Занятие на тему «Дифференциация звуков [с]-[ш]»

9
0
Материал опубликован 22 January 2021 в группе

Технологическая карта группового логопедического занятия.

Аудитория: дети с интеллектуальной недостаточностью.

Класс: 3

Тема: Дифференциация звуков с - ш.

Цель: Создать условия для совершенствования навыков дифференциации согласных звуков [с] [ш].

Задачи:

- уточнение артикуляции звуков [с] [ш], акустико-артикуляторная  характеристика звуков [с] [ш] с опорой на различные виды контроля;

- различение звуков [с] [ш] в слогах, словах, словосочетаниях;

- закрепление правильного произношения данных звуков в слогах, словах, словосочетаниях;

- создание условий для общения и взаимодействия детей на занятии, развития умения слушать и слышать друг друга;

Планируемые результаты НОД: ребёнок достаточно хорошо дифференцирует звуки [с] [ш],  может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах.

Предпосылки УУД:

коммуникативныеумение слушать и отвечать на вопрос, участвовать в совместной деятельности;

познавательные – умение выделять существенные признаки;

регулятивные – умение осуществлять действие по словесной инструкции взрослого и заданному правилу.

Используемое оборудование для детей: индивидуальные настольные зеркала, коробочки «подарок», фетровые рукавички, картинки, карточки.

 

Ход занятия

Этап занятия.

Цель, время.

Деятельность учителя - логопеда

Деятельность детей

Мотивация детей к образовательной деятельности

Оргмомент

Цель: привлечение внимания детей (2 минуты)

Учитель – логопед приветствует детей, настраивает на дальнейшую деятельность

- Здравствуйте ребята, я рада видеть вас на занятии.

- Скажите, с каким настроением вы пришли ко мне?

- Давайте улыбнёмся друг другу и с прекрасным  настроением начнём наше занятие.

- Ребята, отгадайте загадку.

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром!

- Правильно, молодцы!

 

Здороваются. Заинтересовываются, отвечают на вопросы учителя - логопеда. Выражают эмоции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают (Зима).

Дыхательная гимнастика

Цель: выработка правильного диафрагмального дыхания.

(1 минута)

- Ребята, зимой за окном часто свистит сильный ветер ссссссс Давайте вместе споем песенку ветра.

Вдохните через нос и долго на выдохе произнесите ссссссссс, изображая ветер.

От сильного ветра за окном шумят деревья шшшш.

Вдохните через нос и долго на выдохе произнесите шшшшшшш, изображая шум деревьев.

- Молодцы!

Выполняют дыхательные упражнения.

Введение в тему занятия

Цель: переход от свободной игры к организованной деятельности (3 минуты)

- Давайте вспомним и назовём зимние месяцы.

- Ребята скажите, какой праздник к нам приходит в конце декабря, дарит нам хорошее настроение, веселье и подарки?

(На доске прикреплены изображения двух ёлочек)

- Главная героиня Нового года - ёлочка.

- У нас две новогодние ёлочки.

 (Учитель – логопед ставит перед детьми небольшие коробочки, оформленные как подарок, красного и зелёного цвета)

- Откроем подарки и посмотрим, что внутри.

- Подарками из зелёной коробочки украсим ёлочку справа. Подарками из красной коробочки украсим ёлочку слева.

- Назовите предметы на первой ёлочке?

Назовите первый звук в слове снежинка. Правильно звук [с]

- Назовите предметы на второй ёлочке?

А какой первый звук вы слышите в слове шарики.

Правильно звук [ш].

 (Учитель – логопед побуждает детей самостоятельно определить цель занятия)

- Как вы думаете, с какими звуками мы будем работать на занятии?

- Сегодня мы будем учиться различать звуки [с] [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и тексте.

Отвечают на поставленные вопросы.

 

Новый год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Снежинки.

 

Шарики.

 

 

 

 

 

Высказывают предположения, формулируют цель занятия.

 

Артикуляционная гимнастика.

Цель: тренировка артикуляционного аппарата

Сравнение звуков [с] – [ш] по артикуляции.

Цель: артикуляция звуков [с] - [ш], выделение сходства и различия. (3 минуты)

- Ребята давайте вместе произнесём звук [с]

Что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [с]?

- Наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы. Посередине языка идет холодная струя воздуха.

Для того чтобы правильно произносить звук [с], выполним упражнения для язычка и губ. Контролируйте выполнение с помощью зеркала.

«Заборчик »

Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить  «И». Удерживать так под счет от 5 до 10.

«Трубочка»

Сомкнуть зубы, сделав « Заборчик». Округлить губы и вытянуть  вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы. Повторить упражнение несколько раз.

Чередовать « Заборчик» - « Трубочка».

 Теперь произнесём вместе звук [ш]

- Губы вытягиваются вперед в «трубочку», зубы сближены, язык поднят «чашечкой» к небу. Посередине языка идет теплая, воздушная струя воздуха.

- Выполним упражнения для язычка и губ. Контролируйте выполнение с помощью зеркала.

«Блинчик»

Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 1 до 10 секунд.

«Маляр»

Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов (как кисточкой).

 «Чашечка»

Сделав «Блинчик», широкий язык поднять вверх, придавая ему форму «Чашечки» (не пролить водичку). Следить, чтобы боковые края и кончик языка не опускались. Удержать под счет от 1 до 10.

Затем завести «Чашечку» в рот за верхние зубы и удержать под счет от 1до 5.

(Учитель - логопед демонстрирует детям картинки с артикуляционными упражнениями и контролирует правильность выполнения упражнений).

(Учитель - логопед демонстрирует детям картинки с артикуляционными упражнениями и контролирует правильность выполнения упражнений).

- Ребята, скажите звук [с] гласный или согласный?

- Правильно звук [c] согласный, так как воздух, выходя изо рта, встречает препятствия и глухой, так как наш голос не включается, горлышко отдыхает. Контролируем себя с помощью ладошки.

- Теперь скажите звук [ш] гласный или согласный?

- Правильно ребята звук [ш] так же как и звук [c] согласный и глухой. Контролируем себя с помощью ладошки.

 

 

Дают характеристику звуку [с].

Выполняют артикуляционные упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дают характеристику звуку [ш].

Выполняют артикуляционные упражнения.

 

Основная часть

Цель: различение на слух и в произношении звуков [с] [ш] в слогах, словах, словосочетаниях

Дифференциация звуков [с] [ш] в слогах (3 минуты)

-Ребята, зима к нам приходит с морозами и метелями и зимними забавами. Одна из них игра в снежки.

 Игра «Снежки»

- Посмотрите на экран перед вами «снежки» со слогами.

- По очереди мы будем читать только слоги  с согласными С или Ш.

Молодцы вы справились с заданием!

 

 

 

Физминутка (3 минуты)

Игра «Подбери пару»

Вы хорошо поработали, сейчас немного отдохнём.

- Ребята встаньте возле парты. Представьте, что  мы сейчас пойдём на улицу, а там очень холодно. Чтобы у вас не замёрзли руки нужно надеть рукавички. Но у меня только по одной рукавички. Вам нужно подобрать себе пару.

- Надевайте рукавички и становитесь в круг.

Как интересно нам зимой!

На санках едем мы гурьбой,

Потом в снежки мы поиграем,

Все дружно лыжи одеваем,

Потом все встали на коньки,

Зимой веселые деньки!

 

 

 

Дети подбирают пару к своей рукавичке по цвету.

 

 

(Показывают большим пальцем вверх) 
(Имитируют катание на санках) 
(Имитируют лепку и бросание снежков) 
(«Одевают» лыжи, «берут» палки, «едут») 
(Изображают катание на коньках) 
(Поднять руки вверх)

Дифференциация звуков [с] [ш] в словах (3 минуты)

 

- Ребята проходите на свои места. Снимите рукавички, положите перед собой.

- Перед  вами снежинки с изображением предметов.

- Назовите эти предметы.

- Положите в правую  рукавичку «снежинки» с изображением предметов, в названии которых есть звук [с]. В левую "снежинки" с изображением предметов, в названии которых есть звук [ш].

(Учитель – логопед предлагает детям проверить правильность выполнения задания).

 - Вы хорошо справились с заданием, переходим к следующему.

 

 

Называют предмет, выделяют звуки  [с] [ш] в словах.

Раскладывают картинки по группам,  проверяют друг друга.

 

Дифференциация звуков [с] [ш] в словосочетаниях (3 минуты)

 

- Следующее задание будем выполнять по карточкам.

 «Составь словосочетание»

- Словосочетание - это сочетание двух слов. В словосочетании одно слово главное, а другое зависимое. (От главного слова задается вопрос.)

Пушистая….(кошка)

Бесшумный…..(пылесос)

Смешной….(шут)

Шустрая…(мышка)

Сушёный…(абрикос)

Душистый…(ландыш)

- Молодцы!

 

 

 

 

Работают по карточкам.

Проводят самооценку.

- Какой был ландыш? Ландыш душистый.

- Какая была мышка? Мышка шустрая.

(Выделяют голосом С-Ш)

 

Итог занятия

Цель: организация рефлексии и обратной связи с детьми, подведение итогов.

Рефлексия (4 минуты)

(Учитель – логопед побуждает детей вспомнить, какая была цель на занятии). Интересуется мнением детей по поводу достижения поставленной цели. Предлагает перечислить, какие задания помогли им упражняться в произношении  звуков [с] [ш]).

 - Наше занятие подошло к концу.

- Чем мы занимались сегодня на занятии?

- Какие задания были слишком сложными?

- Мы вместе преодолели все сложности.

- А какое настроение у вас после занятия?

- Давайте улыбнёмся друг другу и сохраним хорошее настроение до конца дня.

- Занятие окончено, до свидания, ребята!

 

Отвечают на вопросы учителя-логопеда. Высказывают свое мнение, делают выводы. Выражают эмоции.

 

 

 

c1611343770.JPG
 
 

 

 

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.