12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Разуваева Ольга Николаевна98
Россия, Мордовия респ., п. Комсомольский

Буллинг

Буллинг — это не новое явление. На протяжении всей истории отдельные люди и группы проявляли агрессивное поведение по отношению к тем, кого они воспринимали как более слабых или отличающихся от других.

Считается, что термин "издевательства" возник в 16 веке, когда он использовался для описания поведения мужа-тирана по отношению к своей жене. В 18-м и 19-м веках этот термин использовался для описания агрессивного поведения между детьми. В 1970-х и 1980-х годах исследователи начали изучать буллинг в школах и на рабочих местах. Они обнаружили, что буллинг был широко распространенным явлением, которое имело серьезные последствия для своих жертв, включая депрессию, тревогу и даже суицид. Одним из первых исследователей, который заинтересовался данной проблемой был норвежский психолог Ден Олвеус. В 1993г. исследователем впервые был озвучен общепринятый в настоящее время термин «буллинг» и определил термин «буллинг» («запугивание», «издевательство», «травля») как «…преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение…»  Он отмечал, что существенным отличием буллинга от конфликта, ссоры, любого другого насилия отличает именно систематичность. Точку зрения Д. Олвеуса поддержали многие исследователи, и термин «буллинг» прочно вошел в наш лексикон.

Цель буллинга – вызвать страх у объекта травли, подчинить его себе.

Для буллинга характерны намеренные попытки одного человека или группы людей причинить вред (моральный, физический, психологический) другому человеку.

Особенности участников буллинга

Агрессоры

Это агрессивно настроенные ко всему миру люди, грубые, с трудом соблюдающие правила, раздражительные и неуравновешенные. Им не знакомо сострадание, Агрессоры не реагируют на критику окружающих, склонны к лидерству. Они остаются недооцененными в собственном понимании, что и вызывает раздражение.

Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной вероятностью на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное — проанализировать, что происходит в вашем доме.

Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий.

Жертва

Исследования выделяют роль самооценки, физического развития и успеваемости, но не установлено, что первично. На практике поводом для буллинга становится что угодно: неполная семья, родимое пятно, отличные от коллектива взгляды на мир и т. д. Группу риска составляют дети с ОВЗ, трудностями в обучении. Проблемы жертв тоже часто вытекают из семьи, в которой тип воспитания способствует формированию психологии жертвы. Для жертв характерно: низкая самооценка; комплекс неполноценности; замкнутость; застенчивость; тревожность; неуверенность. Кто чаще всего оказывается изгоем в классе? Тот, кто не такой как все, «белая ворона». Психологи выделяют одну характерную для всех жертв особенность – у них низкий уровень самоуважения, невозможность проявлять защитную агрессию, противостоять травле. К сожалению буллинг может начаться дома, а потом закономерно продолжается в школе.

Наблюдатели

Самая большая категория участников буллинга. Почти все наблюдатели отмечают, что испытывают чувство жалости к жертве, но меньше половины готовы помочь. Подобное поведение вполне объяснимо: возражая агрессору, свидетель сам оказывается под ударом, лишается безопасности.

Буллинг бывает прямым и косвенным.

Первый тип предполагает открытое воздействие, избиения, оскорбления в лицо.

Второй тип (скрытый буллинг) предполагает скрытые издевательства, когда ребенка не бьют, не причиняют ему вред открыто, а, например, распространяют слухи или объявляют ребенку бойкот, провоцируют на агрессию долго и планомерно — доводя, что называется, до белого каления. В результате такого буллинга человек срывается, теряет контроль над своими чувствами, ведет себя агрессивно, вследствие чего его обвиняют в неадекватности;


По специфике содержания можно выделить:

Физический буллинг: избиение, толчки, плевки, захват вещей. Это самый распространенный и заметный тип буллинга.

Вербальная травля: прозвища, угрозы, оскорбления, насмешки, принуждения, унижение.

Социально-психологический буллинг: сплетни и слухи, игнорирование, исключение из группы и общих дел, выставление на посмешище, бойкот и изоляции, манипуляции. Этот тип актуален чаще других остается незамеченным. Между тем именно этот тип вызывает самый сильный эмоциональный стресс у жертвы.

Кибербуллинг - Электронный (виртуальный) буллинг. Предполагает травлю через телефон и компьютер, электронную почту, интернет. Виртуальный буллинг подразумевает взлом страниц, отправку негативных сообщений и комментариев, похищение и распространение фотографий, личных данных.

Причины буллинга

«Буллинг — это всегда намеренное поведение. Это способ захватить власть, подчинить себе другого, возвыситься за счет унижения слабого, воспользоваться кем-то, не давая ничего в ответ, и совершать преступления, избегая ответственности». Почему же человек выбирает именно этот путь? Объяснения бывают разные.

Индивидуальные

Например, тот, кто участвует в травле, сам может страдать психическими расстройствами. Также нередко ребенок, который обижает других детей, ранее мог сам быть жертвой буллинга: известно, что насилие порождает насилие.

Семейные

Буллер мог видеть агрессию в семье, к примеру, в отношениях между родителями, а также мог сам подвергаться эмоциональному и физическому насилию со стороны взрослых. Все это может привести к желанию вымещать злость и другие болезненные чувства на более слабых.

Буллинг – самоутверждение через агрессию.

Школьные

Бывает и так, что буллинг (например, в отношении учеников с плохой успеваемостью) начинают сами учителя, а дети лишь подхватывают.

Социально-культурные

Считается, что некоторые фильмы, игры, музыка и другой контент могут разжигать ненависть и агрессию. Кроме того, напряженная политическая и экономическая ситуация в мире сказывается на детской психике не лучшим образом.

Начальные этапы буллинга

Буллинг может начаться незаметно и постепенно прогрессировать, создавая несчастные последствия для жертвы. Вот основные этапы этого процесса:

Подавление жертвы. Обидчик начинает унижать и пренебрегать жертвой, чтобы эффективно нарушить ее самооценку и вызвать уязвимость.

Изоляция жертвы. Чтобы продолжить атаку, обидчики создают ощущение локального отвержения и изоляции.

Распространение слухов и провокации. В этом этапе обидчик намеренно распространяет слухи, обвинения и провоцирует жертву, чтобы поддержать свою власть и контроль.

Последний этап – физическое насилие. Обидчик выходит на более агрессивные действия, что может привести к серьезным травмам и психологическим последствиям.

Кибербуллинг

В современном мире Интернет играет огромную роль в развитии ребенка. При этом их высокая активность в киберпространстве сочетается с низким уровнем пользовательской компетентности, а отсутствие контроля и анонимность делают интернет самым распространенным каналом для выражения агрессии и других негативных личностных проявлений.

Существует кибербуллинг, при котором травля происходит в интернете (часто — малознакомыми или анонимными агрессорами).

Современный буллинг осложнен активностью подростков в социальных сетях. Дети не просто издеваются, а истязают свою жертву на камеру перед многотысячной аудиторией, записывают это на видео и распространяют в сети интернет. Не исключено, что в некоторых случаях идея снять видео («хайпануть») является первичной, а уже затем выискивается жертва и составляется сценарий «крутого» видео. Дети до 14 лет отличаются особой жестокостью, так как не боятся уголовной ответственности (видео – прямое доказательство). Мало кто из агрессоров признает свою вину, чаще звучит «он заслужил», «он сам виноват».

Последствия кибербуллинга могут быть самыми серьезными — от депрессии и агрессии до суицидальных попыток и даже самоубийств... И чаще всего взрослые узнают о проблемах слишком поздно: дети не хотят допускать их в свое киберпространство и скрывают все то, что происходит с ними с ними там.

Согласно опросам, около 70% подростков были участниками или жертвами онлайн-травли, а в 40% случаев дети, которые были жертвой, сами становятся агрессорами в Сети.

По данным уполномоченного по правам ребёнка при президенте России, более половины детей в России (55%) сталкивались с буллингом, при этом более трети (39 %) из них боятся рассказывать о случаях интернет-травли.

Признаки

Понять, что ребенок стал жертвой буллинга в школе, можно по определенным изменениям в его поведении:

возросшая тревожность;

замкнутость;

плаксивость;

неожиданная раздражительность;

нежелание ходить в школу;

снижение аппетита;

нарушения сна;

внезапные болезни;


Как бороться с буллингом

Проблема буллинга остается острой. Ухудшает ситуацию тот факт, что окружающие не реагируют на буллинг, если их это не касается. Хотя и сами жертвы чаще молчат. Ужасает, что сами взрослые нередко игнорируют проблему, что дает почву подросткам продолжать подобную модель поведения и воспринимать ее как норму. Наверняка и вы слышали мнение о нормальности травли в подростковом возрасте. Да, это встречается, но это не нормально!

Буллинг – не единичная или ситуативная акция, это отражение состояния общества. Данная модель усваивается из поколения в поколение.

Большую роль играет стиль семейного воспитания. Так, гиперопека рождает жертв, а авторитаризм – агрессоров. Семейное насилие с одинаковой частотой создает буллей и жертв. Буллинг, может сильно отравить жизнь ребенка и помешать его нормальному развитию. «Советы и комментарии из серии "ничего страшного", "со всеми бывает", "будь выше этого", "дай сдачи", "ты сам виноват" не снизят уровень негативного влияния. Ведь дети, которые подвергаются буллингу, постоянно находятся под гнетом психологического давления. И психологические травмы здесь практически неизбежны.

Что делать ребёнку

Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики конфликтов:

Очень важно обсудить с ребенком такое социальное явление, как буллинг, и предупредить его, что мало кто может справиться с травлей в одиночку. Нужно рассказать, к кому обращаться за помощью, если возникают даже малейшие подозрения об агрессивных действиях со стороны других школьников.

Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не стукачество.

Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно (хотя бы внешне). Научитесь говорить «нет» или отвечать на физическую силу тем же. Часто агрессору нужно всего лишь раз получить отпор.

Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.

Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней.

Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.


Что делать родителям

Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бессилия. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями: «Что же ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!», «Сам виноват» и так далее.

Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок. Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога.

Вот фразы, которые помогут вам начать диалог.

«Я тебе верю». Это даст ребёнку понять, что вместе вы справитесь с проблемой.

«Мне жаль, что с тобой это случилось». Это сигнал, что вы разделяете его чувства.

«Это не твоя вина». Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии.

«Хорошо, что ты мне об этом сказал». Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам.

«Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее.

Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи.

Если можно сменить место обучения – смените. Это не бегство, а забота о себе. Правда, это не всегда лучший способ решения проблемы.

Выводы

Стать жертвой буллинга может любой ребёнок, вне зависимости от физических, интеллектуальных способностей или материального положения.

Если узнали, что в вашей школе практикуется травля, нельзя оставаться в стороне и пускать ситуацию на самотёк. Психологическую травму получают не только участники травли, но и её свидетели. Обсудите её с учителями и другими родителями и постарайтесь найти выход.

Школьная служба медиации (примирения) – осуществляет деятельность по профилактике и разрешению конфликтных ситуаций, возникающих в ходе учебно-воспитательной деятельности посредством применения методов медиации.

Необходимо говорить с детьми о буллинге, объяснить, как нужно действовать, если он или другие дети в школе подвергаются издевательствам. Необходимо развивать у ребёнка эмпатию и уважение границ других людей, чтобы он сам не стал агрессором.

Концепция издевательств эволюционировала с течением времени, превратившись из термина, используемого для описания агрессивного поведения между детьми, в широко признанное явление, которое может происходить в самых разных условиях. Важно продолжать изучать и понимать буллинг, чтобы предотвратить его и поддержать тех, кто пострадал от издевательств

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.