Методическая разработка «Игра как средство социализации и коммуникации детей 3–4 лет»
Игра как средство социализации и коммуникации
детей 3 – 4 лет.
«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Развитие детей реализуется на основе усвоения опыта взрослых людей и лишь благодаря общению с более взрослыми. Взрослые – хранители знаний, умений, ценностей. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка.
Социально-коммуникативные умения (О.Ю. Багадаева, Н.А. Воробьёва, О.Б. Сапожникова) детей среднего дошкольного возраста включают в себя:
- умение вести диалоговое взаимодействие; умение воспринимать (слушать) и понимать обращенную речь;
- умение вступать в диалог и поддерживать его;
- умение отвечать на заданные вопросы и самостоятельно задавать вопросы собеседнику;
- умение объяснить (донести) свою мысль собеседнику;
- умение использовать разнообразные речевые и языковые средства;
- адекватно вести себя с учетом коммуникативно-диалогической ситуации.
В целом, социально-коммуникативными умениями являются: умение слушать, умение передать информацию, умение понять другого, умение сопереживать, сочувствовать, умение адекватно оценить себя и других, умение принять мнение другого, умение решать конфликт, умение взаимодействовать с членами коллектива.
Традиционно в педагогике используются методы развития коммуникации и социализации:
- словесный, это различные беседы, чтение литературных произведений, составление рассказов, ответы на вопросы, отгадывание загадок;
- наглядный, это рассматривание иллюстраций, репродукций картин, просмотр различных видеофильмов, мультфильмов, презентаций, рассматривание разных коллекций, посещений музеев и памятников архитектуры во время экскурсий;
- практический, это изготовление различных поделок, конструкций, изготовление наглядных пособий, организация тематических выставок и проведение различных игр;
- проектный, это участие детей в осуществлении замысла от возникновения до его завершения с прохождением определённых этапов деятельности;
- метод проблемного воспитания и обучения — это возможность ребёнка изыскивать средства для решения различных задач в культурных практиках и создание педагогам проблемных ситуаций для ребёнка.
И конечно же самый интересный на мой взгляд это практический метод в частности игровая деятельность которая включает в себя разыгрываение различных сценок, игры, игры драматизации, настольно-печатные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры в парах.
В методике формирования социализации и коммуникации игра является важным средством и ещё Тихеева Е.И. отмечала, что игра представляет исключительно благоприятные условия для развития языка и немыслима без речевого общения детей, кроме этого общение выступает как совместное средство игровой деятельности детей.
Д.В.Менджерицкая говорила, очень важна роль слова в игре, потому что с помощью слова ребёнок создаёт образ, разыгрывает свою роль, подражая поступкам и действиям людей, а также копируют их речь таким образом в игре создаётся основа для развития речи и социализации детей. В игре дети употребляют слова которые они уже знают и те которые только входят в их активный словарь.
Специально организованное обучение игровой деятельности расширяет тематику детских игр, в них отражается действия людей, их взаимоотношения, усложняется грамматическая структура речи а также увеличивается количество сложных предложений.
Благоприятные условия для детской игры создаются в процессе правильного руководства игровой деятельностью детей, общения воспитателя с детьми, участия его в детских играх, организации ролевых диалогов.
Сюжетно-ролевая игра не только развивают у детей умение общаться со сверстниками но и помогает ему научиться согласовывать свои замыслы обмениваться мнениями и намерениями. Здесь от ребёнка требуется проявить инициативу, общительность а также уметь координировать свои действия с действиями сверстников. Что очень часто у детей сформировано очень плохо.
Сюжетно-ролевая игра - это важнейшая сферы развития коммуникативный компетенции детей при условии обогащение игрового опыта. Сталкиваясь с особенностями и интересами партнёров по игре дети учатся считаться с ними в совместной деятельности.
Таким образом игра очень важна для формирования реальных взаимоотношений детей. Потому что длительная перспектива игры требует от ребят совместного обсуждения, распределение ролей с учётом интересов каждого участника, умение считаться с мнениями других детей, приходить на помощь в нужную минуту.
Ну и конечно же сюжетно-ролевая игра образуется не стихийно а она организуется по определённой схеме в первую очередь проводится подготовка к игре здесь может проводиться специальная беседа тогда дети знакомятся со словами и словосочетаниями наиболее часто употребляемые в той или иной ситуации по данной теме.
Здесь могут быть рассказы по серии картинок пересказы и заучивание стихов по данной теме. Конечно же это оборудование, без оборудования дети не смогут организовать игру, потому что не всегда могут воспользоваться предметами заместителями. А также можно использовать разные декорации, вводятся части одежды предающие достоверность ситуации, игрушки, предметы из игры.
Роли. Педагог организует игру так чтобы каждый ребёнок являлся её участником но при распределении ролей нужно обязательно учитывать пожелания детей но нельзя всё время назначать на одну и ту же роль одних и тех же детей поэтому нужно на главную роль назначать из застенчивых детей чтобы они в игре приобретали уверенность своих силах точка детей подводят к тому что они сами выбрали робкого своего товарища на ведущую роль. В каждой игре педагог должен просить и для себя роль это позволяет тактично руководить и вводить новые обороты речи новые действия, а главное постоянно поддерживать естественную речь у всех участников.
Сюжет игры. Каждая сюжетно-ролевая игра начинается с краткого описания ситуации в которой детям нужно действовать когда дети играют в данную игру впервые и только знакомиться с сюжетом педагог наводящими вопросами может им подсказывать действия или примерный диалоги. В дальнейшем при повторении сюжета игры речь детей становится более самостоятельной, диалоги и очень часто дети сами придумывают новые ситуации.
Ход игры должен соответствовать сюжету в котором даётся общая игровая ситуация и последовательность действий. В описании хода игры предполагаются конкретные ситуации и особое внимание уделяется роли ведущего. В самом начале проводится игры помогающие детям наладить контакт друг с другом, обрести уверенность. Дети учатся свободному общению, пользоваться мимикой и определёнными жестами управлять голосом.
Ну в процессе комплексного руководства игрой необходимо учитывать и следующие условия которые очень важны в первую очередь, это обогащение жизненного опыта детей и второе - это проведение совместных обучающих игр педагога с детьми направленных на передачу им игрового опыта, если педагог не научит детей играть, они не будут играть. На педагоге лежит большая ответственность.
Педагог демонстрирует детям предметный и ролевые способы решения в их задач стараясь добиться максимальной активности детей.
Кроме этого нужно своевременно изменять предметно-ролевую среду с учётом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей, это может быть изменения характера игровой среды, или это могут быть новые игрушки, всё это помогает восстановить в памяти детей какие-то недавние впечатления и побуждать к самостоятельной игре. Также надо активизировать общение взрослого с детьми направленная на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач, способствующих вступлению детей взаимодействие друг с другом.
Представленная таблица – схема сюжетно – ролевой игры «Домашние животные», когда всё подробно прописано и задачи, и ход игры, что дети будут делать, какие методы руководства этой игрой игра проходит легче и более плодотворно для деток.
Схема организации сюжетно - ролевой игры (3-4 года) Сюжетно - ролевая игра «Домашние животные» 1. Подготовка к игре: чтение художественной литературы про домашних животных: С. Маршак «Детки в клетке», Б. Житков «Про слона», составление описаний домашних животных по схемам, беседы: «Кто живёт на бабушкином дворе?», «Как я забочусь о своём питомце?», дидактические игры про домашних животных («Чей хвост? », «Кого не стало?», «Назови детёнышей?», «Кто что даёт?», «Отгадай, что за животное»), инсценировки художественных произведений с использованием разных видов театра, рассматривание иллюстраций: «Домашние животные ». 2. Оборудование: домашние животные, загон для домашних животных, дом для домашних животных, инструменты врача. 3. Роли: дети берут на себя роли домашних животных или людей, которые заботятся о животных, ветеринарный врач. 4. Сюжет: дети придумывают разные сюжетные линии (взаимодействие животных между собой, люди ухаживают за домашними животными, взаимодействие животных со своими детёнышами, лечение животных). 5. Ход: воспитатель говорит детям, что животные заболели, и нужно вылечить. 6. Методы руководства педагога игрой: - педагог обыгрывает жизненные ситуации, привлекая детей к активному участию; - побуждает детей воспроизводить ранее усвоенные действия в новых вариантах игры; - создаёт ситуации, стимулирующие дошкольников к использованию предметов - заместителей к действиям в воображаемой ситуации; - педагог активизирует речь воспитанников, обращаясь с просьбой (спеть вместе с игрушками, помочь животным, назвать действия). |
Так же можно составить перспективный план развития сюжетно – ролевых игр, например:
Перспективный план сюжетно - ролевых игр (3-4 года) «Дочки-матери», «Пора обедать», «У куклы Кати день рождения». - Рассматривание картины «Дети играют с куклами». - Слушание и чтение колыбельных прибауток, чтение стихотворения «Кукла». - Разучивание песенок, плясок: «Дождик», «Зайка» и т.д. - Дидактические игры: «Уложим куклу спать», «Накормим куклу обедом», «Найди куклу?», «Оденем Куклу на прогулку», «Обставим куклам комнату». «Больница», «Скорая помощь», «Игрушки у врача». - Рассматривание иллюстрации по теме. - Экскурсия в медицинский кабинет образовательной организации. - Беседа: «Что делать, если кто-то заболел?». - Чтение произведений: Е. Крылова «Как лечили петуха?», «Доктор Айболит». - Дидактическая игра «Покажем Карлсону, как мы лечим куклу». Продуктивные деятельность «Витамины для куклы». "Овощной магазин", "Булочная", "Магазин игрушек". - Беседа "Как я с мамой ходил в магазин?», «Для чего нужны магазины?", "Что продают в магазине?". "Какие продукты можно купить в магазине?". - Рассказ воспитателя о профессии продавца - кто? Что делает?". - Рассматривание картин "Продавец" из серии "Кем быть?". - Дидактические игры "Кукла Катя купила игрушки", "Научим Катю, как вести себя в магазине"; игровое упражнение «Поможем кукле" "Зоопарк", "Домашние животные". - Беседа о зоопарке. - Строительство детьми зоопарка, внесение игрушек - животных. - Рассматривание иллюстраций в альбоме "Наш зоопарк". - Чтение произведений: С. Маршак "Детки в клетке", Б. Житков "Про слона". - Беседа: "Кто живёт на бабушкином дворе?", "Как я забочусь о своём питомце?". - Рассматривание иллюстраций: "Домашние животные". - Дидактические игры: " Кто что даёт?", "Отгадай, что за животные?". "Строители", "Строим дом" - Беседа о труде строителей, - Рассматривание картины «Дети играют в кубики», «Играем с песком». Чтение стихотворения «Строительство плотины», - Чтение произведений Е. Тихеевой «Плотник», С. Баруздина «Кто построил дом?». - Дидактические игры «Опиши предмет», «Чудесный мешочек», «Подумай ответь». -Рисование «Большие и маленькие дома». - Конструирование «Мебель для Маши». |
Особое место в ряду организованных игр занимают игры инсценировки или игры драматизации. В игре драматизация ребёнок встаёт не на свою позицию, а на позицию вымышленного персонажа. Наиболее ценные бывают игры по мотивам сказок и очень важным положением в методике проведения игр - драматизации является то, что не обязательно, разыгрывать всю сказку целиком можно взять лишь отдельные эпизоды, какие – то наиболее интересные части. Игра драматизация сохраняет все типичные признаки сюжетно-ролевой игры, тот же творческий замысел, распределение ролей, развитие сюжета, ролевые и организационные действия и отношения.
Креативные игры драматизации позволяют ребёнку следовать уже своим путём и по-своему интерпретировать сюжет опираясь на свой опыт и фантазию развивать коммуникативно-речевые умения. Данные игры требуют от детей лучшего знания игрового материала свободного владения игровыми навыками, умение во внутреннем плане осмыслить и трансформировать события сюжета в общении с партнёром.
Театрализованные игры позволяют открыть новые возможности для эффективного формирования коммуникативно-речевых умений, так как основываются на таких способностях человека как подражание, потребность в общении, предрасположенность человека к игре, реализация различных ситуаций. Использование таких игр является движущей силой для детей в овладении способами коммуникации, формируют диалогическую речь, вызывает желание высказываться, наладить контакт со сверстниками и взрослыми, применять новые способы общения (А.Г. Арушанова).
Инсценировки осуществляются по следующему плану: подготовка к спектаклю, подбор атрибутов, распределение ролей, ход игры - драматизации.
Подготовительная работа необходима для того чтобы ознакомить детей с содержанием выбранного для спектакля текста. Педагог передаёт текст в лицах. Затем в вопросах и ответах выявляет какие свойства характера присущи каждому персонажу, какие должны быть его манера, речь, мимика, жесты, походка. Такая подготовка настраивает детей на творческий лад.
Для инсценировок необходимо подобрать и изготовить определённый атрибуты. Изготовление и подготовка костюмов и декорации помогает детям лучше ощутить себя определённым персонажем и помогает перевоплотиться в соответствующий образ.
Ещё один вид игровой деятельности - это дидактические игры. Их лучше использовать в начале обучения, потому что они направлены на развитие у детей новых речевых средств, правильных грамматических и синтаксических конструкций, закрепление определённых вариантов поведения в ситуациях общения. Разновидностью дидактических игр является игры парами в ходе которых решаются лингвистически и коммуникативной задачи, организуются взаимодействие между детьми, в таких играх дошкольники учатся слушать и понимать партнёра, инициативно общаться и отвечать на обращение и обосновывать свои высказывания.
Особое значение для развития диалогических умений имеет специально организованная совместная игровая деятельность дошкольников. Имеется ряд преимуществ в организации обучающего процесса, построенного на совместной деятельности: возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания; тратится меньше времени на формирование понятий и умений; дети получают удовольствие от занятий; возрастает познавательной активность и творческая самостоятельность; меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают лучше понимать друг друга. Чтобы совместная игровая деятельность являлась эффективным средством формирования положительных взаимоотношений, она должна быть подлино совместной, значимый, интересный, сопровождаться общими переживаниями.
В частности, в исследовании Т. В. Ураковой выделяются четыре этапа усложнения совместной деятельности детей. На первом этапе педагог вызывает у детей интерес к совместной деятельности и здесь он формирует представление о значимости и качественного выполнения своего задания. На втором этапе формируется умение распределять общие задания между участниками. На третьем этапе идёт выполнение заданий, ставящих детей в условиях необходимости распределения общего дела для совместного достижения результата путём объединения результатов работы всех участников. И на последнем этапе идёт осмысление того, каким образом получен результат работы, анализируя вклад каждого участника.
Эти четыре этапа можно использовать при организации любой совместной деятельности и все эти четыре этапа очень важны для её организации. Так как невозможно провести совместную деятельность без интереса, невозможно получить результат не распределив задания, невозможно выполнить задание ничего не делая, и невозможно без осмысления каким образом мы пришли к результату.
Этапы формирования коммуникативной речевых умений через игры.
На первом этапе обучение включает в себя коммуникативные речевые игровые ситуации и дидактические игры (сентябрь – ноябрь).
На втором этапе в обучении дошкольников входят коммуникативно речевые игровые ситуации, игры в парах, настольно-печатные и сюжетно-ролевые игры (декабрь – март).
На последнем этапе включаются в обучение игры – драматизации (апрель – май).
Подборка литературы
Список литературы
1. Аванесова, В. Н. Дидактические игры и упражнения в самостоятельной деятельности детей [Текст] / В. Н. Аванесова. – М.: Педагогика, 2011. – 169 с.
2. Арушанова, А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника [Текст]: методическое пособие / А.Г. Арушанова. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
3. Бабаева, Т. И Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, этюды [Текст] /Т. И. Бабаева, Л. С. Римашевская. – СПб.: Детство-пресс, 2014. – 144 с.
4. Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников [Текст]: практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Познякова. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
5. Громова, Е. В. Формирования навыков общения со сверстниками у старших дошкольников [Текст] / Е. В. Громова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2010. – №5.
6. Смирнова, Е. О. Рябикова И. А. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников [Текст] / О. Е. Смирнова, И. А. Рябикова // Вопросы психологии. – 2013.
7. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.