12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Габуев Олег Хазбиевич49
педагог дополнительного образования по шахматам
Россия, Северная Осетия-Алания респ., г. Алагир

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА им. К.Х.ПАГИЕВА» АЛАГИРСКОГО РАЙОНА

РСО-АЛАНИЯ










Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Шахматёнок»






Направленность: физкультурно-спортивная

                                     Возраст обучающихся – 5-6 лет

                                      Срок реализации – 1 год






Составитель: Габуев Олег Хазбиевич,

педагог дополнительного образования










г. Алагир 2022 г.



​​​​​​​

Оглавление

Iомплекс основных характеристик программ

1.Пояснительная записка

Перечень нормативных документов

Направленность программы

Актуальность и новизна

Педагогическая целесообразность

Отличительные особенности

Адресат программы

Форма организации образовательного процесса

Объем и срок реализации программы

Режим занятий

2.Цель и задачи программы

3. Содержание программы

Учебный план

Содержание учебного плана

4.Планируемые результаты

II.Комплекс организационно-педагогических условий

1.Календарный учебный график

2.Условия реализации программы

Материально – техническое обеспечение программы

Методическое обеспечение программы

Кадровое обеспечение программы

3.Оценочные материалы

4.Список литературы


Приложения

Приложение 1. Форма фиксации результатов





Iомплекс основных характеристик программы

1.Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматёнок» составлена в соответствии с нормативными документами:

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

СанПиН 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28);

Закон от 27 декабря 2013 г. № 61- РЗ «Об образовании в Республике Северная Осетия-Алания»;

с учетом положений Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) и методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3242).

Направленность программы – физкультурно-спортивная.

Уровень программы – вводный.

Актуальность программы в том, что в быстро меняющемся окружающем мире, ребенок находит новые нравственные ориентиры, педагог получает в своё распоряжение новые действенные методы формирования личностных качеств детей, таких как: самостоятельность, любовь к исследованиям, дисциплина, практическая сметка. Это, в частности, позволяет детям, ставшим взрослыми, неплохо ориентироваться в рыночных механизмах экономики.

Педагогическая целесообразность программы «Шахматёнок» в том, что она позволяет выстроить систему в изучении шахмат «с нуля», обучая детей играть для развлечения.

Отличительная особенность дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что данный модуль программы предназначен для работы с детьми дошкольного возраста, с учётом возрастных особенностей.

Адресат программы: программа адресована детям 5-6 лет. Количество обучающихся в группах 10 – 15 человек.

Формы организации образовательного процесса: очная с применением дистанционных образовательных технологий.

Объем и срок реализации программы: 40 часов

Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 академическому часу.

Виды и периодичность контроля: промежуточный (устный опрос) и итоговый (устный опрос).

Сведения о проведении и результатах промежуточной и итоговой аттестации фиксируются в протоколах (Приложение 1).


2.Цель и задачи программы


Цель программы:

приобщение к культуре шахматной игры, развитие креативных способностей, развитие дисциплинированного мышления, выработка спортивного характера.

Задачи программы:

Обучающие:

обучение основам шахмат,

изучение правил и тактики шахматной игры.

Воспитательные:

воспитание уважительного отношения к шахматам, как к полезному, развивающему труду,

воспитание уважения к интеллектуальной работе,

воспитание таких черт характера, как целеустремлённость, воля, честность и порядочность.

Развивающие:

развитие самостоятельности обучающихся

развитие логического, аналитического мышления

развитие фантазии и интуиции


3.Содержание программы

Учебно-тематический план.



Разделы программы

Всего часов

Теория

Практика

Форма работы

Форма аттестации (контроля)

1.

Введение в образовательную программу

1

1

-

Рассказ, объяснение

Устный опрос

2.

Изучение шахматной доски

3

1

2

Объяснение, демонстрация, наблюдение

Устный опрос

3.

Шахматные фигуры

18

5

13

Объяснение, демонстрация, наблюдение

Устный опрос

4.

Основы шахматной партии

5

2

3

Объяснение, демонстрация, наблюдение

Устный опрос

5.

Тактика

3

1

2

Объяснение, демонстрация, наблюдение

Устный опрос

6.

Решение шахматных задач

3

3

Игра, наблюдение

Тестирование

7.

Соревнования/ Практическая игра

7


7

Игра, наблюдение

Результаты турниров


Всего часов

40

10

30






Содержание программы


ТЕМА 1

Первое знакомство с шахматным королевством.

Теория. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля. Инструктаж по технике безопасности на занятиях в объединении «Шахматёнок».

ТЕМА 2

Шахматная доска и шахматная нотация

Теория. Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. 

Практика. Дидактические игры и задания: «Горизонталь», «Вертикаль»,

«Диагональ», «Кто быстрее», Игра «Почтальон».

ТЕМА 3

Шахматная доска

Теория. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.

Практика. Дидактические игры и задания: «Волшебный мешочек»,

«Угадай-ка», «Секретная фигура», «Что общего», «Большая и маленькая».

ТЕМА 4

Шахматные фигуры

Теория. Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Первый шаг в мир шахмат». 

Практика. Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура». «Угадай», «Что общего?», «Большая и маленькая».

ТЕМА 5

Начальное положение

Теория. Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур

Практика. Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч».

ТЕМА 6

Ладья

Теория. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие.

Практика. Дидактические игры и задания: «Лабиринт», «Перехитри часовых». «Один в поле воин». «Кратчайший путь»

ТЕМА 7

Ладья

Практика. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Зашита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух). «Ограничение подвижности».

ТЕМА 8

Слон

Теория. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура

Практика. Дидактические задания «Лабиринт». «Перехитри часовых». «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

ТЕМА 9

Слон

Практика. Дидактические игры: «Захват контрольного поля»,

«Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух). «Ограничение подвижности».

ТЕМА 10

Ладья против слона

Теория. Термин «стоять под боем»

Практика. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых». «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие». «Зашита». «Выиграй
фигуру». Дидактически игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля». «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности».

ТЕМА 11

Ферзь

Теория. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь — тяжелая фигура.

Практика. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

ТЕМА 12

Ферзь

Практика. Дидактические игры: «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности».

ТЕМА 13

Ферзь против ладьи и слона

Практика. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру».
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), «Ограничение подвижности»

ТЕМА 14

Конь

Теория. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь — легкая фигура. 

Практика. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле  воин», «Кратчайший путь».

ТЕМА 15

Конь

Практика. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности».

ТЕМА 16

Конь против ферзя, ладьи, слона

Практика. Дидактические задания: «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру»- Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».

ТЕМА 17

Пешка

Теория. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. 

Практика. Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин».

ТЕМА 18

Пешка

Практика. Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух), «Ограничение подвижности».

ТЕМА 19

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

Практика. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита». Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные , «Ограничение подвижности».

ТЕМА 20

Король

Теория. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. 

Практика. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактическая игра «Игра на уничтожение» (король против короля).

ТЕМА 21

Король против других фигур

Практика. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие». Дидактические игры
«Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), «Ограничение подвижности».

ТЕМА 22

Шах

Теория. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.

Практика. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха».

ТЕМА 23

Шах

Теория. Открытый шах. Двойной шах.

Практика. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах». Дидактическая игра «Первый шах».

ТЕМА 24

Мат

Теория. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

Практика. Дидактическое задание «Мат или не мат».

ТЕМА 25

Мат

Теория. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры).

Практика. Дидактическое задание «Мат в один ход».

ТЕМА 26

Мат

Теория. Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Практика. Дидактическое задание «Дай мат в один ход».

ТЕМА 27

Ничья, пат.

Теория. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат.

Практика. Дидактическое задание «Пат или не пат».

ТЕМА 28

Рокировка

Теория. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.

Практика. Дидактическое задание «Рокировка».

ТЕМА 29

Шахматная партия

Практика. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). 

ТЕМА 30

Шахматная партия

Теория. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта.

Практика. Игра всеми фигурами из начального положения.

ТЕМА 31

Мат в один ход. Решение учебных позиций

Теория. Алгоритм размышлений, жертва, слабый и критический пункт.

Практика. Применение различных приёмов для мата в 1 ход.

ТЕМА 32

Мат в один ход. Решение учебных позиций

Теория. Алгоритм размышлений, жертва, слабый и критический пункт.

Практика. Применение различных приёмов для мата в 1 ход.

ТЕМА 33

Игра между собой. Классификационные турниры.

Практика. Игра между собой по круговой или швейцарской системе

ТЕМА 34

Игра между собой. Итоговая аттестация.





4. Планируемуе результаты


В процессе освоения программы обучающиеся будут иметь возможность приобрести опыт освоения универсальных компетенций в творческой и познавательной деятельности.

После года обучения дети должны знать:

правила шахматной игры

свободно ориентироваться на шахматной доске

понимать последовательность действий в партии

После года обучения дети должны уметь:

ставить мат в один ход

самостоятельно вести игру



IIомплекс организационно педагогических условий


1. Календарный учебный график


Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28).


Года обучения

1 год обучения

2 год обучения


Начало учебного года

04.09.2022 года

Окончание учебного года

30.06.2023 года

Количество учебных недель

40 недель

Количество часов в год

40

40


Продолжительность занятия (академический час)

30

30


Периодичность занятий

1 раз по 1 ак.ч.

1 раз по 1 ак.ч.


Объем и срок освоения программы

40 часов, 1 год

Режим занятий

В соответствии с расписанием

Каникулы зимние

31.12.2022 г. – 10.01.2023 г.

Каникулы летние

01.07.2023 г. – 31.08.2023 г.



2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение


Для реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение, рассчитанное на группу из 10-15 учащихся:


п/п

Наименование

Кол-во

Ед. изм.

1

Учебное (обязательное) оборудование



1.1

комплекты шахмат

10-16

комплект

1.2

демонстрационная доска

1

шт.

1.3

часы

10-16

шт.

2

Компьютерное оборудование



2.1

Ноутбук (компьютер)

1

шт

2.2

Принтер

1

шт

2.3

Клавиатура

1

шт

2.4

Мышь

1

шт

2.5

Сетевой удлинитель

1

шт.

3

Мебель



3.1

Столы

8

шт

3.2

Стулья

16

шт

3.3

Корзины для мусора

1

шт.






Методическое обеспечение программы

При реализации программы применяются следующие формы проведения занятий:

на этапе изучения нового материала:

лекция - изложение преподавателем предметной информации;

объяснение - словесное истолкование изучаемой темы;

рассказ - устное повествовательное изложение содержания учебного материала, не прерываемое вопросами к учащимся;

демонстрация - наглядное предъявление обучающимся примеров;

на этапе практической деятельности:

беседа, наставник путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного,

игра в турнире;

практическая работа - самостоятельное выполнение учащимися практических примеров с применением усвоенных ранее знаний, умений и навыков;

на этапе освоения навыков:

творческое задание - форма проведения занятий, где наряду с заданными условиями и неизвестными данными, содержится указание учащимся для самостоятельной творческой деятельности, направленной на реализацию их личностного потенциала и получение требуемого образовательного продукта;

Приемы и методики организации учебно-воспитательного процесса, используемые педагогом для реализации программы:

методика проблемного обучения - создание под руководством наставника проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение предметными компетенциями и развитие творческих способностей;

индивидуальный подход - это техника обучения, использующая описание реальной ситуации, специально подготовленный материал с описанием конкретной проблемы, которую необходимо разрешить в составе группы;

обучение в группах - это процесс достижения слаженности, развитие способности группы достигать результаты, которые действительно нужны ее членам. В основе такого обучения - дисциплина развития общего видения;

Формы аттестации/контроля:

устный опрос;

соревнование.


Кадровое обеспечение

Уровень образования педагога: среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность), отвечающее квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональном

3. Оценочные материалы

Устный тест для итоговой аттестации


Стадия шахматной партии, в которой происходит мобилизация сил, рокировка:

А) Миттельшпиль;                      В) Дебют;

Б) Эндшпиль;                               Г) Начальная позиция.

  2. Тактический приём, который парализует фигуры, то есть делает их неподвижными:

         а) Жертва                                                      б) Отвлечение

         в) Атака                                                         г) Связка

3. Какая шахматная фигура может резко возрасти в своем звании?

а) Ладья                           б) Слон

в) Пешка                            г) Конь

4. За кого или за что сначала следует браться при рокировке?

а) За соперника                       б) За ладью

в) За короля                             г) За голову

5.  Запись шахматной партии называется:

а) Запись                                         б) Нотация

в) Игра                                              в) Дневник

6.  Как оценивается  ценность шахматных фигур:

а) В рублях                                   б) В пешках

в) В долларах                                г) В слонах

7. Положение в партии, при котором, одна из сторон проигрывает из-за своего хода:

а) Шах                                       б) Пат

в) Цугцванг                               в) Страх

8. Какой мат ставят «ножницами»:

а) Спёртый                            б) Линейный

в) Двойной                             г) Открытый

9. Когда отмечается Международный день шахмат:

а) 1 июня                         б) 9 мая

в) 20 июля                        г) 1 сентября

10.  Что такое диаграмма?              

А) Начальная позиция;                 В) Материальное преимущество;

Б) Запись шахматной игры;         Г) Печатное изображение шахматной игры.

11. Стадия шахматной партии, которая обозначает середину шахматной партии:

а) Эндшпиль                              б) Дебют

в) Миттельшпиль                        г) Турнир

12. Конечная цель шахматной партии:

а) Рокировка                            б) Шах

в) Мат                                          г) Рукопожатие

13. Название начала партии, при которой для быстрейшего развития фигур и захвата центра жертвуется какая-либо фигура:

а) Гамбит                                   б) Дебют

в) Эндшпиль                                г) Миттельшпиль

14. Что подчёркивают шахматисты в шахматной партии под словом «время»:

а) Обладание большей частью доски                   б) Преимущество в развитии

в) Достижение материального преимущества     г) Отставание в развитии

15. Что возникает в шахматной партии вследствие повторения одной и той же позиции более трёх раз:

а) Пат                                                 б)  «Вечный шах»

в) Мат                                                 г) Ничья

16. Что подчёркивают шахматисты в шахматной партии под словом «материал»:

а) Обладание большей частью доски                   б) Преимущество в развитии

в) Достижение материального преимущества     г) Победу

17. Какой фигурой, кроме пешки, можно сделать первый ход в начале партии:

а) Слоном                            б) Конём

в) Ферзём                                г) Ладьёй

18. Кто является составителем шахматных задач и этюдов:

а) Тренер                               б) Судья

в) Композитор                        г) Претендент

19. Найди среди фигур тяжелую фигуру:

А) Конь;                                         В) Ладья;

Б) Слон;                                         Г) Пешка.

20. Назови среди фигур легкую фигуру:

А) Ферзь;                                       В) Слон;

Б) Пешка;                                      Г) Ладья.

21. Назови среди фигур фигуру, которая отличается исключительной маневренностью:

А) Король;                                В) Конь;

Б) Ферзь;                                   Г) Слон.

22. Укажи три способа защиты от шаха:

А) Уничтожить фигуру, объявившую мат;      В) Уйти от шаха;

Б) Объявить перемирие;                                     Г) Закрыться от шаха другой фигурой.

14. Когда невозможна рокировка?

А) Король и ладья уже ходили;  Б) Король не находится под шахом;

В) Король в результате рокировки не попадает под шах;

Г) Между ладьей и королем не находятся другие фигуры.

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

в

г

г

в

б

б

в

б

б

г

в

в

а

б

г

в

б

в

в

в

в

авг

а

Критерии оценок:

23-22  баллов—«5»; 21-19 баллов—«4»; 18-16 баллов—«3»;

15 и меньше—«2».

4.Список литературы

Список литературы для педагога.


1. Конституция РФ.

2. Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской федерации».

3. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 « Об утверждении и осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам

4. Авербах Ю.Л., Котов А.А., Юдович М.М. Шахматная школа. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

5. Гик Е.Я. Необычные шахматы. – М.: Астрель, 2002.

6. Карахал Ю.И. Шахматы – увлекательная игра. - М.: Знание, 1982.

7. Костьев А.Н. Учителю о шахматах. - М,: Физкультура и спорт, 1986.

8. Костьев А.Н. Уроки шахмат. - М.: Физкультуpа и споpт, 1994.

9. Мульдияров В.И. Шахматы уроки мудрой игры. Ростов на Дону.:»Феникс», 2009.

10. Нимцович А.И., Моя система. - М.: Физкультуpа и споpт , 1984 г.

11. Пан В.Н. Сборник шахматных задач, этюдов, головоломок. - Донецк: 2004.

12. Пожарский В.А., Шахматный учебник – Рязань: 1996.

13. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны:

Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. Обнинск,1998.

14. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. Пособие для учителя. Обнинск,1999.

15. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. Пособие для учителя. Обнинск,2002.

16. Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры. Обнинск, 2004.

17. Сухин И. Шахматы, третий год, или Учусь и учу. Обнинск, 2005.

18. Славин И.И. Учебник-задачник шахмат. – Архангельск: тт. 1-7, Правда Севера, 1997-2000.




Список литературы для детей


1. Авербах Ю.Л., Бейлин М.А. Путешествие в шахматное королевство. – М., 2000.

2. Авербах Ю.Л. Что нужно знать об эндшпиле. – М., ФиС, 1979.

3. Агафонов А.В. Шах и Мат. Задачи для начинающих. - Казань, Учебное издание. 1994.

4. Бретт Н. Как играть в шахматы – М.: Слово, 1999.

5. Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. М., 1982.

6. Волчок А.С. Самоучитель тpенажеp шахматиста. - Hиколаев: Мысль, 1991.

7. Горенштейн Р.Я. Подарок юному шахматисту. – М.: Синтез, 1994.

8. Давыдюк С.И. Hачинающим шахматистам. Упpажнения. Паpтии. Комбинации. - Минск: , 1994 .

9. Журавлев Н. В стране шахматных чудес. М., 1991.

10. Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций. - Киев, 1986

11. Конотоп В.А., Конотоп С.В., Тесты по тактике для начинающих шахматистов. –

Краснодар: Кубанькино, 2005.

12. Мацукевич А.А. Шахматные правила – М.: Астрель, 2007.

13. Нестеров Д.В. Учебник шахматной игры для начинающих. – М.: РиПДЛ-Классик, 2006.

14. Сухин И. 1000 самых знаменитых шахматных комбинаций. М., 2001.

15. Суэтин И. Как играть дебют. М., 1981.

16. Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества. М., 1981.























Приложение 1

Форма фиксации результатов

Протокол результатов аттестации обучающихся творческого объединения

20____/20____учебный год

Название творческого объединения____________________________________

ФИО педагога _____________________________________________________

Общеобразовательная программа и срок ее реализации___________________ __________________________________________________________________

группы_______

Год обучения_________

Кол-во обучающихся в группе ____________

Дата проведения аттестации__________________________________________

Форма проведения __________________________________________________

Форма оценки результатов уровень (высокий, средний, низкий)


Результаты итоговой аттестации

Фамилия имя ребенка

Форма аттестации

(текущая, промежуточная, итоговая)

Результат аттестации


















Всего аттестовано _________ обучающихся.

Из них по результатам аттестации:

высокий уровень______чел.

средний уровень ______чел.

низкий уровень_____чел.

Результаты аттестации __________________


Дата: «___» ________________ 20__ г.


Подпись руководителя _____________________







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.