12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена335
Являюсь руководителем РМО учителей географии Люблю свою работу!
Россия, Волгоградская обл., р.п.Ерзовка


Бинарный урок географии – физики «Атмосферное давление»

Работу выполнили: учителя географии и физики: Красильникова Елена Павловна,

Михайлова Татьяна Юльевна,

2016 год

 

Аннотация

В современных условиях все отчетливее возникает необходимость взаимосвязи между учебными предметами для отражения целостной картины природы в голове ученика, для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания, а также необходимость обобщенного познания и целостности познавательного процесса. В своей практике мы используем проведение бинарных уроков, которые позволяют осуществлять преемственность в содержании отдельных дисциплин, опираясь при изучении и закрепление материала на знания по другим предметам, сближение родственных предметов, формирование обобщенных познавательных умений. Опыт проведения бинарных уроков показывает, что подготовка и проведение таких уроков способствует совершенствованию профессиональных компетенций, где сочетаются личности учителя и ученика, их взаимодействие друг с другом. Бинарный урок - это взаимопонимание друг друга со слова, с полуслова, с помощью мимики, жестов, это взаимодополнение друг друга, взаимоподдержка, взаимообогащение. Если этого нет, интегрированный урок просто не получится. Наш арсенал педагогических технологий постоянно обогащается. Мы стараемся внедрять гибкие модели организации учебного процесса, ориентированные на творческую самореализацию развивающейся личности. Не загасить искру этого интереса, а максимально разжечь его – вот в чем сверхзадача учителя. Наш опыт работы проведения интегрированных – бинарных уроков географии-физики показал, что одним из доступных и практически безотказных приемов поддержки постоянного интереса ученика к изучаемым предметам является демонстрация практического значения изучаемых явлений в повседневной жизни, применение полученных знаний в быту. Великий Аристотель говорил – сначала собирать факты, и только после этого связывать их мыслью. Атмосферное давление является одним из основных условий развития жизни на нашей планете, ведь все без исключения живые организмы постоянно находятся под воздействием внутреннего и внешнего давления, соотношение которых во многом определяет их строение и физиологические особенности. Урок «Атмосферное давление» построен с элементами исследовательской работы учащихся, с использованием ИКТ, технологии проблемного обучения, системно-деятельностного подхода в обучении. На уроке используются электронные образовательные ресурсы, во время работы с которыми учащиеся выполняют ряд интерактивных действий, что способствует повышению эффективности сознания и памяти. В ходе проведения урока используются такие методы обучения, как эвристический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, метод эксперимента и решение задач физического содержания. Важным моментом на каждом этапе является создание атмосферы загадочности, открытия некой тайны. Основываясь на обозначенные в концепции модернизации российского образования ФГОСы, считаем, что полноценным образование будет тогда, когда растущий человек станет постигать науки в неразрывном единстве с постижением духовно-нравственных законов развития жизни. Бинарные (интегрированные) уроки служат средством повышения мотивации изучения предмета, так как создают условия для практического применения знаний, развивают аналитические способности.

Технологическая карта бинарного урока географии – физики «Атмосферное давление»

Авторы, разработчики:

Учителя географии и физики Городищенского муниципального района Волгоградской области Красильникова Елена .Павловна, Михайлова Татьяна Юльевна,

Предмет

География (раб. Программа составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5—9 классы, авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство «Дрофа». 2012г.

Класс

6 класс

Тип урока

Урок изучения нового материала

Технология построения урока

Технология - Системно-деятельностного подхода

Тема

«Атмосферное давление»

Цель

Общеобразовательная:

Формирование познавательной компетенции на определённый успех через представления об атмосферном давлении, роли атмосферного давления в жизни человека и животных.

Обучение школьников умению распознавать атмосферное давление среди других явлений.

Развивающая:

Рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, экспериментально доказать его наличие, рассмотреть использование атмосферного давления человеком и животными.

Развитие умений работать с ЭОР, анализировать, делать выводы

Воспитательная: Вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, формирование навыков исследовательской деятельности.

Воспитание коммуникабельности, развитие речевой культуры, личной ответственности за выполнение коллективной работы


 

Задачи

Обучающая – добиться усвоения учащимися знаний об атмосферном давлении, умения применять знания на практике.

Развивающая – способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

Воспитательная – сформировать культуру общения при работе в группе .

Основные термины, понятия

Атмосфера, атмосферное давление,

 

Таблица № 2

Планируемый результат

Предметные умения (УДД)

 

Личностные УУД

- овладение на уроке……. вне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Регулятивные УУД:

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- работать по плану, инструкции; осуществлять самоконтроль.

ПознавательныеУУД

формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

 

Таблица № 3

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы:

Фронтальная

Работа в группах

Индивидуальная

Рабочая тетрадь, учебник, атлас

Приборы и материалы для экспериментальной деятельности:

1. а) Пипетки, шприцы, стаканы с водой, ящик для переноски оборудования

б) Сок с трубочкой, стеклянные трубки, стаканы с водой, большой ящик для переноски оборудования

в) Присоски, пластиковые доски, медицинская пневматическая банка.

2. Бутылка с широким горлом, листок газеты (гармошка), спички, вареное яйцо.

Технические средства обучения:

Компьютер

Медиапроектор

Интернет

 

Таблица № 4

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Вызов

Установить тематическую рамку («могу»)

Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо»)

Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу»)

Осмысление

Мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному выполнению

Создать условия для решения типовых заданий с применением алгоритма

Соотнесение своих действий с алгоритмом, ключом, понятиями

Научить фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибки

Рефлексия

Создать условия для соотнесения полученного результата и эталона

Формировать адекватную оценку правильности результатов действия

Создать ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности


Таблица № 5

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап

урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

(с указанием действий ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность учащихся


 

Время (в мин.)

Организационный момент.


 


 


 


 


 

Мотивация и целеполагание


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Изучение нового материала


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Закрепление

Подведение итогов

Задание на дом

Рефлексия


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Вес воздуха. (№1)

Атмосферное давление (№ 2)

Создаёт эмоциональную, комфортную атмосферу

Добрый день, урочный час,

География с физикой сейчас,

Мы приветствуем друзей

И урок начнем скорей!

Мы знаем : каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок

Из ваших знаний и умений

Мы вместе сочиним урок.

Сегодня вспомним атмосферу,

Её законы объясним

Проведём эксперименты

Претворим в свою их жизнь!

Здравствуйте, друзья!

Мы очень рады вас приветствовать, и верим, что урок у нас сегодня получится познавательным, интересным и пройдет с пользой для каждого из нас.

Однажды, гуляя в тенистой роще со своим учителем, греческим философом, юноша спросил: "Скажи мне, почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов. Как же так, что для тебя осталось столь много неясных вопросов?"

В раздумье философ очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. "Твои знания - это маленький круг, а мои - большой. Но все, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов".

Создаёт проблемную ситуацию, демонстрируя опыт.

Яйцо в бутылке”.

Это очень известный опыт, который и до сих пор производит сильное впечатление.

Сварим яйцо вкрутую. Возьмем пустую бутылку из-под кефира. Очистим яйцо от скорлупы. Возьмем лист бумаги, скрутим его трубкой, подожжем и горящую бумагу быстро опустим в бутылку. Подождем, пока бумага прогорит, а затем положим очищенное яйцо на горлышко бутылки. Пройдет немного времени, и - о, чудо! - яйцо протиснется через горлышко внутрь бутылки.

-Удивились?

Организует обсуждение , анализирует, делает вывод

- Как вы объясните это явление?

Сегодня на уроке мы попытаемся увеличить круг наших знаний

Удивительное дело – жить в воздушном океане,

Голубом, огромном, чистом, «пить» его и не тонуть.

Без него, без океана, жизнь была бы очень странной,

Впрочем, даже и не странной: просто не было б её.

Вовлекает учащихся в процесс повторения материала

Что такое атмосфера:

Может это литосфера? – Нет.

Может это гидросфера? – Нет.

Может, это просто точка? – Нет

Значит, это оболочка? – Да

Из чего она? из камня? – Нет.

Состоит из смеси газов? – Да!

То, что воздухом зовут,

Они жизнь для нас дают

Сопровождает детей в процесс осмысления ранее изученного материала с помощью демонстрации опыта

«Перевернутый стакан»

Закрываем стакан с водой листом бумаги и переворачиваем, не убирая руки.

Давит ли вода на листок?

Почему листок, не падает?

Предлагает учащимся сформулировать цели урока и

представить собственный вариант рассуждений:

Обобщая варианты обсуждения целей урока учащимися, учитель подводит итог: Давление воды уравновешивается давлением окружающего воздуха

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с атмосферным давлением, рассмотрим причины его возникновения и влияние на человека и животных.

Использует материалы ЭОР как основу для изучения нового материала и презентации.

Воздух имеет массу и вес

Значит, давит он на земную поверхность

В нашем теле тоже давление есть,

Поэтому мы не ощущаем эту поверхность.

Установлено, что у поверхности Земли 1куб м воздуха весит 1кг 300г. А если воздух имеет вес, то он давит на всё, что находится на Земле.

Силу, с которой воздух давит

На земную поверхность и на предметы

Очень просто в науке называют –

Атмосферное давление это!

Чтоб давление измерять?

Предлагает обсудить ситуацию: «Так существует ли атмосферное давление?»

В 1654 году магдебургский бургомистр и физик Отто фон Герике показал на рейхстаге в Регенсбурге один опыт, который теперь во всём мире называют опытом с магдебургскими полушариями. Когда полушария сложили вместе, между ними поместили кожаное кольцо, не оставившее между полушариями даже малейшей щели. Затем с помощью насоса откачали воздух из пространства между полушариями. Какая же сила сжимала полушария, противодействуя силе шестнадцати коней?

Обобщает ответы учащихся:

Этой силой было действие атмосферного воздуха. Чем больше воздуха выкачивали из полости между полушариями, тем сильнее они сжимались снаружи атмосферным давлением. Оно, оставаясь постоянным, тем больше превышало давление внутри шара, чем меньше там оставалось воздуха.

Учитель продолжает активизировать познавательный интерес учащихся:

Поднимаемся мы в гору,

Стало трудно нам дышать.

А какие есть приборы(слайд…)

Подводит к связи «теория-эксперимент-практика»

Еще в древней цивилизации были известны всасывающие насосы. С их помощью можно было поднять воду на значительную высоту, т.к. вода послушно следовала за поршнем такого насоса.

Древние философы задумывались о причинах этого и пришли к следующему заключению: вода следует за поршнем потому, что природа боится пустоты, поэтому-то между поршнем и водой не остается свободного пространства.

Рассказывают, что один мастер построил для садов герцога Тосканского во Флоренции всасывающий насос, поршень которого должен был затягивать воду на высоту более 10 м. Но как ни старались засосать этим насосом воду, ничего не получалось. На 10 м (34 фута) вода поднималась за поршнем, а дальше поршень отходил от воды, и образовывалась та самая пустота, которой природа боится.

Когда с просьбой объяснить причину неудачи обратились к престарелому Галилею, он пошутил, что, вероятно, природа перестает бояться пустоты на высоте более 34 футов, и предложил своим ученикам - Торричелли и Вивиани разобраться в этом странном явлении.

Давление атмосферного столба может быть уравновешено давлением столба жидкости определенной высоты. Трубка с ртутью длиной примерно 1 метр, запаянная с одного конца ,переворачивается, после чего часть ртути вытекает, но ее уровень останавливается на определенной высоте. Поскольку давление над ртутью в трубке равно нулю, то давление столба ртути равно атмосферному давлению. На уровне моря эта высота составляет 760 мм ртутного столба и называется нормальным атмосферным давлением.

Эванджелиста Торричелли проделал данный опыт и дал ему объяснение. Если проделать данный опыт с водой, то высота водяного столба будет примерно 10 метров. Вот почему вода поднималась за поршнем не более 10 метров.

А может ли меняться атмосферное давление над различными участками земной поверхности? Отчего оно зависит?

Организует работу с учебником

Но мы на себе давление воздуха не ощущаем.

Анализирует деятельность учащихся, подводит к практическим расчётам веса воздуха.

Давайте докажем это:

Определим, какой вес имеет воздух, находящийся в кабинете географии, если длина комнаты – 8м, ширина – 6м, высота – 4м. Если в среднем поверхность человеческого тела составляет около 1,5 м2, то оказывается, что на каждого из нас воздух давит с силой около 15 т (Слайд …).

Воздух имеет массу и вес

Значит, давит он на земную поверхность

В нашем теле тоже давление есть,

Поэтому мы не ощущаем эту поверхность.

Информирует и организует работу с ЭОР

(ссылка на ЭОР «Атмосферное давление на человека»).

Действительно, мы не смогли бы выдерживать такую тяжесть, если бы ей не противостояло такое же давление внутри нашего тела.

Демонстрирует опыт о наличии атмосферного давления внутри нашего тела

Следующий опыт поможет нам понять это.

Если растянуть двумя руками бумажный лист, и кто-то с одной стороны надавит на него пальцем, то результат будет один — дырка в бумаге. Но если надавить двумя указательными пальцами на одно и то же место, но с разных сторон, ничего не случится. Давление с обеих сторон будет одинаковым. То же самое происходит и с давлением воздушного столба и встречным давлением внутри нашего тела: они уравновешивают друг друга.

Побуждает детей к исследовательской деятельности, наблюдает, консультирует, анализирует.

Великий Аристотель говорил – сначала собирать факты, и только после этого связывать их мыслью. Давайте прислушаемся к его совету и посмотрим, как научились люди использовать атмосферное давление в жизни и предлагает провести маленькие эксперименты с имеющимся на их столах оборудованием.

Устали?

Проводит физкультминутку.

Индийские йоги считают, что правильное дыхание способствует улучшению мыслительного процесса.

Подняли руки – вдох. Опустили – выдох.

Задумывались ли вы над тем, как мы дышим?

Положите руки на грудную клетку и сделайте глубокий вдох и выдох .

Что происходит с грудной клеткой при вдохе?

Как воздух попадает в легкие?

При вдохе грудная клетка расширяется, давление воздуха в легких становится меньше атмосферного, Атмосферный воздух проникает в легкие.

При выдохе объем легких уменьшается. Поэтому давление воздуха в легких становится больше, чем атмосферное. Воздух выходит наружу.

Мотивирует учащихся на развитие познавательного интереса на примере использования атмосферного давления в природе, медицине, быту. Прививает навыки самостоятельной работы с различными источниками информации.

Мухи и древесные лягушки могут держаться на оконном стекле благодаря крошечным присоскам, в которых создается разрежение, и атмосферное давление удерживает присоску на стекле.

Слон использует атмосферное давление всякий раз, когда хочет пить. Шея у него короткая, и он не может нагнуть голову в воду, а опускает только хобот и втягивает воздух. Под действием атмосферного давления хобот наполняется водой, тогда слон изгибает его и выливает воду в рот.

Засасывающее действие болота объясняется тем, что при поднятии ноги под ней образуется разреженное пространство. Перевес атмосферного давления в этом случае может достигать 1000 Н на площадь ноги взрослого человека. Однако копыта парнокопытных животных при вытаскивании из трясины пропускают воздух через свой разрез в образовавшееся разреженное пространство. Давление сверху и снизу копыта выравнивается, и нога вынимается без особого труда.

Осьминоги имеют множество присосок.

Рыба - прилипала. Эта рыба с такой силой присасывается к акуле, что оторвать ее невозможно. На этот живой крючок в Австралии и поныне ловят акул и крупных рыб, а в Южной Америке - черепах.

Автопоилка, использование трубочек для питья воды…

(ссылка на ЭОР «Атмосферное давление на человека»).

Осуществляет контроль за усвоением нового материала

Просит сформулировать выводы по уроку, выслушивает, анализирует, корректирует, обобщает, оценивает ответы.

Записывает на доске и комментирует д/з: прочитать §28, ответить на вопросы.

Для желающих: выполнить по инструкции «Забавки домашней лаборатории» (приложение №4)

Организует беседу с учащимися:

Что вас удивило на уроке?

Что узнали нового?

Что хотели бы ещё узнать об атмосферном давлении?


 


 


 

Приветствуют учителя, настраиваются на урок (Л)


 


 


 

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. (П)


 


 


 


 

Наблюдают опыты.

Делают предположения с помощью учителя.

Отвечают на вопросы.(К)


 


 


 


 


 

Учащиеся «узнают» ранее изученный на уроках природоведения материал. (П)


 

Демонстрируют опыт, анализируют и делают выводы. (П , Р, К, Л)


 

С помощью учителя формулируют тему, цель урока и записывают в тетрадях..(П , Р, К, Л)


 


 


 


 


 


 


 

Отвечают на вопросы и делают выводы. (П)

Объясняют происходящее на экране. . (П )

Принимают информацию к сведению и приходят к выводу, что атмосферное давление на самом деле существует. (П. Р., К, Л)


 


 

работают с учебником географии (стр.107, рис.99) и анализируют слайд…. ( П. Р)

Презентации


 

высказывают свои предположения. (П)


 

Работа с учебником (П)

Решая задачу, приходят к ответу: объем (V) комнаты – 192 м3, значит, в классе 192 м3 воздуха. Он весит почти 1/4 тонны (П)

Формулируют выводы, проговаривают информацию (П.)


 


 


 


 

 


 

Учащиеся выполняют эксперименты и в игровой форме знакомят с результатами . (К) (приложение 1)

Выполняют предложенные упражнения и получают памятки (П)

(приложение №2)

Самореализация (Л)


 

Анализируют полученную информацию (П, К)

 


 


 


 


 


 

Заполняют пустографки (Л)

(приложение№3)

Записывают домашнее задания, слушают пояснения (Р)

Делятся впечатлениями (К, Л)


 


 


 

1


 


 


 


 


 


 

1-2


 


 


 


 

5


 


 


 


 

3


 


 


 

4


 


 


 

5


 


 


 


 

3-5


 

3


 


 


 


 


 


 

3


 


 

2


 


 


 


 


 

3-5


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

3


 


 

3


 


 


 


 

3


 


 


 


 

3


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

3


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

2


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

2-3


 

Примечание: (Л) - личностные УУД; (Р)-регулятивные УУД; (П)-познавательные УУД; (К)-коммуникативные УУД.

 

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Название ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

«Вес воздуха»

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5251-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_9.swf

2

«Атмосферное давление на человека»

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5251-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_9.swf

3

«Атмосферное давление. Вес воздуха»

Презентация

 


Использованы материалы сайтов:

  1. http://school- collection.edu.ru /
  2. http://www.somit.ru/fisika7_40.htm


Литература

  1. А.В. Перышкин. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных заведений. – М.: «Дрофа», 2010.
  2. Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. Начальный курс географии.6 класс. – М.: Дрофа, 2007.
  3. А.И. Сёмке. Физика. Занимательные материалы к урокам. 7 класс, – М.: НЦ ЭНАС, 2001 г.
  4. Я. И. Перельман. Занимательная физика: книга 1. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
  5. Г.Низе. Игры и научные развлечения. – М.: Просвещение, 1958.
  6. А.Л. Камин. Физика. Развивающее обучение. Книга для учителей. 7-й класс. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.

 

Информационные ресурсы

  1. Классная физика для любознательных: http://class- fizika.narod.ru /.
  2. Единая коллекция ЦОР: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5251-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_9.swf .
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.