12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мажуго Ольга Васильевна20
Россия, Брянская обл., Новозыбков

Внеклассное мероприятие «Добрым людям на загляденье».

Цель: познакомить учащихся с историей народных промыслов России; расширить представления о различных профессиях, расширить кругозор, воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, воспитывать уважение к истории страны и родного края, воспитывать чувство патриотизма, способствовать профессиональной ориентации учащихся.

Оформление: образцы изделий народных ремесел: хохлома, гжель, финифть, жостовские подносы, дымковская игрушка, оренбургские платки, карта с обозначением народных промыслов, изделия народного творчества родного края,

компьютерная презентация.

Форма проведения: заочное путешествие по России.

Она жила во мне давным-давно,

И все же я не знал ее, России.

Я видел лес, крестьянское гумно

Да луг в цветах, где мужики косили.

Я уходил в разливы буйных трав,

Я все хотел найти ее начало.

Казалось мне, что поле прошагав,

Увижу край земли за перевалом,

И пахли пряным клевером стога,

Сверкали росы солнечно и ярко

И семицветьем радуга-дуга

Стояла над Россией словно арка.

И улыбались вслед мне мужики,

Звенели косы на июньской сини:

- Иди к началу радуги-дуги,

Там и начало матушки России.

Познать и полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю застенчивость русской природы, сквозь душу пропустишь героическую и трагическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей и монастырей, когда прикоснешься сердцем к творениям русского народа.

Земля наша русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, одаренными людьми, создавшими своими руками сказочную красоту и, возможно, именно отсюда начинается Россия.

И сегодня мне хотелось бы воспеть и восславить

«Сердце доброе,

Щедрость да разум

Руки искусные люда русского»

И приглашаем всех в путешествие по России, в центры народных промыслов.

Если представить себе художественную карту России, то она засверкает, как радуга. Это знаменитое село Дымково, Жостово, Сергиев Посад в Подмосковье, Хохлома в Кировской области, Палех в Ивановской области.

Песни даль и сказки тайна,

Душу слепят, но сперва –

Полотняные преданья,

Деревянные сказанья

Рукодельные дела.

И первую остановку мы сделаем в п. Дымково, где нас встречает мастеровой и торговый люд.

 

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Чем знаменито Дымково

Игрушкою своей

В ней нету света дымного,

А есть любовь людей

Вней что то есть от радуги,

От капельки росы

В ней что то есть от радости

Звенящей, как басы

Она глядит не прянично,

Ликующе и празднично,

В ней молодость изюминка,

В ней удаль и разма.

Сияйте ора с суриком

По всей земле в дома.

От дымковской игрушки идет тепло и свет.

Он не иссякнет даже через сотни лет.

Дымковскую игрушку знают все и очень любят. Рецепт ее изготовления не так прост. Сначала замешивали из красной глины и пес­ка тесто. Из него лепили игрушки (фигурки), затем обжигали в печи. Рань­ше это делали в русской печке, отчего из труб шел темный дым. Вероятно, он и послужил толчком для названия Дымковской слободы, а потом и иг­рушки.

Итак, вы поняли, ребята, что родиной дымковской игрушки является село Дымково, что на реке Вятке (приток реки Камы).

Дымково – бывшая заречная слобода города Вятки. В ней уже больше 200 лет мастера лепят глиняную декоративную игрушку. Раньше делались только свистульки, поскольку они были нужны для ритуальных обрядов – свистком поминали усопших. Постепенно обряд сменился весе­лым праздником «Свистунья», с непременной ярмаркой, дрессированным медведем и Петрушкой-зазывалой.

Традиционными для дымковской игрушки считаются всадники, петухи, индюки, барыни, няньки. Женские фигурки в пышных платьях и в передниках с оборками, в шляпах, с зонтиком и сумочкой в руках. Высотой они около 20-25 сантиметров. Их лепят из местной жирной глины, пере­мешанной с просеянным речным песком. При лепке под рукой всегда должна быть мокрая тряпка – подсохшая глина быстро растрескивается. А уже вылепленные фигуры следует хорошенько просушить. Сначала при комнатной температуре – от нескольких дней до двух недель. Потом их отправляют в печь, на обжиг. Остывают игрушки обязательно в печи.

В Дымково любили песни и пляски,

В селе рождались чудо сказки

Вечера зимою длинные

И лепил народ из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Роспись начинается с того, что и барынь, и индюков, и всадников покрывают слоем мела, разведенного на снятом молоке. И на этот ослепи­тельно-снежный фон начинают наносить многоцветные узоры. Чаше все­го – геометрический узор из кругов, полос, клеток, Горохов, волнистых ли­ний. Применяют до восьми цветов, порой добавляя золото. Из цветных красок используют гуашь, разведенную на яйце.

Не просто красива, а очень выразительна дымковская игрушка. Из всех игрушек она едва ли не самая известная, однако, было время, когда этот старинный промысел держался всего на одном человеке – Анне Афа­насьевне Мезриной. В 1908 году эта потомственная мастерица была един­ственным в мире человеком, лепившим игрушки. Виновата в этом тогдаш­няя повальная мода на гипсовые копии с заграничных фарфоровых статуэток. Однако ремесло выжило и возродилось. Помог этому вятский художник А. И. Деньшин.

Сегодняшние мастера в лучших своих работах сочетают традиции и современность. Их изделия привлекают коллекционеров, ценятся в каче­стве национальных сувениров.

Да и просто все эти яркие, веселые всадники, петухи, львы, утки и дамы в шляпах поднимают настроение своим радостным и независимым видом.

 

Какую бы из игрушек вы ни взяли, сразу видно: это несравненная дымковская. Нарядные важные барыни, няньки с детьми – это неповтори­мые произведения искусства.

Честь и хвала дымковским мастерицам!

 

 

МАТРЕШКИ

А сейчас мы отправляемся в Подмосковье, в Сергиев Посад. Каким промыслом он знаменит? Отгадайте загадку:

Много кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут.

Их …(матрешками) зовут.

Разные на свете бывают куклы – из дерева и материи, из глины и соломки. А есть особенные куклы – матрешки. Их знают во всех городах и селах, а когда иностранцы бывают в России, они всегда увозят с собой исконно русский сувенир – деревянную матрешку.

Первые матрешки появились почти 100 лет назад. Игрушечный мастер Звездочкин из Сергиева Посада сделал из дерева разбирающуюся куклу, а художник Сергей Лизлютин раскрасил ее. Получилась девочка, розовощекая, с льняными волосами в простой крестьянской одежде – сарафане, переднике с цветками. Так родился радостный образ крестьянской девочки, покоряющий своей искренностью и простатой. Настоящая русская матрешка. Матрена – имя в то время очень распространенное. Сейчас матрешек делают в Нижегородской области, но все матрешки отличаются друг от друга.

 

ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

Хохлома – старинное село, затерявшееся в глуши дрему­чих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далекое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства – хохломской росписи.

Впервые упоминания об этом селе встречаются в документах XVI века. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея» (место, расчищенное от леса под пашню). В XVII веке ряд селений вместе с Хохломой перешли во владения Троице-Сергиева монастыря, расположенного недалеко от Москвы (ныне Загорск). Возможно, уже в это время зародилось в Хохломе производство золоченой деревянной посуды, т. к. в документах монастыря упоминаются ковши, лож­3и, поставцы, раскрашенные разноцветными красками и золотом.

Деревянная посуда с самых древних времен употреблялась русским человеком. Ковши и скобкари в форме плывущей птицы, круглые братины, обеденные миски, ложки различных форм и размеров найдены в археоло­гических раскопках еще Х-ХП веков. Есть образцы, которые датируются несколькими тысячелетиями. Но пользоваться неокрашенной деревянной посудой неудобно: древесина впитывает в себя жидкость, быстро загрязня­ется. Заметили, что промасленные стенки сосудов легче моются, посуда дольше сохраняется. Тогда-то, вероятно, и возникла мысль покрывать по­суду олифой – вареным льняным маслом. Олифа покрывала поверхность предмета непроницаемой пленкой. Этот состав, применявшийся иконопис­цами для предохранения живописи от влаги, был известен русским масте­рам с древних времен.

Возможно, также в связи с техникой писания икон возникло живо­писное искусство Хохломы. В целях экономии дорогостоящего золота мас­тера Древней Руси закрашивали фон иконы серебром. Затем, после оконча­ния живописных работ, покрывали поверхность иконы лаком, приготовленным из льняного масла, и прогревали в печи. Под влиянием высокой температуры пленка лака приобретала золотистый оттенок, и про­свечивающееся сквозь нее серебро тоже отливало золотом.

Росписью посуды занимались крестьяне, жившие в деревнях, распо­ложенных вокруг Хохломы; Новопокровское, Семино, Хрящи и Куличино. Первые поселенцы этих деревень, скрытых в густых лесах, были «утеклецами», т. е. беглыми, укрывшимися здесь от гонений за «старую веру», от царского произвола, помещичьего гнета. Среди них были и художники-иконописцы, и мастера рукописной миниатюры, Они-то и смогли приме­нить технику золоченой окраски при изготовлении посуды.

Особенно широкий размах изготовление такой посуды получило в XIX веке; хохломские изделия через Нижегородскую ярмарку расходились по всей России, вывозились в страны Азии и Западной Европы. Они при­влекали своей оригинальной раскраской, прекрасной лакировкой, радовали глаз праздничностью расцветки, красотой орнамента. При этом изделия были дешевы и просты в употреблении: покрывающий их лак был так хо­рош, что выдерживал высокую температуру. От горячей пиши посуда не меняла цвета, не меняла своей красивой росписи.

Техника хохломской окраски связана с горячей обработкой изделий и требует большого опыта и мастерства. Работа эта очень трудоемка. Рос­писью украшали главным образом разные виды деревянной посуды, изго­товлявшейся окрестными крестьянами. Белые неокрашенные чашки, мис­4и, ставцы и солонки – так называемое «белье» - сначала просушивали, а затем покрывали жидким слоем глины, которая закрывала поры дерева. Это делалось для того, чтобы древесина не впитывала в себя масло, кото­рым обрабатывались изделия в дальнейшем. Эти предметы после просушки мазали сырым льняным маслом и ставили в печь на всю ночь. Затем их тщательно покрывали олифой, снова просушивали. Эту операцию повторя­ли 3-4 раза. Проолифенные предметы были готовы к полудке. Однако для украшения посуды, которой пользовались каждый день, серебро было слишком дорогим материалом. Поэтому вместо серебра хохломские ху­дожники стали применять олово. Растирая его в порошок, удобный для нанесения на поверхность сосудов, мастера могли теперь покрывать этой дешевой полудой изделия и снаружи, и изнутри. Тонко растертым порош­ком олова протирали всю поверхность предмета так, что деревянная вещь приобретала вид металлической и блестела, как серебряная. Видимо, деше­вый оловянный порошок заменил употреблявшийся прежде дорогой ме­талл: на вещах первой половины XIX века была обнаружена полуда из се­ребра.

Только после всех этих подготовительных операций вещь начинали расписывать: по проолифенной поверхности тонкой кисточкой наносили узор черной и красной краской. Изготовленные самими мастерами кисточ­ки (из хвоста белки или шерсти кошки) были упругими и эластичными, позволяли делать и очень широкие мазки, и очень тонкие линии. Расписан­ную вещь снова олифили и ставили закаливать в печь. Мы уже знаем, что под влиянием высокой температуры лак темнел, становился желтовато- коричневым, благодаря чему серебристый порошок под слоем лака приоб­ретал золотистый блеск.

В росписях Хохломы почти нет жанровых сценок: все свое искусст­во художники направляли на изображение растительных форм или так на­зываемого травного орнамента, связанного с традициями живописи Древ­ней Руси. Гибкие волнистые стебли с листьями, ягодами и цветами огибают стенки сосуда, украшают его внутреннюю поверхность, придавая предмету неповторимо нарядный облик. На одних вещах стебли цветков вытягива­ются вверх, на других – завиваются или бегут по кругу. Дошедшие до нас различные образцы посуды начала XIX века показывают, что хохломское искусство в своем развитии прошло несколько этапов.

Прекрасным произведением более раннего периода является брати­на. Название предмета рассказывает нам о древнем обычае, когда наши далекие предки, принадлежавшие к одному роду, связанные родственными узами, готовясь к какому-нибудь важному делу, собирались на общий пир – братчину, а в братине – округлом сосуде в форме горшка – подносили к столу праздничный напиток.

Вероятно, еще в начале XIX века крестьяне Хохломы помнили об обычаях прадедов и дедов: об этом говорит удивительный наряд сосуда. На огромной поверхности тулова уверенными и свободными мазками на чер­ном фоне написан красный цветок, а горлышко и плечики братины покры­ты золотом. Оживленный несколькими белильными мазками сказочно-красивый цветок загорелся ярким пламенем, а от этого еще ярче заблестело золото на ободке и шейке сосуда. Создавший это произведение художник изобразил здесь, по-видимому, тот красивый красный волшебный цветок, который, по народным преданиям, приносил счастье, но увидеть его можно было только один раз в году – в ночь на Иванов день.

В соответствии с новой техникой окраски изменился и орнамент: вместо пышных цветов – скромная и изящная травка. Веточки с ягодами и цветами с удивительной свободой размещались по поверхности предмета, следуя его форме, тонкие волнистые стебельки то охватывали его плавны­ми изгибами, то тянулись вверх. Черно-красная гамма росписи с золотом придавала изделиям хохломских мастеров сдержанность и строгость, что отличало их от ярких изделий Городецких художников.

Украшая самые разные по форме изделия, хохломские художники проявляли себя искусными декораторами. Расписывая, например, чашку или блюдо, мастер четко выделял дно, помещая в нем розетку, а от ее цен­тра, подобно солнечным лучам, разводил линии по краям предмета. По стенкам чашки наносил узор из косых черных и красных мазков. Они напоминали собой стебли травы, как бы склонившейся от порыва ветра.

ПАЛЕХ

Зацветает Палех чудным садом.

Яркий, сладкий, взрывчатый рассвет!

Он никем так чутко не отгадан

И с такой любовью не воспет.

Жизнь была бы глуше и суровей,

Красотой и радостью бедней,

Если 6 в красках, линиях и слове

Мы себя не отдавали ей.

В наши дни Палех не просто популярен – он знаменит. С каждым годом растет поток туристов, российских и иностранных, которые хотят видеть Палех «в натуре».

Славу этому небольшому поселку Ивановской области принесло изящное и тонкое искусство лаковой миниатюры, уходящее своими корня­ми в художественную культуру Древней Руси. Изделия палехских худож­ников из папье-маше: шкатулки, коробочки, пудреницы, броши, тарелки, ларцы, расписанные темперой в ярком декоративном стиле и затейливо орнаментированные золотом, - расходятся по всему миру. Альбомы, бук­5ике, путеводители, наборы открыток о Палехе, издающиеся большими тиражами, делают искусство Палеха доступным миллионам людей.

Лаковая живопись на папье-маше расцветает в четырех основных центрах народных промыслов России: Федоскине, Мстере, Холуе, Палехе.

Не печалься, древняя земля!

Ты богата сказками да былью,

Русские исконные края

Палеха несломленные крылья!

Будто свиток Палешка- река

В полосе вишневого заката,

Белый храм возносится куда- то,

Мудрый, как ушедшие века.

Сколько здесь оставлено сердец,

Сколько тут написано шкатулок,

Да и сам- то Палех, как ларец,

Первозданен, искренен и хрупок.

Пятьдесят лет назад о Палехе знали и судили главным образом как об одном из центров иконописи.

Из рода в род, из поколения в поколение передавалось, укреплялось и совершенствовалось мастерство палехских изографов, его навыки и приемы, настрой образов. В Палехе насчитывается несколько династий художников, внесших вклад в развитие его искусства.

После Великой Октябрьской революции казалось, что «богомазам» в жизни страны достойного их творчеству дела найти невозможно. Но от­дельные из палешан искали пути для выхода неумирающей творческой страсти и жаждали применить свои силы для служения России. Художники Палеха 5 декабря 1924 года организовали «Артель древней живописи». С этой даты и начинается официально Палех как коллектив современных народных живописцев.

Палех славил историческое прошлое России, ее природу, песни, сказки, былины, легенды, раскрывал красоту и глубокий общественный смысл лучших произведений русской классической и современной литера­туры, шедевров мировой классики.

Словно по взмаху волшебной палочки, будто выкупавшись в живой воде, палешане вошли в искусство в совершенно новом обличье. И не толь­ко родная земля, но и весь мир буквально ахнул от невиданной доселе кра­соты и силы нового творчества палешан. Мы теперь уже привыкли к вос­торгам от палехских лаковых шкатулок, пудрениц, портсигаров, ларцов, брошей, мы воспринимаем эти произведения как цветение несравненного, ароматного цветка, но уже с привычной признательностью к труду их мас­теров. Но что делалось с теми, кто впервые увидел эти дивные, полные волшебных красок палехские художественные лаки!

С тех пор Палех как бы в одно мгновение стал драгоценной, самой тонкой ветвью русского народного творчества.

В чем выражался стиль зачинателей нового Палеха?

Овладевая техникой росписи на папье-маше, осваивая мастерство лаковой миниатюры, палехские художники смело вводили в свое искусство декоративные основы древней русской живописи.

Реализм палехского творчества необычаен. Через особую декоратив­ную форму, через веками добытое понимание национальной красоты он по-народному соединяет живое восприятие жизни с ярчайшим чувством, фан­тазией.

Два косогора, усеянных избушками, между ними полу­сонная речушка Палешка – это и есть знаменитое еще с XVII века село Па­6ик. Грандиозными тайнами волшебного искусства владели крестьяне, а ими, крестьянами, владели помещики Бутурлины. Икона палехского письма была изумительно нарядна, от мечты о празднике жизни – ее не­сравненное сияние.

А когда отпала нужда в иконах, казалось, захиреет Палех, изгладятся его косогорчики, высохнет Палешка. Богоматери спустились на землю и поменяли святые нимбы на косынки тружениц. И не

приспосабливались мастера к новой жизни и новым сюжетам, а просто вымыли свои кисти и гордо стали писать красоту и клеймить злую силу бестрепетными мазками.

ГЖЕЛЬ

К юго-востоку от Москвы, вдоль Егорьевского шоссе разместилось около трех десятков сел и деревень. Одно из них и есть Гжель, бывший волостной центр. Происхождение этого названия краеведы связывают со словом «жечь», которое имеет прямое отношение к местному промыслу. Изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Постепенно название этого села распро­странилось на всю округу, где развился самый известный крупный народ­ный керамический промысел.

Впервые Гжель упоминается в письменных источниках в 1339 году в Духовной Грамоте русского князя Ивана Калиты. С тех пор это – одна из прибыльных волостей. На протяжении столетия в роду великих московских князей и царей Гжель переходит по наследству. Именно отсюда распро­странился керамический промысел в Серпуховский, Коломенский и другие уезды Московской губернии.

В Х1У-ХУ вв. возили гжельцы в Москву излишки бытовой, так на­зываемой черной посуды. Это были горшки, кувшины, крынки и другая утварь из серой глины. На московских ярмарках и торгах знакомились гжельские ремесленники с изделиями гончаров из других мест России, а также с заморским товаром,

Дела у них шли хорошо, и вдруг им еще больше повезло. В середине XVII века в тех местах обнаружились беложгущиеся глины, превосходив­шие своим качеством глины Западной Европы.

Известны слова М. В. Ломоносова: «Едва ли есть земля самая чистая и без примешания, где на свете… разве между глинами, для фарфора упот­ребляемыми, какова у нас гжельская или еще жесткая, которой нигде не ведал я белизною превосходнее». Оказалось, эти глины, как нельзя лучше, подходят для аптекарской и «алхимической» посуды, и в 1770 году всю Гжельскую волость приписывают к Аптекарскому приказу, и мастера на­чинают производить реторты, колбы, ступки, в том числе и для царской аптеки.

Во второй половине XVIII века здесь наладилось производство гжельской майолики – покрытых глазурью изделий из красной глины с росписью белой, желтой, синей, зеленой и коричневой краской. Например, нарядную посуду: кувшины, рукомои, кружки «напейся – не облейся», блюда, тарелки – украшали орнаментальной и сюжетной росписью. Кроме посуды, из этой глины получались прекрасные игрушки в виде птиц и зве­рей, фигурки крестьянок, модниц, франтов, а также часы (настенные), шка­тулочки и даже помадные банки. Работа требовала большого терпения и искусства: одно неверное движение кисти – и все насмарку. Роспись велась по мягкому, необожженному черепку – так называется сформированное глиняное изделие, покрытое белой эмалью.

БИРЮЛЬКИ

В торопливое наше время забыты многие народные игры и игрушки. Совсем исчезла из детского игрового репертуара и кропотливая игра «на терпение» - в бирюльки. Перестали делать и сами бирюльки, ос­талось лишь выражение «играть в бирюльки» - заниматься ерундой, без­дельничать. Но те, кто его употребляет, вряд ли представляют себе под­линный смысл этой игры – забавы для мальчишек. Бирюльками служила горсть ровно настриженных соломинок с соломенным же крючком. Пооче­редно играющие вытаскивали одну за другой соломинки, насыпанные кучкой, стараясь не пошевелить весь ворох. По правилам, нужно было заме­тить свободно лежащую соломинку и вытащить ее, не задев соседние. При малейшем неловком движении играющий уступал черед другому игроку.

От играющих требовалось терпение, внимание, осторожность; кроме всего прочего, игра развивала мелкие мышцы руки. Стали изготавливать специальные бирюльки для семейных и светских развлечений. Затейливые бирюльки в коробочках разных форм и размеров продавались в московских магазинах и непременно входили в рождественский товар, служили новогодним подарком – своеобразным благопожеланием изобилия, богатства.

Бирюльки – произведения высочайшего мастерства художественной обработки дерева, они вытачивались из дерева или кости и стоили дорого. В набор входили различные предметы: посуда, мебель, туалетные приборы, инструменты… Весь мир вещей повторялся в миниатюре. Такие бирюльки нередко становились семейной реликвией.

Промысел был развит в деревне Ликино Одинцовского района, где бирюльки точила вся деревня. Взрослые учили мальчиков колоть чурбаки, обтесывать их топором в круглую палочку. Точить учили с 8-10 лет, как только нога доставала педаль. Самые малые предметы точились под увели­чительным стеклом. Дешевые сорта бирюлек изготавливались из можжевельника, доро­гие – из карельской березы, пальмового дерева. Окончательная доводка игрушек принадлежала женщинам: обрезка носиков чайников, ручек, кра­нов самоваров.

Бирюльки раскладывались в коробочки в форме репки по 32 штуки, размер каждой бирюльки не превышал горошину. Продукция отправлялась в Москву, экспонировалась на выставках и была не один раз награждена.

К мастеру в Ликино покупать бирюльки приезжал Лев Толстой.

ПОДНОСЫ ИЗ ЖОСТОВА

Сто с лишним лет назад подмосковные крестьяне братья Вишняковы откупились от крепостной зависимости и открыли в деревне Жостово собственную мастерскую. Они решили расписывать собственные подносы, которыми пользовались в каждом трактире. Подносы делались кузнечным способом – выколоткой. Расписыва­лись они по черному фону яркими цветами – рисунок выходил красочным, объемным. Художественное чутье и смекалка не подвели мастеров – изде­лия пользовались спросом, особенно у купцов и мещан, раскупались на ярмарках.

Жостовские подносы могут быть овальными, круглыми, прямо­угольными. Бывают они и причудливой формы – фигурные («крылатые», «гитарные», «готические»). Металлическую заготовку больше не выкола­чивают вручную, как раньше, а прессуют на станке. И фон бывает не толь­ко черным, но и золотым, зеленым, кремовым, расписывают также и по перламутру.

Фон делают со всей тщательностью, соблюдая определенную после­довательность: поверхность дважды промазывают маслом с олифой, сушат и шлифуют, кладут три слоя черного фунта, дважды покрывают черным лаком и снова слегка шлифуют. Расписывают подносы только масляными красками и только беличьей кисточкой.

Мастер работает сразу на нескольких подносах и использует по оче­реди каждую краску. При этом он строго придерживается очередности опе­раций, каждая из которых имеет свое название.

РОСТОВСКАЯ ФИНИФТЬ

Тихий провинциальный городок Ростов Ярославской области каждый день принимает гостей. Комфортабельные автобусы мягко подъезжают к Кремлю, туристы выходят из автобуса, фотографируются на фоне белокаменных стен… Живописный Кремль на озере Неро, фрески XVII века в его соборах, архитектурные ансамбли Спасо-Яковлевского и Аврамиевского монастырей, знаменитые ростовские звоны.

Белокаменная сказка, златоверхий город князя Гвидона из «Сказки о царе Салтане». Все это привлекает туристов высокохудожественным мас­терством.

А еще славится Ростов финифтью – дивной по красоте росписью по эмали, зародившейся здесь в конце XVIII века.

Финифть (греч.) – светлый, блестящий камень.

Сегодня ростовская финифть – русский народный промысел. К тех­7ике эмали сегодня обращаются и художники разных стран мира, создаю­щие станковые декоративные композиции.

Особый восторг у посетителей выставок в музее вызывают нарядные ларцы, чаши, кубки, ювелирные украшения из золота, серебра, покрытые эмалью. Финифть знала еще Древняя Русь, но и сегодня мастера любят этот вид искусства за красочность, цветовую гамму, за то, что изделие с годами не тускнеет, а сохраняет первоначальную свежесть.

Скань (филигрань) – оригинальная ювелирная техника, созданная из гладкой или крученой проволоки разнообразных узоров, которые справед­ливо называют металлическим кружевом.

Слово «скань» произошло от славянского «скати», что означает «вить», «сучить». Сканью называют тонкую веревочку, скрученную из двух-трех металлических нитей. Скань бывает медной, серебряной или зо­лотой. Технику укладки иногда называют филигранью. Это от латинского слова «филиум» - нить, «гранум» - «зерно».

Эмаль, древнегреческое название финифть, - техника, применяемая в ювелирном искусстве: легкоплавкое стекло, которое обра­зует после обжига на поверхности украшаемого предмета тонкую прозрач­ную или непрозрачную, цветную или бесцветную однотонную пленку. Ху­дожественная эмаль – средство цветного обогащения металлического изделия. Эмаль возникла, по-видимому, в I ты­сячелетии до н. э. в Восточном Средиземноморье. Классическими образца­ми считаются византийские перегородчатые эмали У1~УП веков. В XV веке в Европе появляются расписные эмали, получившие широкое распространение.

ОРЕНБУРГСКИЙ ПЛАТОК

Не менее знамениты в России и в мире оренбургские платки. Одним из первых ученых, рассказавших об Оренбургском крае и его богатствах, был Петр Иванович Рычков. В 1762 году в журнале «Еже­месячные сочинения к пользе и увеселению служащих» появилась его ста­тья «Топография Оренбургской губернии». Рычков также одним из первых серьезно заинтересовался козами, которые «около Яика; а особливо на Заяцкой степи табунами случаются и так резвы, что никакой собаке угнать невозможно».

Ученый побывал у чабанов, увидел образцы изделий из пуха и пред­ложил наладить в крае пуховязальный промысел.

Уральских казаков, обосновавшихся в свое время на Яике, также не могла не привлечь одежда местного населения - калмыков и казахов, В лютую стужу, когда даже русская шуба плохо держала тепло, скотоводы гарцевали на своих низкорослых лошадках в легкой с виду одежде из козь­их шкур и войлока. «Как же они терпят такой холод?» - дивились казаки. Дивились до той поры, пока не узнали, что под легкими душегрейками у скотоводов надеты теплые поддевки и шарфы, связанные из шелковистого пуха, начесанного с коз.

Стали казаки выменивать пух и изделия из него на чай и табак. 1861 год. Простая казачка Мария Николаевна Ускова в Оренбурге подала губернатору письменное прошение принять и отправить на Всемир­ную выставку в Англию привезенные ею пуховые платки. Когда она узна­ла, что просьба ее удовлетворена, обрадовалась и напугалась - ее рукоде­лье пошлют в далекий, как край света, Лондон! Шесть ее платков с кратким описанием, что «изделия сего рода производятся ручной работой повсеме­стно в Оренбургском крае», украсили всемирную выставку. Перед закры­тием экспозиции все платки были раскуплены, а спустя несколько месяцев на хутор близ станицы Оренбургской, где жила Мария Ускова, представи­тель казачьего войска доставил и под расписку передал ей медаль «За шали из козьего пуха», диплом и 125 рублей серебром. В архиве Оренбургского генерал-губернатора хранится эта расписка и прошение Усковой. На по­желтевшем листке размашисто и витиевато написано: «За неимением гра­моты у Марии Усковой по личной просьбе ее урядник Федор Гурьев руку приложил».

После закрытия в Лондоне Всемирной выставки английская фирма «Липнер» организовала крупное предприятие по выработке изделий «Ими­тация под Оренбург».

Нынешнее село Желтое (в прошлом форпост казачества) славится своими вязальщицами. Ремесло очень домашнее. Все лучшее передается из поколения в поколение: от матери - к дочери, от бабушки - к внучке.

Исстари считается, что подлинное мастерство приходит только к че­ловеку доброму. Засела в душе корысть - не откроется тебе истинная кра­сота, не вязать тебе хорошего платка. Сколько притч, преданий об этом в Приуральских степях!

Оренбургские «паутинки» Шамсури Абдуллиной побывали на Все­мирных выставках в Канаде и Японии, она участник многих Всероссийских и Всесоюзных выставок.

Но славой своей оренбургский пуховый платок во многом обязан искусству козоводов.

Оренбургская пуховая коза... На земле много пород коз, живущих почти во всех широтах. Но у всех этих коз нет такого пуха, как у козы оренбургской.

Должно быть, для зашиты от лютого зимнего холода и от немило­сердной летней жары растет на козах подшерсток - пух, - то самое сказоч­ное руно, из которого вяжут знаменитые оренбургские платки.

Текут пуховые реки из козоводческих совхозов в Оренбург, на комбинат и фабрику пуховых платков. Там молодые работницы на станках с программным управлением ткут добротные серые платки и белые «пау­тинки», а в деревнях Оренбуржья, в двадцати отделениях комбината, рож­дается оренбургский платок ручной работы, слава которого не стареет.

РУССКОЕ ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО

Леса покрывали большую часть земель Киевской Руси и все земли Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского, Тверского и Московского княжеств. Это и предопределило главенствующую роль дерева как строительного материала, легко обрабатываемого и легко доступного.

Все типы построек, соответствующие русскому бытовому укладу, первоначально сложились в дереве: жилые дома, амбары, бани, мельницы, мосты и т. д.

Наиболее распространенным типом постройки из дерева был жилой дом. Самое распространенное жилище в Древней Руси - однорубная четы­рехстенная деревянная изба с сенями. Посадские дома и хоромы XVII-XVIII веков в Новгороде, Вологде, Олонце имели два жилых этажа и чердак. Жилые отапливаемые помещения - горницы - располагались по двум сторонам от холодных сеней, в которых размещалась лестница.

Горницы, сени и повалуши были разной высоты и имели самостоя­тельные кровли. Повалуши имели разнообразные, в виде бочки, покрытия.

В дворцовых деревянных постройках увеличение количества поме­щений привело к выделению отдельных хором, связанных переходами. Выдающееся произведение деревянной дворцовой архитектуры в XVII ве­ке - дворец в селе Коломенском под Москвой. Он был построен в 1667 -1668 годах мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым. Но в 1768 году был разобран из-за ветхости по приказу Екатерины II. В состав этого дворца входило семь хором. Переходы связывали хоромы между собой, с подсобными помещениями и дворцовой каменной церковью. Фасады и интерьеры были богато украшены резьбой и росписью.

Простейшим типом русского крестьянского дома была изба-четырехстенок, а затем и изба-пятистенок. Примером может служить изба в селе Брусенец Вологодской области.

Суровые зимы в северных районах Руси вызывали появление ком­пактного по планировке дома-двора.

Не менее древним типом жилой постройки является дом «кошелем». Наблюдалось разнообразие общих пропорций, резных деталей и росписей, которыми украшались свесы карнизов, фронтоны и нижние плоскости бал­конов. Основной принцип народной архитектуры - неповторимость каждо­го сооружения при повторяемости его элементов.

Резьбой украшались преимущественно фронтоны домов, наличники и ставни окон, крыльцо. Также выполнялась глухая резьба с помощью до­лота. Она была рассчитана на солнечное освещение.

Важным компонентом крестьянских и городских усадеб был амбар. Велико конструктивное разнообразие амбаров. Они могли возводиться в два этажа. Усложнение в устройстве формы выразилось в навесе и пред­мостье на лицевой стороне.

Мельница, ветряная и водяная, - одно из древнейших творений на­родной строительной и инженерной мысли. Можно выделить два принци­пиальных типа мельниц: «столбовки» и «шатровки». Особое место в деревянном строительстве занимало мостостроение, требовавшее высокого мастерства. Сложные конструктивные задачи реша­лись при возведении мостов: их опоры должны были выдерживать и на­грузку от проезжей части, и напор воды.

Защита от внешних врагов и княжеские междоусобицы требовали строительства крепостей и многочисленных укреплений: «города», «горо­дов», «детинцев», «кремлей», «острогов». Вокруг населенных мест возво­дились деревоземляные укрепления. На рубежах земель и княжеств руби­лись укрепленные остроги.

Важным элементом крепости были боевые башни («вежи»). Перво­начально вежи устраивались внутри крепости и предназначались для на­блюдения за врагом.

Органическое чувство пропорций, тонкий художественный вкус, умение увязать любую постройку с природным окружением были присущи народным зодчим.

Деревянные крепости успешно противостояли врагам, выдерживали длительные осады.

Жилые дома и хозяйственные постройки были невысоки.

Время сохранило всего несколько церквей. Одна из них - церковь Лазаря из Мурманского монастыря - наиболее близка к простейшему древ­нему типу клетского храма, Точность пропорций, изящность повалов и пластичность резных деталей ставят эту церковь в ряд шедевров.

Необходимость увеличения площади храмов привела к появлению плановых приемов.

Шатровые храмы идеально соответствовали многофункционально­сти культовых построек как единственных общественных сооружений рус­ского средневековья.

Шатровых храмов-башен, рубленных восьмериком «от низу», дошло до нашего времени немного. Примером служит Никольская церковь в селе Лявия Архангельской области, Ильинская церковь Выйского погоста.

Позднее получили распространение крещатые в плане церкви. Церк­ви этого типа - церковь Климента в селе Уна на побережье Белого моря.

Наиболее распространены в ХУН-ХУШ веке шатровые церкви, руб­ленные «восьмериком на четверике».

Примерами многоглавых храмов служит Ильинская церковь в селе Чухчерьма на Северной Двине, Никольская церковь.

К числу самых выдающихся памятников деревянного зодчества Се­вера принадлежит Кижский погост. Плотники Заонежья умели возводить из дерева и простые жилые дома, и монументальные церкви, и укрепленные остроги. Сохранились их прекрасные образцы: церкви в Челмужах, на Лычном острове, на Линдозере.

Особое место в деревянном строительстве занимало мостостроение, требовавшее высокого мастерства. Сложные конструктивные задачи реша­лись при возведении мостов: их опоры должны были выдерживать и на­грузку от проезжей части, и напор воды.

Защита от внешних врагов и княжеские междоусобицы требовали строительства крепостей и многочисленных укреплений: «города», «горо­дов», «детинцев», «кремлей», «острогов». Вокруг населенных мест возво­дились деревоземляные укрепления. На рубежах земель и княжеств руби­лись укрепленные остроги.

Важным элементом крепости были боевые башни («вежи»). Перво­начально вежи устраивались внутри крепости и предназначались для на­блюдения за врагом.

Органическое чувство пропорций, тонкий художественный вкус, умение увязать любую постройку с природным окружением были присущи народным зодчим.

Деревянные крепости успешно противостояли врагам, выдерживали длительные осады.

Жилые дома и хозяйственные постройки были невысоки.

Время сохранило всего несколько церквей. Одна из них - церковь Лазаря из Мурманского монастыря - наиболее близка к простейшему древ­нему типу клетского храма, Точность пропорций, изящность повалов и пластичность резных деталей ставят эту церковь в ряд шедевров.

Необходимость увеличения площади храмов привела к появлению плановых приемов.

Шатровые храмы идеально соответствовали многофункционально­сти культовых построек как единственных общественных сооружений рус­ского средневековья.

Шатровых храмов-башен, рубленных восьмериком «от низу», дошло до нашего времени немного. Примером служит Никольская церковь в селе Лявия Архангельской области, Ильинская церковь Выйского погоста.

Позднее получили распространение крещатые в плане церкви. Церк­ви этого типа - церковь Климента в селе Уна на побережье Белого моря.

Наиболее распространены в ХУН-ХУШ веке шатровые церкви, руб­ленные «восьмериком на четверике».

Примерами многоглавых храмов служит Ильинская церковь в селе Чухчерьма на Северной Двине, Никольская церковь.

К числу самых выдающихся памятников деревянного зодчества Се­вера принадлежит Кижский погост. Плотники Заонежья умели возводить из дерева и простые жилые дома, и монументальные церкви, и укрепленные остроги. Сохранились их прекрасные образцы: церкви в Челмужах, на Лычном острове, на Линдозере.

 

НАРОДНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДАГЕСТАНА (КУБАНИ)

Дагестан, Кубань - эти два слова широко известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.

Ювелирное искусство Дагестана, наряду с ковроделием, представля­ет высшее достижение мастеров из края, где развиты различные ремесла. Современное творчество златокузнецов и гончаров, ковровщиц и мастеров других профессий продолжает лучшие традиции древней культуры народов Северного Кавказа.

И сейчас в каждом ауле есть мастера, умеющие обрабатывать дере­во, камень. Кубачинский промысел имеет давнюю известность и признание как центр ювелирного дела и художественного оформления хо­лодного оружия. Славу промысла мастера сохраняют и сегодня, создавая уникальные произведения из серебра.

Искусство кубачинцев развивалось в контакте и соревновании с дру­гими промыслами Дагестана. Холодное оружие, которое было непремен­ной частью горцев, делали мастера аулов Харбук и Амузги.

Кубачинцы приобретали здесь кинжалы, клинки для шашек, затем они искусно оформляли рукояти оружия, делали для него ножны, исполь­зуя дерево, кожу, накладки из серебра, кости, рога. Комбинация материалов и различные приемы их художественной обработки превращали утилитар­ные предметы в красивые дополнения национального костюма. Кинжал подвешивался к поясу с металлической застежкой и фигурными накладка­ми, грудь украшали газыри - гнезда для патронов к огнестрельному ору­жию. В отделке огнестрельного и холодного оружия использовали глубо­кую гравировку и чернение по серебру, насечку золотом по слоновой кости, филигрань. Выполнялось много ювелирных украшений к нацио­нальному женскому костюму. Височные украшения, браслеты, перстни различного типа, подвески создавались преимущественно в технике фили­грани: с укрупненным рисунком, дополненным зернью, и с включением цветных камней.

Виртуозный орнамент не является единственным средством в искус­стве Кубачей.

Сегодня мы побывали лишь в некоторых уголках России, где ярко светило волшебное перо жар птицы разноцветной радугой.

Какими промыслами богат наш край?

Вышивка – является символом жизненной силы, счастья плодородия. Вышитые изделия приносят в дом благополучие.

Гончарное мастерство – изготовление глиняной посуды.

Резьба по дереву.

Изготовление изделий из металла – ковка.

Трудно перечислить все золотые россыпи народного искусства России. Знакомясь с ними, вводя их в свой быт, мы становимся духовно богаче, человечнее, потому что в нем сливаются нравственные и эстетические начала, целесообразность и красота.

 

11

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.