12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Фокина Лидия Петровна39697 Россия, Новосибирская обл., ст. Евсино Материал размещён в группе «Программа ''Школа России''» |
Урок по чтению в 4 классе «А. И. Куприн «Барбос и Жулька»»
Фокина Лидия Петровна А. И. Куприн «Барбос и Жулька» Литературное чтение, 4 класс
Тема: А.И. Куприн. «Барбос и Жулька»
Цель: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством А.Куприна
Задачи:
раскрыть смысл рассказа Куприна «Барбос и Жулька», смысл дружбы и верности;
учить анализировать поступки героев;
прививать любовь к животным
Ход урока 1
Эмоциональный настрой
Работа со скороговорками. Пятиминутное чтение
СЛАЙД 2 - 4
Проверка домашнего задания
Дети получают карточки с предложениями из текста, некоторые слова изменены. Дети должны определить, есть такое в тексте или нет. Если есть, они ставят ПЛЮС, если нет, они ставят МИНУС.
ФИ учащегося: ……………………………………………..
Герой рассказа подходит к Светлому озеру в дождливый день. | + |
Встретила героя рыжая собачонка. | - |
Собачонку звали Соболько. | + |
Собака осторожно обнюхала сапоги и только потом завиляла хвостом. | + |
В избушке героя встретил хозяин. | - |
Сняв сапоги, я развесил охотничьи доспехи по стенке. | - |
Хозяина избушки звали Тарас. | + |
Он плыл, стоя на ногах, и ловко работая вёслами. | - |
Перед его лодкой плыла дикая утка. | - |
Ступай домой, гуляка! | + |
Отметка: …………………….
Введение в тему. Актуализация знаний
1. Работа с пословицами и поговорками.
Учитель:
СЛАЙД 5
Прочитайте пословицы и объясните их смысл.
Легко подружиться, тяжело разлучиться.
Кто не испытал дружбы, тот не жил.
Будь верен до смерти.
При верном псе и сторож спит.
2. Вводная беседа.
Учитель:
Сегодня мы прочитаем рассказ о дружбе ... собачьей. Написал его ...
Учащиеся:
Александр Иванович Куприн
Учитель:
Что вы помните об этом писателе? Какой рассказ читали в 3-м классе?
Учащиеся:
«Слон»
3.Слово учителя о писателе.
СЛАЙД 6
Куприн Александр Иванович родился 7 сентября 1870 г. в городе Наровчат Пензенской губернии. В годовалом возрасте потерял отца, умершего от холеры. Мать в 1874 г. приехала в Москву и из-за тяжелого материального положения была вынуждена отдать сына в сиротское училище, В 1880 г. Куприн поступил во 2-ю Московскую военную Гимназию (с 1882 г. кадетский корпус), а в 1888 г. - в московское Александровское военное училище. Первые литературные опыты он предпринял во время учебы в кадетском корпусе, а в 1889 г. увидел свет его рассказ «Последний дебют» (за который автор получил в училище дисциплинарное взыскание). В 1890-1894гг. Куприн в чине подпоручика проходил службу в Подольской губернии.
Выйдя в отставку, поселился в Киеве, в 1901 г. перебрался в Петербург, а затем в Севастополь. В течение десятилетия отставной офицер жил в постоянной нужде, перебиваясь случайными заработками. Однако именно в эти годы происходило становление Куприна как писателя, чему в немалой степени способствовала его дружба с И.А. Буниным, А.П. Чеховым и М. Горьким. Тогда были написаны повести «Молох» (1896 г.), «Поединок» (1905 г.), «Яма» (1909-1915 гг.), рассказ «Гранатовый браслет» (1911 г.). В 1909 г. талант Куприна был отмечен Пушкинской премией. Писатель активно участвовал в общественной жизни: в 1905 г. он помог скрыться от преследования полиции группе матросов с мятежного крейсера «Очаков». В начале Первой мировой войны Кудрин добровольцем отправился па фронт, а после демобилизации по состоянию здоровья в 1915 г. организовал в собственном доме госпиталь для раненых. Февральскую революцию 1917 г. писатель встретил с радостью, сблизившись с партией эсеров, но события Октября 1917 г. и последовавшая за ними Гражданская война разочаровали его. Куприн примкнул к армии Н.Н. Юденича, а в 1920 г. уехал во Францию. Самым значительным произведением, созданным в эмиграции, стал автобиографический роман «Юнкера» (1928-1932 п.). Тоска по родине заставила Куприна в 1937 г. вернуться в СССР, где известного писателя встретили довольно благосклонно. Но прожил он в Советской России недолго. Скончался 25 августа 1938 г. в Ленинграде. Похоронен на Волковом кладбище.
Физкультминутка
Знакомство с рассказом «Барбос и Жулька»
1. Словарно-лексическая работа.
Учитель:
Объясните значение слов:
СЛАЙД 7
СТАЛАКТИТ - имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост, образованный просачивающимися каплями.
СЛАЙД 8
ПРИЗЕМИСТЫЙ - 1) малорослый и плотный по сложению; . 2) маленький, низкий.
ФЛИРТ - любовная игра, кокетство.
ЛИЦЕМЕРНЫЙ - отличающийся лицемерием, исполненный лицемерия.
ЛИЦЕМЕРИЕ - поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью.
СЛАЙД 9
ФЕСТОН - один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья.
СЛАЙД 10
КАРЬЕР - самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.
ПОДПАЛИНА - рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.
ТРИУМФАЛЬНЫЙ - триумф - блестящий успех, торжество.
СЛАЙД 11
ЛАВРЫ - ветви лаврового дерева, венок из них - символ победы, славы, награды. (Увенчать лаврами победителя. Пожинать лавры (перенос.) - пользоваться плодами успехов.).
Учитель:
СЛАЙД 12
Подберите синонимы к словам:
Льстивый
Учащиеся:
Вкрадчивый, ласкательный
Учитель:
Мучение
Учащиеся:
Страдание, терзание, пытка, мытарство, маета
Учитель:
Подберите антонимы к словам:
Сходство
Учащиеся:
Различие, разница
Учитель:
Взволнован
Учащиеся:
Спокоен
2. Чтение рассказа учителем и учащимися.
После паузы учитель задает вопрос
Учитель:
Ваши впечатления от прочитанного?
Учащиеся:
……..
Итог урока
Учитель:
СЛАЙД 13
Какие из пословиц, рассмотренных в начале урока, можно отнести к нашему рассказу?
Учащиеся:
…………
8. Рефлексия
Учитель:
СЛАЙД 14
Продолжите фразы:
На уроке я узнал ….
На уроке мне понравилось ….
На уроке меня поразило ….
Домашнее задание: перечитать рассказ, подготовиться к работе над его содержанием на следующем уроке и хорошо знать значения слов, рассмотренных на урок
Ход урока 2
Эмоциональный настрой
Проверка домашнего задания
Ребятам предлагается кроссворд, который они должны разгадать.
1 |
|
|
|
|
|
| ||||||||
2 |
|
|
|
|
| |||||||||
3 |
|
|
|
|
|
| ||||||||
4 |
|
|
|
|
|
| ||||||||
5 |
|
|
|
|
| |||||||||
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
Самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.
Слуга, работник, который правит лошадьми в экипаже.
Крайний, неудержимый страх.
Блестящий успех, торжество.
Любовная игра, кокетство.
Рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.
1 | к | а | р | ь | е | р | ||||||||
2 | к | у | ч | е | р | |||||||||
3 | п | а | н | и | к | а | ||||||||
4 | т | р | и | у | м | ф | ||||||||
5 | ф | л | и | р | т | |||||||||
6 | п | о | д | п | а | л | и | н | а | |||||
Речевая разминка
СЛАЙД 15
Знакомый
Сегодня вышел я из дома.
Пушистый снег лежит кругом.
Гляжу - навстречу мой знакомый
Бежит по снегу босиком.
И вот мы радости не прячем
Мы - неразлучные друзья.
Визжим и прыгаем, и скачем
И он, и я, и он, и я!
(В. Берестов.)
Проектор можно выключить
1. Отработка навыков разных видов чтения.
- Прочитайте стихотворение птичьим базаром.
- Прочитайте, разделяя слова на слоги.
- Прочитаем шепотом.
- Прочитайте громко.
- Прочитайте с ускорением.
- Прочитайте выразительно.
2. Беседа по содержанию стихотворения.
Учитель:
Догадались ли вы, о каком знакомом идет речь?
Учащиеся:
О собаке
Учитель:
О чем хотел рассказать нам автор?
Учащиеся:
Как хорошо иметь друзей
Учитель:
Сегодня мы продолжим работу над текстом «Барбос и Жулька».
Работа над рассказом
Учитель:
Найдите описание собак.
Учащиеся:
….
Учитель:
Как вы думаете, почему автор так подробно описал собак?
Учащиеся:
….
Учитель:
Охарактеризуйте Барбоса. Приведите цитаты из текста.
Учащиеся:
….
Учитель:
Охарактеризуйте Жульку. Докажите цитатами из текста.
Учащиеся:
….
Учитель:
Какие отношения сложились между собаками? Докажите выдержками из текста.
Учащиеся:
…..
Физкультминутка
Закрепление материала
1. Беседа по содержанию рассказа, выборочное чтение.
Учитель:
Почему рассказ из жизни собак трогает нас?
Учащиеся:
….
Учитель:
Как вы думаете, почему Жулька умерла?
Учащиеся:
…
Учитель:
Как окружающие относились к собакам?
Учащиеся:
…
Учитель:
Кто лучше всех понимал их?
Учащиеся:
…
Учитель:
Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Найдите эпизод, раскрывающий ее, прочитайте выразительно.
Учащиеся:
….
2.Подготовка к пересказу.
Учитель:
Составьте план текста.
Работа в парах
Учитель:
Проверим, как вы составили план. Прочитайте его.
Учащиеся зачитывают полученные планы
Учитель:
Теперь послушаем пересказ текста.
Итог урока
Учитель:
Чему учит нас рассказ?
Обратить внимание на предложение, относящееся к описанию характера Жульки. «Право же, в ней в эти моменты было гораздо меньше собачьего, чем в иных почтенных человеческих лицах во время хорошего обеда».
Рефлексия
Учитель:
Продолжите фразы:
На уроке я узнал ….
На уроке мне понравилось ….
На уроке меня поразило ….
Домашнее задание: подготовить творческий пересказ от имени Барбоса, заполнить таблицу; индивидуальное задание - подготовить рассказ о сороках.
Выбери характеристику для героев и отметь «+»
№ п/п | Характеристика | Барбос | Жулька |
1 | Невелик ростом | + | + |
2 | Деликатная, застенчивая вежливость | + | |
3 | Сходство с белым пуделем | + | |
4 | Никогда не попрошайничала | + | |
5 | Имеет смутные понятия о праве собственности | + | |
6 | Светлые и умные глаза | + | |
7 | Гладкая чёрная шерсть | + | |
8 | Не отличался аккуратностью в туалете | + | |
9 | Уши превращались в причудливые фестоны | + | |
10 | Жёлтые подпалины над бровями | + |
Используемые источники:
Картинки и скороговорки из книги «Повторяй-ка!»: Скороговорки. М. : ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, 1998.
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2011, 223 с. (Школа России)
Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. М.: ВАКО, 2006, 240 с. (В помощь школьному учителю)
Интернет источники:
А. И. Куприн
Сталактит http://tolkovyi-