Буклет: "Техники и приёмы рефлексии в ДОУ в соответствии ФГОС"
Важно помнить!
Если человек не рефлексирует, не осуществляет самоанализ своей деятельности и деятельности своих воспитанников, её результатов, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса;
Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №107 общеразвивающего вида»
Техники и приёмы рефлексии в ДОУ в соответствии ФГОС.
Выполнила воспитатель: Горобий Г.В.
Пгт Водный, 2022 год
Виды рефлексии
Рефлексия эмоционального состояния и настроения
Рефлексия содержания учебного занятия
Рефлексия педагогической деятельности
- осуществляется оценка настроения и отношения воспитанников в начале и конце учебного занятия. Используется рефлексия, начиная с младшей возрастной группы ДОУ.
Учитывая возрастные особенности детей педагогом используются различного рода наглядности (карточки со смайликами, цветовые карточки и т.д.), педагог предлагает детям оценить свое настроение во время совместной деятельности путем выбора карточки с изображением. Важно не просто показать карточку, но и постараться добиться от ребенка ответа, почему он выбрал именно ее. Как показывает пед. практика, изначально все дети выбирают положительные эмоции, но если ввести рефлексию в систему, то в дальнейшем они будут подходить к выбору эмоции более осознанно, смогут обосновать и объяснить свой выбор. После того как детьми буду освоены два маркера (отрицательный и положительный), педагог может переходить к расширению эмоционального спектра. К старшему дошкольному возрасту необходимо добиться того, чтобы дети свободно владели 4-5 эмоциональными маркерами: радостный, улыбающийся, сердитый, задумчивый/грустный, слезливый.
- направлена на выявление уровня понимания и усвоения детьми того материала, который был представлен педагогом.
Посредством данного вида рефлексии педагог устанавливает логические связи между приобретенными знаниями и умениями их использовать в практической деятельности.
Данный приём используется педагогом в конце учебного занятия, с целью подведения итогов, обсуждения того, кто и что узнал нового, как работал каждый ребенок, какой вклад был внесен и т.д. В процессе рефлексии дети осуществляют анализ своей деятельности и активности во время занятия.
- предоставляет возможности осмыслить приемы и способы работы, используемые педагогом ДОУ при организации учебных занятий.
При проведении данного вида рефлексии педагог обучает детей осмысленному контролю и планированию своего мышления, своих действий, и осуществлению оценке их правильности. Оценивать необходимо только те правила действий, которые знакомы и понятны ребенку.
Данный вид рефлексии организуется в конце занятия. Дети совместно с педагогом или между собой обсуждают и анализируют проведенное занятие, что им понравилось больше всего, а что было не понятно. Педагог фиксирует ответы детей, для того чтобы в дальнейшем планировать учебные занятия с учетом отрицательных моментов. И используется со средней возрастной группы ДОУ.