12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ибрагимова Насиба Исмаиловна727
Работаю логопедом. Имею первую квалификационную категорию по специальности"Учитель истории и ообществознания".Прошла переподготовку по программе:"Коуч в образовании:организация работы учителя-наставника"
Россия, Новгородская обл., Великий Новгород



















Дополнительная Общеобразовательная Общеразвивающая программа



«Увлекательная пластилинография».















Автор-составитель:

Ибрагимова Н.И., учитель-логопед
















Оглавление


1

Пояснительная записка

3

2

Учебно-тематический план

11

3

Содержание деятельности образовательной программы

12

4

Методическое обеспечение программы

19

5

Мониторинг образовательных результатов

23

6

Критерии оценки знаний

24

7


Список литературы

26















Пояснительная записка

Обоснование программы

Рабочая программа внеурочной деятельности «Увлекательная пластилинография» для начальных классов разработана и составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, на основе рекомендаций по организации внеурочной деятельности. 

На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека –от 3 до 9 лет. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Все подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи. Развитие навыков мелкой моторики особенно важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Поэтому развитие мелкой моторики является одним из наиболее актуальных направлений.

Актуальность данной проблемы обоснована тем, чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, и тем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия.

Программа «Увлекательная пластилинография» по декоративной лепке способна увести детей в увлекательную страну пластики, открыть дверцу в мир творчества и мастерства. Велико образовательное и воспитательное значение лепки, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка.

Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук. Работа с пластилином, способствует выработке красивого подчерка, учит рисованию и рукоделию.

Влияние занятий декоративной лепкой на развитие ребенка широко. Оно отражается на особенностях развития личности ребенка, его познавательной сферы и деятельности. Вот лишь некоторые аспекты этого влияния:

- расширение кругозора;

- развитие мелкой моторики;

- создания целостного образа;

- развитие ценностного отношения к человеку, его культуре, труду;

- развитие игры с правилами;

- расширение словарного запаса;

- развитие умения взаимодействовать, делового и личностного общения;

- развитие познавательных процессов;

-развитие композиционного умения;

- позитивное влияние на психическое и физическое здоровье.

Таким образом, лепка для детей младшего и среднего школьного возраста способствует всестороннему развитию личности.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Программа «Увлекательная пластилинография» разработана на основании программ Венгер Л.А. «Одаренный ребенок» (раздел изобразительное искусство), и авторской программы Лыковой И.А. «Цветные ладошки». Программа является модифицированной.



Цель программы:

1.Заинтересовать детей лепкой и созданием пластилиновых картин.

2.Создать условия для развития мелкой моторики кистей рук, художественно-творческих способностей у учащихся младшего школьного возраста.

Образовательные задачи:

- Дать теоретические знания и сформировать у детей практические приемы и навыки (лепка жгутов и жгутиков, сплющивание, размазывание, отщипывание) собственной конструктивной деятельности с пластилином.

-Закрепить приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.

- Формировать умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

- Формировать умение обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

Развивающие задачи:

-Развивать познавательную активность, творческое мышление, воображение, фантазию.

-Развитие пространственного представления и цветового восприятия.

-Развивать мелкую моторику кистей рук.

-Развитие связной речи.


Воспитательные задачи:

- Воспитывать аккуратность в работе с пластилином, пластичной массой.

- Воспитывать бережное отношение к продукту труда.

- Воспитывать трудолюбие и старание.

- Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.

- Формировать устойчивый интерес к художественной лепке

- Формировать навыки сотрудничества.

Планируемые результаты.

Для организации, осуществляющей дополнительное образование детей, главными показателями успешности ее работы являются стабильность контингента учащихся и качество предоставляемых услуг.

- Систематизация и расширение, имеющиеся у детей представлений об окружающей действительности,

- Применение детьми через лепку, творчество на себя новых социальных ролей: скульптора, актера, художника, мультипликатора.

- Обыгрывание слепленных персонажей, разыгрывание мини-сказок, рассказов, потешек, песенок.

- Сплочение коллектива и группы через развитие коммуникативных умений.



Отличительные особенности программы

Отличительными особенностями программы являются доступность в работе с материалом, пошаговые усложнения, раннее овладение приемам пластилинографии, доступность в восприятии детьми всех разделов программы, за счет элементарности построения занятия.

Акцент в работе с детьми направлен на усовершенствование тонкой моторики пальцев рук, зрительного восприятия и произвольного внимания. Для удержания и сохранения внимания и живого интереса детей подбирается интересный материал, разнообразные игры и игровые упражнения. Игровые моменты стимулируют желание заниматься определённым видом деятельности в течение продолжительного времени. Использование разнообразного арсенала конкретных методов и приёмов, направленных на эффективное освоение навыков включающих выполнение тонких координированных движений руки школьников.

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

Вид этапа

В течении обучения

Подготовительный

Освоить приемы разных техник пластилинографии:

-в контурной технике: приемы раскатывания жгутиков разной толщины и величины и выкладывание их по контуру;

-в мозаичной технике: приемы скатывания мелких шариков, прижимание;

-в модульной технике: приемы прищипывания, заглаживания, разрезания и соединения;

-в фактурной технике: рельефные приемы: прием "начеса", отпечатывания фактуры, налепливания, выдавливания, прием вставки в пластилиновую основу

-Научиться смешиванию разноцветных брусков пластилина для получения новых оттенков.


Основной

Научиться отрабатывать и комбинировать освоенные ранее приемы.

- Применять определенные мышечные усилия для заглаживания пластилина в процессе работы.

- Для выразительности работ уметь пользоваться рельефными приемами, связанными с нанесением на поверхность пластилинового изображения точек, штрихов, полосок, фигурных линий;

- Научиться отпечатыванию фактуры с шаблона на отдельных деталях, соединению их в одну лепную поделку; делать вставки в пластилиновую основу, передающие фактуру изображаемого объекта благодаря использованию природных (семена, фасоль, горох, просо и др.) или созданных человеком (блестки, пайетки, бисер и т.д.) материалов.

- Научиться доводить дело до конца.

-Научиться самостоятельно подбирать сюжет и материалы для его воплощения.

- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми.

- Научиться комбинировать все изученные техники пластилинографии.

- Отрабатывать навык оформления готовой картины(рамка, паспарту).

Итоговый

Научиться самостоятельно ориентироваться в пространстве (в работе с пластичным материалом у детей развивается сила рук, их действия становятся более скоординированными и согласованными, а движения пальцев дифференцированными).

- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

- Иметь эстетические представления (ребята получают базовые знания о сочетаниях цветов, фактур, учатся давать оценку продукту изобразительного творчества), а также быть усидчивыми, дисциплинированными и аккуратными.

- Самостоятельно выбирать технику пластилинографии для создания своей работы.






К концу обучения программе «Увлекательная пластилинография»» учащиеся должны

Знать:

- правила безопасности при работе инструментами для лепки;

- основные инструменты и материалы, применяемые при работе с пластилином;

- приемы лепки, применяемые для различных техник пластилинографии;

- техники пластилинографии (контурная, мозаичная, модульная, фактурная),

- приемы смешивания различных цветов пластилина для получения выразительности образов;

- основы композиции, выполненные в технике пластилинографии;

- правила работы в коллективе.

Уметь:

- пользоваться инструментами и материалами, применяемыми при работе с пластилином, выполнять правила техники безопасности;

- смешивать цвета;

- работать в коллективе;

- использовать приемы различных техник исполнения в пластилинографии;

- самостоятельно создавать композицию, образ, продумывать фактуру, размер и цвет изображения;

- осуществлять самоконтроль.

Знания, умения и навыки, полученные на занятиях пластилинографией, отслеживаются с целью выявления качества усвоенных детьми знаний, умений и навыков в рамках программы обучения.

Выделяются следующие виды контроля:

- текущий – осуществляется на каждом занятии;

- промежуточный – осуществляется по результатам первого полугодия через мониторинговое исследование;

- итоговый – осуществляется по результатам года через мониторинговое исследование.

Продолжительность и этапы реализации программы.

Рабочая программа дополнительного образования «Увлекательная пластилинография» для детей младшего школьного возраста (7-8 лет) рассчитана на 1 учебный год (сентябрь-май),36 учебных занятий продолжительностью образовательного процесса 40 минут.

Календарный график занятий

Год обучения

Дата начала обучения

Дата конца обучения

Всего часов год

Режим занятий

1

01.09.2022

31.05.2023

36

1 раз в неделю по 40 минут в день

При планировании учитываются возрастные особенности, подготовленность детей. Оптимальное количество детей в группе – не более 13 человек. Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом практическую реализацию.





Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Техника безопасности.

1

0,5

0,5

2

Техника работы с пластилином

1

0,5

0,5

3

Контурная пластилинография

- Пластилиновые буквы

- Цифры и счет

- Формы и фигуры

- Флора

- Фауна

-Кто на листике живет

1

3

3

2

2

4

3

1

1

1

1

1

1

1


2

2

1

1

3

2

4

Мозаичная пластилинография:

- В мире профессий

- Транспорт

- Моя семья .

1

3

3

2

1

1

1

1


2

2

1

5

Картины в модульной технике пластилинографии с использованием различных основ.

-Мой дом.

1




2

1




1





1

6

Фактурная пластилинография. Изготовление сувениров.

- Праздники

1


2

1


1



1

7

Итоговое занятие

1

1

-

Всего

36

17

19





Содержание деятельности обучения


Тема 1. Техника безопасности. Вводное занятие. (1 час) Из истории пластилина. Инструменты для лепки. Беседа об истории лепки с целью разбудить интерес и внимание, ознакомить детей с оборудованием, лепным материалом, его свойствами. Правила поведения на занятиях по лепке.


Тема 2. Техника работы с пластилином. (1 час)

Обучающиеся знакомятся с приёмами, используемыми именно в технике пластилинографии:

размазыванием, когда пластилин размазывается по готовой поверхности кончиками пальцев;

примазыванием или придавливанием — соединением деталей для получения цельного сюжета;

налепливанием — нанесением элементов из пластилина на шаблон;

заглаживанием — приёмом, когда слой пластилина заглаживается смоченными в воде пальцами по поверхности для подготовки основы;

смешением разноцветных брусков пластилина для получения новых оттенков — дети разминают небольшие кусочки пластилина в брусок одного цвета, учатся аккуратно налепливать кусочки разного оттенка один на другой, формируя переходы между ними.

Контурная пластилинография.

Картина выкладывается жгутиками (тонкими «колбасками») разной толщины. На основу картины наносится рисунок, жгутиками, выложенными по границам изображения, придаётся объём; затем жгутиками выкладываются внутренние элементы картины.


Тема 3. Пластилиновые буквы. (3 часа)

Закрепить представление о начертании букв и цифр; показать, что буквы и цифры можно не только писать, но и лепить (моделировать) разными способами; передать образы знакомых букв и цифр пластическими средствами (по замыслу); ориентировать на поиск разных вариантов оформления.

Изготовление изделий

  - буквы по замыслу и заданию, 

 - цифры по замыслу и заданию

-«пишем» пластилином.


Тема 4. Цифры и счет. (3 часа)

Конструирование цифр из пластилина развивает мелкую моторику, воображение, цветовосприятие, способствует быстрому обучению счёта от 1 до 25


Тема 5. Формы и фигуры. (3 часа)

 Знакомство с исходными формами: шар, цилиндр, жгут цилиндрический, конус. Изготовление на их основе изделий:

-мяч,

-неваляшка, матрешка

- дерево

- пирамидка

 Введение понятий: относительные размеры, основа, детали.


Тема 6. Флора. (2 часа)

Урок 1. Цветы.

Учить передавать природную красоту растений, расширить кругозор и знания детей о растениях, развивать композиционные умения и навыки. Учить достигать выразительности создаваемого образа через точную передачу формы, цвета, величины элементов объекта.

Изготовление изделий:

    -ромашка

    подснежники,

    - незабудки,

    - ландыши,

     - мак,

     - клевер.

Создание коллективной композиционной картины «Цветочный луг».


Урок 2. Растения и деревья

Развитие умения изображать комнатные растения и деревья в технике пластилинография. Развивать чувство композиции, умение гармонично размещать изображение на поверхности основы.

-осеннее дерево

-комнатные растения


Тема 7. Фауна. (4 часа)

Лепим зоосад. (2 часа) Беседа по теме «Зоопарк и его обитатели». Знакомство с применением исходных форм в новых изделиях, расширение предметного мира, развитие объёмного мышления и фантазии.

Изготовление изделий:

   - лев и тигренок,

    - зебра и жираф,

   - бегемотик,

    - верблюжонок,

     - слоненок,

     -крокодильчик и черепаха,

Создание коллективной композиции «Наш зоопарк». 

 

  Домашние животные (лепка по народным мотивам) (2 часа) Познакомить с понятием художественной особенности – обобщённый образ. Понятие и практическое освоение возможности моделирования на основе одной обобщённой формы.

Выполнение изделий:

   - петушок, курочка с цыплятами,

   -индюк,

   - кудрявая овечка,

   - круторогий барашек,

   - хавронья с поросятами,

   - буренушка и озорные телята.

Создание коллективной композиции «Скотный двор».


 Тема 8. Кто на листике живет? (3часа) Лепка персонажей из мира насекомых, состоящих из исходных форм разных размеров. Знакомство с различными вариантами выполнения одного и того же изделия.

Выполнение изделий:

 - гусеницы,

- улитки

  - стрекозы,

  - пчела, муравей, кузнечик,

  - бабочки-красавицы,

Создание коллективной композиции «Мы лужок лепили».

Тема 9. Мозаичная пластилинография. (1 час)

Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.

Особенности выполнения работы:

Скатывать мелкие шарики нужного цвета.

Располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета.

Слегка прижать.


Тема 10. В мире профессий. (3 часа)

Развитие умения лепить фигурку человека из валика, путём надрезания используя стеку и правильное моделирование пропорциональных частей тела. Познакомить с названиями профессий, показать важность каждой профессии.

Выполнить в технике мозаичной пластилинографии:

-космонавт

-пожарный

-балерина


Тема 11. Транспорт (3 часа)

Лепка предметная по форме. «Едем – гудим! С пути уйди!»  (транспорт для путешествий).  Беседа «Виды транспорта». Моделирование необычных машинок путем дополнения готовой формы (пузырька, коробочки, баночки) лепными деталями; экспериментирование с формой. Развивать аккуратность в работе с пластилином.


 Тема12. Моя семья. (2 часа)


Формировать у детей интерес к своей семье, уважительное отношение и чувство принадлежности к ней, воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям

Тема 13. (1 час)

Картины в модульной технике пластилинографии с использованием различных основ.

Данная техника более сложная, так как необходимо владение всеми приемами лепки. Для начала нужно перенести понравившийся рисунок на лист картона и заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, что можно сделать маленькими шариками, жгутиками или целыми деталями, придав краям нужную форму при помощи стеки. Продолжаем развивать умение пользоваться основными приемами лепки. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.

Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым. Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получится, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание. Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу. Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.

Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формируют новый элемент или деталь.

Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.

Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.

Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

Для основ будем использовать различные досочки, пластиковые тарелки, оргстекло, любые плоские поверхности.

Тема 14. Мой дом. (2 часа)

Развитие умения создавать из пластилина предметы, состоящие из прямоугольных, квадратных, треугольных частей. Развивать образные представления, воображение.

Тема 15. Фактурная пластилинография (1 час)

Фактурная пластилинография отличается выпуклым изображением и, в свою очередь, подразделяется на барельеф (рисунок выступает над фоном менее чем наполовину), горельеф (более чем на половину) и контррельеф (углубленный рисунок).

Техники передачи фактуры материала:

рельефные приемы, связанные с нанесением на поверхность пластилинового изображения точек, штрихов, полосок, фигурных линий; прием выдавливания фактурного материала (в виде волны из жгутиков) через пресс для чеснока (чеснокодавку), с помощью которого эффектно изображается кора деревьев, луговая трава, морские волны, горные рельефы и т.д.;

прием «начеса» пластилина с помощью расчески или прием тонкого строгания, стесывания слоя пластилина (по аналогии с чисткой молодого картофеля), которые позволяют передать фактуру шерсти животных; отпечатывание фактуры с шаблона на отдельных деталях, соединение их в одну лепную поделку;

вставки в пластилиновую основу, передающие фактуру изображаемого объекта благодаря использованию природных (семена, фасоль, горох, просо и др.) или созданных человеком (блестки, пайетки, бисер и т.д.) материалов. Кроме того, при создании деталей пластилиновой картины можно использовать уже знакомые детям приемы, которые применяются в новых, нетрадиционных для них условиях:

налепливание – соединяет одну часть изображения с другой или помогает добавлять необходимые детали на уже готовый рисунок;

прищипывание – для создания новых деталей в картине и придания ей декоративности. Готовые картины и сувениры покрываются лаком для волос. Так они дольше хранятся.

Создание сувениров предполагает для детей самостоятельную деятельность, развитие творческого воображения и знание всех приемов лепки для более успешной, грамотной работы.

Тема 16. Изготовление сувениров. Праздники (2 часа)

Большой праздник. Тренировка доработки изделий, лепка новых предметов. Лепка изделий из базовых форм шар, цилиндр, жгут, конус. Развивать мелкую моторику пальцев рук разными приемами работы с изобразительным материалом: скатыванием пластилина, расплющиванием исходной формы, разглаживанием поверхности и др.

Изготовление изделий:

   -торт

   - пирог

   - мороженое.

17. Итоговое занятие. Выставка детских работ.

Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Школьники получают знания, умения и навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приемам и средствам композиции.


4. Обеспечение дополнительной образовательной программы

Методическое обеспечение

Для успешной реализации данной программы используются современные методы и приёмы занятий, которые помогают сформировать у обучающихся устойчивый интерес к данному виду деятельности.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой и т.д.);

- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, просмотр фотографий, поделок, схем, работа по образцу и др.);

- практический (ролевые игры, выполнение работ по технологическим картам, изготовление изделий, экскурсии, игровой тренинг др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно - иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы создания положительной мотивации обучаемых:

- эмоциональные: ситуации успеха, поощрение и порицание, познавательная игра, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью;

- волевые: предъявление образовательных требований, формирование ответственного отношения к получению знаний, информирование о прогнозируемых результатах образования.

Рекомендации по организации работы в технике пластилинография:

- во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;

- предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка;

- устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером;

- покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее "жизнь".

При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики. В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму.

Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок и постепенно переходить к созданию более сложных.

При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.

Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.

Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для того, чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками – специальными вспомогательными инструментами. Для изображения тонких пластилиновых нитей можно использовать пластмассовые шприцы без игл.

Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит как мозаика.

В процессе обучения детей пластилинография важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять детям радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом. 

Материалы для создания пластилиновой картины:

· картон с контурным рисунком;

· набор пластилина;

· салфетка для рук;

· стеки;

· бросовый и природный материалы.

Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, следует использовать игровые мотивации. Так, в конце занятия педагог может предложить им обыграть свою поделку, задать наводящие вопросы. Использование в игре диалога позволяет развивать речь школьников, коммуникативные и творческие способности, облегчает им общение друг с другом.

Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине занятия необходимо проводить физкультурные минутки. Еще один важный момент – благоприятный эмоциональный настрой не только учителей, но и детей. Условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству.

Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Школьники получают знания, умения и навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приемам и средствам композиции.


Материально-техническое оснащение кабинета:


- Учебный класс: стол педагога, стул, парты, стулья, доска для разделывания пластилина.

-Расходный материал: детский пластилин «Луч».





5. Мониторинг образовательных результатов

Педагогическая диагностика по выявлению знаний, умений, навыков и способностей проводится два раза (в начале и конце учебного года). Основные методы диагностики - естественный эксперимент, педагогическое наблюдение, беседы с детьми, анализ продуктов творческой деятельности. Для оценки результативности работы используется следующие показатели и критерии:

- Овладение техническими навыками: раскатыванием, размазыванием, сплющиванием

- Самостоятельность

- Творческая активность





6. Критерии оценки знаний:

Критерии оценивания детей:

Высокий уровень

* Ребенок знаком со всеми приемами и техниками работы с пластилином, осознанно выбирает, называет и показывает прием, с помощью которого выполняет работу, может рассказать и описать свои действия.

* Ребенок самостоятельно выбирает тему, композицию, средства выразительности, нужные инструменты для работы, умеет планировать свои действия, доводит начатое дело до конца.

* Ребенок активен, проявляет повышенный интерес к творческой деятельности, задает вопросы, в процессе работы вносит собственные предложения и дополнения в композицию, использует различные оттенки для передачи настроения.

Средний уровень:

* Ребенок знаком не со всеми приемами и техниками работы с пластилином, с небольшой помощью может назвать и показать прием, с помощью которого выполняет работу, может рассказать и описать свои действия.

* Требуется незначительная помощь в выборе темы, композиции, средств выразительности, действует с небольшой помощью взрослого, доводит начатое дело до конца.

* Ребенок проявляет интерес к творческой деятельности, но не готов к самостоятельному выполнению работы, нуждается в помощи взрослого, делает работу только в одной технике исполнения.

Низкий уровень:

* Ребенок может назвать и показать только один прием работы с пластилином, называет и показывает свои действия только с помощью взрослого. Не может описать последовательность выполнения работы и выбрать технику исполнения.

* Нуждается в помощи педагога при выборе темы, композиции, инструментов для работы и средств выразительности. Не всегда доводит начатое дело до конца. Ожидает готового решения.

* Ребенок не активен, не проявляет интерес к творческой деятельности, выполняет работу без особого желания и только с помощью педагога и по образцу.





6. Список литературы

Список нормативно-правовой документации:

Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.

Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. 

Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций». Методические рекомендации по реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

 Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20».

Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Приказ Минпросвещения России от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 г. №196».

Приказ Минтруда России от 05.05.2018 г. №298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. №09-3242 «О направлении информации». Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы).

Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года».

Приказ Минпросвещения России от 03 сентября 2019 года № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».

Базовые требования к качеству предоставления муниципальной услуги «Реализация дополнительных образовательных программ» в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей. Приложение №5 к приказу по управлению образования администрации Ростовского муниципального района Ярославской области № 16 от 14.01.2013 г.

Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 03.04.2012 N Пр-827).

Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226)

16.Устав МОУ ДО Центра внешкольной работы. Приказ Управления образования РМР № 601 от 09.11.2015 г.



Список литературы для педагога

Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников». – М.: АСТ: Астрель, 2006;

Большакова С. Формирование мелкой моторики рук: «Игры и упражнения». - М.: ТЦ Сфера,2009;

Горичева В.С., Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.

Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.

Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей» – Скрипторий, 2003

Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)

Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка». – М.: Педагогика, 1973;

Косинова Е.М. «Новые подходы к построению системы упражнений по развитию сложно координированных движений кистей и пальцев рук» / Е.М. Косинова // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2009. – №4. – С.59-65

Новоселова С.Л. «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: пособие для воспитателей детского сада» – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2005. – C. 96-98

Павлова Л. «Значение развития действий рук» // Дошкольное воспитание. 1984, № 1;

Цвынтарный В. В. «Играем пальчиками и развиваем речь». — СПб.: Хардфорд,1996

Шницкая И. О. «Аппликация из пластилина» Д.: Феникс, 2008

Янушко Е. А. «Лепка с детьми раннего возраста (1–3 года)» Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика — Синтез, 2006



Список литературы для родителей и детей.


1.Бадулина О.И. «Готовимся к школе» - Литур, 2011г.

2.Баркан А.И. «Его Величество Ребенок» - М.: Столетие,2005г.

3.Березина В.Г. «Детство творческой личности» - СПб.: издат. Буковского,2004

4.Венгер Н.Ю. «Путь к развитию творческого дошкольника.»2008г.

Млодик И. «Книга для неидеальных родителей» - М.: Генезим,2010г.

5.Никитин Б. «Развивающие игры» - М.: Знание, 2004г.

6.Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования» - СПб.: Каро,2008г.

7.Орлова М.А. «Игры для развития творческих способностей» -Яросл,1997г.

8.Развивающая книга для малышей - Аст,2014г.

9.Хухлаева О.Е. «В каждом ребенке солнце» - М.: Генезис,2009г.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.