Занятие на тему «Дифференциация Б – П. Звуки [Б]-[П], [Б*]-[П*]»
Тема: Дифференциация Б – П. Звуки [Б]-[П], [Б*]-[П*].
Цель: учить детей различать на слух, в произношении и на письме звуки и буквы Б-П.
Задачи.
Образовательные:
- уточнить представления детей о звуках [Б], [Б*], [П], [П*] и буквах их обозначающих;
- учить различать на слух, в произношении и на письме звуки и буквы Б-П и звуки ими обозначаемые.
Коррекционно-развивающие:
- уточнять и расширять словарный запас детей;
- развивать фонематические процессы;
- упражнять в составлении словосочетаний и предложений, в правильном согласовании слов в роде и числе;
- развивать связную речь;
- развивать зрительное и слуховое восприятие;
- развивать зрительный анализ и синтез;
- развивать словесно-логическое мышление;
- развивать долговременную и кратковременную память;
- развивать внимание;
- развивать воображение;
- проводить профилактику дисграфии и нарушений осанки;
- развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать школьные навыки (отвечать по поднятой руке).
Оборудование: индивидуальные зеркала, цветные карандаши, ручки, тетради, картинки: подушка, паук, болото, буквы.
Ход занятия.
I. Организационный момент
- Сядет тот, кто назовет: а) какое сейчас время года? б) какой сейчас месяц? в) какое время суток? г) какой день недели?
II. Основная часть
1. Повторение пройденного материала.
- Кто помнит, о какой букве мы говорили на прошлом занятии? (Б)
- Если вы не помните, то я вам напомню. Отгадайте загадку:
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом. (Белка)
- Какая первая буква в слове БЕЛКА? Вспомнили? (Б)
- Сколько звуков у буквы Б? Какие они по твердости-мягкости? Назовите их.
- А теперь попробуйте произносить Б все тише и тише. Какой звук получился? (П)
Какой буквой обозначается [П]? сколько у нее звуков? Какие?
2. Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы будем учиться различать Б и П.
- Как вы думаете, чем они отличаются? (различаются по звонкости – глухости)
- Чем похожи? (похожи по артикуляции, по кол-ву звуков тв. и мягк.)
3. Работа над слогом (Развитие фонематических процессов.)
Дети по очереди называют слоги с [Б], [Б*], [П], [П*].
- Закончите слово, добавив ПА или БА.
Слова: жа…(ба), ре…(па), бом…(ба), шу…(ба), лу…(па), ла…(па), шля…(па), ры…(ба), вер…(ба), лам…(па).
4. Работа над словом.
- Запишите в тетрадь число, цветными карандашами слова: борт – порт, бить – пить.
- Я буду называть вам слова, а вы замените в них Б на П или П на Б. Какие слова у вас получатся?
Слова: бас – пас, бух – пух, быль – пыль, пока – бока, блеск – плеск, банки – панки, робот – ропот, почка – бочка, палка – балка, башня – пашня, бабочка – папочка.
5. Физкультминутка.
Спал цветок и, вдруг, проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
6. Работа над словосочетанием.
-Отгадайте загадки. Какой звук есть в отгадке?
Тридцать три родных сестрички –
Писаных красавицы.
На одной живут страничке,
А по всюду славятся. (Буквы)
Наткет, наплетет,
Сядет и добычи ждет. (Паук)
Все обходят это место:
Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги. (Болото)
Два брюшка, четыре ушка.
(Подушка)
Каждому ребенку дается по одному слову и предлагается составить с ним словосочетание так, чтобы во втором слове тоже были Б или П.
Примерные словосочетания:
Подушка (какая?) – Большая (белая) подушка
Болото (какое?) – Глубокое (опасное) болото
Паук (какой?) – Спокойный паук
Буквы (какие?) – Прописные (печатные) буквы
Затем каждый записывает свое словосочетание в тетради, выделяя Б и П цветными карандашами.
7. Работа над предложением и текстом.
Каждый ребенок составляет со своим словосочетанием предложение, а затем рассказ.
III. Итог занятия (1-2 мин.)
- О каких буквах мы сегодня говорили?
- Чем они похожи? Чем различаются?
Львова Светлана Алексеевна