12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Матвеенко Жанна Александровна7 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Флористика «Флористика»
СОГБОУ «Вяземская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
ПРИНЯТО Педагогическим советом Протокол № 1 от «_30_» августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Приказ № __ от «_1_» сентября 2023 г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Флористика»
Направленность: творческая
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель программы:
Матвеенко Ж.А. - воспитатель
2023г
Пояснительная записка
Программа составлена на основании нормативных документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительному образовательным программам»
СанПин 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28
Рабочая программа воспитания СОГБОУ «Вяземская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»
Дополнительная общеразвивающая программа «Флористика» имеет художественную направленность и ориентирована на учащихся 10-16лет Содержание, принцип построения программы и система преподавания способствуют формированию у детей эстетического отношения к миру, развитию их творческих способностей, воспитанию любви к природе средствами декоративно-прикладного творчества. Срок реализации 1 года, 2 часа в неделю(68 часов в год).
Флористика, как одно из направлений системы дополнительного
образования является составной частью экологического образования: она
открывают детям мир растений, учит внимательно вглядываться в окружающую природу, подмечая красоту природных пейзажей. Занятия
флористикой помогают ребёнку полнее осознать своё единство с миром,
природой, наполнить душу любовью к людям, к жизни. Дают возможность
самовыражения посредством цветов и растений, помогают ощутить радость
творчества. Программа разработана для реализации содержания
дополнительного образования в области: декоративно-прикладного искусства
и дизайна на основе художественно-эстетического комплекса (изучения
дополнительных предметов: теории и истории искусства аранжировки,
флористики, композиции), и носит личностно-ориентированный характер.
Актуальностью программы является усиление важной инновационной
составляющей образования – реализация добровольного принципа получения образования. Приобщение подрастающего поколения к народному искусству и культуре, включение регионального компонента в содержание занятий для модернизации современного образования, связанного с рукодельными работами, можно считать значимой частью трудового обучения и экологического воспитания. Соприкасаясь с древним ремеслом, учащиеся проходит сложный путь познания и откровения, имеет
возможность созерцать и чувствовать всю прелесть неповторимости
различных рукодельных работ.
Цель программы: познакомить с понятием флористика, профессией
флориста, научить составлять букеты, композиции из живых, искусственных
и сухих цветов.
Основные задачи программы:
овладеть методикой составления флористических композиций и скульптур;
показать практическую значимость фито дизайна помещений;
воспитать чувство трепетного отношения к природе.
Программа построена так, чтобы дать учащимся ясные представления
о системе взаимодействия искусства с жизнью. Развитие художественного
восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их
содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности
подводит учащихся к пониманию явлений художественной и экологической
культуры. Особенностью данной программы является то, что она дает
возможность каждому учащемуся реально открыть для себя волшебный мир
декоративно-прикладного искусства, флористики, проявлять и реализовать
свои творческие способности.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ «ФЛОРИСТИКА»
Раздел1. Вводное занятие. Экскурсия по станции, в цветочный
магазин. Проведение инструктажа безопасности. Ознакомление с планом
работы объединения. Проведение игры «Давай знакомится». Заготовка
природного материала сухоцветов. Сбор семян цветочно-декоративных
культур.
Раздел 2. Знакомства с флористикой. Рассказ об истории
возникновения направления. Как должно выглядеть рабочее место флориста. Основные стили, техника. Современные тенденции. Знакомства с правилами создания композиции. Основные приемы. Подготовка цветов и крепление. Способы заготовки сухоцветов: срезка, сушка, обработка, хранение. Учить выбирать стиль, цвет, форму при создании композиции.
Раздел 3. Новогоднее оформление декоративных работ. История
возникновения праздников «Новый год» и «Рождество». Знакомства с
различными видами Новогоднего оформления. Знакомства с работами по
иллюстрациям, по фотографиям. Изготовление основы и заготовки работы.
Изготовление Рождественского венка из еловых шишек, оригинального
подсвечника.
Раздел 4. «Царство растений». Экскурсия в теплицу в отдел
«Цветоводства». Познакомить с разнообразие комнатных растений. С
правилами и особенностями ухода за комнатными растениями. Почва –
источник питания. Вода – это жизнь. Значение воздуха. Дыхание корней и листьев. Правильное размещение растений, их полив,
рыхление. История возникновения праздника Дня Святого Валентина. Ход
создания флористической открытки для праздника всех влюбленных.
Раздел5. «Бумажные цветы»
Откуда пришло такое занятия и что нужно для изготовления бумажных
цветов. Познакомить учащихся с разными технологиями выполнения
бумажный цветов (аппликация, оригами, бумагопластика, квилинг).
Изготовление розы из мокрой бумаги. Необходимые для работы материалы. Способы завязки красивых бантов. Изготовление пасхальной корзинки с цветами.
Раздел 6. «Эксклюзивные вещицы» своими руками. История
возникновения сувениров, эксклюзивных вещей. Знакомства с видами
сувениров. Традиции вручения сувениров к празднику. Как дарить вещицы,
сделанные своими руками. Изготовление сладкого букета своими руками.
Раздел 7. Промежуточная аттестация учащихся проходит в форме выставки.
Основные формы и методы работы с учащимися:
теоретические знания;
экскурсии, наблюдения;
творческие задания;
уход за растениями;
беседы;
самостоятельный поиск;
конкурсы мастеров;
беседа, объяснения учащихся;
составление композиций, участие в выставках;
практический контроль;
ручной труд с природными материалами;
работа в теплице в отделе «Цветоводства».
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Количество | Дата |
1 | Вводное занятие | 6 | |
1.1 | Ознакомление с планом работы | 2 | 07.09 |
1.2 | Заготовка природного материала | 4 | 14.09 21.09 |
2 | Что такое флористика? | 20 | |
2.1 | Мифы о цветах | 2 | 28.09 |
2.2 | Когда появилась флористика | 2 | 05.10 |
| Знакомство со стилями флористики (коллаж, выпекание, квилт) | 4 | 12.10 19.10 |
2.3 | Техника и стили. | 4 | 26.10 09.11 |
2.4 | Особенности | 2 | 16.11 |
2.5 | 2 | 23.11 | |
| Техника монотипии и флористики | 4 | 30.11 07.12 |
3 | Новогоднее оформление декоративных работ | 8 | |
3.2 | Украшения из еловых веток | 4 | 14.12 21.12 |
3.3 | Оригинальный подарок своими | 2 | 11.01 |
3.4 | Новогодняя композиция своими | 2 | 18.01 |
4 | «Царство растений» | 20 | |
4.1 | Техника безопасности. Обсуждение плана работы. Растения в доме, классе. | 4 | 25.01 01.02 |
4.2 | Экскурсия в теплицу в отдел | 2 | 08.02 |
4.3 | Почва – источник питания. Фикус | 2 | 15.02 |
4.4 | «День Святого Валентина» | 2 | 22.02 |
4.5 | Поздравляем папу! Декоративный | 2 | 29.02 |
4.6 | Влияние воды на растение. | 2 | 07.03 |
4.7 | Уход за растениями. Вода – это жизнь. Герань | 4 | 14.03 21.03 |
4.8 | Значение воздуха. Дыхание корней и | 2 | 28.03 |
5 | «Бумажные цветы» | 8 | |
5.1 | Поздравительная открытка(самостоятельная работа) | 2 | 04.04 |
5.2 | Изготовление цветов из бумаги | 2 | 18.04 |
5.3 | Бантики из разных материалов | 2 | 25.04 |
5.4 | Вазы, горшки, корзинки. | 2 | 02.05 |
6 | «Эксклюзивные вещицы» своимируками | 4 | |
6.1 | Узор в квадрате, круге. | 2 | 09.05 |
6.2 | Чудеса из природного материала | 2 | 16.05 |
7 | Итоговая аттестация | 2 | 23.05 |
| Итого: | 68 | |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы:
Учащиеся овладеют знаниями и навыками по флористике, приемов
обработки различных материалов; смогут использовать их в практике
повседневной жизни.
Учащиеся освоят правила применения изученных способов работы и методы составления флористических композиций.
Учащиеся научатся работать в группе и индивидуально, выполнять
предложенные программой виды работ самостоятельно.
Учащиеся научатся красиво и эстетично оформлять свою работу, создавать
работу по своему замыслу.
В течение года проходит текущий контроль по итогам занятий
(основным разделам программы). По итогам года проходит промежуточная
аттестация в форме выставки.
Промежуточная аттестация – проводится в конце учебного года в
форме выставки творческих работ по умению составлять композиции из
цветов. В результате проведения выставки происходит отслеживание
практических умений и навыков.
Уровень практической подготовки:
соответствие уровня развития практических умений и навыков
программным требованиям;
применение знаний художественных материалов и разных техник
работы с ними;
свобода владения инструментами, оборудованием, оснащением;
качество выполнения практического задания;
культура организации своей практической деятельности;
аккуратность и ответственность при работе.
Критерии оценки уровня подготовки учащихся.
При проведении выставки учитывается оригинальность и нетрадиционный подход к выполнению работы, новизна, мастерство и техника исполнения, целостность восприятия, оформление и аккуратность исполнения.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Дидактический материал:
Памятка по заготовке природных материалов;
Гербарии, живые образцы растений;
Образцы, эскизы, схемы, шаблоны.
Оборудование
Учебные столы – 6штук;
Стулья – 12штук;
Шкаф;
доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления),
Флористическая проволока;
Флористическая лента;
Кусачки для проволоки;
Ножницы;
Цветочный секатор;
Термоклей и стержни прозрачные;
Флористическая губка (по живым цветам и сухоцветом);
Канцелярский нож;
Степлер;
Проволока (декоративная и техническая);
Скоч, степ-лента
Учебно-методическая обеспечение.
И.В.Рошаль. «Азбука цветов. От простого к сложному» Санкт Петербург. Кристалл Терция 1998г
И.С.Утенко, Л.М.Утенко. Флористика, сухие букеты и композиции в нашем доме. Санкт Петербург «Золотой век» 2003г
Н.П.Суханова. Картины из цветов. Флористичесский коллаж. Москва, Олма-Пресс Образование 2004г.
Т.Коновалова, Н.Шевырева, Серия «Живой мир вокруг нас». Сухоцветы. Аранжировка. Ассортимент. Техника. Уроки флористики. Москва ЗАО «Фетон +», 2002г