодоления препятствия. |
Уметь использовать тактические приёмы в беге на средние дистанции, кроссовом беге и эстафете. |
|
7 |
Легкая атлетика. Тактические приёмы бега на средние и длинные дистанции. |
Соблюдать правила соревнований, уважительно относиться к сопернику и уметь управлять своими эмоциями. |
|
8 |
Легкая атлетика. Прыжки через вращающуюся скакалку. |
Планировать, организовывать и проводить самостоятельные занятия с контролем. |
|
9 |
Легкая атлетика. Метание мяча на точность и дальность, в цель, по стоящим и движущимся мишеням, на точность и дальность отскока. |
Контролировать физическую нагрузку. |
|
10 |
Легкая атлетика. Специальные беговые и прыжковые упражнения. Упражнения для метания. |
Оказывать помощь другим обучающимся. |
|
11 |
Легкая атлетика. Эстафеты и игры с элементами бега, прыжков и метания. |
Упражнения на преодоление собственного веса. |
|
12 |
Легкая атлетика. Бег по кругу, дуге, восьмёрке и виражу с контролем техники. |
Уметь подбирать и выполнять беговые упражнения разной технической направленности. |
|
13 |
Легкая атлетика. Прыжки в длину с места отталкиваясь двумя ногами – на точность. |
Знать технические особенности выполнения различных прыжков и прыжковых заданий. |
|
14 |
Легкая атлетика. Прыжки в длину с разбега способом согнув ноги с разбега на результат. |
Знать технические особенности выполнения различных прыжков и прыжковых заданий. |
|
15 |
Легкая атлетика. Закрепление прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей. |
Включать изучаемый материал в практические формы занятий. |
|
Русская лапта 6ч. |
|||
16 |
Русская лапта. Вводный урок. |
Знать историю лапты. |
|
17 |
Русская лапта. Техника по Т.Б. |
Знать правило личной гигиены. |
|
18 |
Русская лапта. Специальные имитационные передвижения, прыжки, выпады по сигналу, приседания на одной и двух ногах. |
Уметь самостоятельно подбирать и выполнять упражнения. |
|
19 |
Русская лапта. Работа с теннисным мячом индивидуально, в парах, в тройках, в группах. |
Умение описывать технику метания малого мяча разными способами, осваивать ее самостоятельно. |
|
20 |
Русская лапта. Подводящие упражнения с битой. Имитация удара, удар по мячу. |
Уметь выполнять удар. |
|
21 |
Русская лапта. Игра в мини-лапту. |
Уметь играть по правилам. |
|
Футбол 6ч. |
|||
22 |
Футбол: Вводный урок. |
||
23 |
Футбол: Т.Б. на уроке по футболу. |
Знать и соблюдать технику безопасности. |
|
24 |
Футбол: Техника полевого игрока. Удары на точность, силу, дальность. |
Уметь взаимодействовать с партнерами и учителем. |
|
25 |
Футбол: умение точно, быстро и неожиданно для вратаря производить удары по воротам. |
Уметь работать в группе. |
|
26 |
Футбол: Удары по мячу головой в прыжке. |
Уметь играть по правилом. |
|
27 |
Футбол: Игра в мини-футбол. |
Уметь играть по правилам. |
|
Гимнастика акробатика 15ч. |
|||
28 |
Гимнастика акробатика: Вводный урок. |
Знать историю гимнастики. |
|
29 |
Гимнастика акробатика: Т.Б. на гимнастике. |
Знать т.б. на уроках по гимнастики. |
|
30 |
Гимнастика акробатика: Развитие равновесия, силы, гибкости и ловкости. |
Выполнять различные гимнастические упражнения для развития силы, гибкости. |
|
31 |
Гимнастика акробатика: Простые акробатические упражнения: упоры - присев; упор стоя на коленях; упор, лежа на бёдрах; упор, сидя сзади. |
Понимать значимость и систематично выполнять гимнастические упражнения. |
|
32 |
Гимнастика акробатика: Седы - на пятках, на пятках с наклоном, углом; группировка в приседе. |
Осваивать технику простых акробатических упражнений. |
|
33 |
Гимнастика акробатика: Равновесие с различным положением рук. Простые акробатические комбинации: - мост из положения лежа на спине. |
упражнений на развитие физических качеств. |
|
34 |
Гимнастика акробатика: упор присев – перекатом назад стойка на лопатках согнув ноги – перекатом вперёд упор присев – кувырок в сторону в упор присев и о.с. |
Соблюдать правила техники безопасности при выполнении акробатических упражнений. |
|
35 |
Гимнастика акробатика: Ползание и переползание по-пластунски. |
Знать о прикладном значении гимнастических упражнений. |
|
36 |
Гимнастика акробатика: Передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре. |
Ползание и переползание, хождение по наклонной гимнастической скамейке. |
|
37 |
Гимнастика акробатика: Лазанье по наклонно поставленным скамейкам. |
выполнять опорный прыжок через гимнастического козла. |
|
38 |
Гимнастика акробатика: Приемы само страховки: само страховка при падении вперед на руки. |
Применять приемы самостраховки в качестве обеспечения собственной безопасности в повседневной жизни. |
|
39 |
Гимнастика акробатика: Приемы само страховки: кувырок через плечо из положения стоя на коленях (с помощью). |
Знать о прикладном значении гимнастических упражнений. |
|
40 |
Гимнастика акробатика: Опорный прыжок через козла в ширину. Высота 80 – 100 см. |
Знать технику выполнения прыжка. |
|
41 |
Гимнастика акробатика: Прыжки со скакалкой; на месте; в движении; на одной, двух ногах. |
Уметь прыгать без остановок. |
|
42 |
Гимнастика акробатика: Игры - задания, эстафеты, полосы препятствий. |
Соблюдать технику безопасности. |
|
Самбо 6ч. |
|||
43 |
Самбо. Вводный урок. |
||
44 |
Самбо. Т.Б. на уроках самбо. Освоение группировки. Перекаты в группировке: вперёд-назад, в лево - в право, по кругу. |
Знать Т.Б. |
|
45 |
Самбо. Группировка при перекате назад из седа, из упора присев, из полу приседа, из основной стойки. |
Знать и уметь правильно выполнять основные технические элементы группировки, приемы само страховки в различных вариантах. |
|
46 |
Самбо. Имитация задней подножки в одну и в другую стороны. |
Мотивированность к занятиям Самбо (посредством имитационных игр-заданий. |
|
47 |
Самбо. Упражнения для бросков захватом ног. |
Демонстрировать пространственное воображение, общую эрудицию, взаимосвязь с окружающим миром. |
|
48 |
Самбо. Само страховка: падение на бок кувырком. |
Соблюдать Т.Б. |
|
Лыжная подготовка. 15ч. |
|||
49 |
Лыжная подготовка. Вводный урок. История развития лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России. |
Знать историю лыжного спорта. |
|
50 |
Лыжная подготовка. Т.Б. по лыжам. Лыжный инвентарь. Подбор, перенос и транспортировка палок и лыж. Личная гигиена - одежда и обувь для занятий на лыжах. |
Соблюдать правила поведения на улице во время движения к месту занятия. |
|
51 |
Лыжная подготовка. Строевые упражнения. Построение и перестроения на месте. |
Слышать и выполнять организационные команды. |
|
52 |
Лыжная подготовка. Выполнение команды «лыжи на плечо», «лыжи под руку», «лыжи к ноге», «на лыжи становись». |
Обеспечивать оптимальное развитие физических качеств, необходимых человеку. |
|
53 |
Лыжная подготовка. . Эстафеты и прыжковые упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей и быстроты. |
Формирование мотивации к занятиям лыжной подготовки и качественному выполнению упражнений |
|
54 |
Лыжная подготовка. Освоение подготовительных упражнений: перенос веса тела с лыжи на лыжу; поднимание и опускание носков и пяток лыж. |
Научиться перекрестной координации в работе рук и ног. |
|
55 |
Лыжная подготовка. Ходьба на неглубоком снегу; на глубоком; обходя различные препятствия. |
Овладеть навыком полного переноса веса тела с одной ноги на другую. |
|
56 |
Лыжная подготовка. Преодолевая подъемы по пологому склону (до 5 °); по крутому склону (до 8-10°). |
Освоить положения туловища при передвижении на лыжах. |
|
57 |
Лыжная подготовка. Упражнения выполняются как с палками, так и без палок. |
Научиться сохранять равновесие и выполнять сложно координационные движения при одноопорном скольжении по лыжне. |
|
58 |
Лыжная подготовка. Овладение техникой скользящего шага. |
Согласованность работы рук и ног при передвижении переменным двухшажным ходом. |
|
59 |
Лыжная подготовка. Имитации отдельных фаз и положений лыжника. |
Научиться выполнять технику изученных ходов и применить ее на дистанции. |
|
60 |
Лыжная подготовка. Передвижения на извилистой лыжне при изменении направлений движения. |
Научиться выполнять технику изученных ходов и применить ее на дистанции. |
|
61 |
Лыжная подготовка. Основные элементы техники классического, попеременного двухшажного, лыжного хода- в облегченных условиях. |
Научиться выполнять подъем различными способами и технику спуска, а также применить их в передвижение на лыжах. |
|
62 |
Лыжная подготовка. Закрепление попеременного двушажного хода. |
Соблюдать дистанцию. |
|
63 |
Лыжная подготовка. Спуск со склонов в высокой, средней и низкой стойках. |
Научиться выполнять подъем и спуск различными способами. |
|
Баскетбол: 9ч |
|||
64 |
Баскетбол: Вводный урок. |
Знать правило игры. |
|
65 |
Баскетбол: Т.Б. на уроках баскетбола. Основные стойки в сочетании с передвижениями. |
Знать технику безопасности. |
|
66 |
Баскетбол: Ходьба, бег приставными шагами с поворотами на 180о и 360о. |
Знать и демонстрировать основные стойки баскетболиста в сочетании с передвижениями. |
|
67 |
Баскетбол: Прыжки толчком одной ноги с короткого разбега (доставание края щита двумя руками). |
Уметь выполнять по образцу, самостоятельно составлять и понимать значение упражнений общей физической и специальной подготовки. |
|
68 |
Баскетбол: Прыжки толчком двумя ногами с места. Остановка в медленном беге. |
Соответствии с поставленными задачами урока. |
|
69 |
Баскетбол: Остановка в среднем беге. Остановка в беге по прямой, с изменением направления. |
Знать и называть способы передвижения и основы технических приёмов. |
|
70 |
Баскетбол: Повороты в движении- сочетание различных способов передвижений. |
Знать и называть способы передвижения и основы технических приёмов. |
|
71 |
Баскетбол: Ловля одной и двумя руками высоко летящего мяча; с низкого отскока; быстро летящего мяча. |
Знать и называть способы передвижения и основы технических приёмов. |
|
72 |
Баскетбол: Игра в мини-баскетбол. |
Уметь играть по правилам. |
|
Кроссовая подготовка 6ч. |
|||
73 |
Кроссовая подготовка Вводный урок. |
Знать что такое кроссовая подготвка. |
|
74 |
Кроссовая подготовка Т.Б. Бег на дистанцию 2000м. |
Уметь распределять силы на длительные дистанции. |
|
75 |
Кроссовая подготовка Бег по мало пересеченной местности. |
Уметь распределять силы на длительные дистанции. |
|
76 |
Кроссовая подготовка Бег до 10мин. |
Уметь распределять силы на длительные дистанции. |
|
77 |
Кроссовая подготовка Бег до 12 мин. |
Уметь распределять силы на длительные дистанции. |
|
78 |
Кроссовая подготовка Бег с до 16 мин. |
Уметь распределять силы на длительные дистанции. |
|
Волейбол 12ч. |
|||
79 |
Волейбол Вводный урок. |
Знать правило игры. |
|
80 |
Волейбол Т.Б. Стойка и передвижение игрока. |
Знать Т.Б. |
|
81 |
Волейбол Передача мяч сверху двумя руками в парах и над собой. |
Уметь играть в волейбол по упрощенным правилам. |
|
82 |
Волейбол Прием мяча двумя руками снизу в парах. |
Уметь выполнять технические приемы. |
|
83 |
Волейбол Нижняя прямая подача мяча. |
Уметь выполнять технические приемы. |
|
84 |
Волейбол Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. |
Уметь выполнять технические приемы. |
|
85 |
Волейбол Совершенствование Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. |
Уметь играть в волейбол по упрощенным правилам. |
|
86 |
Волейбол Закрепление Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. |
Уметь играть в волейбол по упрощенным правилам. |
|
87 |
Волейбол Тактика свободного нападения. Игра по упрощенным правилам. |
Уметь играть в волейбол по упрощенным правилам. |
|
88 |
Волейбол Комбинация из разученных элементов в парах. |
Уметь играть в волейбол по упрощенным правилам. |
|
89 |
Волейбол Игра в волейбол по упрощенным правилам |
Уметь играть в волейбол по упрощенным правилам. |
|
90 |
Волейбол Игра в волейбол по упрощенным правилам |
Уметь играть в волейбол по упрощенным правилам. |
|
Плавание (сухое) 6ч. |
|||
91 |
Плавание Вводный урок. |
Знать виды плавание. |
|
92 |
Плавание Т.Б. в бассейне. |
Уметь соблюдать т.б. в бассейне. |
|
93 |
Плавание дыхание в каждом цикле. Имитация стартового прыжка с тумбочки. |
Уметь выполнять технические элементы. |
|
94 |
Плавание Техники поворотов: простой закрытый и открытый поворот, маятником. |
Демонстрировать на суше. |
|
95 |
Плавание Техника плавания на боку на мате. |
Демонстрировать на суше. |
|
96 |
Плавание Закрепление техника плавания на боку на мате. |
||
Легкая атлетика 6ч. |
|||
97 |
Легкая атлетика Вводный урок. |
Знать что такое легкая атлетика. |
|
98 |
Легкая атлетика Т.Б. на легкой атлетике. Высокий старт 15-30м. |
Уметь соблюдать тб. |
|
99 |
Легкая атлетика Бег по дистанции 40-60м. |
Уметь пробегать с максимальной скоростью. |
|
100 |
Легкая атлетика Эстафеты развитие скоростно-силовых качеств. |
Уметь пробегать с максимальной скоростью. |
|
101 |
Легкая атлетика Прыжок в высоту с 5-7 шагов способом перешагивания. |
Уметь прыгать в высоту с разбега. |
|
102 |
Легкая атлетика Метание теннисного мяча с 3-5 шагов на дальность. |
Уметь выполнять технику метания. |
Литература для учащихся
Физическая культура. 5-7 классы / под ред. Г. И. Мейксона. – М.: Просвещение, 2005.
Литература для учителя
1.«Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2011).
2.Физическая культура. 5–7 классы / под. ред. Г. И. Мейксона. – М.: Просвещение, 2005.
3.Настольная книга учителя физической культуры / под ред. Л. Б. Кофмана. - М., 2000.
4.Физкультура: методика преподавания. Спортивные игры / под ред. Э. Найминова. - М, 2001.
5.Методика преподавания гимнастики в школе. - М, 2000.
6.Макаров, А. Н. Лёгкая атлетика. - М., 1990.
7.Практикум по лёгкой атлетике / под ред. И. В. Лазарева, В. С. Кузнецова, Г. А. Орлова. - М., 1999.
8.Лёгкая атлетика в школе / под ред. Г. К. Холодова, В. С. Кузнецова, Г. А. Колодницкого. - М., 1998.
9.Спортивные игры на уроках физкультуры / ред. О. Листов. - М., 2001.
10.Кузнецов. В. С, Колодницкий, Г. А.Физкультурно-оздоровительная работа в школе. - М., 2003.
11.Урок в современной школе / ред. Г. А. Баландин, Н. Н. Назаров, Т. Н. Казаков. - М., 2004.
12.Спорт в школе / под ред. И. П. Космина, А. П. Паршикова, Ю. П. Пузыря. - М., 2003.
13.Журнал «Физическая культура в школе"
Электронные ресурсы
-
-
-
Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: http://window.edu.ru
Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: http://school-collection.edu.ru
Сайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: http://fcior.edu.ru
Сайт «Образовательные ресурсы сети Интернет»: http://katalog.iot.ru
Сайт «Сеть творческих учителей»: http://www.it-n.ru
Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт»: http://standart.edu.ru
Сайт Министерства образования и науки РФ: http://mon.gov.ru
Сайт Учителей физкультуры : http://fizkultura-na5.ru/
-
-