12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Николаева Евгения Николаевна268
1

Альтернативные задания VS Photomath и готовых домашних заданий

Альтернативные задания VS Photomath и готовых домашних заданий
Развитие цифровых технологий способствовало развитию передачи информации. Не секрет, что большой проблемой для педагогических работников и родителей являются интернет-ресурсы с готовыми домашними заданиями. Хотя на сайтах предложены не только домашние задания, но и все номера учебников с подробными пояснениями. Не требуется больших усилий и исследований, чтобы утверждать, что такие сайты не оказывают доброго влияния на учеников. И усилия, приложенные педагогическими работниками для достижения образовательных результатов, не всегда приносят положительные плоды. В целях конкретизации и сужения радиуса затронутой проблемы, процитируем один компонент из раздела «Портрет выпускника школы» ФГОС СОО. В перечне характеристик портрета выпускника есть характеристика: владеющий основами научных методов познания окружающего мира. Какой из методов познания развивает способ выполнения домашнего задания (и не только) в приложениях Photomath и ГДЗ? Под научными методами познания понимаем: «… методы познания и исследования, являющиеся универсальными или почти универсальными. К числу последних относятся, прежде всего, диалектический метод познания, а также развивающий его на конкретном материале и получивший широкое признание, — общий системный подход. Почти универсальными по применению, являются методы логики и математики » [2, с. 8]. В деятельности учителя много времени занимает подготовка к урокам. Новые темы, новые понятия, которые учитель пытается раскрыть для аудитории, требуют усилия. Кроме достижения предметных результатов, необходимо создать условия для формирования и совершенствования личностных и метапредметных результатов, что относится к универсальным учебным действиям. То есть то, что необходимо на всех занятиях и, впоследствии, в жизни. Обычная логическая цепочка, которая складывается в деятельности учителя: выбор способа подачи информации; обучение использования нового материала на практических занятиях; консультирование и помощь во время тренировочных занятий для закрепления нового материала; контроль усвоения и т. д. Но что делать, если на одном из звеньев цепочки теряется мотивация современного ученика — понять и самостоятельно выполнить? Под словосочетанием «современный ученик» имеем в виду ученика: — владеющего смартфоном; — вооруженного различными онлайн-калькуляторами и приложениями, подобными Photomath и ГДЗ; — который в своем арсенале имеет не только дополнительные цифровые домашние возможности, но и дополнительный семейно-интеллектуальный фонд (в период дистанционного режима обучения). Каким образом создать условия в учебном процессе, чтобы такой ученик был поставлен в вынужденные условия развития и, в дальнейшем, «владел основами научных методов познания окружающего мира»? Учитывая международную программу по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA ) — тест, оценивающий функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике, можно утверждать, что важно не наполнить ученика знаниями, но способствовать развитию становления психокомпетентной личности. Определим понятие «способности», — это индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимых к знаниям, умениям и навыкам [3]. В 1968 году Вадим Андреевич Крутецкий — крупный известный специалист в области возрастной и педагогической психологии напечатал труд «Психология математических способностей школьников», где дано определение «математическим способностям», — это специальные индивидуально-психологические особенности (прежде всего особенности умственной деятельности), отвечающие требованиям учебной математической деятельности и обуславливающие, при прочих равных условиях, успешность творческого овладения математикой как учебным предметом, в частности относительно быстрое, легкое и глубокое овладение знаниями, умениями и навыками в области математики... Понятие математические способности трактуем в двух аспектах: а) творческие (научные) способности — способности к научной математической деятельности, дающей новые и объективно значимые для человечества результаты, достижения, ценный в общественном отношении продукт; б) как учебные способности — способности к изучению (обучению, усвоению) математики (в данном случае школьного курса математики), быстрому и успешному овладению соответствующими знаниями, умениями и навыками» [2, с. 74]. Затрагивает ли развитие математических способностей процесс выполнения домашнего задания (и не только), которое ученик выполняет с помощью Photomath и ГДЗ? Предложенные образцы заданий, которые могут послужить в качестве альтернативных, не отвечают на все поставленные вопросы и затронутые проблемы. Мы делали попытки что-то изменить в своей деятельности и делимся своими разработками в данной статье. Используя такие задания на уроках, мы заметили, что студенты не торопятся запускать приложения Photomath. Проведенный опрос среди студентов продемонстрировал значимость таких заданий. Студенты высказали свое мнение о таких заданиях: нужно думать, приходится работать, просто так не списать. В таблице 1 предложен шаблон для использования на разных уроках. Таблица 1 Задание Перечерти таблицу и заполни пустые ячейки, пользуясь справочным материалом. Собери уравнение (неравенство) по заданной схеме и реши его. Если в ответе получается бесконечная десятичная дробь, то округли результат до десятых.

Литература:

1. ФГОС СОО (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413

2.Рузавин Г. И., Методология научного познания. − Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. −287с.

3. Крутецкий В. А., Психология математических способностей / В. А. Крутецкий. — Москва: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 416 c. — Текст: непосредственный.

4. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 368 с.

5. Канин Евгений Степанович Математические способности учащихся и их Развитие // Вестник ВятГУ. 2013. № 2–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/matematicheskie-sposobnosti-uchaschihsya-i-ih-razvitie

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.