12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Мухамедова Наталья Александровна1948 Работаю учителем русского я зыка и литературы Россия, Тюменская обл., Тюмень |
Дополнительная образовательная программа кружка «Светская этика»
(Возраст детей: от 8-10 лет ( учащиеся 2-4 классов)).
Срок реализации программы: октябрь-май 2016 г
Составитель: Файзуллина Наталья Александровна
учитель русского языка и литературы
2016
Пояснительнаязаписка
Дополнительная образовательная программа рассчитана для обучающихся 2-4 классов:
Рабочая программа кружка «Светской этики» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и программой курса «Основы светской этики». 5 класс, М.Т. Студеникин М. : «Русское слово», а также на основе программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я. Данилюк М: «Просвещение».
Рабочая программа кружка составлена на основе:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012,
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации: «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 года №1897,
Приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденных приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г №1312»,
Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 №2106 (рег. № 19676 от 02.02.2011) «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»,
Письмом Департамента общего образованияМинобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Положение по разработке образовательных программ дополнительного образования детей на базе ОУ
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
Факультатив «светской этики» предназначен для изучения учащимся 5 классов, поскольку именно в этом возрасте происходит социализация ребенка, от него требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми духовно-нравственными ценностями.
Программа направлена на воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой\ жизни.
Дети младшего школьного возраста начинают приспосабливаться к миру, осваивать его законы и порядки, осознавать необходимость соблюдения определенных правил. Это годы подражания старшим и усвоения социальных навыков, традиций. Происходит преодоление эгоцентризма, свойственного раннему детству. Появляется стремление сообразовываться с конкретными требованиями жизни. Творческие устремления детей получают определенную конкретизацию и находят свое выражение в тех или иных видах и формах деятельности. Происходит оформление моральных идей и правил. В начальной школе продолжается процесс социально-личностного развития ребенка. Появляется система представлений об окружающих людях, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками, взрослыми. Особую роль играет духовно- нравственное воспитание.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В ряду общих задач образования задачи воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам человека, любви к Родине, природе, семейным ценностям сегодня выступают как первоочередные. Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры является формой реализации прав детей и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и нормами международного права.
Цели и задачи:
- знакомство с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, осознание ценности человеческой жизни;
- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- воспитание нравственности, основанной на духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Задачи:
- развитие представлений у учащихся о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
- формирование у школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия;
- формирование этического самосознания;
- обобщение знаний о духовной культуре и морали.
Результаты изучения данного факультатива:
Требования к личностным результатам:
- умение различать «красивое» и «некрасивое», потребность в прекрасном;
- формирование личностных качеств таких как аккуратность, собранность, вежливость и т.д.;
- умения ценить и принимать ценности такие как, «мир», «настоящий друг»;
- умения оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- значение, понимание и принятие обучающимися ценностей; Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, и ее роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности в человеческой жизни;
- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
- формирование понимания значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.
Новизной и отличительной особенностью программы светской этики является то, что она имеет инновационный характер.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: сентябрь-май 2016-2017 год.
Формы и режимы деятельности.
Каждый ребёнок занимается в кружке 1 раз в неделю ( 1 час). Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребёнка регулируются индивидуально.
Продолжительность занятий с группой - не более 1часа. Гибкая форма организации детского творчества в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей , желание , состояние здоровья , уровень овладения навыками рисования , нахождение на данном этапе реализации замысла и другие возможные факторы . Каждый ребёнок работает на своём уровне сложности , начинает работу с того места , где закончил .
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ, беседа с детьми, рассказы детей, так и практические занятия;
В рамках кружка «Светской этики» основываются на сочетании различных методов обучения: словесных, наглядных, практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы. Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как основа для создания учебной ситуации, которая проектируется учителем с учетом возраста, специфики предмета ОРКСЭ, меры сформированности действий учащихся.
Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа (поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая; творческая).
Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).
Самоконтроль;
Фронтальный контроль;
Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.
Итоговой формой оценки деятельности учащегося является проектная работа по индивидуальной теме в рамках курса._
Формирование понимания значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.
Программа рассчитана на 1 час в неделю. В год 34 часа. Практических работ 23, теоретических -11
Учебно-тематический план.
№ | Наименование раздела | Всего часов | Практических часов | Теоретических часов | |
1 | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 | 1 | ||
2 | Основы религиозных культур и светской этики. Часть I | 12 | 3 | 9 | |
3 | Основы религиозных культур и светской этики. Часть II. | 19 | 19 | ||
4 | Духовные традиции многонационального народа России | 2 | 1 | 1 | |
Итого | 34 | 5 | 29 |
Содержание программы
Введение. Духовные ценности и нравственные
идеалы в жизни человека и общества
Гражданин России
Основы религиозных культур и светской
этики. Часть I Что такое светская этика?
Культура и мораль.
Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти.
Основы религиозных культур и светской этики. Часть II.
Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.
Духовные традиции многонационального
народа России Любовь и уважение к Отечеству.
Методическое обеспечение или условия реализации программы;
• пополнение периодической литературы и книг по темам;
• дидактический материал;
• наглядный материал (презентации, иллюстрации из журналов);
• методическая литература: журнал, учебные пособия для детей.
Программы образовательных учреждений. 4-5 классы. Комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлёва И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика
Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России
Ворожейкина Н.И., Заяц Д.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России
Гогиберидзе Г.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России
Костюкова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры
Амиров Р.Б., Насртдинова Ю.А., Савченко К.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры
Китинов Б.У., Савченко К.В., Якушкина М.С. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы будийской культуры
Пропирный Н.Г., Савченко К.В., Бурмина Т.Ю. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры
Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачева Т.М. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур
Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики
Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры
Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры
Чимитдоржиев В.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры
Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики
Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России
Саплина Е.В., Саплин А.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России
Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. / Под ред. Сахарова А.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России
Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики
Ожидаемые результаты.
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определёнными знаниями , умением , навыками , выявление и осознание ребёнком своих способностей .В результате годичного обучения в кружке
Знают: - значение, понимание и принятие обучающимися ценностей; Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- основами светской морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- первоначальных представлений о светской этике, и ее роли в истории и современности России;
- ценности нравственности в человеческой жизни;
- значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.
Умеют:
-различать «красивое» и «некрасивое», потребность в прекрасном;
-ценить и принимать ценности такие как, «мир», «настоящий друг»;
-оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм;
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование раздела | Кол-во часов | Тема занятия | Дата реализации темы занятия | Планируемый результат | Практических часов | Теоретических часов |
| Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 | Гражданин России | 04.10 | Виртуальный поход по любимым местам России | 1 | |
| Основы религиозных культур и светской этики. Часть I | 1 | Что такое светская этика? | 11.10 | Знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики» | 1 | |
| 1 | Культура и мораль. | 18.10 | Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей; | 1 | ||
| 1 | Особенности морали | 25.10 | Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей; | 1 | ||
| 1 | Добро и зло | 1.11 | Составление проекта по теме «Добро и зло» | 1 | ||
| 1 | Правда и лож | 8.11 | Учатся анализировать моральные и этические требования к человеку в светской культуре и в различных культурах, в том числе и в религиозных традициях. | 1 | ||
| 1 | Добродетель и порок | 15.11 | Узнают важность соблюдения человеком нравственных норм. | 1 | ||
| 1 | Свобода. Моральный выбор. | 22.11 | Излагать свое мнение о значении этики, морали и нравственности в жизни людей, общества | 1 | ||
| 1 | Свобода и ответственность | 29.11 | Узнают что такое ответственность. При каких условиях возможны ответственные поведения. | 1 | ||
| 1 | Моральный долг. | 6.12 | Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе; | 1 | ||
| 1 | Справедливость | 13.12 | Узнают, что такое справедливость, по каким признакам можно судить о справедливости. | 1 | ||
| 1 | Альтруизм и эгоизм | 20.12 | Узнают, что такое альтруизм и эгоиз. Что значит быть разумным эгоистом? | 1 | ||
| 1 | Дружба | 27.12 | Узнают, какие отношения существуют между людьми, чем дружеские отношения отличаются от других отношений. | 1 | ||
| Основы религиозных культур и светской этики. Часть II. | 1 | Род и семья - исток нравственных отношений | 10.01 | Знакомятся с проявлением высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, литературе и искусстве. | 1 | |
| 1 | Нравственный поступок | 17.01 | Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культур | 1 | ||
| 1 | Золотое правило нравственности | 24.01 | Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культур | 1 | ||
| 1 | Стыд, вина и извинения | 31.01 | Узнают, что такое стыд и чувство вины. Когда принято извиняться? | 1 | ||
| 1 | Честь. Достоинство. | 07.02 | Узнают, что такое честь, достоинство. | 1 | ||
| 1 | Порядочность | 14.02 | Узнают, что такое порядочность. | 1 | ||
| 1 | Доверие и доверчивость | 21.02 | Узнают, что такое доверие и доверенность. | 1 | ||
| 1 | Милосердие и сострадание | 28.02 | Узнают, что такое милосердие и сострадание. | 1 | ||
| 1 | Совесть | 7.03 | Узнают, что такое совесть. Чем отличаются понятия стыд и совесть. | 1 | ||
| 1 | Честь и достоинство | 14.03 | Узнают, что такое честь и достоинство. | 1 | ||
| 1 | Терпимость и терпение | 21.03 | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций | 1 | ||
| 1 | Мужество | 28.03 | Узнают, что такое мужество. Какие поступки людей считаются героическими, мужественными? | 1 | ||
| 1 | Равнодушие и жестокость | 04.04 | Узнают, что такое равнодушие и жестокость, в чем вред жестокости? | 1 | ||
| 1 | Самовоспитание | 11.04 | Узнают, что такое самовоспитание. | 1 | ||
| 1 | Нравственные идеалы | 18.04 | Узнают о смелых и сильных защитниках Отечества – богатырях. О правилах честного поединка. | 1 | ||
| 1 | Образцы нравственности в культуре Отечества | 25.04 | Узнают о нормах и образцах нравственного поведения в культуре России - о труженике, патриоте, войне, коллективисте. | 1 | ||
| 1 | Этикет | 2.05 | Узнают, что такое этикет. Об одежде и этикете. О значении речи для этикета. | 1 | ||
| 1 | Семейные праздники | 16.05 | Узнают, когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники? Что такое подарок и как его выбирать? | 1 | ||
| 1 | Жизнь человека – высшая нравственная ценность | 23.05 | Узнают, что жизнь человека – высшая нравственная ценность | 1 | ||
| Духовные традиции многонационального народа России | 1 | Любовь и уважение к Отечеству | 30.05 | Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; | 1 | |
| 1 | Защита проектов | 30.05 | Умение работать в коллективе. | 1 |
Список литературы для педагогов, для детей по программе:
Данилюк А.Я. «Основы светской этики» Пособие для учащихся. – «Просвещение»., М., 2011
«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. –М., 2009
«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей. – М., 2009
Йоффе А.Н., Мишина И.А. «Основы мировых религиозных культур и светской этики». Учебно-методическое пособие. – М. АПКиППРО, 2012.
Программа курса «Основы светской этики». 5 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин.
Студеникин М.Т. «Основы светской этики»: учебник для 5 класса, М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013г.
Народы и религии. Энциклопедия / под ред. В.А. Тишков. – М., 2001.
Религия в истории и культуре / под ред. М.Г. Писманника. – М., 2000.
История религий в России / под общ. ред. Н.А. Трофимчука. – М., 2002.
Поснов М.Э. История христианской церкви. – М., 2005.
Хопко Ф. Основы православия. – Минск, 1991.
Теологический энциклопедический словарь / под ред. У. Элвела. – М., 2003
Краткая еврейская энциклопедия. Т. 1-11. – Иерусалим, 1976-2005.
Васильев Л.С. История религий Востока: религиозно-культурные традиции и общество. – М., 1983.
Введение в буддизм. – СПб., 1999.
Беляева Е.В. Этика: курс лекций. – Минск, 2004.
Козырев Н.Ф. Религиозное образование в светской школе. – СПб., 2005.
Пиаже Ж. Моральное суждение ребенка / Пер. с фр. – М.: Академический Проект, 2006.
Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. – Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2010.
Адамова А.Г. Духовность как ценностная основа личности // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении: Сб.науч.тр.Ч.2. – М., 2007.
Карандашев В.Н. Педагогическая психология. – М., 2006.
Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М., 2005.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.); под ред.А. Г. Асмолова. – М., 2008.
Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2004.
Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Чепикова // Воспитание школьников. - 2007.
Интернет - ресурсы
-
- Интернет-портал «ProШколу.ru» - материалы, разработанные апробаторами курса ОРКСЭ
- Русская Православная Церковь (Официальный сайт Московского Патриархата) –
- Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви -
- Миссионерский портал диака Андрея Кураева -
Конкурсы и фестивали Православного Свято-Тихоновского университета -
- Официальный сайт Донского монастыря -
- Московская православная духовная академия (электронная библиотека) -
- Совет муфтиев России - http://www.muslim.ru
- Ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство -
- Российский исламский университет -
- Дневник Московского исламского университета -
- Образовательный портал РУДН -