12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Горюнкова Любовь Ильинична95
В 1984 году окончила Вольское педагогическое училище им. Ф.И. Панферова по специальности "Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы" и 34 года работаю по специальности. Имею 1 квалификационную категорию.
Россия, Саратовская обл., Калининский район с. Нижегороды

ЧТЕНИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ГРАМОТНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

   В первом классе занятия по обучению чтению и обучению письму объединены и называются обучение грамоте. И это абсолютно правильно. Одно без другого не может существовать. Не научившись читать, человек не сможет научиться писать. Но постепенно эти параллельные линии расходятся и образуют два предмета: литературу и русский язык. И далее они идут, едва соприкасаясь.

   Однако мы недооцениваем влияние чтения на грамотность человека. Если мы обратимся к книгам Л.Р.Хаббард, то поймем, что грамотно писать можно научиться уже тогда, когда правильно организуется чтение. Как учитель может применить методику Хаббард к обучению ребенка грамотному письму в сочетании с теми приемами и методами, которые существуют в современной школе?

   Начинаем, как всегда, с малого. С первого класса и далее обязательно читать вслух орфографически правильно (хотя бы первичное чтение). Каждое слово, где ребенок запнулся, надо объяснить. Сначала это может делать учитель или знающий ученик. После этого слово обязательно надо прочитать снова и без запинки. Это будет сделать легко, если ребенок понимает то, о чем читает. Очень важно следить за учеником во время чтения. И даже «нахмуренные брови» как говорит Р. Хаббард, свидетельствуют о том, что у ребенка появляются трудности. Надо опять спросить ученика как он понимает прочитанное. Иногда для школьников могут быть не совсем понятны даже самые обычные, простые слова, которые на первый взгляд известны всем. Постепенно надо ученика приучать искать непонятные слова в словаре, который должен стать верным спутником школьника на долгие годы. Слово надо не только найти в словаре, но и составить с ним предложение (чтобы увидеть, что слово понято правильно). На уроках можно включать специальную работу в парах по объяснению значений ключевых слов темы. Эту работу можно выполнять и на уроке русского языка, и на математике, и на окружающем мире, в общем на всех уроках. Можно также организовать и фронтальную работу по проверке терминов. Материал считается выученным, если 100% правильных ответов. При проверке проверяют значение слова с собственными примерами. При изучении любого предмета одно непонятное слово может повлиять на понимание всей темы.

   Но вернемся к чтению. По моему мнению, мы слишком рано начинаем приучать ребенка к «нормам произношения». Пусть он сначала за несколько лет усвоит, как правильно пишется слово «что», а потом уже правильно читает в соответствии с нормами «што». У младшего школьника надо развивать грамотность в связи с изучением орфографических правил и «зрительную» грамотность, т.е. зрительную память на написание слов. Ведь не секрет, что как только дети начинают более или менее бегло читать, они абсолютно не обращают внимания на написание слова, а читают по первым и последним буквам, «по догадке». И ученик 4 класса, бойко читающий, допускает по несколько ошибок в предложении. О каком грамотном письме может идти речь?

   Хорошо, если ребенок учит правило, да еще и может его применить. Но это бывает далеко не всегда так. Не у всех детей развита орфографическая зоркость, не все «видят» эти «злополучные» орфограммы. Так пускай же хоть при чтении произносят слова правильно. Ведь это умение очень важно, когда мы диктуем себе слова при письме. Если мы правильно произнесем – значит, мы правильно напишем.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.