12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Косарева Антонина Михайловна426
Образование высшее, стаж работы 33 года. Учитель физики
Россия, Калужская обл., село Ильинское Малоярославецкого района
Материал размещён в группе «Учителя физики»
7

Урок физики для 8 класса «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления»

 

Тема урока

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления.

Класс

8

Анализ

Учитель

Ученики

Постановка

Актуализация темы

Тема урока

Поиск

Общий материал

Побуждение к гипотезе и проверке знаний


 


 


 


 


 


 


 

Эксперимент плавление льда, наблюдение за изменениями температуры льда (воды).


 


 


 


 


 


 

Побуждение к гипотезе и проверке

Эксперимент и построение графика зависимости температуры от времени.

Сегодня на уроке мы с вами вспомним сказу «Снегурочка».

Островский как-то сказку      написал,
Хорошую, красивую, весеннюю,
Но он не знал, что в сказке описал
Физические разные явления.

Морозом девушка из снега создалась,
Красивая и в физике не дурочка.
Но вся холодная, из снега, изо льда,
Скажите, как она звалась?
(ответ хором)

Было это зимою, не помню когда,
Когда вьюга все снегом успела заполнить.
Да, а снег – это, кстати,

Эту фразу, я очень прошу вас запомнить.

И Снегурочке было неплохо тогда,
Но весною уже до нуля потеплело.
А ведь снег – это что?
(хором):
И Снегурочка весной погрустнела.

Ведь когда на термометре выше нуля,
Тает снег, тает лед (здесь хозяйка-природа).
И Снегурочки сердце (как это не зря),
Из «холодного» льда превращается в воду.

Ах, вода,  на ней держится весь земной шар,
Тут уж в сказку вступает другое явленье.
При котором вода превращается в пар,
Называют научно его:
(хором):

По Снегурочке плакали люди, слегка.
Испаряясь, их слезы летели до неба,
Ну, а там превращались они в

Или в тучки и разную прочую небыль.

По снегурочке тучки рыдали дождем,
Облака утверждали, что это – сенсация.
Мы такой переход газа в жидкость зовем,
Может кто-нибудь знает из вас? (хором):

Вот и вновь начинается круговорот:
Дождик, лужи, а лужи – вода (как известно).
А вода, между тем, превращается в лед,
И по-старому наша заводится песня.


 

Назовите вещество, из которого была изготовлена снегурочка? Какие физические процессы с ней происходили?


 


 


 

Совершенно верно это процессы, без которых невозможен круговорот воды в природе (конденсация, плавление, кристаллизация, испарение).

Как вы правильно заметили,  наша снегурочка  изготовлена изо льда – это одно из трёх состояний воды.

Фиксирует тему на доске


 

В каких агрегатных состояниях может существовать любое вещество.

А теперь внимание, вопрос: Чем можно объяснить различные состояния вещества? Как можно объяснить процессы испарения и конденсации? 


 


 


 

Переходы вещества из одного агрегатного состояния в другое играют важную роль не только в природе, но и в технике. Так, например, превратив воду в пар, мы можем использовать его затем в паровых турбинах на электростанциях. Расплавляя металлы на заводах, мы получаем возможность, изготовить из них различные сплавы: сталь, чугун, латунь.  Для понимания этих процессов надо знать, что происходит с  веществом при изменении его агрегатного состояния. Рассмотрим процессы плавления и отвердевания или кристаллизации на примере льда. Это основные процессы, которые происходили с нашей снегурочкой.


 


 

В пробирку я поместила нашу «физическую снегурочку». В  течение нескольких минут мы  будем наблюдать, какие изменения будут с ней происходить,  как будет изменяться её температура с течением времени.

Расплавить можно различные вещества, но при этом у каждого вещества есть температура, при которой это вещество уже не может находиться в твёрдом состоянии. Как называется эта температура? При плавлении и кристаллизации температура вещества не изменяется. Лёд плавится, а вода кристаллизуется при температуре 00 С.

Что же происходит при плавлении вещества и при его отвердевании?


 


 


 

Как вы думаете, что произойдёт, если лёд при температуре  00 занести в комнату температура, в которой  00 С?


 


 


 


 


 

Плавление кристаллического тела - процесс сложный. Для его изучения рассмотрим плавление льда и постоим график зависимости температуры кристаллического тела (льда) от времени его нагревания.


 

График фиксируется на доске


 

Назовите, какие основные процессы, происходили с нашей снегурочкой?


 


 

Что происходит при плавлении и кристаллизации вещества?


 


 

Сделайте обобщение по агрегатным состояниям вещества.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

Снегурочка!


 

Кристаллики льда,


 


 

Кристаллики льда,


 


 


 


 


 


 

Испаренье.


 

 

Облака


 


 


 


Конденсация


 


 


 


 


Снегурочка изготовлена изо льда. Зимой лёд находится в твёрдом состоянии, весной начинает греть солнце и лёд начинает таять. Превращаясь из твёрдого состояния в жидкое воду. А вода в свою очередь превратилась в пар (газообразное состояние).


 


 


 


 


 


 


Любое вещество может существовать в твёрдом, жидком и газообразном состоянии.


Переход свойств вещества из одного состояния в другое. При передаче энергии телу, оно принимает различные состояния.


 


 


 


 


 


 


 


 

В газообразном состоянии молекулы находятся в постоянном движении, скорость их движения зависит от температуры, чем больше скорость движения, тем большей энергией обладают молекулы. То же самое происходит в жидкости. Из жидкости высвобождаются молекулы, обладающие большой энергией. Тем самым над поверхностью жидкости образуется пар. В свою очередь пар может превратиться в жидкость.

Формулируют правило: плавление это переход вещества из твёрдого состояния в жидкое.

Формулируют правило: отвердевание это переход вещества из жидкого состояния в твёрдое.


 


 

В процессе плавления льда температура не изменялась, изменение стало происходить только в момент, когда весь лёд превратился в воду.


 


 


Формулируют правило: температура, при которой вещество плавится или кристаллизуется, называется температурой плавления кристаллического вещества.


 

При нагревании скорость молекул увеличивается, что приводит к ослаблению связей  между молекулами и разрушению кристаллической решётки. При кристаллизации скорость молекул уменьшается и происходит обратный процесс.

Вещество будет находится одновременно в жидком и твёрдом состояниях, дальнейшего плавления или отвердевания происходить не будет. Для дальнейшего плавления необходим приток энергии. При плавлении и кристаллизации температура вещества не изменяется. Лёд плавится, а вода кристаллизуется при температуре 00 С.


 


 


 

При изучении графика зависимости мы выяснили. Изменение температуры льда зависит от времени и энергии тела.


 


 


 


 


 


 


В процессе плавления льда, при непосредственном плавлении температура не изменялась, изменение стало происходить только в момент, когда весь лёд превратился в воду.

При плавлении вещества энергия поглощается. Вещество получает энергию. При кристаллизации вещество выделяет энергию в окружающую среду.


 

Перечисляют агрегатные состояния вещества. Дают формулировки процессов плавления и отвердевания. Отвечают на контрольные вопросы.

Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (1)

Соколова Наталья, 28.10.16 в 20:54 0Ответить Пожаловаться
Очень интересная разработка. Спасибо.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.