12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чернышева Алла Афанасьевна29

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Старская средняя общеобразовательная школа





Урок

Литературного чтения

в 4-б классе



Тема урока : Л.Н. Толстой

« Как мужик камень убрал»









Подготовила и провела : Чернышева А.А.



Старь

2022



Тема урока : Л.Н. Толстой « Как мужик камень убрал»

Формируемые УДД:

Предметные:

-изучить басню Л.Н. Толстого « Как мужик камень убрал»

-сформировать понятие о басне, морали басни;

- показать учащимся, что басня может быть в прозаической форме;

Метапредметные:

-сформировать опыт творческой деятельности;

-развивать интерес к художественному слову;

-развивать умение выразительно читать;

Развивать способность сравнивать, анализировать, обобщать;

Личностные:

-воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, неприятие лицемерия, лести, уважение к мнению других;

Регулятивные:

-умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя;

-Проговаривать последовательность действий на уроке;

-Работать по коллективно составленному плану;

-Оценивать правильность выполнения действий;

-Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

- высказывать свое предположение

Коммуникативные:

-умение оформлять мысли в устной форме

-слушать и понимать речь других

-совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

Познавательные:

-умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Добывать новые знания : находить ответы на вопросы , используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование; учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова

« Литературное чтение», аудиозапись басни , проектор, компьютер, карточки индивидуальные.

Ход урока

1. Актуализация

У. Дети, я вижу, что вы немного волнуетесь. Предлагаю начать наш урок с прослушивания музыки. ( Звучит музыка П.И. Чайковского « Октябрь» Из цикла « Времена года»)

Понравилась музыка? Ну теперь мы можем продолжить наше путешествие по чудесному миру классики.

- А что такое классика? ( эталон, образец на все времена)

- Что может быть « классическим?» ( дети перечисляют)

-Музыка, которую мы с вами прослушали, тоже относится к классике.

.

-С произведениями каких авторов мы уже познакомились в этом разделе?

2. Постановка учебной задачи

-Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством еще одного классика русской литературы. Я уверена, что вы сами назовете мне его имя, как только выполните задание. У вас на столе лежат карточки разного цвета. Возьмите карточку белого цвета. Прочитайте слова в 1 рамке и по ним попробуйте узнать произведение

Корабль, вокруг света, народ, палуба, обезьяна, рожи, передразнивала



Поглядеть зверей, собачонка, зверинец, клетка, бросили



Лес, товарищи, медведь, дерево,, притворился, мертвый



Узнали произведения? Кто же автор этих произведений?

А сейчас возьмите карточку желтого цвета , перечитайте эти отрывки и попробуйте определить. Есть ли среди них басня.

У всех получилось определить? Для того, чтобы определить жанр произведения, мы должны знать признаки этого жанра. Искать признаки басни мы будем в произведении Л. Толстого « Как мужик камень убрал»

Постановка целей и задач:

Цель; научиться выделять признаки….

Задачи:

Пополнить словарный запас с помощью…

Познакомиться с произведением…

3. Словарная работа

Сейчас мы будем слушать басню. В ней будут встречаться новые слова или устаревшие слова. Сейчас мы попробуем с вами самостоятельно определить лексическое значение этих слов. Возьмите карточку синего цвета , прочитайте слова в левом столбике и соедините их с определением в правой части.

Инженер



Порох



Большой каток



Подле камня




Выдумка




Рабочий, работающий с деревом, изготавливающий изделия из дерева .


Специалист с высшим техническим образованием


Взрывчатое соединение или смесь


Машина, для утрамбовки или уплотнения грунта или асфальта


Вымысел, изобретение


возле

Проверка выполнения задания. Какую задачу мы выполнили с вами?

( пополнили словарный запас)

4. Работа с текстом

Теперь слушаем басню. Понравилось произведение? Что удивило? Что понравилось? Перечитайте басню еще раз про себя.

-Дети, в учебнике написано, что это басня. А похоже это произведение на рассказ? (есть повествование, рассказывается история)

А можно было бы сказать, что это быль?

Так почему же автор отнес это к басне? Чтобы доказать, что это басня, давайте вспомним точное определение басни. Возьмите картоку красного цвета и прочитайте…

Басня- это короткий рассказ в стихах или прозе, в котором высмеиваются недостатки людей. В басне обычно действую животные, в которых легко узнать людей. В конце басни или в начале есть нравоучительное заключение- мораль.

Итак, в чем же заключается особенность басни?

-Где происходит действие?

-Назовите участников

Какая задача стояла перед ними?

Что предложил первый инженер?

Что предложил второй инженер?

Что больше, 6 тысяч или 8? На сколько больше?

Что предложил мужик?

Сколько денег он попросил за свою работу?

На сколько это меньше, чем первый инженер? Во сколько раз меньше, чем второй?

Почему он взял так мало денег, хотя выполнил туже самую задачу, что и стояла перед инженерами?

О каких человеческих качествах мужика нам говорит этот поступок?

Какой мужик?

Простой, умный, хитрый, сообразительный, добрый, благородный, трудолюбивый, смекалистый, бескорыстный.

В басне всегда есть противопоставление: добро- зло, смелость- трусость, ум- глупость, щедрость- жадность.

Каких героев выбрал Толстой?

Что же он здесь противопоставляет?

Инженеров, чтобы показать силу, а мужика- смекалку.

Л. Н. Толстой считал, что пословицы, поговорки, загадки -интересно и полезно читать детям. В свою Азбуку для крестьянских детей он включил много произведений устного народного творчества.

Возьмите карточку зеленого цвета и прочитайте пословицы. Какие из них, наиболее точно передают мораль прочитанной басни?

1) Сколько голов, столько умов.

2) Сила ломит всё, а ум –силу.

3) Мало что хотеть, надо знать, да уметь.

4) И сила уму уступает.

5) Каков мастер, такова и работа.

6) Недаром говорится, что дело мастера боится



Скажите, дети, как стать инженером? А может быть и не обязательно учится?

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке

































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.