Деловая игра с педагогами «Музейная педагогика в условиях ДОУ»
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 20»
Деловая игра с педагогами «Музейная педагогика в условиях ДОУ»
подготовила: старший воспитатель
Жирова Ирина Владимировна
Цель игры: повышение методической подготовленности педагога к организации педагогического процесса; обмен опытом между членами педагогического коллектива выявление и пропаганда актуального педагогического опыта.
Задачи:
пополнить и уточнить знания педагогов в области музейной педагогики;
выявить и уточнить наиболее интересные подходы в области музейной педагогики;
способствовать росту профессионального мастерства воспитателей через изучение современных методов и приемов в работе в области музейной педагогики;
формировать творческий подход в работе с детьми с учетом их возможностей
Оборудование.
Магнитные доски; диск с записью легкой музыки; карточки с заданиями. Выставки мини-музеев групп.
Воспитатели разбиваются на команды. Каждая команда занимает свой игровой стол. На столах разложены различные материалы для выполнения заданий: листы бумаги, карандаши, ручки.
Ход игры:
1.Вводная часть.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались поделиться опытом работы по теме музейная педагогика, поэтому предлагаю построить работу в форме деловой игры, разделившись на 2 команды.
- Я вам предлагаю совершить путешествие по времени. О таком путешествии люди мечтали всегда. А чтобы мечта эта осуществилась, изобретали всевозможные волшебные транспортные средства». И вы их знаете.
-Вспомните, пожалуйста, удивительные путешествия сказочных героев. (Ответы.)
- А на чем мы можем отправиться в путешествие по реке времени? Какие сказочные средства нам помогут? (Ответы.)
- Правильно, можно воспользоваться ковром-самолетом, шапкой-невидимкой... Предлагаю отправиться в путь на машине времени.
- Скажите, а существует ли в действительности машина времени? (Ответы.)
Вы думаете, только в сказке? А вот и нет! Чтобы мечта осуществилась, люди придумали такую машину. Она есть почти в каждом городе.
Часто мы становимся ее «пассажирами». Угадайте, что это за машина?
Во-первых, она похожа на дом, но дом необычный.
Во-вторых, чтобы попасть в эту машину, необходимо взять билет.
В-третьих, в машине этой нужно соблюдать особые правила поведения: вести себя тихо, быть внимательным и осторожным, чтобы не мешать другим и не сбиться с пути.
В-четвертых, двигатели этой машины - редкие, старинные вещи, произведения искусства, уникальные создания природы и многое другое.
- Итак, что это за машина? (Ответы.)
Правильно, это музей.
- Почему музей можно назвать машиной времени? Как он может перенести нас в другие страны, в иные эпохи? Правильно, в музее хранится много старинных предметов из разных стран; хранятся картины, которые рассказывают о жизни в прошлом.
Музей, как огромный волшебный ларец, хранит необычную драгоценность - время. Живет оно в музее в виде музейных предметов, созданных или человеком, или природой.
В музее можно встретиться с мифами, сказками, легендами - неизменными спутниками путешественников в прошлое. Музейные предметы хранят многочисленные тайны и загадки, связанные с историей своего возникновения. Рассматривая их, можно совершить увлекательное путешествие по лабиринту истории.
Ведение в проблему.
Музей, музейная педагогика – понятия, особо значимые для воспитания детей, ибо музеи хранят коллективную память и культуру человечества.
Музейная педагогика достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия.
В настоящее время в дошкольной музейной педагогике можно выделить два крупных направления:
1. сотрудничество детского сада с музеями (краеведческими, художественными и т.п.);
2. создание и использование мини-музеев в дошкольном учреждении.
Ныне музейная педагогика и краеведение представляются едва ли не единственными систематизированными формами педагогической деятельности, обеспечивающей эффективное воспитание юных граждан в духе патриотизма, основанного на идеалах служения Отечеству.
Можно уверенно сказать, что формировать чувство патриотизма у ребенка – это воспитывать не только любовь к месту, где родился и живешь, но и уважение к традициям и обычаям народа, его истории, культуре. В этом помогает именно музейная педагогика.
Старший воспитатель:
Музейная педагогика… (проецируется на экране)
Сегодня это словосочетание знакомо практически всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Но все же… Попытаемся дать определение этому понятию, поскольку каждый, кто работает с детьми, вкладывает в него свое содержимое.
Задание № 1
Дайте понятие музейная педагогика (участники дают определение понятию «музейная педагогика»)
- Обратимся к определениям сути понятия «музейная педагогика».
Одно из них звучит так( появляется на экране):
музейная педагогика – это научно - практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя.
Исходя из этого, предметом музейной педагогики является музейная коммуникация. Однако на сегодняшний день существует несколько подходов к этому новому педагогическому направлению. Одни утверждают: музейная педагогика - это область научно-практической деятельности современного музея, ориентированная на передачу культурного (художественного) опыта через педагогический процесс, организуемый в условиях музейной среды. Другие усматривают в данном понятии неоправданное сужение возможностей музейно педагогической деятельности и отводят ему иную роль в образовательно-воспитательном процессе.
Под музейной педагогикой в этом случае понимается область воспитательно-образовательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения действительности посредством раскрытия историко-культурных контекстов материальных и нематериальных реалий окружающего мира вне зависимости от их местоположения.
При таком подходе музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином пространстве - детском саду, школе, учреждении дополнительного образования, дома, на улице, среди живой природы и т.д.
И тогда не только музей приходит на помощь педагогу, но и сама предметная среда окружающего мира, обладающая глубокими историко-культурными смыслами, начинает играть роль Учителя и Воспитателя.
Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребенка распознавать эти скрытые в предметах смыслы.
Задание № 2
Перед педагогами раскладывается цветок. В центре цветка написано « ЗАДАЧИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ», педагогам предлагается написать на лепестках задачи.Каждый педагог пишет на лепестках.
Проверяем.
А задачи эти следующие: (проецируются на экране)
Задачи музейной педагогики:
- учить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
- формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;
- формировать устойчивую потребность в общении с памятником, с музеем и соответствующие навыки;
- развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
- вызывать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
- развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Задачи, которые ставит перед собой воспитатель, должны четко согласовываться с основными и неизменными принципами музейной педагогики.
Задание № 3
Назовите принципы музейной педагогики. Команды по очереди называют.
Проверяем (проецируются на проекторе)
- предметность
- наглядность
- эмоциональность
-интерактивность.
Предметный наглядный метод обучения предполагает в качестве основного фактора воздействия предмет, который наделяется ролью главного действующего лица. На первый план выдвигается задача помочь ребенку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Молчаливые предметы начинают неторопливый «разговор», в ходе которого маленькие исследователи делают для себя неожиданные открытия. Оказывается, обычные ручка и тетрадь, стол и шкаф, башмак и шляпа, яблоко и манная каша умеют «говорить» и могут поведать необыкновенные истории о себе, людях, об исторических мифологических событиях, фактах. Надо только уметь прислушаться, всмотреться, услышать и понять их «тихую жизнь». Предметы появляются из «музейного саквояжа», «волшебного сундука», «бабушкиной шкатулки» и переносят путешественников в разные времена.
Так, обычное яблоко может поведать легенду о трех древнегреческих богинях, между которыми разгорелся нешуточный спор за звание «прекраснейшая». Стул может препроводить в Древний Египет, где он был в особом почете, или в средневековый замок на рыцарский турнир, или на прием к русскому царю (тогда он превратится в трон) и т.д. Но попасть в иные времена можно лишь в том случае, если ты знаешь и соблюдаешь их нравы и обычаи. А потому необходимо облачиться в соответствующую одежду, запастись «правильной» едой, изготовить соответствующие предметы. Это большая работа, которая ведется в течение долгого времени. Результатом подобных занятий могут быть рисунок, поделки из глины, пластилина, бумаги и т.д.
Многократное обращение к музейным экспозициям обеспечивает историческую достоверность создаваемых историко-культурных «реалий». С конкретным образом времени ребенку легче, органичнее ориентироваться в лабиринте истории. При этом важно, что «музейный саквояж» появляется и постоянно пополняется не только у педагога, но и у ребенка.
Необходимо отметить то, что каждый предмет, выступающий в роли актера, рассказчика, не только можно, но и необходимо трогать и изучать, используя по возможности все органы чувств.
Напомним главный принцип музейной педагогики: в сознании, душе, памяти навсегда остается только то, что пропущено через сердце и руки.
Неслучаен девиз многих зарубежных детских музеев: «Пожалуйста, трогайте!», а их эмблема - открытая детская ладошка.
Дискуссия по вопросам
В личностном развитии дошкольника особая роль отводится музейной педагогике. Музей является тем духовным «наполнителем», который не позволит предать забвению историю, будет поддерживать в детских сердцах чувство любви, уважения, привязанности к отчему дому, малой родине, отечеству.
В силу своей природы музеи играют важную роль в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Как феномен нравственно-эстетического формирования личности музей замечателен тем, что, во-первых, основным средством воздействия в нем выступают классические памятники мировой культуры, и, во-вторых, в центре музейного образовательного процесса всегда находится подлинник истории и культуры. Значительная роль в решении этой задачи может принадлежать музейной педагогике.
- Каково значение музейной педагогики в развитии личности дошкольника, на ваш взгляд?(ответы педагогов)
Музейная педагогика вводит ребенка в большой мир взрослых людей, помогает увидеть красоту и неповторимость человеческих творений, погрузиться в историческое прошлое своего народа, научиться ценить и уважать его традиции, воспитать патриота.
Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию: способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию.
Музейная педагогика способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности.
Посещение музеев разного профиля формирует у детей навыки самостоятельного рассматривания экспонатов, творческого воображения, целостного представления о мире и культуре.
- Какова роль воспитателя в пространстве музея, на ваш взгляд?
(ответы педагогов)
Каждый педагог, причастный к работе музея (мини-музея), должен расширять свои знания по основам наук, связанных с профилем музея, углубленно изучать вопросы и проблемы, над которыми он работает в музее, овладеть навыками исследовательской и музейной работы.
Воспитатель организовывает условия для педагогического процесса, активизирует, подготавливает и настраивает ребенка на восприятие, облегчает восприятие ребенка, служит для детей проводником в чувственном и духовном освоении окружающего мира, способствует выявлению творческого ресурса детей. Одновременно, работая на зоны ближайшего развития дошкольника, он запускает игровой механизм диалога с образом. Воспитатель должен обладать необходимыми знаниями, опытом и свободно ориентироваться в пространстве музея.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея.
Создание мини-музеев помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
Музейная педагогика в ДОУ помогает решать практически все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка:
-приобщение к историческому, культурному, природному наследию;
- способствует воспитанию толерантности;
- познавательному, творческому и эмоциональному развитию.
Вы можете видеть на экране задачами мини – музея являются:
- воспитание у детей чувства гордости и уважения к своим предкам и современникам;
- знакомство детей с историей и культурой России, с работами народных умельцев;
- развитие познавательного интереса детей.
-развитие творчества детей посредством самостоятельной деятельности
Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов (Назовите эти этапы).
1 этап. Постановка целей и задач перед воспитанниками и родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:
- родительские собрания;
- консультации
- индивидуальная работа.
2 этап. Выбор помещения.
Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.
3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.
4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:
- оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;
- наличие детской мебели для проведения игр, занятий;
- соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.
5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.
6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики
7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.
8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.
Назовите формы работы, которые можно использовать при работе с мини-музеем?
- обзорные и тематические экскурсии, визуальные экскурсии,
-познавательные беседы,
-художественно-продуктивная деятельность,
-викторины,
- дидактические игры,
-сюжетно-ролевые игры ,
-игры музейного содержания по формированию художественной культуры,
-игры-развлечения;
-игры путешествия;
-игры – эстетические упражнения:
-заполнение музейных словариков (рисунки, коллажи)
- Исследовательская деятельность, экспериментирование.
- Самостоятельное рассматривание экспонатов.
- Мастер-класс по изготовлению экспонатов.
- Работа творческой группы по пополнению музея экспонатами.
- Выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку).
Какие мини-музеи можно создать в детском саду?
( Мой родной город, Наша Родина-Россия, мини-музей природы, Мини-музей чудо дерево, Лучший друг-собака, мини-музей книги, игрушки-забавы, музей театральной куклы, театрального костюма и другие).
Таким образом, мини-музей в дошкольном образовательном учреждении позволяет воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Различная тематика мини-музеев поможет в освоении образовательных областей федерального государственного образовательного стандарта. Дошкольникам данный вид работы позволяет развивать и совершенствовать речь, воображение, интеллект, эмоциональную сферу. Организация мини-музеев помогает налаживать контакт с родителями, привлекать их к совместной работе. Мини-музеи могут и должны стать неотъемлемой частью развивающей предметно-пространственной среды.
Практическая часть.
Ну что же, а мы с Вами перейдем от теории к практике. Я предлагаю Вам рассказать о созданных в вашей группе мини – музеях. Вам нужно сказать название вашего мини – музея, к какой из образовательных областей он относится, какие есть экспонаты и т.д. (рассказ воспитателей групп о созданных мини-музеях).
Аукцион педагогического опыта: представление своего мини-музея педагогами групп.
Итак, сегодня мы с Вами поговорили об организацией мини-музеев в дошкольном образовательном учреждении. Вспомнили и обобщили наши знания о музейной педагогике, ее целях и задачах, о влиянии музейной педагогики на развитие личности дошкольника.
Надеюсь, что полученные знания Вы будете использовать при организации работы по образовательным областям.
А закончить наш семинар хочется словами Пабло Пикассо:
«Дайте мне музей, и я заполню его».
Желаю удачи в заполнении Ваших мини-музеев!