12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фокина Лидия Петровна39697
Россия, Новосибирская обл., ст. Евсино
Материал размещён в группе «Программа ''Школа России''»

Фокина Лидия Петровна А. И. Куприн «Барбос и Жулька» Литературное чтение, 4 класс

Тема: А.И. Куприн. «Барбос и Жулька»

Цель: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством А.Куприна

Задачи:

раскрыть смысл рассказа Куприна «Барбос и Жулька», смысл дружбы и верности;

учить анализировать поступки героев;

прививать любовь к животным

Ход урока 1

Эмоциональный настрой

Работа со скороговорками. Пятиминутное чтение

СЛАЙД 2 - 4

Проверка домашнего задания

Дети получают карточки с предложениями из текста, некоторые слова изменены. Дети должны определить, есть такое в тексте или нет. Если есть, они ставят ПЛЮС, если нет, они ставят МИНУС.

ФИ учащегося: ……………………………………………..

Герой рассказа подходит к Светлому озеру в дождливый день.

+

Встретила героя рыжая собачонка.

-

Собачонку звали Соболько.

+

Собака осторожно обнюхала сапоги и только потом завиляла хвостом.

+

В избушке героя встретил хозяин.

-

Сняв сапоги, я развесил охотничьи доспехи по стенке.

-

Хозяина избушки звали Тарас.

+

Он плыл, стоя на ногах, и ловко работая вёслами.

-

Перед его лодкой плыла дикая утка.

-

Ступай домой, гуляка!

+

Отметка: …………………….

Введение в тему. Актуализация знаний

1. Работа с пословицами и поговорками.

Учитель:

СЛАЙД 5

Прочитайте пословицы и объясните их смысл.

Легко подружиться, тяжело разлучиться.

Кто не испытал дружбы, тот не жил.

Будь верен до смерти.

При верном псе и сторож спит.

2. Вводная беседа.

Учитель:

Сегодня мы прочитаем рассказ о дружбе ... собачьей. На­писал его ...

Учащиеся:

Александр Иванович Куприн

Учитель:

Что вы помните об этом писателе? Какой рассказ читали в 3-м классе?

Учащиеся:

«Слон»

3.Слово учителя о писателе.

СЛАЙД 6

Куприн Александр Иванович родился 7 сентября 1870 г. в городе Наровчат Пензенской губернии. В годовалом возрасте потерял отца, умершего от холеры. Мать в 1874 г. приехала в Москву и из-за тяжелого материального положения была вынуждена отдать сына в сиротское училище, В 1880 г. Куприн поступил во 2-ю Московскую военную Гимназию (с 1882 г. ка­детский корпус), а в 1888 г. - в московское Александровское военное училище. Первые литературные опыты он предпринял во время учебы в кадетском корпусе, а в 1889 г. увидел свет его рассказ «Последний дебют» (за который автор получил в училище дисциплинарное взыскание). В 1890-1894гг. Куприн в чине подпоручика проходил службу в Подольской губернии.

Выйдя в отставку, поселился в Киеве, в 1901 г. перебрался в Петербург, а затем в Севастополь. В течение десятилетия от­ставной офицер жил в постоянной нужде, перебиваясь случай­ными заработками. Однако именно в эти годы происходило становление Куприна как писателя, чему в немалой степени способствовала его дружба с И.А. Буниным, А.П. Чеховым и М. Горьким. Тогда были написаны повести «Молох» (1896 г.), «Поединок» (1905 г.), «Яма» (1909-1915 гг.), рассказ «Грана­товый браслет» (1911 г.). В 1909 г. талант Куприна был отмечен Пушкинской премией. Писатель активно участвовал в обще­ственной жизни: в 1905 г. он помог скрыться от преследования полиции группе матросов с мятежного крейсера «Очаков». В начале Первой мировой войны Кудрин добровольцем отпра­вился па фронт, а после демобилизации по состоянию здоровья в 1915 г. организовал в собственном доме госпиталь для раненых. Февральскую революцию 1917 г. писатель встретил с радостью, сблизившись с партией эсеров, но события Октября 1917 г. и последовавшая за ними Гражданская война разочаро­вали его. Куприн примкнул к армии Н.Н. Юденича, а в 1920 г. уехал во Францию. Самым значительным произведением, со­зданным в эмиграции, стал автобиографический роман «Юн­кера» (1928-1932 п.). Тоска по родине заставила Куприна в 1937 г. вернуться в СССР, где известного писателя встретили довольно благосклонно. Но прожил он в Советской России недолго. Скончался 25 августа 1938 г. в Ленинграде. Похоро­нен на Волковом кладбище.

Физкультминутка

Знакомство с рассказом «Барбос и Жулька»

1. Словарно-лексическая работа.

Учитель:

Объясните значение слов:

СЛАЙД 7

СТАЛАКТИТ - имеющий форму сосульки, спуска­ющейся с потолка пещеры, известковый нарост, об­разованный просачивающимися каплями.

СЛАЙД 8

ПРИЗЕМИСТЫЙ - 1) малорослый и плотный по сложению; . 2) маленький, низкий.

ФЛИРТ - любовная игра, кокетство.

ЛИЦЕМЕРНЫЙ - отличающийся лицемерием, ис­полненный лицемерия.

ЛИЦЕМЕРИЕ - поведение, прикрывающее неиск­ренность, злонамеренность притворным чистосерде­чием, добродетелью.

СЛАЙД 9

ФЕСТОН - один из выступов зубчатой каймы по кра­ям штор, занавесок, отделки женского платья, белья.

СЛАЙД 10

КАРЬЕР - самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.

ПОДПАЛИНА - рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.

ТРИУМФАЛЬНЫЙ - триумф - блестящий успех, торжество.

СЛАЙД 11

ЛАВРЫ - ветви лаврового дерева, венок из них - сим­вол победы, славы, награды. (Увенчать лаврами побе­дителя. Пожинать лавры (перенос.) - пользоваться плодами успехов.).

Учитель:

СЛАЙД 12

Подберите синонимы к словам:

Льстивый

Учащиеся:

Вкрадчивый, лас­кательный

Учитель:

Мучение

Учащиеся:

Страдание, терзание, пытка, мытар­ство, маета

Учитель:

Подберите антонимы к словам:

Сходство

Учащиеся:

Различие, разни­ца

Учитель:

Взволнован

Учащиеся:

Спокоен

2. Чтение рассказа учителем и учащимися.

После паузы учитель задает вопрос

Учитель:

Ваши впечатления от прочитанного?

Учащиеся:

……..

Итог урока

Учитель:

СЛАЙД 13

Какие из пословиц, рассмотренных в начале урока, мож­но отнести к нашему рассказу?

Учащиеся:

…………

8. Рефлексия

Учитель:

СЛАЙД 14

Продолжите фразы:

На уроке я узнал ….

На уроке мне понравилось ….

На уроке меня поразило ….

Домашнее задание: перечитать рассказ, подготовиться к работе над его содержанием на следующем уроке и хорошо знать значения слов, рассмотренных на урок

Ход урока 2

Эмоциональный настрой

Проверка домашнего задания

Ребятам предлагается кроссворд, который они должны разгадать.

                             
             

1

 

 

 

 

 

 

 
           

2

 

 

 

 

 

     
             

3

 

 

 

 

 

 

 
           

4

 

 

 

 

 

 

   
         

5

 

 

 

 

 

       

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         
                             

Самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.

Слуга, работник, который правит лошадьми в экипаже.

Крайний, неудержимый страх.

Блестящий успех, торжество.

Любовная игра, кокетство.

Рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.

                             
             

1

к

а

р

ь

е

р

 
           

2

к

у

ч

е

р

     
             

3

п

а

н

и

к

а

 
           

4

т

р

и

у

м

ф

   
         

5

ф

л

и

р

т

       

6

п

о

д

п

а

л

и

н

а

         
                             

Речевая разминка

СЛАЙД 15

Знакомый

Сегодня вышел я из дома.

Пушистый снег лежит кругом.

Гляжу - навстречу мой знакомый

Бежит по снегу босиком.

И вот мы радости не прячем

Мы - неразлучные друзья.

Визжим и прыгаем, и скачем

И он, и я, и он, и я!

(В. Берестов.)

Проектор можно выключить

1. Отработка навыков разных видов чтения.

- Прочитайте стихотворение птичьим базаром.

- Прочитайте, разделяя слова на слоги.

- Прочитаем шепотом.

- Прочитайте громко.

- Прочитайте с ускорением.

- Прочитайте выразительно.

2. Беседа по содержанию стихотворения.

Учитель:

Догадались ли вы, о каком знакомом идет речь?

Учащиеся:

О собаке

Учитель:

О чем хотел рассказать нам автор?

Учащиеся:

Как хорошо иметь друзей

Учитель:

Сегодня мы продолжим работу над текстом «Барбос и Жулька».

Работа над рассказом

Учитель:

Найдите описание собак.

Учащиеся:

….

Учитель:

Как вы думаете, почему автор так подробно описал собак?

Учащиеся:

….

Учитель:

Охарактеризуйте Барбоса. Приведите цитаты из текста.

Учащиеся:

….

Учитель:

Охарактеризуйте Жульку. Докажите цитатами из текста.

Учащиеся:

….

Учитель:

Какие отношения сложились между собаками? Докажите выдержками из текста.

Учащиеся:

…..

Физкультминутка

Закрепление материала

1. Беседа по содержанию рассказа, выборочное чтение.

Учитель:

Почему рассказ из жизни собак трогает нас?

Учащиеся:

….

Учитель:

Как вы думаете, почему Жулька умерла?

Учащиеся:

Учитель:

Как окружающие относились к собакам?

Учащиеся:

Учитель:

Кто лучше всех понимал их?

Учащиеся:

Учитель:

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Найдите эпизод, раскрывающий ее, прочитайте выразительно.

Учащиеся:

….

2.Подготовка к пересказу.

Учитель:

Составьте план текста.

Работа в парах

Учитель:

Проверим, как вы составили план. Прочитайте его.

Учащиеся зачитывают полученные планы

Учитель:

Теперь послушаем пересказ текста.

Итог урока

Учитель:

Чему учит нас рассказ?

Обратить внимание на предложение, относящееся к описанию характера Жульки. «Право же, в ней в эти момен­ты было гораздо меньше собачьего, чем в иных почтенных че­ловеческих лицах во время хорошего обеда».

Рефлексия

Учитель:

Продолжите фразы:

На уроке я узнал ….

На уроке мне понравилось ….

На уроке меня поразило ….

Домашнее задание: подготовить творческий пересказ от имени Барбоса, заполнить таблицу; индивидуальное задание - подготовить рассказ о со­роках.

Выбери характеристику для героев и отметь «+»

п/п

Характеристика

Барбос

Жулька

1

Невелик ростом

+

+

2

Деликатная, застенчивая вежливость

 

+

3

Сходство с белым пуделем

+

 

4

Никогда не попрошайничала

 

+

5

Имеет смутные понятия о праве собственности

+

 

6

Светлые и умные глаза

 

+

7

Гладкая чёрная шерсть

 

+

8

Не отличался аккуратностью в туалете

+

 

9

Уши превращались в причудливые фестоны

+

 

10

Жёлтые подпалины над бровями

 

+

Используемые источники:

Картинки и скороговорки из книги «Повторяй-ка!»: Скороговорки. М. : ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, 1998.

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2011, 223 с. (Школа России)

Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. М.: ВАКО, 2006, 240 с. (В помощь школьному учителю)

Интернет источники:

А. И. Куприн http://www.poseti-nn.ru/images/news/346.jpg

Сталактит http://tolkovyi- slovar.ru/i/img1/stalaktity/image-15667.jpg

Фестон http://www.vira.ru/upload/iblock/883/2703.jpg

Венок http://www.stihi.ru/pics/2011/05/29/3592.jpg


А. И. Куприн «Барбос и Жулька»
ZIP / 578.34 Кб

Опубликовано в группе «Программа ''Школа России''»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.