12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Комогорцева Александра Павловна69

Конспект учебного занятия


по русскому языку


в 3 «А» классе


Тема: «Что такое суффикс?»


студентки 312 группы


Комогорцевой Александры Павловны














Урок будет выдан: 09.11.2022


Методист: Кауфман Светлана Николаевна


Учитель: Дикаева Евгения Евгеньевна









Новосибирск, 2022


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. Комогорцева Александра Павловна.

Предмет: русский язык.

Класс: 3«А».

Тема урока: «Что такое суффикс?».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы «Что такое суффикс?».

Задачи:

Планируемые результаты:

Дидактические:

Формировать понятие о суффиксе, как значимой части слова.


Формировать умения: образовывать однокоренные слова при помощи суффикса; находить суффикс в слове.

Предметные.

Учащиеся получат представление о суффиксе.

Учащиеся научатся находить суффикс в слове.

Учащиеся получат возможность научиться образовывать однокоренные слова при помощи суффикса.

Развивающие:

1.Формировать умения: осуществлять волевую саморегуляцию;принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;осуществлять самооценку, итоговый контроль, коррекцию по результату.



2. Формировать умения: осуществлять анализ объектов; осуществлять поиск информации, обобщение изученного.



3.Формировать умения: слушать и понимать речь других; владеть диалогической речью.

1.Метапредметные:

Регулятивные:

Учащиеся научатся: осуществлять волевую саморегуляцию; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Учащиеся получат возможность научиться: осуществлять самооценку, итоговый контроль, коррекцию по результату.

2. Познавательные:

- Учащиеся научатся: осуществлять анализ объектов, обобщение изученного.

- Учащиеся получат возможность научиться: осуществлять поиск информации.

3.Коммуникативные:

Учащиеся научатся: слушать и понимать речь других.

Учащиеся получат возможность научиться: владеть диалогической формой речи.

Воспитательные:
оспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Личностные:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Дидактические средства: презентация, карточки, учебник.

Интерактивное оборудование: компьютер, проектор.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты


Предметные

Метапредметные (Р, П, К)

Личностные


1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Словесный метод (беседа)





Наглядный

(демонстрация)

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Александра Павловна. Прошу проверить свою готовность к уроку. У вас на парте должны быть: пенал, учебник и тетрадь.

Молодцы! Готовы к уроку?

А начать наш урок я хотела бы с пословицы. Посмотрите на слайд и прочитайте пословицу «Грамоте учиться – всегда пригодится».

Ребята, как вы понимаете данную пословицу?

Да, верно. Эта пословица означает, что для хорошего результата нужно учиться и трудиться, чтобы добиться своей цели.

Вот и мы с вами сегодня потрудимся и узнаем много нового.

Приветствуют учителя.




Внимательно слушают.



Высказывают своё мнение.




Р: осуществлять волевую саморегуляцию


К:владеть диалогической формой речи



2. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений







Наглядный

(демонстрация)



Словесный

(беседа)


Ребята, сейчас давайте проведём минутку чистописания (показы в тетради). Откройте свои тетради, запишите число и классная работа. Запишите как представлено на доске.

t1668615685aa.png

Молодцы, а сейчас давайте проведём словарную работу. Обратите внимание на слайд, ваша задача вставить пропущенную букву.

(праз…ник, …рех, з…ря, п…года, пон…дельн…к, к…ртоф…ль, р…кета, пш…ница, п…трушка)

Готовы? Ребята, назовите, в каких словах и какую пропущенную букву вы вставили.

Молодцы! Давайте повторим предыдущую тему урока.

Что такое приставка?







Верно, как найти в слове приставку?






Что будет являться приставкой?



Ребята, обратите внимания на слайд.

Прочитайте, вставляя приставку.

(подарить, прикипеть, прочитать, приделать, переписать, пришить)


Верно, молодцы!

Записывают число, классная работа.





Выполняют словарную работу.





Отвечают.




Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.

Часть слова, которая стоит перед корнем.



Читают, вставляя приставку.

















К:владеть диалогической формой речи






К: слушать и понимать речь других.



3. Выявление места и причины затруднения

Словесный метод (беседа)







А сейчас давайте разберём слово подводный по составу.

Есть желающие выйти к доске?


Верно, какое окончание?

Что будет основой слова?

Что будет корнем слова?

Есть ли в слове приставка? Какая?

Молодец, садись. Ребята, какая часть у нас осталось невыделенной?

Верно, а как называется эта часть?

Эта часть слова называется суффикс.

Вы уже догадались, что сегодня мы будем изучать?

Верно, тема нашего урока «Что такое суффикс?».

Ребята, а какую цель мы можем перед собой поставить?



Один из ребят выходит к доске.

Ый.

Подводн.

Вод.

Под.


Буква н.

Отвечают.



Суффикс.



Цель: узнать, что такое суффикс.














К: владеть диалогической формой речи










Р: принимать и сохранять учебную задачу


Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи


4.Построение проекта выхода из затруднения

Словесный метод (беседа)

А какие задачи мы должны перед собой поставить, чтобы достичь нашей цели?






Эти задачи будут являться планом нашего урока.

Задачи:

1) Научиться находить суффикс в слове.

2) Научиться образовывать однокоренные слова при помощи суффикса.



Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи


5.Реализация построенного проекта

Словесный метод (беседа)


Практический

(упражнения)


Ребята, откройте учебник на стр. 89.

Обратите внимание на 164 упражнение.

t1668615685ab.png

Прочитайте задания.

(Спрашиваю одного ребёнка, что бы он прочитал задания вслух)

Перечислите, что мы должны сделать. (Спрашиваю одного ребёнка, что бы он перечислил, что мы должны сделать)






Верно.

(Устное задание)

Прочитай пожалуйста отрывок стихотворения.

Ребята, какие однокоренные слова есть в тексте?

Верно, есть желающие выйти к доске?

Записываем однокоренные слова, и выделяем корень и приставку.


В слове ёж, что будет корнем? Окончанием?

А в слове ежиха?


В слове ёжик?


Верно, молодец! Садись.

Ребята, а от какого слова и с помощью какой части слова образовано слово ёжик?

А слово ежиха, от какого слова образовано? С помощью чего?

Запишите, выделяя суффиксы.

Записали? Молодцы!

Ребята, а где находятся суффиксы перед корнем или после?

Верно, значит какой вывод мы можем сделать?




Хорошо, давайте сравним наш вывод с определением, которое в учебнике.

Кто хочет прочитать его вслух?


Итак, что такое суффикс?

Служит для чего?

Верно, ребята, правильный ли вывод мы сделали?


А сейчас давайте встанем и разомнёмся!

Открывают учебник.










Читает.


Выписать из предложения однокоренные слова выделяя окончание, корень.

Объяснить от какого слова и с помощью какой части речи образовались слова ёжик и ежиха.

Один из ребят читает.


Ёж, ежиха, ёжик.


Один из ребят делает у доски, другие в тетради.

Корень ёж, окончание нулевое.

Корень еж, окончание а.

Корень ёж, окончание нулевое.


От слова ёж, с помощью суффикса --ик.

От слова ёж, с помощью суффикса их.



После корня.

Что суффикс значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

Один из ребят читает.


Отвечают.


Да.


Выполняют физ. минутку.




























К: владеть диалогической формой речи







П:

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;




П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи



6. Первичное закрепление с проговариваем во внешней речи


Словесный метод (беседа)


Практический

(упражнения)






А сейчас давайте поработаем с упражнением 165.

t1668615685ac.png

Прочитайте задания.

(Спрашиваю одного ребёнка, что бы он прочитал задания вслух)

Ребята, перечислите, что мы должны сделать.









Верно.

(Устное задание)

Давайте прочитаем слова.

Ребята, чем похожи слова?

А чем различаются?

Верно, а какая часть слова внесла новый оттенок и образовала новое слово?


Да, давайте запишем слова и выделим в словах все части слова.

Есть желающие выйти к доске?

Проговаривай в слух, что выделяешь.

Ребята, вы записываете в тетрадь.

Все успели записать?

Хорошо, ребята, какой вывод мы можем сделать после выполнения упражнения?









Читают.


Прочитать слова, объяснить в чём их сходство и различие.

Узнать какая часть слова внесла новый оттенок в значение однокоренных слов и образовало новое слово.

Списать, выделяя в словах все части речи.


Читают.

Они однокоренные.

Суффиксами и окончаниями.

Суффикс.




Выходят, записывают у доски по одному столбику.

Отвечают.

Делают вывод: суффикс образует новое слово.

Учащиеся получат возможность научиться находить суффикс в слове.



К: владеть диалогической формой речи

П:

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;




7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Практический

(упражнение)


Словесный

(беседа)


Наглядный

(демонстрация)

А сейчас давайте выполним самостоятельную работу на карточках.

 Вам необходимо выполнить несколько заданий, представленных на этих карточках.

В первом задании вам нужно отметить правильное высказывание.

Во втором задании ваша задача найти слова с суффиксом, подчеркнуть их и выделить суффикс.

А в третьем задании нужно образовать новые слова с помощью данных вам суффиксов в таблице.

Например, первое слова кот, с помощью суффикса -ик образуем новое слово котик.

Задания выполняете прямо на карточках.

(Приложение 1)

Готовы? Давайте проверим, как вы выполнили задания.

(Сверяем ответы детей, с ответами на слайде)



Выполняют задание.





Отвечают.










Проверяем.


П:

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Р: осуществлять контроль, коррекцию действия.


8. Включение нового знания в систему знаний и повторений

Словесный метод (беседа)

С чем мы сегодня познакомились?

О чём узнали?



Где нам могут пригодиться эти знания?

С суффиксом.

Что такое суффикс.



Отвечают.



К: владеть диалогической формой речи

П: осуществлять обобщение изученного


9.Рефлексия учебной деятельности

Словесный метод (беседа)


Наглядный

(демонстрация)

Достигли ли мы поставленной в начале урока цели?

Все ли задачи решили?

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке мне понравилось…

У меня вызвало затруднение…

Вашим домашним заданием будет выполнить упражнение 166 на стр. 89.

Мне было приятно работать с вами на уроке. До свидания!

Отвечают.




Продолжают фразу.



Записывают д/з




Р: осуществлять самооценку деятельности.

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.


Упражнение 165.


Дом – корень дом, окончание нулевое;

Домик – корень дом, суффикс ик, окончание нулевое;

Домище – корень дом, суффикс ищ, окончание е.


Звезда – корень звезд, окончание а;

Звёздочка – корень звёзд, суффикс очк, окончание а;

Звёздный – корень звёзд, суффикс н, окончание ый.


Школа – корень школ, окончание а;

Школьник – колень школь, суффикс ник, окончание нулевое;

Школьница – корень школь, суффикс ниц, окончание а.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.