Занятие на тему «Дифференциация звуков [с]-[ш]»
Технологическая карта группового логопедического занятия.
Аудитория: дети с интеллектуальной недостаточностью.
Класс: 3
Тема: Дифференциация звуков с - ш.
Цель: Создать условия для совершенствования навыков дифференциации согласных звуков [с] [ш].
Задачи:
- уточнение артикуляции звуков [с] [ш], акустико-артикуляторная характеристика звуков [с] [ш] с опорой на различные виды контроля;
- различение звуков [с] [ш] в слогах, словах, словосочетаниях;
- закрепление правильного произношения данных звуков в слогах, словах, словосочетаниях;
- создание условий для общения и взаимодействия детей на занятии, развития умения слушать и слышать друг друга;
Планируемые результаты НОД: ребёнок достаточно хорошо дифференцирует звуки [с] [ш], может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах.
Предпосылки УУД:
коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопрос, участвовать в совместной деятельности;
познавательные – умение выделять существенные признаки;
регулятивные – умение осуществлять действие по словесной инструкции взрослого и заданному правилу.
Используемое оборудование для детей: индивидуальные настольные зеркала, коробочки «подарок», фетровые рукавички, картинки, карточки.
Ход занятия
Этап занятия. Цель, время. |
Деятельность учителя - логопеда |
Деятельность детей |
Мотивация детей к образовательной деятельности |
||
Оргмомент Цель: привлечение внимания детей (2 минуты) |
Учитель – логопед приветствует детей, настраивает на дальнейшую деятельность - Здравствуйте ребята, я рада видеть вас на занятии. - Скажите, с каким настроением вы пришли ко мне? - Давайте улыбнёмся друг другу и с прекрасным настроением начнём наше занятие. - Ребята, отгадайте загадку. Тройка, тройка прилетела. Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица – Белокожа, светлолица. Как махнула рукавом – Все покрыла серебром! - Правильно, молодцы!
|
Здороваются. Заинтересовываются, отвечают на вопросы учителя - логопеда. Выражают эмоции.
Отвечают (Зима). |
Дыхательная гимнастика Цель: выработка правильного диафрагмального дыхания. (1 минута) |
- Ребята, зимой за окном часто свистит сильный ветер ссссссс Давайте вместе споем песенку ветра. Вдохните через нос и долго на выдохе произнесите ссссссссс, изображая ветер. От сильного ветра за окном шумят деревья шшшш. Вдохните через нос и долго на выдохе произнесите шшшшшшш, изображая шум деревьев. - Молодцы! |
Выполняют дыхательные упражнения. |
Введение в тему занятия Цель: переход от свободной игры к организованной деятельности (3 минуты) |
- Давайте вспомним и назовём зимние месяцы. - Ребята скажите, какой праздник к нам приходит в конце декабря, дарит нам хорошее настроение, веселье и подарки? (На доске прикреплены изображения двух ёлочек) - Главная героиня Нового года - ёлочка. - У нас две новогодние ёлочки. (Учитель – логопед ставит перед детьми небольшие коробочки, оформленные как подарок, красного и зелёного цвета) - Откроем подарки и посмотрим, что внутри. - Подарками из зелёной коробочки украсим ёлочку справа. Подарками из красной коробочки украсим ёлочку слева. - Назовите предметы на первой ёлочке? Назовите первый звук в слове снежинка. Правильно звук [с] - Назовите предметы на второй ёлочке? А какой первый звук вы слышите в слове шарики. Правильно звук [ш]. (Учитель – логопед побуждает детей самостоятельно определить цель занятия) - Как вы думаете, с какими звуками мы будем работать на занятии? - Сегодня мы будем учиться различать звуки [с] [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. |
Отвечают на поставленные вопросы.
Новый год.
Снежинки.
Шарики.
Высказывают предположения, формулируют цель занятия.
|
Артикуляционная гимнастика. Цель: тренировка артикуляционного аппарата Сравнение звуков [с] – [ш] по артикуляции. Цель: артикуляция звуков [с] - [ш], выделение сходства и различия. (3 минуты) |
- Ребята давайте вместе произнесём звук [с] Что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [с]? - Наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы. Посередине языка идет холодная струя воздуха. Для того чтобы правильно произносить звук [с], выполним упражнения для язычка и губ. Контролируйте выполнение с помощью зеркала. «Заборчик » Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удерживать так под счет от 5 до 10. «Трубочка» Сомкнуть зубы, сделав « Заборчик». Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы. Повторить упражнение несколько раз. Чередовать « Заборчик» - « Трубочка». Теперь произнесём вместе звук [ш] - Губы вытягиваются вперед в «трубочку», зубы сближены, язык поднят «чашечкой» к небу. Посередине языка идет теплая, воздушная струя воздуха. - Выполним упражнения для язычка и губ. Контролируйте выполнение с помощью зеркала. «Блинчик» Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 1 до 10 секунд. «Маляр» Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов (как кисточкой). «Чашечка» Сделав «Блинчик», широкий язык поднять вверх, придавая ему форму «Чашечки» (не пролить водичку). Следить, чтобы боковые края и кончик языка не опускались. Удержать под счет от 1 до 10. Затем завести «Чашечку» в рот за верхние зубы и удержать под счет от 1до 5. (Учитель - логопед демонстрирует детям картинки с артикуляционными упражнениями и контролирует правильность выполнения упражнений). (Учитель - логопед демонстрирует детям картинки с артикуляционными упражнениями и контролирует правильность выполнения упражнений). - Ребята, скажите звук [с] гласный или согласный? - Правильно звук [c] согласный, так как воздух, выходя изо рта, встречает препятствия и глухой, так как наш голос не включается, горлышко отдыхает. Контролируем себя с помощью ладошки. - Теперь скажите звук [ш] гласный или согласный? - Правильно ребята звук [ш] так же как и звук [c] согласный и глухой. Контролируем себя с помощью ладошки. |
Дают характеристику звуку [с]. Выполняют артикуляционные упражнения.
Дают характеристику звуку [ш]. Выполняют артикуляционные упражнения.
|
Основная часть Цель: различение на слух и в произношении звуков [с] [ш] в слогах, словах, словосочетаниях |
||
Дифференциация звуков [с] [ш] в слогах (3 минуты) |
-Ребята, зима к нам приходит с морозами и метелями и зимними забавами. Одна из них игра в снежки. Игра «Снежки» - Посмотрите на экран перед вами «снежки» со слогами. - По очереди мы будем читать только слоги с согласными С или Ш. Молодцы вы справились с заданием! |
|
Физминутка (3 минуты) |
Игра «Подбери пару» Вы хорошо поработали, сейчас немного отдохнём. - Ребята встаньте возле парты. Представьте, что мы сейчас пойдём на улицу, а там очень холодно. Чтобы у вас не замёрзли руки нужно надеть рукавички. Но у меня только по одной рукавички. Вам нужно подобрать себе пару. - Надевайте рукавички и становитесь в круг. Как интересно нам зимой! На санках едем мы гурьбой, Потом в снежки мы поиграем, Все дружно лыжи одеваем, Потом все встали на коньки, Зимой веселые деньки!
|
Дети подбирают пару к своей рукавичке по цвету.
(Показывают большим пальцем вверх) |
Дифференциация звуков [с] [ш] в словах (3 минуты)
|
- Ребята проходите на свои места. Снимите рукавички, положите перед собой. - Перед вами снежинки с изображением предметов. - Назовите эти предметы. - Положите в правую рукавичку «снежинки» с изображением предметов, в названии которых есть звук [с]. В левую "снежинки" с изображением предметов, в названии которых есть звук [ш]. (Учитель – логопед предлагает детям проверить правильность выполнения задания). - Вы хорошо справились с заданием, переходим к следующему. |
Называют предмет, выделяют звуки [с] [ш] в словах. Раскладывают картинки по группам, проверяют друг друга.
|
Дифференциация звуков [с] [ш] в словосочетаниях (3 минуты)
|
- Следующее задание будем выполнять по карточкам. «Составь словосочетание» - Словосочетание - это сочетание двух слов. В словосочетании одно слово главное, а другое зависимое. (От главного слова задается вопрос.) Пушистая….(кошка) Бесшумный…..(пылесос) Смешной….(шут) Шустрая…(мышка) Сушёный…(абрикос) Душистый…(ландыш) - Молодцы! |
Работают по карточкам. Проводят самооценку. - Какой был ландыш? Ландыш душистый. - Какая была мышка? Мышка шустрая. (Выделяют голосом С-Ш)
|
Итог занятия Цель: организация рефлексии и обратной связи с детьми, подведение итогов. |
||
Рефлексия (4 минуты) |
(Учитель – логопед побуждает детей вспомнить, какая была цель на занятии). Интересуется мнением детей по поводу достижения поставленной цели. Предлагает перечислить, какие задания помогли им упражняться в произношении звуков [с] [ш]). - Наше занятие подошло к концу. - Чем мы занимались сегодня на занятии? - Какие задания были слишком сложными? - Мы вместе преодолели все сложности. - А какое настроение у вас после занятия? - Давайте улыбнёмся друг другу и сохраним хорошее настроение до конца дня. - Занятие окончено, до свидания, ребята!
|
Отвечают на вопросы учителя-логопеда. Высказывают свое мнение, делают выводы. Выражают эмоции.
|