12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Баширова Умие Исмаиловна162
Я, Баширова Умие Исмаиловна, учитель технологии (высшей категории). Работаю в школе с 2008 года. Для проведения своих уроков по предмету технология, тщательно подбираю учебный материал, дополнительную литературу, наглядность. Во время проведения уроков ис
Россия, Крым респ., Алушта
2

Урок «Бутерброды и горячие напитки. Приготовление горячих напитков к завтраку»

Тема урока: «Бутерброды и горячие напитки».

Цели урока: познакомить учащихся с классификацией бутербродов, горячими напитками, познакомить с историей этих блюд;

сформировать необходимые умения и навыки по приготовлению бутербродов и горячих напитков, развивать умение планировать свою работу;

воспитывать аккуратность и опрятность в работе, бережное отношение к продуктам.

Задачи: Ознакомить учащихся со значением хлеба в питании человека;

-ознакомить с технологией приготовления и оформления бутербродов;

-научить готовить холодную закуску и горя­чие напитки;

-ознакомить с русскими национальными напитками;

-воспитывать навыки культурного поведения;

-расширить знания о сервировке стола;

-формировать понятия о видах и о значении холодных напитков для питания.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, набор кухонной посуды, инструкционные карты, плакаты, листы с заданием, компьютер, презентация.

Планируемые результаты :

1)Предметные - учащиеся ознакомятся с классификацией бутербродов, навыкам приготовления бутербродов и горячих напитков.

2)Метапредметные (УУД):

регулятивные – определение технологической последовательности приготовления бутербродов ,горячих напитков.

коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, разрешать конфликтные ситуации, адекватно воспринимать и вырабатывать уважительное отношение к одноклассникам в ходе совместной работы.

познавательные - выбор наиболее рациональных способов приготовления пищи и проводить сравнительный анализ.

3)Личностные – умение провести самоанализ выполненной работы, развивать трудолюбие, воспитывать аккуратность, опрятность в работе.

Ход урока.

I. Мотивация к учебной деятельности

Приветствие.

Проверка присутствующих.

Проверка готовности учащихся к уроку:

Наличия спец. одежды у учащихся.

II . Постановка учебной задачи.

Игра «Шифровальщик».Отгадайте загадки.

1) Им мы каши не испортим, поговорка вторит нам. Коль его добавишь в торт, то получим сдобный крем. (Масло)

2) Есть такие слова «Он всему голова», Хрустящей корочкой одет, Мягкий, черный, белый… (Хлеб)

Что за непонятные слова? Девочки, вы догадались, какие блюда мы будем сегодня готовить? Правильно – бутерброды.

III. Открытие нового знания.

Бутерброды Что такое «бутерброд» и с чем его едят?
  • «Бутерброд» - немецкое Butterbrot - «хлеб с маслом» - ломтик хлеба или булки с маслом, сыром, колбасой и т. д. Основа бутербродов – хлеб – наш добрый и постоянный друг, даже когда зачерствеет. Ведь недаром говорят: «Хлеб наш насущный, хоть чёрствый, а вкусный». Из хлеба можно приготовить различные бутерброды, гренки и другие вкусные изделия. Ни один стол не обходится без закусочных бутербродов. Для них используют всевозможные продукты: копчёную рыбу, сельдь, мясо, сыр, брынзу, плавленые сырки, варёное яйцо, колбасу, различные паштеты, пасты, масло, свежие и варёные овощи, зелень.

- В меню завтрака обычно входит горячее блюдо - это может быть блюдо из яиц, которые мы с вами изучили на прошлом уроке, а также горячий напиток, хлеб, масло.

Хлеб - один из самых удивительных продуктов природы и человеческого труда, один из самых древних и самых значительных, самых надежных видов пищи на земле. Он не только в значительной мере покрывает энергетические затраты организма, но и обеспечивает нас большинством незаменимых пищевых веществ, без которых невозможна нормальная жизнедеятельность.

- Ребята, а что происходит с хлебом, если он долго лежит на столе?

-Черствеет.

Да, но из черствого хлеба можно приготовить различные бутерброды, гренки и другие вкусные изделия. Бутерброды, приготовленные из черствого хлеба, лучше сохраняют форму.

Ни один стол не обходится без закусочных бутербродов. Для них используют всевозможные продукты: копченую рыбу, сельдь, сыр, брынзу, плавленые сырки. Различные паштеты, пасты, соусы, селедочное и сырное масло, рубленую сельдь, свежие овощи и зелень. Очень аппетитны бутерброды, приготовленные из обжаренных ломтиков хлеба, так называемые тосты или гренки. Они популярны во многих европейских странах. Классификация бутербродов

По способу приготовления:

Холодные;

Горячие;

Простые – когда используется один вид продукта;

Сложные - когда используется несколько видов продукта;

Открытые – когда продукт виден;

Закрытые (сандвичи) –когда продукт не виден;

Слоистые – когда используется несколько слоёв продукта и хлеба и или булки;

Закусочные (канапе) – отличаются меньшим размером.

Виды бутербродов: а — открытый простой; б, в — открытые сложные; г — закрытый; д, е — закусочные

Открытые бутерброды могут быть простыми, если используют один вид продуктов, и сложными, когда используют несколько видов продуктов. На слегка черствый хлеб намазывают масло, сверху укладывают различные продукты, можно украсить зеленью.

Закрытые бутерброды приготавливают с двумя ломтиками хлеба, между ними укладывают продукт, такие бутерброды готовят только с твердыми видами продуктов.

Закусочные бутерброды (канапе). Это маленькие бутербродики, размером 3x3. Канапе можно приготовить из различных продуктов. Хлеб нарезают острым ножом тонкими ломтиками, их можно поджарить на сковороде. Бутерброды подают на блюдцах или в вазах. Маленькие канапе протыкают вилочками-шпажками, с помощью которых берут бутерброд.

Бутерброд сандвич - берут 2 ломтика хлеба, намазывают маслом, на один укладывают начинку. Это могут быть помидоры, листья салата, отварное мясо птицы, сваренные вкрутую яйца и т. д. Ломтики между собой скалывают специальной палочкой или вилочкой-шпажкой, а сверху украшают ломтиками редиса, огурца, зеленью петрушки, дольками помидора.

Существуют требования к качеству готовых бутербродов:

Бутерброды должны быть приготовлены непосредственно перед подачей.

Горячие бутерброды должны быть определенной температуры.

Продукты, входящие в состав бутербродов, должны быть свежими.

Хлеб не должен быть слишком толстым или тонким.

Хлеб должен быть полностью покрыт продуктом.

К бутербродам подают горячие напитки.

ГОРЯЧИЕ НАПИТКИ

К горячим напиткам относятся чай, кофе, какао. Их готовят на воде, а также на молоке. При добавлении сахара, молока или сливок питательная ценность горячих напитков повышается.

Горячие напитки чаще всего подают на завтрак и полдник. Готовить их рекомендуется непосредственно перед подачей.

Чай - тонизирующий напиток, обладающий высокими вкусовыми. ароматическими свойствами. Он оказывает положительное влияние на организм человека, придает ощущение бодрости.

Чайное растение - вечнозеленый кустарник, культивируемый в районах с тропическим и субтропическим климатом. Для получения чая используют в основном молодые листья растения. Более 95 % всемирного производства чая приходится на долю черного.

Помимо черного чая, есть еще зеленый (обладает нежным ароматом, напоминает запах свежего сена); красный (является наиболее ароматным сортом чая); желтый (относится к наиболее высококачественным видам чая).

Для приготовления чая используют заварной чайник. Чтобы заварить чай, необходимо ополоснуть и ошпарить заварной чайник, насыпать в него заварку и залить кипятком на 1/3 чайника. Дать настояться под специальной грелкой 5-8 минут, а потом долить чайник кипятком.

Кофе - тонизирующий напиток. Кофе очень стимулирует физическую и психическую активность человека. Натуральный кофе - это семена (зерна) плодов тропического кофейного дерева, вечнозеленого. Существует много сортов кофе. Лучшим сортом кофе считается арабский, его называют «Мокко». Он отличается прекрасными вкусовыми качествами. В настоящее время Бразилия является крупным производителем кофе, там его готовят по особенному, смешивают различные сорта, благодаря чему поддерживается высокий стандарт.

В продажу  кофе поступает в зернах, молотый и растворимый. Если кофе в зернах, его перед размалыванием обжаривают. Варят кофе в кофейнике, в электрической кофеварке и специальном сосу де - турке.

Детям лучше пить не кофе, а кофейные напитки, в состав которых, в основном входят такие продукты, как соя, ячмень, цикорий, каштаны и др.

Какао. Знаешь ли ты, что за растение какао? Откуда оно? Какова его история?

Вернувшись в Европу после открытия им Америки, Колумб привез разные диковинки. В числе прочих были и бобы какао. Но что с ними нужно делать, европейцы тогда не знали.

Родина какао - тропические леса Южной Америки, берега Амазонки и Ориноко.

Позже Колумба испанец Кортес завоевал в Южной Америке государство ацтеков. Он описал национальный напиток ацтеков – чоколатль, который они готовили из бобов какао. Готовился этот напиток так: бобы какаового дерева обжаривались и мололись в порошок, затем туда добавлялись ваниль и перец. Напиток все время помешивали, пока он не начинал пениться. Употребляли его в холодном виде.

Испанцы впервые стали готовить какао в кипящей воде, добавляя в него сахар.

Великий шведский ботаник Карл Линней, создавший в XVIII веке классификацию растений и животных, дал какао латинское имя, которое в русском переводе означает «пища богов». Какаовое дерево - типичное растение влажного и тенистого тропического леса.

Плоды какао весят около полкилограмма каждый. Они очень похожи на огурцы. Под мясистой оболочкой у них расположены плоские семена, похожие на бобы. Когда плоды какао собраны, они должны быть не позднее следующего дня вскрыты, а бобы отделены от мякоти. Затем бобы какао подвергаются брожению, сушатся, сортируются, упаковываются и отправляются на шоколадные фабрики.

До середины XIX века какао считалось величайшей роскошью, его пили лишь очень богатые люди.

Теперь, когда ты увидишь в кондитерском магазине плитку шоколада или небольшую баночку, на которой написано «какао», вспомни, что Колумб открыл не только Америку, но и первый привез в Европу бобы какао. И еще вспомни, сколько тысяч километров приходится проехать какао, прежде чем попасть к тебе на стол.

А теперь приготовим чашку какао!

Как приготовить чашку какао?

Это гораздо проще, чем заварить чай или сварить кофе. Для приготовления чашки какао берут 1 чайную ложку порошка. 2 чайные ложки сахарного песку.

Чтобы не было комочков, порошок какао нужно сначала рас тереть с сахарным песком. Затем прибавить небольшое количество тепловатого молока или воды и снова растереть. А затем уже по вкусу долить горячим молоком, водой и прокипятить.

Если вода или молоко кипяченые и достаточно горячи, какао заваривается прямо в чашку и не кипятится.

Какао очень вкусно, когда в него добавляют несколько капель лимонного сока.

- Расскажите, что вам известно о какао.

(Какао-порошок получают в результате переработки какао- бобов - семян тропического дерева какао. Это дерево называют еще шоколадным деревом. Родина шоколадного дерева — Южная Америка. Из какао-порошка готовят какао - питательный и вкусный напиток, полезный детям. Хранят какао-порошок в плотно закрытых банках.)

Существуют требования, которые предъявляют при приготовлении горячих напитков:

Напитки приготовляют непосредственно перед употреблением.

Нельзя использовать чайную заварку через 3—4 часа или на следующие сутки после приготовления.

Готовый кофе подают горячим или холодным, но не теплым.

Цвет напитка должен быть, если это чай, красно- коричневым или зеленоватым, если кофе - темно-коричневым.

Напиток должен быть прозрачным.

IV. Практическая работа

Практическая работа состоит из трёх этапов:

На первом этапе – вам нужно приготовить бутерброды,

на втором этапе– вы будете готовить горячие напитки,

на третьем этапе- дегустация.

Для закрепления изученного материала учащиеся выполняют практическую работу: приготовление бутербродов и горячих напитков.

Перед началом работы повторяются правила безопасной работы.

Инструктаж по технике безопасности

Давайте с вами вспомним, какие же требования мы должны соблюдать, при выполнении кухонных работ (ответы детей)?

Во время выполнения кухонных работ:

надеть спецодежду, волосы убрать под косынку;

проверить исправность электрического оборудования;

проверить целостность эмалированной посуды, отсутствие трещин на стеклянной посуде;

включить вытяжную вентиляцию;

хлеб и др. гастрономические изделия, овощи и прочие продукты резать только наточенными ножами и на разделочных досках;

соблюдать осторожность при работе с ручными терками, не обрабатывать мелкие части.

   

При работе с ножом:

не работать с ножом в направлении к своему телу;

крепко держать рукоятку ножа;

использовать только хорошо заточенные ножи и инструменты;

следить, чтобы руки и рукоятка ножа были сухими;

не оставлять нож в положении режущей кромкой вверх;

не оставлять нож вколотым в продукты или между ними;

не использовать кухонный нож не по назначению;

мыть нож после каждого применения.

При работе с электроплитой:

надеть спецодежду, волосы заправить под косынку;

встать на диэлектрический коврик и включить кухонную электроплиту, убедиться в нормальной работе нагревательных элементов;

крышки горячей посуды брать полотенцем или использовать при­хватки и открывать от себя, чтобы не получить ожоги паром; 

после окончания работы выключить кухонную электроплиту и после ее остывания вымыть горячей водой. 

 


 

Делим класс на 3 команды, у нас получается 3 команды по 6 человек. Учащиеся получают листы с заданием. пользуются инструкционными технологическими картами. Каждой команде необходимо приготовить по 2 вида бутербродов и 1 напиток. В конце занятия учитель оценивает вкусовые качества изделий, – эстетический вид и правила выполнения. Учитель, обходя рабочие места, контролирует соблюдение технологической последовательности при работе, соблюдение правил техники безопасности.

По окончании практической работы, учитель оценивает вкусовые качества изделий, – эстетический вид и правила выполнения. Проводится  дегустация, готовых бутербродов и горячих напитков.

РАЗДАТЬ ПО КАМАНДАМ ЗАДАНИЕ.

Продукты лежат перед вами, приступаем!

Приложение 1.

1 команда

2 команда

3 команда

Бутерброды

Бутерброды

Бутерброды

Холодные

На хлеб намазывают масло, сверху укладывают различные продукты, можно украсить зеленью.

Простые

На хлеб намазывают масло, сверху укладывают 1 продукт, можно украсить зеленью.

Открытые

На хлеб намазывают масло, сверху укладывают различные продукты, можно украсить зеленью.


 


 


 

Сложные

На хлеб намазывают масло либо другой ингредиент, сверху укладывают различные продукты + украшение.


 


 


 

Горячие

На хлеб намазывают масло либо другой ингредиент, сверху укладывают различные продукты + сыр и в духовку.


 


 


 

Слоистые

Берут 2 ломтика хлеба, намазывают маслом, на один укладывают начинку. Это могут быть помидоры, отварное мясо птицы, яйца и т. д.

Горячие напитки

Горячие напитки

Горячие напитки

Шоколад

Для приготовления напитка используют порошок шоколада, который отличается от какао-порошка большим содержанием жира, или готовый плиточный шоколад, который крошат либо измельчают на терке. Порошковый шоколад смешивают с сахаром, разводят небольшим количеством кипятка и доливают горячее молоко. При использовании плиточного шоколада сахара берут меньше.

Чай

Для приготовления чая используют заварной чайник, который необходимо ополоснуть и ошпарить кипятком, насыпать в него заварку и залить кипятком на 1/3 чайника, настояться под специальной грелкой 5-8 минут, а потом долить кипятком.

Какао

Какао-порошок смешивают с сахаром, добавляют немного кипятка (100-150 мл на 1 л напитка), хорошо размешивают и при помешивании вливают остальное горячее молоко и доводят до кипения.

Подают какао в стакане или чашке.

 

 


 


 


 

Приложение 2.

Карточка с заданием:


 

Приготовить бутерброд.


 

Инструкционная карта приготовления, (Что мы делаем):

Хлеб ___________________________________________________________________________________________________.

Овощи (помидор/огурец) __________________________________________________________________________________.

Зелень/салат _____________________________________________________________________________________________.

Мясопродукты/сыр _______________________________________________________________________________________.

Ломтик хлеба смазать ____________________________________________________и выложить ингредиенты по желанию.

Проявите творческий подход к оформлению каждого бутерброда.



 

Сервировать стол.

Подготовьте рабочее место к приему пищи.

Что вы использовали для сервировки стола?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Презентация. Игра «Рекламный агент»

Вам предлагается придумать название (дивиз) вашего бутерброда.

Условия оценки:

Чистота рабочего места во время работы и по окончании.

Слаженность работы в команде.

Четкость действий.


 

V. Анализ и оценка урока.

Оценочный лист

ФИО

Баллы за индивидуальную работу (от 1 до 2 баллов)

Баллы за работу в команде (от 1 до 3 баллов)

Общая оценка за урок

       
       
       
       
       


 

Бригада __________________________________ Бригадир_____________________________


 

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

Беседа.

Что узнали нового на уроке?

Что научились делать на уроке?

Какие виды бутербродов вы теперь знаете?

Какой продукт является основным для приготовления бутербродов?

Какими свойствами обладает чай, кофе, какао?

Как правильно приготовить чай, кофе, какао?

VII. Домашнее задание: принести сменную одежду.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.