12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Петрова Наталья Васильевна349
Материал размещён в группе «В помощь учителю»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовская область

Конспект урока на тему «Что такое причастие». 6 класс.

Учитель русского языка и литературы Петрова Наталья Васильевна

 Тип урока: ознакомление с новым материалом с применением деятельностного подхода.

Цели урока: способствовать созданию условий для ознакомления с термином и понятием «причастие», формирования умения узнавать

причастие по его признакам.

Планируемые результаты:

Предметные: знают признаки причастия, выделяют его в тексте.

Метапредметные:

Личностные – выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; применяют

правила делового сотрудничества.

Познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осознанно и произвольно строят

речевое высказывание в устной форме; структурируют знания; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

владеют основами смыслового чтения художественных текстов; строят рассуждения.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно

воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют

собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием.

Коммуникативные – умеют формулировать собственное мнение и позицию.


 

Ход урока.

Организационное начало урока.

Активизация познавательной деятельности.

Карточка 1. Работа с текстом.

Что может услышать и увидеть человек в зимнем лесу? Если у него чуткая душа, - очень многое. Он услышит музыку заснеженного леса, вальс кружащихся снежных хлопьев, шуршание порхающих снежинок: Увидит берёзки и ели, склонившиеся до самой земли, словно кружевные снежные арки. Чарующая красота мира! Чарующие звуки природы! Остановись и ты перед этой небывалой красотой, и твоя душа наполнится необыкновенной музыкой.

- Определите тему текста и озаглавьте.

- Определите тип и стиль речи.

- Укажите случаи употребления метафоры, олицетворения, сравнения.

- Подчеркните одной чертой существительные, двумя – глаголы, волнистой – прилагательные.


 

Проверка выполнения.

Что может услышать и увидеть человек в зимнем лесу? Если у него чуткая душа, - очень многое. Он услышит музыку заснеженного леса, вальс кружащихся снежных хлопьев, шуршание порхающих снежинок. Увидит берёзки и ели, склонившиеся до самой земли, словно кружевные снежные арки. Чарующая красота мира! Чарующие звуки природы! Остановись и ты перед этой небывалой красотой, и твоя душа наполнится необыкновенной музыкой.

 

- В каких словах вы затруднились определить часть речи? (Все причастия

учащиеся называют прилагательными, хотя есть такие, которые правильно

называют часть речи, не представляя себе, что это за часть речи).

Постановка темы и целеполагание.

- Эти слова называются причастиями.

- Определите тему и цели урока.

Тема урока: «Что такое причастие».

Цели урока: познакомиться с причастием и его признаками.


 

Изучение нового материала. Работа в группе.

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое причастие.

Карточка 2. Текст сказки на карточке (первичное чтение «про себя», вторичное – вслух).

- Сегодня я предлагаю вам сказочную историю появления причастия. Мне трудно сказать, можно ей доверять или нет. Попробуем разобраться в этом вместе. Перед каждым из вас лежит листочек с текстом. Ваша задача – прочитать его, решить, какие из сведений о причастии из этого текста стоит взять на заметку, принять к сведению, а какие требуют внимания, нужно запомнить.

- Обсудите, пожалуйста, в своих группах прочитанный текст и подготовьте

сообщение о том, какую информацию из него необходимо принять к

сведению, а какую надо запомнить.

Жили-были на свете одинокие суффиксы -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-, -ВШ- -Ш-. Скучно им было жить на белом свете. И решили они пойти за советом к Глаголу. Рассказали ему о своем житье-бытье.

Отвечает им Глагол: «Подарю я вам самое дорогое, что у меня есть, — основу».

Спасибо! — в один голос ответили обрадованные суффиксы
и немедленно присоединились к основам — получились некраси­вые, неоконченные слова. Опять загрустили суффиксы, чего-то еще
им не хватало.

Вот бредут они по дороге со своими основами, и встречается им добрая волшебница — Имя прилагательное.

Выслушала она их горе и согласилась помочь несчастным суффиксам.

Возьмите мои окончания, они вам очень помогут.

Спасибо, имя Прилагательное!

И суффиксы, взяв подарки, счастливые отправились на лужайку к речке. Они долго веселились, играли, плясали, рисовали состав­ленные слова. Один из братьев предложил:

Давайте жить так, как нам хочется, будем веселиться, никого
не будем слушаться.

Согласились остальные братья, очень уж захотелось побыть без­заботными, свободными. Забыли они, что и в их большой стране Грамматике нельзя быть эгоистом, надо думать и заботиться о дру­гих. Но не долго им удавалось лентяйничать.

Возмутились части речи, особенно Глагол и Прилагательное. И решили они наказать не причастных ни к чему бездельников.

Глагол сказал:

Называться теперь вы будете причастиями. А за ваши прока­зы оставляю вам только два времени: прошедшее и настоящее.

И никакого вам будущего. Ну и еще, так и быть, оставлю вам два вида — совершенный и несовершенный.

А я наказываю вас тем, что будете вечно склоняться по паде­жам, изменяться по родам и числам, — сказало Прилагательное.

С тех пор не забывают причастия о Глаголе и Прилагательном. Погрустили они, погрустили, да делать нечего, надо трудиться. Больше ничего плохого за ними не замечал. И части речи простили их. Прощать-то тоже надо уметь.

- Сегодня я предлагаю вам сказочную историю появления причастия. Мне трудно сказать, можно ей доверять или нет. Попробуем разобраться в этом вместе. Перед каждым из вас лежит листочек с текстом. Ваша задача – прочитать его, решить, какие из сведений о причастии из этого текста стоит взять на заметку, принять к сведению, а какие требуют внимания, нужно запомнить.

- Обсудите, пожалуйста, в своих группах прочитанный текст и подготовьте

сообщение о том, какую информацию из него необходимо принять к

сведению, а какую надо запомнить.

- Давайте поделимся впечатлениями от текста. Вывод: пока мы не ответили на все вопросы, но совершенно точно надо запомнить суффиксы причастий.

- Как лучше запомнить суффиксы причастий?

Работа в парах.

- Вам даётся 5 минут на то, чтобы заучить суффиксы причастий.

- Используя только этот текст, мы нашли все ответы на поставленные

вопросы? (Нет)

- Что же будем делать? (Обратимся к учебнику).

- Самостоятельная работа с учебником - стр. 151 – 155. Заполнение Маршрутного листа:

Причастие

 

Суффиксы причастий

 

Причастие - это

 

 

 

Признаки прилагательного:

Признаки глагола:

1.

2.

3.

 

 

1.

2.

3.

 

 

 

- Вернёмся к вопросу, который мы поставили в начале урока. Что такое

причастие? Сделайте вывод.

Ребята находят по учебнику грамматическое значение причастия, морфологические признаки причастия, определяют синтаксическую роль причастия.

Ребята формулируют вывод

 

Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию

Работа в паре.

- Выполнение упражнения 391 (проговаривают основные признаки

прилагательного и глагола, характерные для причастия).

 

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 

I. Отметить причастие в каждом столбике:

Читающий Писать Красноватый

Читать Письменный Краснеющий

Читательский Написанный Краснеть

Читая Напиши Красный

 

 

II. Найти соответствие

Белел              а) глагол;

Белеющий   б) прилагательное;

Белизна        в) существительное;

Беленький   г) причастие

//Глагол белел

//Прилагательное беленький

//Существительное белизна

//Причастие белеющий

 

III. Укажите строчку, в которой все слова являются причастиями

Медленный, рассыпанный, желтеющий

Озарённый, читающий, очаровавший

Волшебный, чарующий, прекрасный

Прелестнейший, желтевший, поющий

 

IV. Выбери предложения с причастием

Блестевший на солнце снег слепил глаза.

Снеговые вершины холодно блестели.

Волшебные звуки мелодии очаровывали.

Сверкающий иней слепил глаза.

 

//Блестевший на солнце снег слепил глаза.

//Сверкающий иней слепил глаза.

 

Рефлексия:

Самопроверка

- Кто выполнил работу без ошибок?

- Какие знания помогли вам справиться с заданием? - Поставьте себе оценку.

Краткий ответ

Оценивают свою работу


 

7. Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

8.Домашнее задание.

По выбору учащихся:

- Выпишите из текста причастия.

- упр. 394.

Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.