12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Индира Саитова404
Пока в глазах своих мальчишек я вижу интерес - я буду работать в школе.
Россия, Архангельская обл., г. Мирный
13

Применение технологий на тему «Эффективное использование образовательного пространства в кабинете технологии»

«Эффективное использование образовательного пространства

в кабинете технологии»


 

Саитова Индира Алиевна

учитель технологии и ИЗО

МКОУ СОШ № 4

города Мирного Архангельской области


 

«Учиться, созидать и расти в своём творчестве вместе – главная задача на уроках технологии» - именно так, в своё время, я назвала свою статью для публикации и именно с таким настроением я каждый день вхожу в школьную мастерскую. Уже ставшую мне родной, школу в небольшом городе на Севере нашей Родины, я полюбила сразу. Это, конечно, и заслуга коллектива школы, но и самих учеников, безусловно, в первую очередь. В каком городе бы я не оказалась, обязательно зайду в школу. Мне всегда интересно, как устроены школьные мастерские. Так и получилось в этот раз. В Мирный я приехала в гости, попав в школу, как-то невзначай, я спросила у руководителя учреждения, не нужен ли им учитель технологии (уж очень мне понравился город, и я захотела здесь остаться), тут я получила ответ, что не нужен. Глядя на женщину, задающую такой вопрос, ответ был понятен. Сказали, что у девочек всё отлично и у них есть замечательный учитель, а вот для мальчиков очень нужен. Мой ответ, кажется, очень удивил: «А я про мальчиков Вас и спросила»…

С тех пор я работаю в этой школе…

Помимо педагогического образования, я резчик по дереву и художник росписи. Преподавала в профессиональном лицее специальные дисциплины на отделении резьбы по дереву и была мастером производственного обучения. Вот именно тогда, в те годы, я и столкнулась с некоторыми вопросами подготовки наших детей к взрослой, хозяйственной деятельности. Конечно, все они выберут свой путь в жизни и определяться с будущей профессией, но ведь быт никто не отменял, а поэтому хозяйственную жилку в каждом учащемся обязательно нужно не только зародить, но и сохранить и преумножить.

Ранее, в школах это были уроки труда, теперь этот предмет носит весомое название – Технология. И замечательно, меняется что-то, но суть остаётся прежней – мы должны научить детей владеть различными технологиями, привить им любовь к труду, развить чувство вкуса и тогда уж, по меньшей мере, в их собственном быту они смогут создать уют, порядок и не растеряются в мире домашних дел. И это наша основная задача, дать им элементарные навыки и знания. Только, признаюсь, мне этого мало. Я стремлюсь к тому, чтобы мои мальчишки знали больше, умели больше, хотели большего.

Человек издавна стремился украсить своё жилище и всё, с чем ему приходилось сталкиваться в быту, и при изготовлении любой вещи мастер своего дела думал не только об её практическом назначении, но и не забывал о красоте. И я всегда на уроках повторяю своим ребятам, что красота и польза в творчестве понятия неразделимые. При выполнении творческих работ я рекомендую ребятам опираться на ранее полученный опыт и стараться найти своё, собственное оригинальное решение, таким образом, одухотворить изделие своей личностью и талантом. А талант у моих мальчишек есть у всех! Мне иногда даже кажется, что самый нерадивый ученик в нашей мастерской – это я, Сама им, порой завидую, когда я вижу, с какой уверенностью они творят и созидают, без страха быть непонятыми или неуспешными. Тогда я с лёгкостью ставлю себя на их место, и мне сразу становятся понятны их планы и идеи, и мы вместе находим правильное решение.

Помнится девиз из нашего детства, который был наглядным в любой школьной мастерской для мальчиков: «Семь раз отмерь – один раз отрежь!». Да уж! И не моги делать по-другому, а то у тебя выйдет не такой табурет, как у тысячи твоих предшественников. Я это к тому, что жизнь научила меня в любой ситуации находить положительное и, как же мне это помогает в школе. Мы не «строим» табурет, мы не работаем по шаблону. Оценивать такие работы очень сложно, ведь все дети разные и все мои мальчишки действительно одарённые. Да, я уверена в этом! Просто они разные и именно поэтому работать по шаблонам – значит заставлять их быть как все, а я не могу не дать им не раскрыться и я очень хочу, чтобы они оставались самими собой и не были ни на кого похожи. Поэтому на моих уроках основные требования к работе есть, а дальше мы запускаем творческое мышление. Даже девиз наш любимый мои мальчишки утвердили, и буквы даже выпилили из фанеры: «Всё творчески! А иначе зачем?»

Сначала я боялась, что очень быстро «перегорю» в своей деятельности, и что ребята мои устанут от такого творческого напора, но нет, мои мысли они ловят на лету, да у них море идей и разработок и, как результат, на олимпиаде все первые позиции наши. Работы моих мальчишек – утверждение, которое доказывает, что я иду верным путём, а ведь это самое важное достижение для педагога.

С каждым уроком у моих учеников возрастает интерес к предмету, а мне, в свою очередь, хочется научить их новым приёмам ручной обработки конструкционных материалов. Зачастую материально-техническая база школы не позволяет учителям технологии использовать те инструменты и приспособления, которые необходимы для освоения курса технологии. А я с уверенностью могу сказать своим ученикам, что пройдёт время, и в своём быту они будут использовать те электроинструменты, которые им захочется приобрести, а вот сейчас есть уникальная возможность овладеть всеми видами ручной обработки древесины и древесных материалов, листового металла и пластмассы. Ведь надо уметь обходиться и без электричества, не говоря уже о том, что есть работы, которые можно сделать только при помощи ручного инструмента. Поэтому на наших уроках мы знакомимся с деревянным зодчеством Руси, технологией «срубов» при помощи только топора, резьбой по дереву. Региональная составляющая на уроках технологии очень важна – таким образом, мои мальчишки знают всё о народных художественных промыслах России и о наших мастерах, которые умело выявляют красоту древесных материалов, находя им такое применение, где все их достоинства могут раскрыться с разных сторон. У ребят растет интерес к декоративно-прикладному искусству, в том числе и к народному.

Каждая наша выставка в школе – это настоящий праздник, это открытие, открытие мира красоты, труда и талантов. Работы вызывают восхищение у всех посетителей. Ещё у нас есть традиция делать подарки всем учителям и это особенно приятно ребятам, ведь зачастую все учителя очень заняты своей работой и для них это тоже маленький праздник, ведь все работы передаю тепло ребячьих рук.

Мои учащиеся с нетерпением ждут новых тем, внимательно изучают учебники и новые разделы и не ограничиваются чтением только одного параграфа, «бегут» вперёд. А для меня, при подготовке к уроку, это ещё более ответственно, я стремлюсь не повторить ни одного слова из учебника, чтобы дать им ещё новые знания, не терять ни минуты, ведь, как известно, 75% нашего времени на уроках должно быть занято практической деятельностью учащихся.

Я настоятельно рекомендую моим мальчишкам, не спешить, не браться за сложную работу, успешно освоить технологию и изготавливать, на первых порах, самые простые изделия, но при высоком качестве, и только после приобретения определенного опыта можно ставить перед собой более сложные задачи при выполнении творческого проекта. Так, работая над проектом, учащиеся применяют материалы, которые на уроках хорошо изучены и, тем не менее, убеждаются, что они продолжают таить в себе неограниченные возможности. Здесь ребятам просто необходимо провести исследовательскую и созидательную деятельность в поиске новых приёмов обработки и сочетании в своих работах самых разнообразных материалов, находя правильное решение, экспериментируя. И я уверена, что только тогда мои ученики смогут в полной мере испытать настоящую творческую радость, а многое из того, что они с любовью и терпением сделали своими руками, будет доставлять их близким радость встречи с рукотворной красотой.

Хочется верить, что, где бы не пришлось работать моим ученикам в будущем, какую бы профессию они ни избрали, применяя полученные на моих уроках знания и умения, их досуг всегда будет занят увлекательным и полезным делом.

А пока…. Пока они растут в стенах моей любимой школы и в моём любимом кабинете технологии, я буду делать всё, чтобы им было интересно и увлекательно учиться.

Хочется вместе с вами вспомнить, какой был мой кабинет четыре года назад. Я не хвалюсь – я просто делюсь. Сделано много, но предстоит сделать с сто крат больше. И пока глаза моих ребят светятся – буду светить и я!

Итак, история в фотографиях!

 

В такой класс я вошла впервые.

t1591688528aa.jpgt1591688528ab.jpg

t1591688528ac.jpg


 

t1591688528ad.jpg

Первым делом сшила занавески и поменяла карнизы.


 


 

Установила стеллажи (в библиотеке как раз шла смена стеллажей) для работ учащихся и наглядных пособий и для стенда «Вторая жизнь дерева».

t1591688528ae.jpg

t1591688528af.jpg

Спасибо администрации школы, которая поддержала мои идеи, и этим же летом класс был отремонтирован.

t1591688528ag.jpg

Класс стал светлым и просторным! Так хотелось творить и творить!

С большим вдохновением я выполнила стенд «Вторая жизнь дерева»

t1591688528ah.jpg


 

Следующая идея, воплощенная в жизнь (использование бросового материала)

t1591688528ai.jpg

Изготовила декоративные ограждения для батарей отопления.

t1591688528aj.jpg


 

t1591688528ak.jpg

Мои ученики, входя в кабинет, с восторгом говорили: «Здесь каждую неделю что-нибудь меняется! Здорово!»

t1591688528al.jpg


 

t1591688528am.jpg

Стенды для работ учащихся.

t1591688528an.jpg


 

На стенде всегда есть место для промежуточных учебных работ.

Также выполнены и необходимые рабочие стенды.t1591688528ao.gif


 


 

t1591688528ap.jpg


 

t1591688528aq.jpg

И что самое главное – при оформлении кабинета используется только бросовый материал. Это остатки фанеры от старых стендов и мебели. А это значит, что расходы в работе не только минимальны, а полностью сведены к нулю. Этим можно гордиться, потому что экологическая составляющая всегда сопутствует цели разрабатываемых проектов и является их основной задачей.

Даже распилы для изучения ствола дерева, выполнены из той самой ели, что когда-то была установлена на Новый год перед школой.

t1591688528ar.jpgt1591688528as.jpgt1591688528at.jpg

К каждой новой теме урока у меня выполнен новый плакат – это очень положительно влияет на процесс обучения, тогда и учащиеся стараются выполнить самостоятельно все графические работы.

t1591688528au.jpgt1591688528av.jpg

Прорисовывая детали в графических работах, учащиеся лучше запоминают новые термины и понятия, а также убеждаются в необходимости знания разделов материаловедения при изучении такого ценного материала, как древесина.

К праздникам мы с моими мальчишками делаем различные изделия из природного материала и дарим их учителям нашей школы для украшения их кабинетов.

t1591688528aw.jpgt1591688528ax.jpgt1591688528ay.jpg

t1591688528az.jpgt1591688528ba.jpg

На мастер-классы мы приглашаем и девочек, которые с удовольствием мастерят вместе с нами, и потом становятся неотъемлемой частью наших творческих задумок. Методы гендерного подхода на уроках технологии  дают инструмент для решения равноправных задач и мальчиков и девочек. Уроки совместного обучения помогают формировать  то самое образовательное пространство, на котором происходит сопоставление обучающимся стремлений и мальчиков и девочек, полученного опытом учебной деятельности и новой информации, а также развития творческого потенциала у обучающихся.


 

t1591688528bb.jpgt1591688528bc.jpg

 

t1591688528bd.jpg

 

t1591688528be.jpg

 

t1591688528bf.jpg

Вот так и формируется ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО в моём родном и любимом кабинете технологии, в нашей школьной мастерской.

Опубликовано


Комментарии (9)

сменить сортировку
Пролубщикова Наталья Владимировна, 09.06.20 в 11:11 3Ответить Пожаловаться
Отличное преображение кабинета!!! Спасибо, Индира, за неравнодушие и творческий подход к делу!!!
Елена Владимировна, 09.06.20 в 11:32 4Ответить Пожаловаться
Отличная публикация, отличный опыт! Спасибо большое за Ваш труд!
Индира Саитова, 09.06.20 в 20:45 2Ответить Пожаловаться
Коллеги, ваша оценка - для меня как руководство к дальнейшим творческим проектам и разработкам. Спасибо за поддержку.
Максакова Наталья Михайловна, 09.06.20 в 22:12 2Ответить Пожаловаться
Проделана большая работа, спасибо!
Светлана Валентиновна Кузнецова, 11.06.20 в 20:49 1Ответить Пожаловаться
Индира Алиевна, какая же Вы мастерица! Я восхищена проделанным Вами трудом и неравнодушием к своему делу! Спасибо за Ваш опыт !!!
Индира Саитова, 12.06.20 в 08:38 1Ответить Пожаловаться
Благодарю.
Вот интересные мы человечки - педагоги))) Как бы ни было нам трудно, а мы работаем от всей души, не переставая расти в своём творчестве вместе с нашими учениками.
Индира Саитова, 12.06.20 в 08:38 1Ответить Пожаловаться
На самом деле, мне есть чем поделиться. Обещаю, обязательно размещу свои наработки.

Отредактировано 12-06-2020 08:40

Ирина Анатольевна, 12.06.20 в 08:57 1Ответить Пожаловаться
Кабинет- СУПЕР! Думаю, что не я одна захотела там пожить. Очень-очень понравилось яблоко.
Лапина Светлана Александровна, 19.06.20 в 09:16 1Ответить Пожаловаться
Здорово! Так много идей, спасибо за опыт.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.