Урок литературы в 5 классе «А.П. Платонов. Рассказ "Никита"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №89 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
А.П. Платонов
«Никита»
Авдеева Наталья Петровна
Учитель русского языка и литературы
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №89 города Донецка»
Номинация: «Открытое мероприятие для детей»
г. Донецк- 2017
Тема: А.П. Платонов (1899–1951). Краткий рассказ о писателе. «Никита». Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении.
Цель урока:
образовательная: показать, как раскрывается тема детства в рассказе А. Платонова «Никита». Раскрыть особенность мира ребёнка на основе образа главного героя рассказа А. Платонова «Никита»
развивающая: развивать умение вести дискуссию по проблемному вопросу, опираясь на аргументы литературного текста; совершенствовать умение отбора аргументов, подтверждающих определённую точку зрения; совершенствовать умение выразительного чтения художественного произведения; развитие творческого воображения, монологической речи;
воспитательная: воспитание внимательного и вдумчивого читателя.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказать и обосновывать свою точку зрения.
Тип урока: освоения новых знаний
Оборудование: портреты писателей, текст, рабочие тетради, иллюстрации к рассказу.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Актуализация опорных знаний
Угадай писателя (проводит заранее подготовленный ученик)
Портреты писателей:
(Пушкин А.С.)
(Лермонтов М.Ю.)
(Тургенев И.С.)
(Толстой Л.Н.)
(Крылов И.А.)
(А это кто?)
Давайте угадаем его, разгадав ребус
Убрать 2 букву 4=О
-Правильно. Это Андрей Платонович Платонов
Сообщение о писателе (выступление 2 заранее подготовленных учащихся)
Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году. Его настоящая фамилия Климентов. Он жил на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в многодетной и очень бедной семье. Отец у него работал слесарем в железнодорожных мастерских, был изобретателем-самоучкой. Мальчиком Платонов любил наблюдать за пари и кататься на подножках вагонов, любил ходить на Задонский тракт и слушать рассказы странников о святых местах. В жизни слободки сочетались новая техника и деревенский уклад жизни. Платонов учился в церковно-приходской школе и городском училище. Он очень любил свою учительницу Апполинарию Николаевну и сохранил о ней самые добрые воспоминания. С 14 лет начал работать. Платонов учился в железнодорожном политехникуме, принимал участие в Гражданской войне. С 19 лет начинает участвовать в литературной жизни Воронежа. Он пишет стихи, рассказы и статьи в газеты. Первой выходит книга его стихов «Голубая глубина», через пять лет - сборник рассказов.
По просьбе Евгении Таратуты астроном Крымской астрофизической обсерватории Людмила Карачкина назвала в честь писателя астероид (3620) Platonov, открытый 7 сентября 1981 года.
В Воронеже имя писателя носят:
улица
библиотека
гимназия
литературная премия
международный фестиваль искусств.
В центре Воронежа на проспекте Революции перед одним из корпусов Воронежского университета установлен памятник писателю с цитатой из его рассказа «Жена машиниста»: «Без меня народ неполный…»
15 декабря 2011 года в Воронежском литературном музее открылась постоянно действующая выставка, посвящённая жизни и творчеству писателя.
III. Сообщение темы и целей урока: «Никита». Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении.
Цель урока:
показать, как раскрывается тема детства в рассказе А. Платонова «Никита». Раскрыть особенности мира ребёнка на основе образа главного героя рассказа А. Платонова «Никита»
развивать умение вести дискуссию по проблемному вопросу, опираясь на аргументы литературного текста; совершенствовать умение отбора аргументов, подтверждающих определённую точку зрения; совершенствовать умение выразительного чтения художественного произведения; развитие творческого воображения, монологической речи;
IV. Работа над темой урока.
«Рыцарский турнир»
(выходят два ученика и по очереди задают друг другу вопросы, кто отвечает на все вопросы тот победитель – участники турнира получают оценки, а победитель выбирает следующую пару рыцарей)
Например:
- Какие чувства у вас вызвал рассказ?
- Случалось ли вам оставаться дома в одиночестве? Знакомо ли вам состояние Никиты, который остался один во дворе?
- Были ли у вас подобные встречи с окружающим миром?
Блиц – опрос класса:
После первого прочтения как бы вы определили:
- Тему рассказа?
- Основную мысль?
- Какие проблемы ставит автор в этом рассказе?
Проверим, как вы усвоили содержание рассказа. А в этом нам поможет блиц-опрос. Соберись и не зевай, поскорее на вопросы блиц-опроса отвечай! Я буду зачитывать утверждения, если вы согласны, то ставите знак «+», если нет, то – «-».
1. Главный герой рассказа Никита.
2. Мальчику 7 лет.
3. Мама работала в магазине.
4.Мама оставляла ему на обед молоко с хлебом.
5. Папа был на войне.
6. Никита представлял, что солнце – это бабушка.
7. По мнению Никиты, в колодце жили змеи.
8. Никита предлагает папе «все трудом добывать, чтобы все было живым»
б) Взаимопроверка
Ключи к блиц-опросу: 1+, 2-, 3-, 4+, 5+, 6-, 7-, 8+.
Каждый правильный ответ- это 1 балл.
8+ - «5»
6-7 + - «4»
4-5 + - «3»
0-3 + - «2»
Лексический глоссария
- Объясните значение слов и выражений, которые употреблены в рассказе: изба топилась по-черному, изба, изгородь, колья, колхоз, овин, околица, сени, трудодень.
Составление плана.
- На сколько частей мы можем разделить текст?
- Как можно озаглавить каждую часть?
1. Мама уходит на работу.
Найдём ключевую фразу для этой части. («Ты живи смирно один»)
Какие чувства здесь испытывает Никита? (одиночество).
2. Никита «живёт один».
- Почему Никите кажется, что всё вокруг живое? (богатое воображение).
- С кем из тайных жителей Никита разговаривал? О чём?
- Почему воображение мальчика поселило на солнце умершего дедушку?
- Каково было отношение Никиты к окружающему миру в начале рассказа? (строгим, но не агрессивным).
- Когда происходит первая заметная перемена в отношении мира к Никите? (сорвал цветок. Зачитать).
- Почему мир стал агрессивным? (Никита перестал ощущать мир живым, не ощутил боль, которую причинил).
Жизнь - это вечная борьба добра и зла. Мир для Никиты разделился на два: добрый и злой.
1) Кто живёт в бочке.
2) «Доброе солнце».
3) Колодезные жители.
4) «Тайные жители» двора: змеи, пень, старая
баня.
5) Жёлтый цветок.
3. Возвращение отца.
1) Встреча Никиты с отцом.
2) Разговор Никиты с отцом.
3) Работа с отцом.
Найдём ключевые слова для каждого пункта плана.
1. Теперь уж век буду с тобой вековать. Врага-неприятеля мы погубим, пора о тебе с матерью думать.
2. Это ты всех хочешь сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце.
3. Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам своим трудом сработал, он и добрый. Давай всё трудом работать и все живые будут.
Слово учителя
Отец Никиты вернулся с войны. Война - это разрушение, зло.
- Что отец Никиты считает добром? (Добро - это прежде всего труд).
- Что означают слова Никиты: «Давай всё трудом работать и все живые будут». (Если дело или вещь сделаны с усердием, с любовью, то в них живёт душа человека, который вложил в это свой труд).
- Во что верил отец Никиты? (Никита останется добрым на весь свой долгий век).
А как вы думаете от кого зависит, каким будет человек? Что значит быть добрым? (значит быть нужным).
Каким чувством теперь наполнена душа Никиты? (Добро).
В какое время происходит действие рассказа? Как жилось людям? Только ли у Никиты было таким детство?
- Как вы сейчас понимаете тему рассказа? (Послевоенное детство. Образ Никиты, который познаёт окружающий мир.)
Основная мысль: быть добрым, а значит быть нужным.
Проблемы: добра и зла, каким быть.
Состояние Никиты в течение дня: одиночество, страх, добро.
V. Подведение итогов урока.
Заслуга Андрея Платонова в том, что он показал на мир глазами пятилетнего ребенка. Это живой мир, где в каждом предмете он видит живое существо. Мир враждебный, он пугает его, потому что, оказавшись дома один, не находит никого, кто бы защитил его. Но некоторые предметы мира напоминают ему о родных и близких: о дедушке, об отце, тогда легче становится герою, он чувствует защиту. Тяжело ребенку, если рядом нет взрослых. С ласковым, добрым, мудрым и заботливым отношением взрослых в мир детства входит доверие, уверенность в себе, знания и умения. Так с приходом отца Никита понял важную истину жизни.
VI. Рефлексия.
Я начинаю предложение, а вы продолжаете
Сегодня я убедился…
Сегодня я узнал…
Сегодня я учился…
Я задумался о том...
VII. Домашнее задание на выбор:
1. Подобрать пословицы о труде;
2. Выполнить рисунки к рассказу, озаглавить их;
Рассказ-путешествие по двору Никиты от первого лица.