12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Макарова Елена Владиславовна69
3

Дидактические материалы по литературе для самостоятельного анализа произведения для учащихся 7 классов на тему «Е. Носов. Рассказы «Кукла» и «Живое пламя»» (в рамках дистанционного обучения)

Управление образования администрации города Магнитогорска

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6»

города Магнитогорска ИНН/КПП: 7446031440/745601001

455026, Челябинская обл., г. Магнитогорск, пр. Карла Маркса, 86,

тел.: 26-05-48 e-mail: sch6mgn@mail.ru







Дидактические материалы по литературе

для самостоятельного анализа произведения

для учащихся 7 классов

на тему «Е. Носов. Рассказы «Кукла» и «Живое пламя»»

(в рамках дистанционного обучения)















Составила: Макарова Е.В.,

учитель русского языка и литературы,

МОУ СОШ № 6 г. Магнитогорска,

Челябинская область

2020 год

Е. Носов. Рассказы «Кукла» и «Живое пламя». 2 урока

Добрый день!

Сегодня вам предстоит познакомиться с биографией и творчеством замечательного писателя Евгения Ивановича Носова. К уроку вы прочитали два рассказа Е. Носова. Внимательно следуйте инструкции учителя по самостоятельному обучению, изучив план работы. После изучения материала выполните тестирование.

Задание


ссылка

Деятельность

Контроль

Изучите статью о жизни и творчестве Е.И. Носова

5 минут

https://fb.ru/article/174192/evgeniy-nosov-biografiya-tvorchestvo

Чтение

-

Просмотрите урок 28. РЭШ (длительность 11 минут)

11 минут

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3071/main/

Слушание, просмотр

-

Анализ вопросов по анализу рассказа и ответов на них

15-30

минут

См. материалы ниже

Чтение, обобщение, анализ

самоконтроль

Вопросы учителю

-

Жду ваши вопросы по изученному материалу

Вопросно-ответная работа, консультирование

-

Выполните тест, отправьте учителю

15-20

минут

См. материалы ниже

Контроль знаний

тест


Вопросы и ответы на них для самоконтроля (устно и ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!!)



Рассказ Евгения Ивановича Носова «Кукла».

1. Что такое рассказ?   

(Рассказ- это небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека).


2. Герой рассказа кто?     

(Акимыч, автор)


3. Первоначально Носов назвал рассказ «Акимыч», но поменял на «Куклу». Как вы думаете, почему?


рошенная, истерзанная кукла, случайно увиденная Акимычем, стала толчком к серьезному размышлению о человеке, его достоинствах и недостатках).


4. Почему автор начинает рассказ с описания природы? 

(Потому что он любит родную землю, подчеркивает в пейзажной зарисовке величие природы).


5. Сравните пейзажные зарисовки из рассказа:

1«В природе было еще солнечно, тепло и даже празднично, как иногда бывает в начале погожего октября, когда доцветают последние звездочки цикория и еще шарят по запоздалым шапкам татарника черно-бархатные шмели. А воздух уже остер и крепок и дали ясны и открыты до беспредельности.
Прямо от школьной ограды, вернее, от проходящей мимо нее дороги, начиналась речная луговина, еще по-летнему зеленая, с белыми вкраплениями тысячелистника, гусиных перьев и каких-то луговых грибов. И только вблизи придорожных ив луг был усыпан палым листом, узким и длинным, похожим на нашу сеймскую рыбку-верховку. А из-за ограды тянуло влажной перекопанной землей и хмельной яблочной прелью. Где-то там, за молодыми яблонями, должно быть, на спортивной площадке, раздавались хлесткие шлепки по волейбольному мячу, иногда сопровождаемые всплесками торжествующих, одобрительных ребячьих вскриков, и эти молодые голоса под безоблачным сельским полднем тоже создавали ощущение праздничности и радости бытия».


2 «Поехал и не узнал реки. Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин,где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи... Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав,прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей... Там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину».

!!!!!! Комментарий для учеников: № 1 Светлые, по-летнему яркие краски вызывают чувство тепла, комфорта, пробуждают воспоминания о лете, и лишь палый лист, похожий на рыбку-верховку, да запахи влажной земли и яблочной прели напоминают об осени, но не вызывают сожаления, а только напоминают о закономерностях в природе. Голоса и звуки, доносящиеся со спортивной площадки, довершают радостную картину, «оживляют» пейзаж, но не вносят в него дисгармонию. В приведенном отрывке природа дана во всём своём многообразии красок, запахов, звуков, состояний. Автор использует олицетворения, эпитеты, сравнения, показывает через них гармонию в природе.)

!!!!!! Комментарий для учеников: № 2 Вторая зарисовка является полной противоположностью первой. Краски мрачные, темные, грязные. Ясные и открытые «до беспредельности» дали сменяются другими картинами: «русло сузилось», «чистые пески…затянуло» и др. Используемые писателем средства выразительности в этом отрывке: олицетворения («язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста», «свободно прет черная донная тина»); метафора («горбом выпер грязный серый меляк»); сравнение («меляк, похожий на большую околевшую рыбину») – усиливают мрачность, безотрадность представившейся нашему взору картины. Причину обмеления реки, изменений в природе автор видит в бездумном хозяйствовании, использовании большого количества химических удобрений, чужеродных богатству родной земли – «прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей».)

Вывод: Светлое, доброе начало в природе противопоставлено жестокости, бессердечию людей.

6. Кто виноват в трагическом состоянии природы? (люди)

Почему люди? Какие они?

(Люди стали жестокими и бессердечными).


7. Зачитайте описание куклы.

         В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожжённая, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось, тоже было истыкано сигаретой.

С кем при описании сравнивает Носов куклу?

(Носов описывает куклу как человека, подчеркивает ее сходство с беспомощным ребенком («миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах», « светлые шелковистые волосы»).

Какое чувство вызывает этот отрывок? (страх, жалость, возмущение)

А вам доводилось видеть такую картину в жизни?  Как вы относитесь к этому?  

Кого из героев волнует эта трагедия? (Акимыча)

 

8. Кто такой Акимыч, и что связывает автора с ним?

 («Мы с Акимычем, оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии… Ранило Акимыча бескровно…»).

Для самого Е.И. Носова, как и для его героев, земля, на которой живут находящиеся рядом с ним люди, священна. Это земля Родины. Её надо любить и защищать.


9. Из рассказа Акимыча мы узнаем, кто проходит мимо куклы.  Назовите, кто?

А люди идут мимо — каждый по своим делам,— и ничего... Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках — бровью не поведут. Детишки бегают, привыкают к такому святотатству. Вот и тут: сколько мимо прошло учеников! Утром - в школу, вечером — из школы. А главное - учителя: они ведь тоже мимо проходят. Вот чего не понимаю. Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!.. Эх!.,
        Акимыч вдруг побледнел, лицо напряглось той страшной его окаменелостью, а губы сами собой вытянулись трубочкой, будто в них застряло и застыло что-то невысказанное.

Что может вынести детство из этих картин жизни?

(равнодушие и безразличие)

10. Как называют человека, который не хочет замечать зло?

(равнодушный) К чему может привести равнодушие?

(к проявлению зла, жестокости и даже к преступлению)



ВЫВОД: «Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».

Как вы понимаете слова польского писателя Бруно Ясенского?



Рассказ Евгения Ивановича Носова «Живое пламя».

1. Прочитайте справку о жизни автора:

Носов Евгений Иванович родился 15 января 1925 года в селе Толмачеве под Курском в семье потомственного мастерового, кузнеца. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб. Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Летом 1943 года, закончив восьмой класс, ушёл на фронт, поступил в артиллерийские войска, стал наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше.

В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 был тяжело ранен и 9 мая 1945 года встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино Победы».

После войны Носов продолжил учёбу, закончил среднюю школу. С детства любивший рисовать и явно обладавший талантом, уезжает в Среднюю Азию работать художником, оформителем, литературным сотрудником. Начинает писать прозу. В 1958 году выходит его первая книга рассказов и повестей «На рыбачьей тропе».) Рассказы Носова пронизаны заботой о людях, о родной природе, полны возмущения бездуховным, бездумным и жестоким обращением с окружающим миром.

В 1961 году возвращается в Курск, становится профессиональным писателем. Учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького, публикует свои произведения «Тридцать зерен», «Дом за триумфальной аркой», «Где просыпается солнце».

Е. И. Носов был награждён Орденами Ленина и Отечественной войны, медалями. В 1975 году писатель был удостоен Государственной премии РСФСР, в 1996 году - Международной премии имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства. Умер писатель 13 июня 2002 года, похоронен в Курске.

2. Проверьте себя по вопросам самоконтроля!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

1. Согласны ли вы с тем, что некоторые цветы могут олицетворять определённые чувства человека? (роза-любовь, хризантемы – печаль, гвоздики и маки – память и др.).

Красный мак – символ Памяти. О происхождении мака существует много легенд. В христианской мифологии происхождение мака связывают с кровью невинно убитого человека. Впервые будто бы мак вырос из крови распятого на кресте Христа и с тех пор растет там, где пролилось много человеческой крови. Считается, что семена мака любят, когда землю "беспокоят": они могут годами пролежать в почве и начнут прорастать только после того, как почву перекопали. В Первую мировую войну во Фландрии шли кровопролитные сражения, после которых немногим, оставшимся в живых, приходилось хоронить погибших товарищей прямо на поле боя. Говорят, такого количества маков в тех местах не видели никогда ни до, ни после того страшного времени.В Англии существует национальный праздник – День Маков – дань памяти погибшим солдатам, который отмечается 11 ноября или в ближайшее к этой дате воскресенье. Эта дата знаменует годовщину окончания 1-й мировой войны. За 2 недели до Дня маков повсеместно начинают продавать красные искусственные маки, средства от которых полностью идут на помощь ветеранам войн. Яркий и символичный цветок покупает почти каждый, чтобы сразу же приколоть к одежде в знак благодарности и светлой памяти. Символом Дня Памяти во многих странах является красный мак.

Вот такие цветы –маки-символ памяти. А тете Оле маки напоминали о ее сыне.

2. Согласны ли вы с тем, что в определённой ситуации человек может, не задумываясь,  пожертвовать своей жизнью ради других людей?

(И не один герой пал в бою, чтобы спасти свою мать, свою семью, своих детей, свободу, песню, город, край — все, что мы зовем величавым словом «Родина». Строки рассказа Е. Носова слишком скупы и не описывают подробно подвиг Алексея. О событиях воины 1941-1945гг. написано много книг, снято много фильмов. О подвиге лётчиков повествует уникальный фильм Леонида Быкова «В бой идут одни старики»)

3. Согласны ли вы с тем, что память о погибших ради других людей живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей?

(Мак сравнивается с человеческой жизнью. Жизнь человека так же коротка, но прекрасна. Огонь в рассказе ассоциируется с душой человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других)

4. Как вы считаете, почему тётя Оля занималась разведением цветов?

(Чтобы унять душевную боль.)

5. Почему же тётя Оля не любила маки? («Для клумбы это никак не подходит, пыхнул и сразу сгорел. А потом все лето торчит эта самая колотушка и только вид портит»)

6. Какие художественные приёмы использует автор при описании маков?

(Эпитеты, сравнения, метафоры)

7. Как показана недолгая красота маков? («Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто…»)

8. Какой эпитет автор подбирает к слову пламя? Почему же живым называет рассказчик огонь полыхающих цветов?

(О погибшем на войне Алексее, сыне тети Оли, мы узнаем из последних строк рассказа. Эти строки являются ключевыми в произведении Носова. Память о погибших в Великой Отечественной войне живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей. Известные и безымянные бойцы, не пришедшие с фронта, возвращаются в нашу жизнь дуновением легкого ветерка, лазоревым тихим утром, разросшимся под окном жасминовым кустом или ярко вспыхнувшим цветком на клумбе)

9. Изменила ли тетя Оля свое отношение к макам? О чём это нам говорит? (Да, изменила). Содержание рассказа подчинено главной мысли: память о погибших в Великой Отечественной войне живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей. Известные и безымянные бойцы, не пришедшие с фронта, возвращаются в нашу жизнь… дуновением легкого ветерка, лазоревым тихим утром, разросшимся под окном жасминовым кустом или… ярко вспыхнувшим цветком на клумбе. Жизнь человека так же коротка, но прекрасна. Огонь в рассказе ассоциируется с душой человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других. Маки как символ внезапно оборвавшейся молодой жизни горят, “пламенеют”, но огонь этот живой, приносящий слезы очищения. И если в начале рассказа перед нами всего несколько маков, то в финале – это уже “большой костер” огненных цветов. Он напоминает вечный огонь. Знак вечной памяти и молчания. Мы чувствуем возвышенное, священное состояние души, которое вызывало рождение подвига, привело страну к Победе. И память о подвиге нашего народа священна.



Тест по рассказам Е.И. Носова «Кукла» и «Живое пламя». 7 класс.


1. Добавьте пропущенное слово в монолог Акимыча: «Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмется. Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. Иную сделают так, что от живой не отличишь. И _____?______ по-людски».

а) смеется

б) плачет

в) ходит

г) глядит

2. Что поразило Акимыча более всего, когда он увидел куклу:

а) то, что куклу кто-то выбросил

б) то, что кто-то потерял куклу и, наверное, страдает от этого;

в) то, что кукла была изуродована кем-то.

3. Когда автор пишет о реке, какой она была и какой стала и почему такой стала, он предлагает нам задуматься над проблемой:

а) мудрости человека

б) экологии

в) отцов и детей

г) трусости и храбрости

4. На какой реке происходит действие рассказа «Кукла»?

а) Волга б) Дон в) Сейма г) Черная

5. Эпизод с куклой показался Акимычу таким страшным, потому что:

а) напомнил военное время;

б) дети не жалеют игрушки;

в) люди засоряют окружающую среду

г) учителя проходили мимо куклы

6. Вставьте слово (речь Акимыча): Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмется.. .Может, со мной с войны такое . На всю

жизнь нагляделся я ……

а) смерти

б) человечины

в) кукол

г) убийств



7. Главная мысль, которой подчинено содержание рассказа «Живое пламя»:

а) взаимоотношения людей;

б) вечная память павшим в Великой Отечественной войне;

в) забота об окружающих людях.

г) красоте маков

8. Выберите вариант с пропущенными словами: Но я все-таки сыпанул тайком щепотку …… на самую середину клумбы. Через несколько дней она ……

а) семян, расцвела

б) песка, завяла

в) мака, зазеленела

г) мака, зацвела



9. Сказав: «Да, сгорел... короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...», тетя Оля имела в виду:

а) короткую жизнь мака;

б) красоту цветка;

в) свою тяжелую жизнь

г) судьбу сына.


10. Вставьте пропущенные слова - средства выразительности: «А солнце пронизывало светом …….. алые лепестки, отчего маки то вспыхивали ……. огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться — ……………!

а) полупрозрачные, красным, сразу опалят

б) прозрачные, живым, сразу опалят

в) свежие, вечным, сразу сгорят

г) полупрозрачные, трепетно-ярким, сразу опалят


11. Какое средство выразительности использует автор? А рядом на клумбе полыхал большой ковер маков.

а) метафора

б) сравнение

в) эпитет

г) олицетворение

12. Изучив материал к уроку, вставьте пропущенные слова: «Жизнь человека так же коротка, но …………….. Огонь в рассказе ассоциируется с …….человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других. Маки как символ внезапно оборвавшейся ……….горят, “пламенеют”, но огонь этот живой, приносящий слезы очищения.

а) мудра, верой, веры

б) прекрасна, душой, молодой жизни

в) красива, лицом, судьбы

г) прекрасна, судьбой, молодой жизни

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.