12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Светлана Чисковская77 Россия, Комсомольск-на-Амуре Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Программа учебного предмета «Ручной труд»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету Ручной труд
Ступень обучения: начальное общее , 4 «В» класс
Количество часов: 136
Учитель: Чисковская Светлана Николаевна, первая квалификационная категория
Программа разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) Авторской программы Т.В.Алышевой, И.М.
Яковлевой
г. Комсомольск-на-Амуре
2022 - 2023 учебный год
Программа учебного предмета «Ручной труд»
Курс изучения учебного предмета «Ручной труд» рассчитан на 136 часов год, по 4 ч в неделю.
Планируемые результаты освоения учебных предметов
Предметные результаты
Достаточный уровень: | Минимальный уровень: |
- самостоятельно ориентироваться в задании, составлять план работы, осуществлять контрольные действия, подбирать материалы и инструменты для работы, выполнять изделие, соблюдая пропорции и размеры, правильное расположение деталей изделия. - самостоятельно выполнять отчет о технологии изготовления отдельных частей и несложных изделий, анализировать своё изделие и изделия товарища. - употреблять в речи технические терминологии, а также слов, обозначающих пространственные отношения предметов и пространственные признаки предметов. - название и назначение материалов (бумага, ткань, глина, пластилин); -возможности использования изученных материалов; - название и назначение ручных инструментов; - правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами; - правила разметки по шаблонам. | С помощью учителя: - составлять план работы над изделием, выполнять несложные изделия самостоятельно; - по вопросам учителя давать словесный отчет и анализировать свои изделия и изделия товарища, а в отдельных случаях – самостоятельно; - отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов: большой - маленький, высокий - узкий и пространственные отношения предметов: впереди, справа – слева. - знать основные приёмы работы с различными материалами по наводящим вопросам учителя; - название и назначение ручных инструментов по наводящим вопросам учителя; - правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами по плану; - правила разметки по шаблонам с помощью учителя. |
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
1.объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объекта, иллюстрации, результатов трудовой деятельности человека;
2. уважительно относиться к другому мнению, к результатам труда мастеров;
3. понимать исторические традиции ремёсел, уважительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
4. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
5. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Базовые учебные действия
Коммуникативные учебные действия вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс)
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем
обращаться за помощью и принимать помощь
Регулятивные учебные действия
входить и выходить из учебного помещения со звонком
адекватно использовать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
Познавательные учебные действия
учить узнавать и называть изучаемые объекты и явления;
учить называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);
формировать умение участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса;
учить составлять простые нераспространенные предложения;
учить распространять предложения по вопросам, правильно употребляя формы знакомых слов.
Таблица содержания учебного предмета основных тем по четвертям.
Рабочая программа по трудовому обучению рассчитана на 136 часа в год, 4часа в неделю.
№ | Темы | I ч. | II ч. | III ч. | IV ч. | Итого |
1 | Работа с пластическими материалами и растворами | 4 |
|
| 6 | 10 |
2 | Работа с бумагой и картоном | 19 | 20 | 10 | 2 | 50 |
3 | Работа с тканью | 9 | 3 | 1 | 24 | 36 |
4 | Работа с металлом, с проволокой |
| 5 | 8 |
| 13 |
5 | Работа с нитками |
|
| 4 |
| 4 |
6 | Работа с древесиной |
|
| 14 |
| 14 |
7 | Экскурсии | 1 | 1 | 2 | 1 | 5 |
8 | Повторение | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
| Итого: | 34ч. | 30ч. | 40ч. | 34ч. | 136ч. |
Календарно –тематическое планирование
Ручной труд (136ч)
№ | Название темы | Кол-во часов | Календарные сроки | ||
|
|
| По плану | По факту | |
| Вводное занятие. Инструменты и материалы для уроков труда. Правила техники безопасности с инструментами. | 1 | 1.09 |
| |
| Работа с пластилином |
|
|
| |
| Изготовление моделей овощей, фруктов из пластилина. | 1 | 1.09
|
| |
| Изготовление моделей овощей, фруктов из пластилина. | 1 | 5.09 |
| |
| Изготовление посуды из пластилина: чашка, кастрюля. | 1 | 5.09 |
| |
| Работа с бумагой и картоном. Аппликация |
|
|
| |
| Виды бумаги. Свойства бумаги. Цвет бумаги. | 1 | 8.09 |
| |
| Технологические операции с бумагой | 1 | 8.09 |
| |
| Складывание из треугольников. Геометрическая фигура – раскладка. | 2 | 12.09 12.09 |
| |
| Складывание простых форм из квадрата. Фигурка «Рыбка». | 1 | 15.09 |
| |
| Складывание простых форм из квадрата. Фигурка «Рыбка». | 1 | 15.09 |
| |
| Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах. Игра «Геометрический конструктор» | 1 | 19.09 |
| |
| Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах. Игра «Геометрический конструктор» | 1 | 19.09 |
| |
| Работа с тканью. |
|
|
| |
| Экскурсия в швейную мастерскую. | 1 | 22.09 |
| |
| Материалы, инструменты и приспособления. Виды ткани. | 1 | 22.09 |
| |
| Как ткани ткут. Процесс ткачества. | 1 | 26.09 |
| |
| Виды работы с тканью. | 1 | 26.09 |
| |
| Технологические операции при работе с нитками и тканью. | 1 | 29.09
|
| |
| Скручивание ткани. Игрушка «Кукла скрутка». | 1 | 29.09 |
| |
| Скручивание ткани. Игрушка «Кукла скрутка». | 2 | 3.10 3.10 |
| |
| Отделка изделий из ткани. «Салфетка с аппликацией». | 2 | 6.10 6.10 |
| |
| Работа с бумагой и картоном |
|
|
| |
| Разметка округлых деталей по шаблонам. Подвижное соединение деталей. Игрушка с подвижным соединением деталей «Цыплёнок в скорлупе» | 2 | 10.10 10.10 |
| |
| Вычерчивание окружности с помощью циркуля | 1 | 13.10 |
| |
| Игрушка «Летающий диск» | 1 | 13.10 |
| |
| Экономное использование бумаги при вычерчивании нескольких окружностей. Игрушка из бумажных кругов «Попугай» | 2 | 17.10 17.10 |
| |
| Развёртка изделия. Изготовление «Конверта для писем» с клеевым соединением деталей. | 1 | 20.10
|
| |
| Сгибание бумаги по заданным условным обозначением. Изготовление конверта без клеевого соединения деталей. | 1 | 20.10 |
| |
| Творческая работа «Конверт с замком» без клеевого соединения деталей. | 1 | 24.10 |
| |
| Разметка геометрического орнамента с помощью угольника. Аппликация « Коврик с геометрическим орнаментом». | 2 | 24.10 27.10 |
| |
29. | Разметка прямоугольника с помощью угольника. «Закладка для книг из зигзагообразных полос». | 2 | 27.10 7.11 |
| |
30. | Разметка наклонных линий с помощью угольника. «Закладка для книг со «свободным плетением». | 2 | 7.11 10.11 |
| |
| Работа с тканью. |
|
|
| |
31. | Соединение деталей изделия строчкой косого стежка. «Салфетка- прихватка». | 2 | 10.11 14.11 |
| |
| Работа с металлом. |
|
|
| |
32. | Экскурсия в слесарную мастерскую. | 1 | 14.11 |
| |
33. | Что надо знать о металле. Виды металлов. Свойства металлов. | 1 | 17.11 |
| |
34. | Технология ручной обработки металлов. | 1 | 17.11 |
| |
35. | Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. «Дерево». | 1 | 21.11 |
| |
36. | Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. «Бабочка». | 1 | 21.11 |
| |
37. | Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. «Паук». | 1 | 24.11 |
| |
| Работа с бумагой и картоном. |
|
|
| |
38. | Деление круга на равные части способом складывания. Игрушка «Геометрическая фигура-раскладка» | 1 | 24.11 |
| |
39. | Игра «Геометрические комбинации». Игра «Складные часы». Игра «Складная ёлочная игрушка» | 1 | 28.11 |
| |
40. | Деление круга на равные части с помощью угольника и линейки. Изделие «Объёмное ёлочное украшение» | 2 | 28.11 1.12 |
| |
41. | Тиражирование деталей. Точечное клеевое соединение деталей. Изделие «Растягивающаяся игрушка». «Матрёшка» | 2 | 1.12 5.12 |
| |
42. | Вырезание симметричных деталей из бумаги, сложенной пополам. Игрушка «Птица». | 2 | 5.12 8.12 |
| |
43. | Складывание из бумаги. Изделие «Снежинка». | 2 | 8.12 12.12 |
| |
44. | Изготовление гирлянды. Разметка, сборка, склеивание. | 2 | 12.12 15.12 |
| |
45. | Новогодний венок из бумаги. | 2 | 15.12 19.12 |
| |
46. | Новогодняя ёлочка из бумаги. | 1 | 19.12 |
| |
47. | Повторение. | 1 | 22.12 |
| |
48. | Выполнение разметки с опорой на чертеж. Летающая модель «Планёр». | 2 | 22.12 26.12 |
| |
49. | Линии чертежа. Чтение чертежа. Летающая модель «Самолёт». | 2 | 26.12 12.01 |
| |
| Работа с нитками. |
|
|
| |
50. | Связывание ниток в пучок. Изделие «Цветок из ниток» | 2 | 12.01 16.01 |
| |
51. | Изделие «Помпон из ниток» | 2 | 16.01 19.01 |
| |
| Работа с проволокой. |
|
|
| |
52. | Изгибание проволоки. Изделия «Декоративные фигурки птиц, зверей, человечков. | 2 | 19.01 23.01 |
| |
53. | Сборка изделия из разных материалов. Изделия из проволок, бумаги и ниток «Муха». | 1 | 23.01 |
| |
54. | Изделия из проволоки, бумаги и ниток «Паук». | 1 | 26.01 |
| |
55. | Изготовление украшений из проволоки. | 2 | 26.01 30.01 |
| |
56. | Изготовление украшений из проволоки и бисера. | 2 | 30.01 2.02 |
| |
| Работа с бумагой |
|
|
| |
57. | Складывание из бумаги. Изделие «Открытая коробочка» | 2 | 2.02 |
| |
58. | Складывание из бумаги. Изделие «Кусудама» (шар) | 2 | 6.02 6.02 |
| |
59. | Изделие «Коробочка» | 2 | 9.02 9.02 |
| |
| Работа с древесиной |
|
|
| |
60. | Материалы, инструменты. Заготовка древесины. | 1 | 13.02 |
| |
61. | Свойства древесины. Экскурсия в столярную мастерскую. | 1 | 13.02 |
| |
62. | Обработка древесины ручными инструментами. Приёмы соединения кусков карандашной стружки. | 1 | 16.02 |
| |
63. | Аппликация из карандашной стружки. «Цветок» | 1 | 16.02 |
| |
64. | Аппликация из карандашной стружки. «Цыпленок» | 1 | 20.02 |
| |
65. | Обработка древесины ручными инструментами. Аппликация из карандашной стружки. «Петушок» | 1 | 20.02 |
| |
66. | Аппликация из карандашной стружки. «Букет» | 2 | 27.02 27.02 |
| |
67. | Аппликация из древесных заготовок «Животные» | 2 | 2.03 2.03 |
| |
68. | Объемная игрушка из древесных заготовок «Ёжик». | 4 | 6.03,6.03 9.03, 9.03 |
| |
69. | Объемная игрушка из древесных заготовок «Дом». | 1 | 13.03 |
| |
70. | Экскурсия в швейную мастерскую. | 1 | 13.03 |
| |
71. | Ремонт одежды. Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями. | 1 | 16.03 |
| |
72. | Повторение. | 1 | 16.03 |
| |
73. | Ремонт одежды. Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями. | 2 | 20.03 20.03 |
| |
74. | Ремонт одежды. Пришивание пуговиц с ушком. | 2 | 23.03 23.03 |
| |
75. | Отделка изделий пуговицами (Лягушка, кошка, собака) | 3 | 3.04, 3.04, 6.04 |
| |
76. | Изготовление и пришивание вешалки. | 2 | 6.04 10.04 |
| |
77. | Изготовление мягкой игрушки «Птичка» | 4 | 10.04,13.04 13.04,17.04 |
| |
78. | Изготовление мягкой игрушки «Мышка» | 4 | 17.04,20.04 20.04, 24.04 |
| |
| Работа с бумагой и картоном. |
|
|
| |
79. | Картонажно- переплетные работы. Изготовление записной книжки- раскладушки с переплётной крышкой. | 2 | 24.04 27.04 |
| |
| Ручные швейные работы |
|
|
| |
80. | Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. | 1 | 27.04 |
| |
81. | Изделие «Подушечка для игл» | 3 | 4.05, 4.05,8.05 |
| |
82. | Изделие «Тряпичная игрушка-подушка» | 4 | 8.05,11.05, 11.05,15.05 | 11.05, 15.05 | |
| Работа с гипсом |
|
|
| |
83. | Экскурсия в штукатурно – малярные мастерские. Правила безопасной работы с гипсом, алебастром | 1 | 15.05 | 18.05 | |
84. | Основа замешивания гипса. Заливка форм гипсом. | 1 | 18.05 |
| |
85. | Забавные поделки. | 1 | 18.05 | 22.05 | |
86. | Забавные поделки. | 1 | 22.05 | 22.05 | |
87. | Фото-рамки. Заливка рамочки. | 1 | 22.05 |
| |
88. | Оформление отливок красками. | 1 | 25.05 |
| |
89. | Повторение за год. | 1 | 25.05 |
|