12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Полоскова Надежда Сергеевна34
Россия, Иркутская обл., Иркутск

Тема: «СПОСОБЫ И МЕТОДЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ПОВЫСЫТЬ

МОТИВАЦИЮ НА УРОКАХ»


Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, - дидактическая игра. Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.

Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет – сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности. Дидактическая игра – это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.
Среди таких игр – своеобразные математические, игры-путешествия, игры-викторины, игры с тематическими наборами и т.д.
Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что дети в процессе игры легче усваивают знания. В дидактической игре учебные, познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно, учащиеся овладевают знаниями играя. Обучающая задача в таких играх как бы замаскирована на первом плане для играющего, мотивом ее выполнения становится естественное стремление ребенка играть, выполнять определенные игровые действия.
Игра помогает активизировать школьников в обучении, преодолевать скуку, уходить от шаблонных решений интеллектуальных и поведенческих задач, стимулирует инициативу и творчество.

Основными целями, для достижения которых широко применяются дидактические игры на уроке, являются:

интеллектуальное развитие школьников;

создание подходящих условий для формирования развития каждого ребенка как личности, развитие его творческих способностей;

приобщение школьников к общечеловеческим ценностям;

индивидуальный подход к каждому ребенку и применение индивидуальных средств обучения;

увеличение объема понятий, представлений и сведений, которыми овладевает ученик; они составляют индивидуальный опыт школьника;

углубление уже усвоенных ранее знаний;

объединение знаний в категории и системы;

эмоционально-психологическое развитие школьников, которому способствует участие в дидактических играх.

Полученные учащимися знания в результате дидактической игры служат основой важнейших умений и навыков, которые должны освоить школьники.
Игра – явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие ее
функции:

Обучающая функция – включает в себя развитие учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие

Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребенком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.

Коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения.

Релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребенка при интенсивном учении, труде.

Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.

Функция самовыражения – стремление ребенка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.

Компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

В процессе дидактической игры предполагается решение следующих задач:

обогащение чувственно-эмоционального опыта путем освоения детьми системных знаний;

развитие мышления ребенка в плане осознания себя и своего места в мире природы и людей;

развитие общей культуры ребенка, включающей языковую культуру, культуру общения в разных условиях.
Принципы дидактической игры:

активность игрока;

доступность игры;

наглядность и виртуальность игры;

занимательность и эмоциональность;

индивидуальность игры;

коллективность игры;

целеустремленность игрока;

самодеятельность и самостоятельность в игре;

состязательность и соревнование;

результативность игры;

проблемность игры.

Давайте последовательно рассмотрим каждый из перечисленных принципов:

- активность - основной принцип игровой деятельности, выражающий активное проявление физических и интеллектуальных сил человека, начиная с подготовки к игре, в самом ее процессе, а также в ходе обсуждения полученных результатов;

- доступность игры означает, что любая дидактическая игра должна быть      проста и понятна;

- принцип наглядности выражает наличие необходимого для дидактической игры наглядного обеспечения (таблицы, схемы, карточки, разные предметы и т. д.);

- занимательность и эмоциональность игры усиливают познавательный интерес к игре и познавательную активность в процессе подготовки, участия и завершения игры;

- принцип индивидуальности отражает сугубо личное отношение человека к игре, в которой развиваются те или иные качества, имеющие вполне определенную ценность как и для игрока, так и для его личности и профессионального роста. Это означает, что в каждой дидактической игре должно быть место для проявления и развития чисто индивидуальных качеств самовыражения и самоутверждения игрока;

- коллективность отражает совместный характер взаимосвязанной и взаимозависимой игровой деятельности в группах или командах, где каждый представляет собой индивидуальность. Дидактическая игра, как коллективная деятельность индивидуалов, способствует развитию товарищеских взаимоотношений, учит мыслить и действовать сообща, убеждает в необходимости и эффективности коллективной работы;

- целеустремленность игрока отражает не только известный закон единства цели для игрока и его соперника, но и то, что личные цели игрока должны совпадать с общими целями команды. Это один из важнейших принципов построения и проведения дидактической игры;

- самодеятельность и самостоятельность игрока в игре – это не одно и то же; в первом случае речь должна идти о самовольном проявлении личного почина в коллективной игре; во – втором – главный смысл самостоятельности игрока заключается в том, что цель дидактической  игры  является системообразующим элементом его «самовольной» деятельности и несет в себе функцию управления ею.

- состязательность и соревнование в дидактической игре основаны на результативности игровой деятельности и выражает собой основные виды побуждений учащихся  к участию в игре. Без соревнования нет игры и духом открытого состязания пропитана вся игра. Соревнование и самосостязательность побуждают к активной самостоятельной деятельности и мобилизуют весь потенциал физических, интеллектуальных и душевных сил человека;

- результативность отражает осознание итогов действий как конкретных достижений личности.  Это основополагающий принцип игры, истина, которая позволяет представить дидактическую игру как продуктивную творческую деятельность игрока и команды;

- принцип проблемности в дидактической игре выражает логико-психологические  закономерности мышления в интеллектуально-эмоциональной борьбе. Весь ход игры включает в себя процессы планирования, организации и разрешения проблемных ситуаций, возникших в мышлении игрока, преследующего цель в условиях противодействия соперника. Принцип проблемности заключается в том, что сама игра создает условия для возникновения и разрешения проблемных ситуаций.

Виды дидактических игр:

Игры-путешествия.

Игры-поручения.

Игры-предположения.

Игры-загадки.

Игры-беседы.

Настольно-печатные.

Словесные.

Сюжетно-ролевые.

Предметные.

Игры-упражнения.

Игры-соревнования.

Познавательные.

Игры с правилами.

Коллективные дидактические игры.

Длительные совместные игры со сверстниками.


Использование дидактических игр на уроках математики

Дидактические игры целесообразно использовать на различных этапах урока:

при организации внимания детей к работе;

при активизации устного счёта;

при изложении нового материала;

при закреплении математического словаря;

при организации самостоятельной работы;

при проверке результатов обучения.

Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации. В первую очередь коллективные игры следует разделять по дидактическим задачам урока. Это прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие.

Обучающая дидактическая игра

Обучающей является та игра, в которой учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании учебного материала.

Контролирующая дидактическая игра

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная подготовка по предмету.

Обобщающая дидактическая игра

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.  

В ходе игры на уроке математики учащиеся не заметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в освоении учебного материала.

Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.

Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.

Очень многие дидактические игры заключают в себя вопрос, задание, призыв к действию, например: “Кто быстрее ?”, “Не зевать !”, “Отвечай сразу.”, “Кто вернее ?” и так далее.

Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.

Многие игры и упражнения можно строить на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.

Продумывая задачи и со­держание игр с правилами, необходимо постепенно усложнять их. Нельзя шаблонизировать дидактические игры, необходимо давать простор детс­кой инициативе и творчеству.

Следовательно, включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки по математике.



Вывод:

Основа дидактической игры - ее познавательное содержание. Она заключается в усвоении знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой. Дидактическая игра имеет определенный результат - решение поставленной задачи и оценивание действий учащихся.

Дидактическая игра – это самостоятельный вид развивающей деятельности, в которой осознается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления активности, личного творчества, самовыражения, самопознания, самораскрытия с опорой на разум, главная сфера общения детей.
В дидактических играх развивается настойчивость, стремление к успеху, совершенствуется мышление, память. Эти игры заставляют думать, предоставляют ученику возможность проверить и развивать свои способности.
Игра помогает учителю найти общий язык с детьми, а детям постичь знания без стрессов и с интересом. В игре происходит развитие мотивации, чувства коллективизма.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение дидактических игр на уроках математики является эффективным средством, стимулирующим деятельность учащихся, развивающим интерес к предмету. Игра не только активизирует мыслительную деятельность детей, повышает их работоспособность, но и воспитывает у них лучшие человеческие качества: чувство коллективизма и взаимовыручки.

Приложение. Дидактические игры на уроках математики.

Дидактическая игра «Супервычислитель» 

по темам («Сложение и вычитание десятичных дробей», «Умножение и деление десятичных дробей»).

Цель игры: повышение интереса учащихся к математике; повторение и закрепление знаний, полученных на прошлых уроках.

Задачи игры: расширение кругозора и математической культуры учащихся; создание деятельной, творческой обстановки в процессе игры, благотворно влияющей на эмоциональность, психику учащихся; совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной форм работы с учащимися.

Ход игры. Учитель объявляет, что на следующем занятии будет проходить игра под названием «Супервычислитель». Каждый ученик должен подобрать по данной теме три-четыре примера для устного счета. Класс делится на три команды. В каждой команде выбирается «вычислитель», который будет защищать честь своего коллектива. Примеры для устного счета предлагают «вычислителю» члены других команд до тех пор, пока он не собьется. Затем его сменяет другой ученик из той же команды, и игра продолжается. Число «вычислителей» для одного тура определяется по договоренности. Побеждает команда, в которой было наименьшее число «вычислителей», решивших наибольшее количество примеров. Среди «вычислителей» устанавливается также личное первенство. Такая игра проводилась обычно в начале урока и служила своеобразной разминкой для дальнейшей работы.


Дидактическая игра «Смекалистый».

Цель игры: повышение интереса учащихся к математике, повторение и закрепление знаний, приобретаемых на уроках.

Задачи игры: расширение кругозора и математической культуры учащихся; создание деятельной, творческой обстановки в процессе игры; использование дифференцированных заданий, позволяющих даже “слабым” учащимся проявить свои способности и активно участвовать в мероприятии.

Ход игры. Употребляя цифру 7 по 4 раза, знаки действий и скобки, представьте все числа от 1 до 10 включительно. (Задание дается обеим командам). За каждый правильный ответ по 1 баллу.)

Решение.

7 – 7 + 7 : 7 = 1

7 : 7 + 7 : 7 = 2

(7 + 7 + 7) : 7 = 3

77 : 7 – 7 = 4

7 - (7 + 7) : 7 = 5

(7 7 - 7) : 7 = 6

(7 - 7) .7 + 7 = 7

(7 7 + 7) : 7 = 8

(7 + 7) : 7 + 7 = 9

(77 - 7) : 7 = 10

Знаки действий и скобки в заданиях не проставлены.




Лирические минутки на уроках математики.

Стихотворения и сказки математической тематики могут быть использованы на уроках математики для облегчения запоминания некоторых формул, для иллюстрации применения изучаемого материала, для сообщения темы и целей урока, для изложения материала в нетрадиционной форме, для поддержания интереса к уроку.

Включение лирических минуток в урок математики является нетрадиционным моментом. Поэтическая речь воздействует на воображение, ассоциативное мышление, обусловливает внутреннюю активность.

Стихотворения и сказки могут быть использованы на различных этапах урока математики.

Запоминание формул:

А я знаю площадь круга,

И тому я очень рад!

Научу-ка я и друга:

St1605610726aa.gif

Запоминание правил:

Чтоб две дроби сложить,

Долго думать не надо:

Просто их напиши

Разряд под разрядом.

Дальше складывай числа,

А совет мой такой-

Пиши запятую под запятой.

Сообщение цели урока:

Сегодня мы на уроке должны…

В памяти восстановить….

И к решению задач применить...

Постановка учебной проблемы:

Ситуации в жизни такие:

Либо сложные, либо простые.

Три соседа-мужика-

Фёдор, Яков и Лука,

Чтоб всегда с водою жить,

Стали свой колодец рыть.

Но Лука вдруг говорит:

«Ведь момент один забыт!

Нужно длины всех дорог

От колодца на порог

Сделать равными, друзья!

Допускать обид нельзя!»

Можно ль это сделать им

И смекни, путём каким.


t1605610726ab.png«Сосчитай треугольники!»

Часто знает и дошкольник,

Что такое треугольник,

А уж вам-то как не знать!

Но совсем другое дело –

Быстро, точно и умело

Треугольники считать.

Например, в фигуре этой

Сколько разных? Рассмотри!

Все внимательно исследуй

И по краю, и внутри! (10 треугольников)


Изучение геометрических фигур:

Геометрия.

Удивительная страна - Геометрия!

Фигуры и линии в ней живут,

Меряют, чертят и узнают:

Периметр, площадь, длину, ширину,

Диаметр, радиус и высоту.

Скорей собирай своих знаний багаж!

Готовь поскорее простой карандаш!

Веселые конкурсы ждут нас, друзья!

Пора отправляться: В дорогу пора!


Стихотворения о гео­метрических фигурах:

Ты на меня, ты на меня, ты на него - Хоть стороны мои

На всех на нас смотри. Попарно и равны,

У нас всего, у нас всего, И параллельны,

У нас всего - по три. Всё ж я в печали,

(Треугольник ) Что не равны мои диагонали,

Он давно знакомый мой: Да и углы они не делят пополам.

Каждый угол в нем прямой, А кто я, догадайся сам!

Все четыре стороны - (Параллелограмм)

Одинаковой длины А у меня равны диагонали,

Вам его представить рад, Вам подскажу я, чтоб меня

А зовут его... узнали.

(Квадрат.) И хоть я не зовусь квадратом,

Есть начало у меня, Считаю я себя квадрату братом!

Не видать лишь конца. (Прямоугольник)

(Луч.) Мои хотя и не равны диагонали,

На меня ты посмотри По значимости всем я уступлю

И меня ты назови. едва ли.

Что за линия я - Ведь под прямым углом они

Без начала и конца? пересекаются

(Прямая) И каждый угол делят пополам.

Я - фигура, есть центр у меня. (Ромб)

И каждая точка моя

От центра одинаково удалена.

Красив и ровен я, посмотри,

Как называюсь я? Скажи.

(Круг.)

Четыре вершины, четыре угла,

У каждого есть своя сторона.

Противоположные стороны

Быть могут равны,

А могут быть - и разной длины.

(Четырехугольник).

Многие стихотворения могут использоваться в различных ситуациях по-разному. Можно читать их полностью, когда идёт изучение нового материала, или делать паузы в местах, где дети должны вставить нужное слово или формулу при повторении изученного.

Загадки

Вырабатывают умение сопоставлять и сравнивать предметы, тренируют ум, развивают наблюдательность. С их помощью можно провести актуализацию учебного материала.


/ 12 братьев друг за другом ходят, друг от друга не отходят. Что это за братья? (месяцы)

/ Что за семь братьев годами равные, именами разные? ( дни недели)

/ Что появляется под глазами очень усталого человека? (круги)

/ Сын моего отца, а мне не брат. Кто это? (я сам)

/ Кто в году четыре раза переодевается? (земля)

/Какая бывает молния? (шаровая)

/Как называется распространённый тип авторучки? (шариковая)

/ Назовите воздухоплавательное средство передвижения? (воздушный шар)

/ Какую форму имеют витамины? (шарообразную)

/ Какую форму имеют запрещающие знаки на дорогах? (круг)

/ Каким бывает и полный дурак, и отличник, и сирота? (круглый …)

/ Черно-белый участок шахматной доски? (квадрат)

/ Стоимость одной вещи при продаже, обмене? (цена)

/ Слово, обозначающее потребность человека? (надо)

/ Слово, обозначающее желание человека? (хочу)

/ Предмет, который продаётся и покупается? (товар)

/ То, без чего не выловишь и рыбку из пруда? (труд)

/Какая геометрическая фигура является частью прямой? (луч)

/ Цифровой знак, показывающий отсутствие величины? (0)

/ Назовите математические растения….. ( тысячелистник, столетник, золототысячник)

/ В какие цифры люди одеваются? ( в костюмы: – тройку, - двойку)

/Какие цифры пишут лётчики в небе? (восьмёрки)

/ Какой математический закон известный всем с младших классов, стал популярной пословицей? (От перемены мест слагаемых сумма не изменяется)

/ На какой угол поворачивается солдат по команде «кругом»? (1800)

/ Какая геометрическая фигура нужна для наказания детей? (угол)

/ Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? (лучи)

/ Какая цифра всегда катается в электричке? (элек-три-чка)

/Что используют при счёте? (цифры)

/ Задаю вопрос и получаю ? (ответ)


Ребусы, примеры – загадки

Примеры, требующие рассуждения, поиска


_2 * 7 _2 9 7 + * 3 * +6 3 7

* 6 * 1 6 9 3 * 3 3 6 3

1 2 8 1 2 8 * 0 0 0 10 0 0



_ 5* 6 +7 * -89 9 + 24 _62 9 _39 6 +* 8 -7*

** * * 8 ** 9 ** ** 6 ** * 2* *2

2 96 * 70 * 3 54 18



-6* +2* -** 9 -** 7 _3*8 +2** +28* _*2*

*3 *3 ** 2 *1 * 6* *47 3*6 1*7

17 68 3 6 *29 362 *02 805



Х*97 +345 -768 Х6* -** 8

* *** *** * *0 *

5*1 827 349 455 4





Головоломки


/ Жук. По пяти направлениям составить из чисел от 3 до 9 сумму 18.

/ Плюс. По двум направлениям составить из чисел 1,2,3,4,5 сумму 10.

/ Сеть. По семи направлениям составить из чисел от 1 до 9 одинаковую сумму 15.




Жук Плюс Сеть

t1605610726ad.gift1605610726ad.gift1605610726ad.gift1605610726ad.gift1605610726ad.gif

t1605610726ad.gif4 3 1 6 – 7 - 2

t1605610726ad.gift1605610726ad.gif

5t1605610726ad.gift1605610726ad.gift1605610726ad.gift1605610726ad.gift1605610726ad.gift1605610726ad.gift1605610726ad.gif - 6 - 7 3 - 5 - 2 1 - 5 - 9

t1605610726ad.gift1605610726ad.gift1605610726ad.gift1605610726ad.gift1605610726ad.gift1605610726ae.gif

9 8 4 8 - 3 - 4


18 10 15


t1605610726af.png

t1605610726ag.pngt1605610726ah.pngt1605610726ai.png


/ Как разделить циферблат на 6 участков любой формы, чтобы сумма чисел, попавших на каждый участок, была одинаковой?


t1605610726aj.png


Сколько палочек надо переложить, чтобы из одной фигуры получить другую?

t1605610726ak.png


Задания на смекалку.


/ Не вычисляя, скажи, какое произведение больше.

1) 7 х 8 х 9

2) 9 х 8 х 6

3) 8 х 9 х 10

Почему?


/Найди, не вычисляя наименьшую сумму.

38 + 46 + 12 + 4

43 + 29 + 3 +11

15 + 6 + 30 + 45

Докажи.


/Бревно длиной 10 м нужно распилить на 10 равных частей. На то, чтобы отпилить одну часть требуется 3 мин. Сколько времени уйдёт на выполнение всей работы?


/ Начерти три таких четырёхугольника. В каждом из них проведи один отрезок так, чтобы он разделил четырёхугольник:

а) на два треугольника;

б) на треугольник и прямоугольник;

в) на квадрат и четырёхугольник.

t1605610726al.png

/Найди лишнее выражение.

24х2 2х25

3х16 12х4

8х6


/ Составь все возможные трёхзначные числа, используя цифры 2,7,5 и не повторяя одну и ту же цифру в записи одного числа.


/ Определи без измерений, где чей прямоугольник, если Витя начертил прямоугольник, который по площади на 2см2 меньше, чем прямоугольник у Кости, но в 2 раза больше, чем у Севы.

t1605610726am.png



/ а)Начерти такие четырёхугольники и дополни каждый из них до прямоугольника.

t1605610726an.png



б) Найди площади полученных прямоугольников.

в) Найди периметры этих прямоугольников.


/ Найди разными способами площадь фигуры.

t1605610726ao.png


/ Оля, Петя и Катя принесли к столу 3 вазы с фруктами. В вазах у Оли и Пети было по 3 яблока. В вазах у Оли и Кати – по 6 груш. Кто какие вазы принёс?

t1605610726ap.png

Задачи с цифрами.


Во всех задачах требуемое целое число нужно выразить через некоторое количество заданных цифр. При этом можно использовать только четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление, а также – скобки. В результате вычислений не должны получаться отрицательные и дробные числа.

Пример. Вырази число 100 пятью пятёрками (без скобок).

Ответ: 100=5х5х5-5х5.

Или другой пример: Напиши число 7 четырьмя

шестёрками.

Ответ: 7=(6х6+6):6


Задачи с пятёрками

Напиши число 4 тремя пятёрками. / 4=5-5:5

Вырази число 7 посредством четырёх пятёрок. / 7=5+(5+5):5

Представь число 9 с помощью пяти цифр 5. / 9=(5х5-5):5+5

Запиши число 16 посредством четырёх пятёрок. / 16=55:5+5

Изобрази число 24 пятью цифрами 5. / 24=(5х5х5-5):5


Задачи с шестёрками

Представь число 2 с помощью четырёх шестёрок

(без скобок). / 2=6:6+6:6

Запиши число 5 тремя шестёрками. / 5=6-6:6

Представь число 14 посредством пяти цифр 6. / 14=6+6+(6+6):6

Вырази число 17 посредством четырёх цифр 6. / 17=66:6+6

Напиши число 25 пятью шестёрками. / 25=6х6-66:6


Тренируем быстроту реакции.


/ Как можно быстрее в каждом ряду подчеркните все цифр кратные той, которая обведена:


10 18 11 15 12 14 48 21 6 23 9 36 40 30 42 6


27 7 49 11 13 30 14 15 6 17 9 22 3


20 17 18 5 6 3 25 32 40 51 15 42 5


24 20 18 8 13 14 12 15 36 32 44 42 4


9 7 8 12 32 15 20 25 24 6 73 84 2


32 10 14 16 18 20 40 42 24 34 8 45 56 2


14 65 42 3 63 7 21 37 35 25 28 44 49 7


18 6 27 53 54 61 68 63 24 45 40 72 5 9


/В задании перед вами 22 числа, постарайтесь разбить их на 11 пар так, чтобы сумма чисел каждой пары равнялась 98. Напри­мер, 34 + 64 = 98. Эту работу вы должны выполнять в уме, записы­вая лишь ответы. Подумайте, как ускорить выполнение этой рабо­ты? Как действовать наиболее рационально?

34, 19, 72, 85, 87, 29, 38, 65, 84, 55, 47,

64, 79, 26, 13, 11, 69, 60, 33, 14, 43, 51.

Ни одно число в паре не повторяется. Подумайте также, сколько всего таких пар неповторяющихся чисел, сумма которых равна 98, можно составить. Ответ обоснуйте.


Цифровые диктанты


Предлагается утверждения, которые могут быть верны, а могут и нести неправильную информацию. Если вы согласны с утверждением — поставьте напротив него цифру «1», а если нет — «О». Результаты ответов составят числа, которые надо затем внести в итоговый ответ.

Я утверждаю, что:

Точка - основная геометрическая фигура.

Дно стакана квадратное.

Отрезок бывает длинный и короткий.

Угол – фигура, которая состоит из точки (вершина) и двух различных полупрямых.

Диагонали квадрата не равны.

При построении окружности используют транспортир.

У квадрата все углы разные.

Сумма смежных углов равна 900 .

Умножение – действие, обратное делению.

При сложении получается разность.

У бочки дно круглое.

У треугольника есть стороны и углы.

При счёте используют цифры

Четырёхугольник, у которого противолежащие стороны параллельны называется параллелограмм.

Периметр – сумма всех сторон.

Деление – действие обратное умножению.

Каждый угол имеет градусную меру.

Развёрнутый угол равен 1800.

Итоговый ответ:………………………………………………

Лабиринты

t1605610726aq.png

t1605610726ar.jpgt1605610726as.png


t1605610726at.pngt1605610726au.png

t1605610726av.png


​​​​​​​Математические кроссворды

Кроссворд

Решая примеры, ответы вписывай в клеточки кроссворда.




 1

 2




 3









 4

















По горизонтали: 1. 8х6= По вертикали: 2. 29+52 =

3. 93-69 = 3. 72-45=

6. 25+39= 4. 9х6=

7. 4х9= 5. 61-48=


Кроссворд «Сколько ножек у стола?»

В этом кроссворде правильные ответы нужно вписать словами.












 2






 3









 4







 5







 6








Сколько: 1. Крыльев у птицы?

2. Хоботов у слона?

3. Лапок у пчелы?

4. Ножек у стола?

5. Дней в неделе?

6. Пальцев на руке?


Кроссворд «Для отличников»

Реши примеры, впиши ответы в клеточки кроссворда и ответь, почему он так называется.







 3


 4

 5





 6








 8







По горизонтали: 1. 19+36= По вертикали: 2. 37+18=

4. 91-36 = 3. 72-17=

6. 22+33= 5. 13+42=

8. 84-29= 7. 94-39=


Программированные задания


Программированные задания составляются таким образом, что ученик выполняет задания самостоятельно, находит ответ, сравнивает его с группой данных ему ответов, среди которых есть и ответ к данному заданию. Если ответ не совпадает с данными, то ученик предпринимает попытку его решить снова. Формы подкрепления правильности решения примеров, задач могут быть разными.


1.Дано

Примеры

Ответы

Цифры

375 + 586

276

1

1000 - 477

523

2

840 х 20

790

3

380 : 5

961

4

780 + 40 : 4

1680

5

Учащиеся, кроме задания решить примеры, получают ответы с указанием цифр.

Ученик, решив пример, сверяет ответ с данными ответами.

Записывает ответ, а на полях указывает шифр.


2. На карточках записывается программированное задание

2t1605610726aw.gif 4,05 х 10 =

Возможны ответы:

24,050; 24,0510; 24,05; 240,50;


3.

t1605610726ax.gift1605610726ay.gif= 1

t1605610726az.gift1605610726ba.gift1605610726ay.gif

t1605610726bb.gift1605610726bc.gift1605610726bd.gif

t1605610726be.gift1605610726bf.gift1605610726bg.gif


Правильно решённый пример позволяет подняться на ступеньку выше.


4. Игра «Расшифруй»

На доске (до урока буквы закрыты)

100 : 5 = Д 180 х 4 = Г 480 : 12 = Е

780 : 3 = Ь 940 – 16 = И 70 + 13 = Н

Решить эти примеры расположить их в порядке возрастания чисел.

Какое слово получили? (деньги)





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.