12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Оськина Светлана Васильевна27 |
"Диковинные изделия с золотым пером "
Муниципальное бюджетное образовательное учреждения дополнительного образования
«Станция юных техников» г. Альметьевск
Конспект урока
для обучающихся 7- 9лет
тема: «Диковинные изделия с золотым пером»
Подготовил: педагог дополнительного образования
Оськина Светлана Васильевна
г. Альметьевск 2021г.
«Диковинные изделия с золотым пером»
Конспект урока по ИЗО при ознакомлении с национальным татарским искусством для учащихся 7-9лет.
Цели: познакомить детей с образцами татарского народного изобразительного творчества, характерными признаками национальных головных уборов и их формами.
Задачи:
Образовательные:
- показать разнообразие трактовки мотивов природы, применение различных композиционных приёмов, исходя из формы и назначения изделия;
- изучить цветовые сочетания элементов узора с фоном (жёлтый и синий, зелёный и жёлтый, тёмно-красный и жёлтый), симметричность и асимметричность расположения элементов в узоре;
- учить составлять композицию узора на форме традиционного головного убора (калфак), используя пайетки и стразы;
Развивающие:
- развивать кругозор;
- композиционные навыки, графические умения, чувство ритма и цвета;
- художественный вкус и творческую активность;
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к национальному искусству татарского народа, уважение к мастерам народного творчества;
- сохранение культурно- национального наследия
Тип урока: комбинированный
Меж предметные связи: ИЗО, история, технология
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная
Методы: информационный (словесный), зрительный (наглядный), практический
Материально – техническое обеспечение:
Для педагога: образцы головных уборов татарского народа; фотографии и слайды; таблицы с элементами традиционных узоров и их цветовыми сочетаниями, интерактивная доска.
Для учащихся: бархатная ткань и бумага; шаблоны «калфаков», нити-мулине, иглолки, ножницы; пайетки, стразы; клей ПВА; гель «Блеск» или «Неоновый».
Ход урока
Организационный момент (3 мин.)
Приветствие и проверка присутствующих.
II. Освоение нового материала (10-12 мин.)
П.: - Ребята, недавно мы с вами посетили краеведческий музей нашего города, где знакомились с национальным татарским костюмом. Сегодня мы подробнее узнаем об одном из обязательных атрибутов татарского костюма – головном уборе.
(На интерактивной доске показываются слайды и фотографии мужских и женских головных уборов с комментариями педагога.)
П.: - Татарский национальный мужской головной убор называется тюбетейка – по форме круглая, четырехгранная. Тюбетейки изначально имели охранно- магический характер, особенно вышитые золотыми узорами. Узоры покрывали рифлёную поверхность тюбетеек, имевших полусферическую форму или же форму срезанного конуса в виде вихревых розеток , знаков солнца, спиралей. В конце 19 века в декор тюбетеек проникают мотивы растительного характера. Они преображают традиционную композиционную систему вышивок, которые стали располагаться на плоском дне тюбетеек в шахматном порядке, а по их жесткому краю- в волнообразной цветочно- растительной композиции, решенной по принципу «нанизывания».
Женские головные уборы – калфаки – имели множество разнообразных форм: от больших лопатообразных, до миниатюрных калфачков в виде декоративных наколок. Для изготовления калфаков использовались дорогие ткани: бархат, парча гранатового, лунного, вишневого, золотистого и синего тонов. Калфаки украшались вышивкой в традиционной технике золотого шитья гладью «вприкреп» (покрытие золотой нитью только лицевой стороны), «нагыш» (в форме параллельных повторов), «кадау» (расположение элементов в шахматном порядке) или в «раскол» (в форме распускающихся листьев).
Наиболее популярные композиции на калфаках – мотивы геральдического букета («цветущий кактус») с завуалированными изображениями птиц, белок, бабочек; букетов пшеничного колоса; звезд и полумесяца. Наиболее ярким и самобытным является мотив узора «алтын каурый» (золотое перо). Центральная ветвь пера выполнялась путем «нанизывания» разнонаправленных элементов: цветы, бутоны, двулистники, трилистники, пальметты, развернутые в разные стороны усики, извивающиеся и отогнутые назад лепестки, стручки гороха, тычинки и др.
Весь этот узор спирально сворачивался в центре под нижним фризом калфака. Вся вышивка на калфаках сравнивалась с ювелирным исскуством.
III. Актуализация темы (5-7 мин.)
П.: - Ребята сегодня мы будем создавать узор на шаблонах – калфаках.
(Педагог предлагает детям поиграть и составить эскизы узоров на поле интерактивной доски. Два ребенка или поочередно составляют эскиз и подбирают цветовое решение, опираясь на схемы таблицы.)
П.: - Сейчас вы начнете выполнять узор на «калфаках» из бархатной бумаги, выкладывая его из пайеток и страз. Будем использовать элементы национального орнамента татар.
Педагог показывает поэтапные приемы работы:
выкладывание основы «букета» или «пера» с помощью пайеток и клея ПВА;
большие, центральные элементы выкладываются стразами или накладными элементами цветов;
на последнем этапе используется гель «Блеск» для придания неповторимой яркости и четкости обрамления фризовой части калфака.
IV. Самостоятельная работа (20-25 мин.)
Во время работы тихим фоном включается национальные татарские песни или музыкальные произведения национальных композиторов.
V. Подведение итогов (3 мин.)
Педагогом подводится итог занятия с презентацией работ в виде рекламы изготовленных «калфаков».