12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ельцова Яна Александровна71
Россия, Пермский край

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ


Предмет: История

Класс: 6

Тема урока

Место урока по теме

«Александр Невский»

Урок № 3 в главе №4 «Александр Невский»

Тип урока

Формы, приемы, методы

Комбинированный с элементами игровой технологии

Формы: фронтальная, парная, индивидуальная;

Приемы: письменно – графический, работа с документом, текстом учебника, с электронной презентацией, самооценивание, письменный контроль, устный опрос, работа в группах, взаимооценка.

Методы: репродуктивно-проблемный; частично-поисковый; словесно-наглядный; технология развития критического мышления.

Цель урока

Задачи урока

Формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к историческому прошлому на примере исторической личности Александра Невского.

Образовательные:

- раскрыть личность Александра Невского как русского князя и полководца;

- систематизировать знания школьников о деятельности Святого Александра Невского;

- обобщить знания о внешней политике Александра Невского.

2. Развивающие:

- продолжить формирование умений выделять главное, существенное в изучаемой теме;

- развитие навыков работы с картой, документами;

- развитие навыков сравнения, выделения общего и отличного;

- развитие коммуникативных умений и навыков через диалог и элементы дискуссии.

3. Практические:

- формировать навыки оформления схем и заполнения таблиц;

- умение выступать перед аудиторией.

4. Воспитательные:

- развитие культуры командной работы;

- воспитание толерантности к самобытности истории каждого государства, к его традициям;

- выработка нравственных ценностей во время урока;

- воспитывать интерес к предмету история;

- сформировать у учащихся  мотивацию  к  обучению и познавательной деятельности;

- на примере Александра Невского способствовать формированию чувства гражданственности.

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

- смогут охарактеризовать личность Александра Невского;

- смогут назвать основные битвы и их значение во внешней политике Александра Невского;

- смогут назвать роль исторической личности в формировании нравственных качеств человека.

.


Регулятивные – планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действий;

Познавательные – самостоятельно выделяют и формируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные – формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания.


- уметь сотрудничать с учителем и со сверстниками;

- развитие способностей к выделению, описанию и объяснению существенных признаков исторических явлений;

- самооценке на основе наблюдения за собственной речью устной – в части выстраивания диалога с учителем и одноклассниками;

- формирование границ собственного знания и «незнания»;

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты,

Формы контроля/

оценивание

Организационно-мотивационный этап, цель: 1-2 мин Создание психологического настроя на активную работу на уроке.

Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас на уроке. Давайте проверим нашу готовность к занятию, используя формулу «ТРУД».

Т – тетрадь

Р – ручка

У – учебник

Д – дневник, домашнее задание

А ещё я надеюсь, никто не забыл взять на урок внимательность, активность и хорошее настроение.



Проверяют готовность к уроку.






(занимают свои места)

- уметь сотрудничать с учителем и со сверстниками.


Этап актуализации, обобщения и систематизации знаний, цель: Вызов «на поверхность» имеющихся знаний, побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме. 5-8 мин Содействие определению учащимися темы урока.

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока предлагаю Вам взять листочки для диктанта – шифра.

Вам предстоит выполнить сразу два задания:

ответить мне на 8 вопросов. (Напоминаю – да – 1, нет – 0) и

2)записать в каждом вопросе первую букву, на которую вопрос начинается


Н– На Руси в 13 веке было установлено монголо-татарское иго, под властью монгольских ханов.

Е – Ярославу Мудрому принадлежат слова «Не в силе Бог, а в правде.

В – В этом году Рюрику исполняется 800 лет со дня рождения.

С – С 1240 г. Александра Ярославича стали называть Невским

К – «Кто с мечом придёт, от меча и погибнет» - это крылатое выражение принадлежит Александру Невскому

И – «Имя России» - 2008, признан князь Даниил Александрович

Й – Имя Александра Невского – одно из самых славных в истории нашей страны.

- Внимание, какое слово мы получили?


- Правильно, сегодня мы будем говорить о князе Александре Невском, о борьбе русского народа с немецкими и шведскими рыцарями.

Но сначала мы проверим наш диктант-шифр, передайте свой листочек соседу, сравните с шифром на доске и поставьте оценку.

На доске запись:

«5» - 7 + ответов

«4» - 6-5 + ответов

«3» - 4-3 + ответа

- Спасибо, оставьте листки на краю парты.





























Ответ учащихся: Невский












Ответ: 110 110 1

- уметь сотрудничать с учителем и со сверстниками.

Фронтальный

Устный опрос;

Письменный контроль;

Контроль произношения;

Контроль орфографических навыков


Этап целеполагания, цель: Содействие определению учащимися цели и задач урока.

(актуализация и фиксирование индивидуального затруднения, цель: Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование затруднения в пробном действии.)

С давних времен Русь славилась сильными отважными людьми. Наша страна огромная, богатая природными ресурсами, животным и растительным миром, омываемая морями и океанами на протяжении многих веков подвергалась нападению иноземных завоевателей. Но все они получали достойный отпор  мужественных русских воинов под руководством талантливых полководцев. Сегодня мы будем говорить об одном из величайших полководцев на Руси - Александре Невском и победах русского воинства, одержанных под его командованием. Указом Президента РФ 2021 год объявлен годом Александра Невского т.к. со дня его рождения исполняется 800 лет.

Тема урока «Александр Невский» (запись в тетради).


Ребята, а что вы знаете об Александре Невском?

Предлагаю вам на уроке ответить на вопрос: Кто такой Александр Невский: по подробнее с личностью и с его полководческими талантами.

Используя метод мозгового штурма, предложите вопросы, которые нам следует рассмотреть на уроке, чтобы деятельность и личность Невского была достаточно полной

Задачи, изучить:

- детство Александра Невского;

- князь Александр Невский;

- Невская битва;

- Ледовое побоище;

- Святой Александр Невский


(Учащиеся отвечают, а учитель записывает схему)


В результате урока вы сможете:

- каким было детство Александра Невского;

- какими полководческими талантами обладал князь Александр Невский;

- схема и причины Невской битвы;

- схемы и причины Ледового побоища;

- поему Александра Невского причислили к лику Святых.


Как вы думаете, какими источниками мы будем пользоваться? Какие источники нам помогут ответить на вопросы?
























(Дети высказывают своё предположение)





















Ответы: - детство Александра Невского;

- князь Александр Невский;

- Невская битва;

- Ледовое побоище;

- Святой Александр Невский.






Ответ: учебники, историческая карта, рассказ учителя, иллюстрации, источники и т.д.

- уметь сотрудничать с учителем и со сверстниками;

- уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

отвечать на вопросы;

- уметь ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы.

Фронтальный

Устный опрос

Контроль произношения

Изучение нового материала мин.10

Учащиеся проводят исследовательскую работу с текстом учебника. Каждая группа получает задания.


На группы учащиеся делятся, выбирая фигуру, понравившуюся по цвету. В соответствии с цветом группы, занимают парту и выбирают задание, с которым будут работать.)

Результаты фиксируют в таблицу.


Через 5-8 мин. подводятся итоги исследований. Заполняется таблица

Выслушиваются результаты работы групп.


Организует работу обучающихся. В случае необходимости, направляет, помогает. Отслеживает скорость и глубину выполнения заданий.

Работа в группах: в конвертах раздаточный материал

Ученики работают индивидуально, но,  по мере необходимости вступать в диалог.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания.  Анализируют и сравнивают иллюстрации. Выделяют общее и различия.

Работа в группах.

Задания для работы в группах.

группа: Детство Александра Невского;

группа: Князь Александр Невский;

группа: Невская битва;

группа: Ледовое побоище; Ледовое побоище;

группа: Святой Александр Невский.






- Анализировать исторический материал.

 - Извлекать информацию из  иллюстрации

- Сравнивать

- Видеть причинно-следственные связи

- Привлекать полученные ранее знания

- проектная работа.

Первичное осмысление и закрепление изученного, мин 10

Первичное закрепление материала.



Ответ 1 группы.

Ответ 2 группы.

Ответ 3 группы.

Ответ 4 группы.

Ответ 5 группы.







Далее учитель предлагает учащимся по учебнику, по документам по раздаточным материалам, раскрыть темы


В результате обсуждения один из учащихся отображает кратко рассмотренные вопросы на доске, остальные фиксируют в тетради.











(Учащиеся презентуют свои работы).

Сравнительная таблица

Вопросы для сравнения

Ответы

1.Детство Александра Невского;


В 1221 году на свет появляется еще один Рюрикович — Александр Ярославович. Его отец, переяславский князь Ярослав, скоро займет киевский престол, что предписывает ему поддерживать порядок во всей русской земле. Малолетнего князя Александра вместе со старшим братом Федором отец в 1228 году оставляет на княжение в Новгороде под опекой тиуна Якуна и воеводы Федора Даниловича. Несмотря на невнимательность Ярослава к Новгороду, новгородцы повторно призывают его в 1230 году, надеясь, что князь поступит как и прежде: оставит княжить своих отпрысков, а сам будет «пропадать в низовых землях». Расчет новгородцев прост — они хотят получить князя, уважающего их порядки и нравы. В 1233 году Федор Ярославович в возрасте 13 лет умирает, а 12-летний Александр под отцовским стягом первый раз участвует в военном походе на Дерпт (Юрьев). Поход не принес удачи, а разорение Батыем в 1237-1238 годах Северо-Восточной Руси стало причиной активизации деятельности Ливонского ордена и Швеции, направленной на захват территорий Новгородской республики.

2. Князь Александр Невский;

В 1236 он был посажен на новгородское княжение, так как его отец Ярослав уехал княжить в Киев, а в 1239 женился на полоцкой княжне Александре Брячиславне. В первые годы своего княжения ему пришлось заниматься укреплением Новгорода, поскольку с востока грозили монголы-татары. Перед молодым князем возникала и другая более близкая и более серьезная опасность со стороны шведов, ливонцев и Литвы. Борьба с ливонцами и со шведами являлась, вместе с тем, борьбой православного Востока с католическим Западом. В 1237 году разрозненные силы ливонцев - тевтонского ордена и меченосцев - объединились против русских. На реке Шелони Александр построил несколько крепостей для укрепления своей западной границы.

3. Невская битва;

В 1240 году шведы высадились в устье Невы для похода на Новгород, а рыцари Ливонского ордена осадили Псков. Шведский предводитель прислал Александру надменное послание: «Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою». Александр решил не дожидаться активности шведов и с небольшой дружиной новгородцев и ладожан выдвинулся к Неве и, застав шведов врасплох, нанес им сокрушительное поражение. Полная победа Александра превратила его в героя. Особый ореол личности князя придало то, перед битвой ижорскому старосте Пельгусию было видение, будто по Неве плыла ладья с русскими воинами и святыми Борисом и Глебом, которые пришли помогать сроднику своему.

Однако новгородцам показалось, что князь возгордился этой победой, поэтому они «указали ему путь из города». Взятие ливонцами Пскова и продвижение их вплоть до самого Новгорода заставило новгородцев изменить свое мнение, и в 1241 году Александр вновь стал князем новгородским.

4. Ледовое побоище;


5 апреля 1242 года на Чудском озере новгородцы и суздальцы наголову разбили войско Ливонского ордена, уничтожив тем самым возможность дальнейшего продвижения западных соседей на Восток. В Ледовом побоище было пленено 50 рыцарей, чего никогда ранее не случалось.

В 1245 году литовский князь Мидовинг вторгся в русские пределы. Узнав об этом, Александр собрал дружину и выступил в поход. Литовцам стало известно о приближении князя и войско Мидовинга побежало, испугавшись одного его имени, но новгородцы нагнали его и нанесли сокрушительное поражение. За пять лет своей деятельности Александр сумел расширить новгородские владения, отвоевав у Ливонского Ордена часть Латгалии.

5. Святой Александр Невский.

В настоящее время Православная Церковь празднует память святого благоверного великого князя Александра Невского 23 ноября (6 декабря по новому стилю) и 30 августа (12 сентября по новому стилю).

В канун Куликовской битвы, в ночь на 8 сентября 1380 года, пономарю Владимирской церкви Рождества Пресвятой Богородицы города Владимира было чудесное явление святого Александра Невского , вставшего из гроба и выступившего на помощь своему правнуку Дмитрию Донскому в битве против Мамая.

После этого чуда в 1381 году состоялось первое открытие и освидетельствование мощей святого благоверного великого князя Александра Невского. Мощи после 117 лет пребывания в земле были обретены нетленными и положены в раке в Рождественском монастыре города Владимира. С тех пор Александра Невского стали называть «блаженным». Святому было установлено церковное празднование, появились первые иконы и написан канон.

Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в Москве 1-2 февраля 1547 года, на основании исследований творимых чудес, причислил князя Александра Невского к лику общерусских святых. Тогда же было написано и первое каноническое житие святого князя Александра Невского.

В Архангельском соборе Московского Кремля на одном из столпов находится фреска с изображением святого благоверного князя Александра Невского, хотя захоронения Александра Невского в Архангельском соборе никогда не было.

В 11 августа 1723 года по приказу Петра I святые мощи князя были вывезены из Владимира к тем берегам, где Александр Невский одержал свою первую победу над шведами.

30 августа 1724 года Пётр I лично доставил мощи Александра Невского в Санкт-Петербург. От Шлиссельбурга их везли на галере, которой управлял сам государь, а высшие сановники сидели на вёслах. У Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря святые мощи были встречены духовенством, войсками и народом и перенесены в церковь под колокольный звон и пушечную пальбу. По замыслу Петра это торжество символизировало преемственность его победы над шведами в исторической борьбе России за свободный выход России к Балтийскому морю. С этого момента Александр Невский стал небесным покровителем Санкт-Петербурга наряду со святыми апостолами Петром и Павлом.

Петр I приказал перенести день празднования памяти князя Александра с 23 ноября (день его погребения во Владимире в 1263 году) на 30 августа (дата подписания мирного договора со шведами в Ништадте в 1721 году).

При императрице Елизавете Петровне для мощей святого благоверного великого князя Александра Невского была сделана уникальная серебряная рака весом около полутора тонн.

В 1922 году безбожные власти раку вскрыли, а мощи Александра Невского конфисковали и отдали в Музей религии и атеизма, находившегося в Казанском соборе Санкт-Петербурга. В Александро-Невскую Лавру они вернулись только в 1989 году. Серебряную раку удалось спасти от уничтожения исключительно благодаря протестам директора Государственного Эрмитажа Сергея Тройницкого и его единомышленников. Они сумели предотвратить её переплавку и продажу за границу. Так она сохранилась до наших дней и находится в Государственном Эрмитаже

Общий вывод: Александр Невский (1220–1263 гг.), выдающийся государственный деятель и полководец Древней Руси, новгородский князь (1236–1251 гг.), великий князь Владимирский с 1252 г. Возглавлял борьбу русского народа против немецко-шведских завоевателей, которые, воспользовавшись ослаблением Руси после нашествия войск Монгольской империи, стремились захватить ее северо-западные земли и лишить выхода к Балтийскому морю.

- уметь извлекать необходимую информацию из текста.

- уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Фронтальный, индивидуальный, парный

Устный опрос, письменныйконтроль

Контроль произношения

Контроль понимания прочитанного

Выступление групп перед одноклассниками.

Подведение итогов, цель: Рефлексия достижения цели. Тест мин 5

Ребята, давайте вспомним, какой вопрос мы поставили в начале урока?



Какие задачи мы сегодня ставили?


Все ли у нас получилось?

И это здорово!

Я предлагаю вам проверить полученные знания с помощью теста.


Закрепление нового знания.

Решим тест. Один из учащихся выполняет у доски.


Задание:


1. Какой город не был взят монголами во время Батыева нашествия?

1) Новгород

2) Киев

3) Козельск

4) Рязань

2. Из-за длительного сопротивления монголо-татарам «злым городом» ими был назван

1) Смоленск

2) Владимир

3) Новгород

4) Козельск

3. В каком из перечисленных сражений противником русского войска было монгольское войско?

1) Невская битва

2) Ледовое побоище

3) битва на р. Калке

4) Грюнвальдская битва

4. Какое событие произошло в ходе Батыева нашествия на Русь?

1) битва на р. Шелони

2) Куликовская битва

3) битва на р. Калке

4) оборона г. Козельска

5. Какое из перечисленных сражений произошло в ходе Батыева нашествия на Русь?

1) битва на реке Шелони

2) Ледовое побоище

3) битва на реке Калке

4) битва на реке Сити

Запишем д\з:

1)для всех: Прочитайте п. 17, завершите заполнение таблицы по разделу культура.

2) по желанию: а) написать сочинение на тему «Святой Александр Невский»

б) Используя интернет подготовить слайды для воображаемой экскурсии по достопримечательностям – пригородов Новгорода: Торжок, Псков, Изборск, Великие Луки Ладога.


Ответ: Кто такой Александр Невский: по подробнее познакомиться с личностью и с его полководческими талантами.


Задачи, изучить:

- Детство Александра Невского;

-Князь Александр Невский;

- Невская битва;

- Ледовое побоище;

- Святой Александр Невский


(Учащиеся отвечают)








(учащиеся выполняют задания)















Ответы: 1- 1

2- 4

3- 3

4- 4

5- 4



(записывают д/з)

- уметь самостоятельно формулировать выводы.

Фронтальный

Устный опрос


Рефлексия, цель: Анализ и оценка успешности своей деятельности. 2-3 мин

Ответим на вопросы

Сегодня на уроке я узнал….

- Я хочу узнать о…..

- я оцениваю свою работу на уроке



(оценивают себя на листах самооценки)



- уметь сотрудничать с учителем и со сверстниками.

- уметь самостоятельно формулировать выводы.


Фронтальный, индивидуальный

Устный опрос, письменный контроль

Листы самооценки


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.