12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Звездина Марина Константиновна43

Тема: «Основы культуры речи педагога»

учитель-логопед Звездина М. К.

Форма проведения:

Деловая игра.


Цель:

формирование представления о правильной, грамотной речи;

показать важность и необходимость овладения педагогами литературными языковыми нормами.


Задачи:

мотивировать участников к повышению уровня владения русским литературным языком.

Показать ошибки и неточности употребления стилистических и орфоэпических норм в живой и обиходной речи.

Развивать языковое чутьё.


Оборудование:

Карточки с заданиями карандаши, бумага, памятки «Говори правильно», столы для участников.










Ход мероприятия:

Здравствуйте коллеги! Я рада видеть вас на нашем занятии. Я решила провести это мероприятие в нетрадиционной форме.

Тема нашей встречи актуальна и интересна для всех педагогов.

Что же такое «Культура речи»?

Профессор Л. И. Скворцов дает определение, согласно которому «Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и словоизменения и т. д., а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи».

Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности.

В настоящее время известна поговорка «Слово - визитная карточка человека». От того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

И в самом начале нашей беседы предлагаю вам ответить на несколько вопросов.

Тест «Умеете ли вы говорить?»

Когда Вы говорите сами, внимательно ли Вы следите за тем, чтобы слушатель Вас правильно понял?

Подбираете ли точные слова?

Ясно ли выражаетесь?

Говорите ли Вы полно, чётко, правильно и вежливо?

В Вашей речи отсутствуют вычурные и напыщенные слова и обороты?

Режет ли Ваш слух использование нелитературных, жаргонных слов, слов иноязычных без особой на то необходимости?

Случается, ли так, что другие делают Вам замечания по поводу неверного произнесения слов?

Если Вы, не задумываясь, ответили «да» на все вопросы, кроме последнего, то Вам присуще умение ясно и хорошо говорить.

Это интересно!

Заведующая кафедрой сценической речи Екатеринбургского театрального института профессор Азалия Блинова назвала 10 самых распространенных ошибок в речи россиян, за которые должно быть стыдно больше всех.

На первом месте оказалось слово «звОнит». По словам Блиновой, неправильное ударение в этом слове выдает невысокий культурный уровень человека, и верно говорить «звонИт». Затем идут такие слова, как «ихние» и «евонные». Как отмечает профессор, это явные просторечья, причем относящиеся к уральским диалектизмам. Далее в списке Блиновой слово «ложить». Она подчернула, что можно только «положить», а слова без приставки не существует. «А они всё ложут и ложут!».

Также в топ -10 попали слова «ДоговорА» (вместо договоры), присущее чиновникам выражение «в двухтысячно первом году» (правильно – в две тысячи первом году), словосочетание «более лучше», кофе «экспрессо». Как пояснила профессор Блинова, на экспрессе ездят, а пьют эспрессо. Еще одна распространенная ошибка – путаница в понятиях «надевать» и «одевать». Надеть можно на себя, а одеть – кого – то. И замыкает десятку речевых огрехов «тортЫ» вместо тОрты.


Начнём нашу встречу с взаимного приветствия.

Не повторяясь, по очереди, поприветствуйте, пожалуйста, друг друга.


Вы очень хорошо справились с заданием, так как сумели выразить одну простую мысль с помощью стольких слов и выражений.

Давайте рассмотрим несколько ситуаций, связанных с педагогической деятельностью. Для этого предлагаю поработать в группах. Вы получаете ситуации, комментируете их и делитесь с нами, как бы вы решили эту проблему.

(карточки с ситуациями трёх вариантов)

Карточка №1

Ситуация: Воспитателю необходима помощь родителя в чем-то, что очень важно для него в данный момент.

Риторическая задача: Составьте свою просьбу и найдите такие формы вежливого обращения, чтобы родитель не смог вам отказать. Разыграйте данную ситуацию со своим партнером.

Карточка №2

Ситуация: Воспитателю необходима помощь родителя в чем-то, что очень важно для него в данный момент.

Риторическая задача: Найдите весомые аргументы и вежливую форму отказа в просьбе воспитателю, если вы родитель, к которому обратились с просьбой. Разыграйте данную ситуацию со своим партнером.

Карточка №3

Ситуация: Вам необходимо получить или передать деловую информацию по телефону.

Риторическая задача: Установите контакт по телефону: приветствие, просьба пригласить к телефону нужного человека и передать информацию. Найдите оптимальные формы речевого общения, соблюдая этикетные нормы общения по телефону, если ваш собеседник – родитель воспитанника вашей группы. Разыграйте данную ситуацию со своим партнером.


После обсуждения ситуаций можно сделать вывод о том, что человек, а педагог особенно, испытывает неловкость говоря неграмотно так как речь характеризует каждого из нас. Более того, воспитатель должен быть образцом грамотной речи для детей, потому что он закладывает основы правильной речи на всю жизнь. Знать родной язык нужно ещё и потому, что это знание повышает самооценку, влияет на социальный статус человека.



Если мы говорим о правильной, красивой речи, то давайте подумаем, какую речь называют правильной. А чтобы Вам было легче это сделать, давайте посмотрим в памятку.

(ПАМЯТКА «КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ»)


ИТАК, СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ, ИГРАЕМ ПО ЦЕПОЧКЕ: КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ПОДОБРАТЬ 1-2 СЛОВА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ПРАВИЛЬНУЮ РЕЧЬ. Повторяться нежелательно.

А теперь более интересное задание.

Игра «Расставь ударения».

Педагоги получают бланки со словами, в произношении которых наиболее часто встречаются ошибки в речи русскоязычного населения в целом и педагогов, в частности. Это ошибки, которые в своем большинстве признаются грубыми и в силу это недопустимы в речи педагогов, т. к. на его речь ориентируются воспитанники, их родители и просто окружающие.

бАнты – бантЫ

кладОвая – кладовАя

газопрОвод – газопровОд

диспАнсер – диспансЕр

ломОта – ломотА

дремОта – дремотА

зАнял– занЯл

звОнит – звонИт

катАлог – каталОг

красИвее – красивЕе

обезбаливающий-обезболивающий

мусоропрОвод – мусоропровОд

никчЕмный – никчЁмный

обеспЕчение – обеспечЕние

обОдрить – ободрИть

осУжденный – осуждЁнный

плЕсневеть – плесневЕть

полигрАфия – полиграфИя

прИбыл – прибЫл

премИровать – премировАть

принУдить – принудИть

слИвовый – сливОвый

тУфля – туфлЯ

жАлюзи – жалюзИ

хАос – хаОс

бАловаться – баловАться

вероисповЕдание – вероисповедАние

врУчит – вручИт

грУшевый – грушЁвый

тОрты – тортЫ


А теперь следующее задание игра

Игра «Подбери фразеологизмы».

Педагогам предлагается подобрать фразеологизмы со следующими значениями:

Бездельничать (дулям мухи крутить, дурака валять, в потолок плевать, бить баклуши, собак гонять, курить бамбук, ковырять в носу).

Опытный, бывалый человек, которого трудно обмануть (стрелянный воробей, .

Очень беден, ничего не имеет (гол как сокол, ни кола ни двора, голь перекатная).

Он умен, сообразителен (светлая голова, есть голова на плечах, хватает звезды с неба, за словом в карман не лезет).

Бессмысленное, бесполезное действие (сизифов труд, плевать против ветра, мартышкин труд, переливать из пустого в порожнее)

Хитрый, ловкий, плут (Лиса Патрикеевна, гусь лапчатый).

Очень осмотрительный, осторожный (ушки на макушке).

Трусливый робкий человек (заячья душа).

Безвольный бесхарактерный человек (мокрая курица, ни рыба ни мясо).

Свободный, независимый человек (сам себе хозяин, вольный казак).

Делать почти невозможное для достижения цели (расшибиться в лепешку, вывернуться на изнанку).

Проявил себя в полной мере (расправил крылья, показал себя во всей красе).

Удачлив, везуч (родился под счастливой звездой, родился в рубашке).

Сильно уставший человек (выжатый лимон).

Средний ничем не выделяющийся человек (ни Богу свечка, ни черту кочерга, серая мышь).

И как итог, вам предстоит выполнить последнее задание.

Используя не более 40 слов, каждая команда должна составить образец грамотного текста на заданную тему. (карточки с темами)

Текст-описание сегодняшней погоды.

Отчёт о нашей игре в официально-деловом стиле.

Рассуждение на тему «Если бы исчез интернет»

Итог:

Ну что ж, вот и закончилась наша деловая игра по формированию правильной и грамотной речи. Надеюсь, что вы пополнили свой багаж знаний и умений дополнительной нужной информацией.

Как итог нашего мероприятия, я приготовила небольшие памятки с вариантами спорных слов и выражений. Надеюсь они помогут в вашей работе.


Памятка правильного произношения.


Красивее Помидоров Возбуждено По средам

Торты Звонить Граммов Носков

Чулок Шортов Деньгами Обеспечение

Эксперт Ходатайство

Садись, а не сядь Есть, а не кушать Ложись, а не ляг

вырезать ножницами Одевать человека, надевать на куклу.

У птиц - ноги

у животных (кошка, волк, медведь, и т.д.) - лапы

У свиньи, овцы, коровы, козы – ноги, копыта


Памятка правильного произношения.


Красивее Помидоров Возбуждено По средам

Торты Звонить Граммов Носков

Чулок Шортов Деньгами Обеспечение

Эксперт Ходатайство

Садись, а не сядь Есть, а не кушать Ложись, а не ляг

вырезать ножницами Одевать человека, надевать на куклу.

У птиц - ноги

у животных (кошка, волк, медведь, и т.д.) - лапы

У свиньи, овцы, коровы, козы – ноги, копыт

Коммуникативные качества речи.

1. Богатство речи - это разнообразие речевых средств в арсенале говорящего.

2. Выразительность. Выразительной речь делают не только эпитеты. метафоры, риторические вопросы и т.д., но и интонация, эмоциональная насыщенность.

3. Логичность

4. Точность. Точность — это употребление слов в соответствии с их лексическим значением. Например, в выражении "лично я считаю, что... " точность нарушена. "Я" — это и есть "лично". 

Логичность и точность - понятия хоть и связанные, но не тождественные. Логичность описывает, как организован текст (части высказывания). А точность - как употреблены слова и словосочетания.

5. Уместность, то есть соответствие той ситуации, в которой речь произносится. Покупатель в продуктовом магазине из моего примера употребил неуместное выражение "жена поставила задачу" вместо «жена сказала (попросила)".

6. Правильность (соблюдение норм литературного языка, например, орфографических или пунктуационных).

7. Чистота. Это качество характеризует речь, свободную от нелитературных элементов: просторечия, диалектизмов, жаргона, сленга, чрезмерного употребления заимствованных слов.

8. Понятность. В речи нужно обязательно ориентироваться на уровень понимания вашего собеседника.

Присутствие в вашей речи этих 8 качеств сделает общение, как личное, так и профессиональное, куда более эффективным.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.