12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Локтионова Елена Анатольевна5355
Учитель ОКОУ "Курская школа" В коррекционной школе работаю 30 лет. Много лет являюсь классным руководителем. Учитель дефектолог - по- первому образованию, по - второму - учитель биологии и химии
Россия, Курская обл., Курск
Материал размещён в группе «Рабочие программы»
1

Адаптированная образовательная программа по биологии, (8 класс)

Адаптированная образовательная программа по биологии

8 класс

Составила учитель биологии ОКОУ "Курская школа" Локтионова Е.А.

Биология

Курс «Биология» в 8 классе включает раздел: «Животные».

В 8 классе обучающиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.

Цели и задачи обучения биологии.

Цели:

- всестороннее развитие обучающихся со сниженной мотивацией к познанию;

- расширение кругозора об окружающем мире;

- воспитание нравственного отношения к окружающему миру, к людям, к самому себе;

- освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира;

- методах познания неживой природы;

- о живой природе и присущих ей закономерностях;

Задачи:

образовательные:

-сообщение обучающимся общих сведений о строении и жизни животных;

- проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни животных), бережного отношения к природе;

- первоначальное ознакомление с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы.

коррекционно-развивающие:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за животными, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- развитие наблюдательности, речи, мышления, памяти. Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы деятельности обучающихся.

воспитательные:

- проведение через весь курс экологического воспитания, бережного отношения к природе;

-- выявление оценок последствий своей деятельности по отношению к живой природе;

-содействие патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета "живая природа" являются умения:

-пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;

-пересказывать материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;

-соотносить содержание иллюстрированного материала с текстом учебника;

-логические умения (сравнение, обобщение, абстрагирование);

-понимание и установление причинно-следственных зависимостей.

Личностными результатами изучения курса являются:

-развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса биологии;

развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

-воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;

-развитие мотивации к изучению предмета.

Метапредметные связи:

-Овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: с помощью учителя ставить цели и планировать личную учебную деятельность; по возможности оценивать свой вклад в деятельность класса; с помощью учителя проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

_ формирование приемов работы с информацией: поиск и отбор с помощью учителя источников информации( справочные издания на печатной основе и в виде СД, Интернет и т.д.), в соответствии с учебной задачей или жизненной ситуацией, ее понимание;

_ формирование учебно-логических умений и навыков

Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе:

- здоровьесберегающие;

- рефлексия;

- развивающего обучения;

- сотрудничества;

- совместной продуктивной деятельности;

- коммуникативного обучения;

- разноуровневого обучения;

- работа по простейшим алгоритмам;

- игровые;

- перспективно-опережающее обучение;

- построение учебного процесса на проблемной основе;

- дифференцированные задания;

- тестирование и программированные опросы;

- информационно-коммуникационные;

- самостоятельная работа.

Преподавание биологии направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития обучающихся. В процессе знакомства с живой природой необходимо развивать у детей с ОВЗ наблюдательность, речь, мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.

Для проведения занятий по биологии имеются наглядные пособия, влажные препараты, скелеты животных, а также в достаточном количестве раздаточный материал.

Все занятия проводятся в специально оборудованном кабинете биологии.

8 класс

ЖИВОТНЫЕ

(68 ч; 2 ч. в неделю)

Введение (2 ч.)

Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.

Беспозвоночные животные (10 ч.)

Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие костного скелета.

Черви

Общие признаки червей.

Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.

Демонстрация живого червя или влажного препарата.

Круглые черви—паразиты человека (глиста). Аскариды—возбудители глистных заболеваний. Внешний вид. Особенности питания. Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.

Насекомые

Общие признаки насекомых. Места обитания. Питание насекомых. Роль насекомых в природе и хозяйственной деятельности человека. Внешний вид насекомых.

Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение/Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.

Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда.

Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.

Демонстрация:

живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям;

фильмов о насекомых.

Экскурсия:

в природу для наблюдения за насекомыми.

Позвоночные животные (54 ч.)

Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).

Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь).

Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.

Земноводные (4 ч.)

Общие признаки земноводных. Среда обитания.

Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.

Внутреннее строение земноводных. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.

Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.

Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.

Значение и охрана земноводных.

Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.

Пресмыкающиеся (3 ч.)

Общие признаки пресмыкающихся (передвижение — ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни.

Демонстрация влажных препаратов.

Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.

Птицы (12 ч.)

Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Особенности образа жизни.

Питание птиц.

Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).

Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица.

Хищные птицы (сова, орел).

Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).

Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).

Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.

Домашние птицы (курица, гусь, утка). Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.

Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, фильмов о птицах.

Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.

Млекопитающие (30 ч.)

Разнообразие млекопитающих. Места обитания. Приспособленность к условиям жизни.

Общие признаки.

Внешнее строение млекопитающих: волосяной покров (шерсть), части тела, органы чувств.

Скелет млекопитающих: позвоночник, грудная клетка, скелет передних и задних конечностей.

Мышцы.

Внутренние органы млекопитающих: органы пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения.

Нервная система млекопитающих: головной мозг, спинной мозг, нервы. Значение.

Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.

Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение.

Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.

Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.

Разведение домашних кроликов.

Значение кролиководства в народном хозяйстве.

Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана.

Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.

Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.

Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.

Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.

Парнокопытные животные

Травоядные: лоси, олени, овцы, козы, коровы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания. Дикие свиньи — всеядные животные.

Непарнокопытные животные: лошади, ослы, зебры. Особенности строения, передвижения, питания. Сравнение с парнокопытными.

Приматы

Общая характеристика.

Мартышки, макаки, орангутанги, шимпанзе, гориллы.

Внешний вид, образ жизни.

Сельскохозяйственные млекопитающие

Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.

Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят.

Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах.

Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.

Верблюд. Особенности внешнего строения — приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.

Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.

Домашняя свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.

Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.

Домашняя лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей.

Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят.

Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.

Повторение

Практические работы на животноводческих фермах

Экскурсии

Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом.

Практическая работа

На любой животноводческой ферме, расположенной вблизи школы: участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов.

ПЛАНИРУЕМЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА

Планируемый уровень знаний:

основные отличия животных от растений;

признаки сходства и различия между изученными группами животных;

общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;

места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;

названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;

основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).

Планируемый уровень умений:

узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);

кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;

устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;

проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома;

рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).

Учебно-тематическое планирование

уроков по биологии в 8 классе

(64 ч.)

Разделы (темы)

Кол-во часов

Практические и лабораторные работы, экскурсии

1.

Введение

2 ч.

 

2.

Беспозвоночные животные

11 ч.

Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.

3.

Позвоночные животные.

Рыбы

50 ч.

5 ч.

 
 

Земноводные

4 ч.

 
 

Пресмыкающиеся

3 ч.

 
 

Птицы

12 ч.

Экскурсия в зоопарк или на птицефабрику.

 

Млекопитающие

26ч.

Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в питомник для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом.

4.

Повторение

.

 

1.

Беспозвоночные и позвоночные животные

   

Календарно-тематическое планирование

8 класс

ЖИВОТНЫЕ

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

 

Введение

2 ч.

 

1.

Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни.

 

02.09

2.

Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.

 

05.09

 

Беспозвоночные животные

10 ч.

 

1.

Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие костного скелета.

 

09.09

 

Черви

   

1.

Общие признаки червей.

Дождевые черви.

 

12.09

2.

Круглые черви—паразиты человека (глиста). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.

 

16.09

 

Насекомые

   

1.

Общие признаки и внешний вид насекомых.

 

19.09

2.

Бабочка-капустница.

 

23.09

3.

Яблонная плодожорка.

 

26.09

4.

Майский жук.

 

30.09

5.

Комнатная муха.

 

03.10

6.

Медоносная пчела.

 

07.10

7.

Тутовый шелкопряд. Разведение тутового шелкопряда.

Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред или польза, приносимый этими насекомыми. Меры борьбы с вредными насекомыми.

 

10.10

8.

Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.

 

14.10

 

Позвоночные животные

50 ч.

 
 

Рыбы

5 ч.

 

1.

Общие признаки рыб. Внешнее строение и скелет рыб.

 

17.10

2.

Внутреннее строение рыб.

 

21.10

3.

Размножение и развитие рыб.

 

24.10

4.

Речные рыбы (окунь, щука, карп).

 

28.10

5.

Морские рыбы (треска, сельдь).

 

07.11

 

Земноводные

4 ч.

 
 

Общие признаки земноводных. Среда обитания

   

1.

Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.

 

11.11

2.

Внутреннее строение земноводных.

 

14.11

3.

Размножение лягушки. Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.

 

18.11

4.

Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.

Значение и охрана земноводных.

 

21.11

 

Пресмыкающиеся

3 ч.

 

1.

Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение.

 

25.11

2.

Внутреннее строение пресмыкающихся.

 

28.11

3.

Размножение пресмыкающихся.

 

02.12

 

Птицы

12 ч.

 

1.

Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего строения.

 

05.12

2.

Особенности скелета птиц.

 

09.12

3.

Особенности внутреннего строения птиц.

 

12.12

4.

Размножение и развитие птиц. Особенности образа жизни.

 

16.12

5.

Птицы, кормящиеся в воздухе.

 

19.12

6.

Птицы леса.

 

23.12

7.

Хищные птицы (сова, орел).

 

26.12

8.

Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).

 

13.01

9.

Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).

 

16.01

10.

Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.

 

20.01

11.

Домашние куры, гуси, утки. Птицеводство.

 

22.01

12.

Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.

 

30.01

 

Млекопитающие

26ч.

 

1.

Разнообразие млекопитающих. Места обитания. Приспособленность к условиям жизни.

 

03.02

2.

Общие признаки. Внешнее строение млекопитающих.

 

08.02

3.

Особенности скелета и нервной системы млекопитающих. Мышцы.

 

10.02

4.

Внутреннее строение млекопитающих.

 

13.02

5.

Грызуны: мышь, белка, бобр.

 

17.02

6.

Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.

 

20.02

7.

Зайцеобразные. Значение зайцев и их охрана.

 

24.02

8.

Разведение домашних кроликов. Значение кролиководства в народном хозяйстве.

 

27.02

9.

Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь.

 

03.03

10.

Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка.

 

06.03

11.

Разведение норки на зверофермах.

 

10.03

 

Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.

 

13.03

12.

Ластоногие морские животные.

 

17.03

13.

Китообразные.

 

01.04

14.

Общие признаки парнокопытных животных. Травоядные: лоси, олени, овцы, козы, коровы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания.

 

07.07

15.

Дикие свиньи — всеядные животные.

 

10.04

16.

Непарнокопытные животные: лошади, ослы, зебры. Особенности строения, передвижения, питания. Сравнение с парнокопытными.

 

14.04

17.

Приматы. Общая характеристика.

 

17.04

 

Сельскохозяйственные млекопитающие

   

1.

Корова. Некоторые породы коров.

 

21.04

2.

Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров.

 

24.04

Выращивание телят.

3.

Овца. Некоторые породы овец.

 

28.04

Содержание овец. Выращивание ягнят.

4.

Верблюды.

 

05.05

5.

Северный олень.

 

12.05

6.

Домашние свиньи.

   

Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование.

 

15.05

Выращивание поросят. Откорм свиней.

7.

Домашние лошади.

Значение лошадей в народном хозяйстве.

   
 

19.05

Содержание лошадей. Выращивание жеребят.

   

9.

Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом.

 

22.05

 

Повторение пройденного

26.06

1.

Повторение по теме "Беспозвоночные животные" и "Позвоночные животные"

   


 

Ресурсное обеспечение программы

Литература для учителя

1. Козлова, Т. А., Кучменко, В. С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. -4-е изд., стереотип. -М: Дрофа, 2002.

2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5 -9 классы; Москва; Гуманитар. изд. центр Владос 2012, Авторы: Воронкова В.В. Перова М.Н., Эк В.В.

Под редакцией доктора биологических наук, профессора В.В.Воронковой.

3. Полуянов И.И. Наши соседи Северно–Западное книжное издательство 2005г.

Литература для учащихся

1. Плешаков А.А. зеленые страницы: -М: Просвещение 1994.

2. Никишов А.И,.Теремов А.В. Биология Животные, 8 класс учебник для специальных (коррекц.) образовательных учреждений 8 вида -М, : Просвещение, 2008.

3. Никишов А.И, Арсиневич Н.И. Неживая природа. –М: Просвещение, 2000.

4. Клепинина З.А., Капралова В.С. Естествознание (растения). –М: Просвещение, 2000.

5. Сивоглазов В.И.Естествознание (человек). –М: Просвещение, 2000.

Электронно-образовательные ресурсы и Интернет ресурсы

1. Учебный мультимедийный и киноматериал материал, презентации.

Материально-техническое обеспечение (оборудование)

1.Таблицы к темам по биологии.

2. Коллекции, модели и муляжи к темам по биологии.

3. Оборудование к лабораторным работами практическим работам на уроках, компьютер.

Опубликовано в группе «Рабочие программы»


Комментарии (1)

Дементьева Ирина Михайловна, 28.10.17 в 07:35 0Ответить Пожаловаться
Почему расхождение в количестве часов?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.