12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ефремова Н.В.849 учитель начальных классов, методист, Отличник образования Украины, Заслуженный учитель Украины Россия Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Статья «Использование современных образовательных технологий для развития критического мышления в начальной школе»
Ефремова Н.В. Использование современных образовательных технологий для развития критического мышления в начальной школе.
В связи с перенасыщением жизненного пространства информацией уже у младших школьников необходимо формировать критическое мышление, которое является предпосылкой овладения умениями осуществлять выбор, оценивать значение тех или иных фактов, явлений для себя лично и для развития общества.
О. Я. Савченко
С переходом на новые образовательные стандарты начального общего образования появилось немало положительных моментов: приоритетными стали личностно-ориентированные подходы к обучению младших школьников; наметились тенденции для творческого поиска педагогов и обучающихся, их совместным проектам, создаются авторские программы; предоставлена возможность выбирать педагогическую систему.
Передовой педагогический опыт убеждает, что наиболее конструктивным решением новых образовательных задач является создание таких педагогических и психологических условий в обучении, в которых ученик может занять активную личностную позицию, выразить себя как субъект учебной деятельности, своё индивидуальное «Я». Все сказанное выше приводит к понятию «активное обучение».
Маленький ребёнок вступает в наш сложный мир со своими взглядами, умениями, ценностями. К сожалению, не всегда его качества личности или навыки мышления соответствуют требованиям современности. Главное, поддержать ребёнка, правильно оценить его возможности, вовлечь в сотрудничество, научить анализировать, решать проблемы, давать оценку своим действиям, дать толчок к самосовершенствованию. Вот тогда мир заиграет разными красками. Именно педагог обязан открыть для ребёнка этот мир, правильно организовать работу, поставить цели, помочь достичь результатов. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
М. Новик выделяет следующие особенности активного обучения:
принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
достаточно длительное время вовлечения учащихся в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т. е. в течение всего занятия);
самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности учащихся;
постоянное взаимодействие учащихся и учителя с помощью прямых и обратных связей.
Данные характеристики активных методов обучения находят отражение в групповой и парной работе, использование проблемных ситуаций, новые подходы к целеполаганию, использование деловых игр, диспутов, презентаций совместных проектов, драматизация и многие другие.
Считаем, что важное значение имеет прямое общение детей на уроке. Лишая их этого, мы делаем детей неуверенными в своих способностях, зависимыми от учителя, не способными выразить собственное суждение. Поэтому следует уделять большое значение работе в группах и парах. «Подумай с соседом, вы можете найти правильное решение вместе». Кстати, очень важно, чтобы состав групп был динамичный, все время менялся, что позитивно влияет на взаимоотношения и микроклимат. Групповая работа может быть построена по принципам парного обучения, взаимного консультирования, работы над проблемным вопросом, распределения ролей и тому подобное.
Рациональный выбор методов и их применения обусловлен конкретной целью. Использование интерактивных технологий обучения в значительной степени способствует развитию мышления. Для этого используются ряд эйдетических методов.
Метод вхождения в образ. Вживаясь в различные образы «Я – игрушка», «Я –разделительный мягкий знак», попытаться ответить на вопрос, что я хочу сказать людям.
Так в изучении математики большую помощь оказывают «гости десятка», «домики-десятки и жители-единицы». Мир однообразных чисел оживает перед ребёнком, раскрывается смысл числа и счета ещё до полного его осознания.
Метод смыслового видения. «В чем причина поступков? Докажи свое мнение».
Метод эвристических вопросов. Этот метод позволяет определить суть отдельных аспектов учебной проблемы. Чаще всего вопросы начинаются словами: где, когда, как, зачем.
Метод символического видения. Определяется связь между явлением и его символом. А.Я.Савченко утверждала: «Обработка информации, которая подана с неполным словесным подкреплением, с недостаточными данными в виде схем, символов, знаков, вызывает у многих детей растерянность». Поэтому запись правил с помощью схем и символов мы проводим в специальных ученических справочниках.
Метод сравнения позволяет анализировать, структурировать материал, определять общие черты и различия.
Метод конструирования понятий, правил и гипотез знакомит с технологией исследовательской деятельности.
Метод прогнозирования при работе с художественным текстом. На это направлен целый ряд заданий:
вставить пропущенные слова или предложения,
придумать ответы на скрытые в тексте вопросы,
предложить свою концовку истории и тому подобное.
Неожиданные концовки или ответы рожают у детей улыбку. С помощью таких заданий у детей формируется гибкость ума, умение найти нешаблонный ответ, чувство юмора.
Свободный выбор задания. Предлагаем домашнее задание по литературе на выбор: кто-то изучает отрывок наизусть, кто-то приносит рисунок по прочитанному произведению, кто-то придумывает загадку и тому подобное.
Без использования активных методов обучения невозможно развитие критического мышления на уроках чтения и письма. Для примера рассмотрим урок чтения в 2 классе с элементами критического мышления, когда сочетаются коллективная, парная и индивидуальная работы, предлагаются задания на выбор.
Тема: В. Драгунский «Друг детства»
Цель урока:
Образовательная: познакомить учащихся с рассказом В. Драгунского «Друг детства», используя приём «Чтение с остановками» и вопросы различного типа.
Развивающая: стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся, анализируя эмоциональное состояние героев, развивать умение ориентироваться в тексте, вызвать интерес к прочитанному.
Воспитательная: способствовать нравственному воспитанию учащихся, воспитывать чувство милосердия и сочувствия к близким.
Оборудование: Презентация, раздаточный текстовый материал, детская фотография, аудиозапись рассказа «Друг детства», таблицы, мягкая игрушка, выставка книг и медиазаписей произведений В. Драгунского.
Ход урока
СТАДИЯ ВЫЗОВА
1.Организационный момент
Сегодня у нас необычный урок, урок доброты, милосердия, взаимопонимания. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.
2. Сообщение темы и цели
Мы будем учиться красиво и правильно говорить, радоваться и грустить вместе с героями нового рассказа. Автор его нам уже знаком.
(Слайд №1 – фотография В. Драгунского с сыном)
3. Беседа о творчестве В. Драгунского
Кто это?
С какими рассказами этого писателя мы уже знакомились?
Кто стал главным героем всех рассказов В. Драгунского?
Рассказы его грустные или весёлые?
(Слайд №2 – книги В. Драгунского)
Приём «Предвидение»
Название нового рассказа – «Друг детства». Этот рассказ меня очень тронул. После его прочтения мне захотелось взглянуть на старую фотографию моего детства. В конце урока я вам её покажу.
Кто сможет предположить, о чём пойдёт речь в этом рассказе?
(Учитель записывает предположения на доску, составляя «дерево предсказаний»)
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
Работа над 1 частью рассказа
Послушайте первую часть рассказа и подумайте, какие свои качества, черты характера проявляет Дениска в этой части.
(Дети слушают аудиозапись 1 части. Слайд 3)
а) «Работа в группах»
Выпишите за 1 минуту на листок те качества Дениски, которые вы заметили в 1 части. И мы определим, какая группа была при чтении наиболее внимательна.
(Дети записывают, зачитывают, учитель вносит сказанное в таблицу на доске. Слайд 4)
б) заполнение сводной таблицы на доске
Качества, присущие Дениске | Качества, которые мы ценим в людях |
1 2 3 и т.д. |
Работа над 2 частью рассказа
а) Приём «Предвидение»
Кто сможет предположить, о чём пойдёт речь дальше?
(Слушание аудиозаписи 2 части. Слайд 5)
Кто был наиболее точным в своём предвидении?
б) Беседа по прочитанному
Совпало ли ваше мнение с тем, что мы услышали?
Какая мечта была у Дениса?
Кто помешал её осуществить и почему?
Как отреагировал мальчик?
Кто поспешил на помощь Дениске?
Какой выход из ситуации предложила мама?
Почему мама это сделала? Какие качества она проявила?
(Слайд 6) Учитель вывешивает на доску слова:
МИЛОСЕРДИЕ
СОСТРАДАНИЕ
СОПЕРЕЖИВАНИЕ
СОЧУВСТВИЕ
(Чтение трактовки слов из словаря Ожегова)
Работа над 3 частью рассказа
а) Послушайте заключительную часть рассказа и подумайте, присущи ли детям подобные качества.
(Слушание аудиозаписи заключительной части рассказа. Слайд 7)
б) Беседа по прочитанному
Совпало ли «дерево предсказаний» с прочитанным сюжетом?
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
Беседа по содержанию
В какой части рассказа находится кульминация? Почему?
(выслушиваются все варианты ответов)
Обиделся ли мишка, что его друг хотел на нём отработать удары? Прочитайте.
Кто в нашей жизни прощает нам даже самые плохие поступки?
Можно ли сказать, что в этом рассказе Дениска проявил больше милосердия, чем мама?
Если я вас правильно понимаю, мама поступила плохо? Докажите свою точку зрения.
Используется приём «Свободный микрофон»
Связь с жизненным опытом
а) Рассказ учителя
У каждого из нас есть подобный игрушечный друг детства. Вот на моей детской фотографии такой же мишка. А вот игрушка нашего Дениски. Она нам многое могла бы рассказать о своём друге, если бы вдруг ожила.
б) Задание творческого характера
Придумать дома сказку от имени своего друга детства.
Работа над выразительным чтением
а) Чтение с пометками. Работа в группах
Данный рассказ В. Драгунского весёлый или грустный?
Прочитайте 1 часть рассказа с карандашом в руке. Отметьте те слова и выражения, которые на ваш взгляд смешны и необычны.
Ужасная путаница в голове
До смерти хотелось
Толстый голос
Приспичило
Молотили, колотили
Лупить что есть мочи
Использует ли автор образные выражения в других частях? Почему?
Выборочное чтение
Найдите отрывок, в котором Денис вспоминает, как ухаживал и играл с мишкой раньше. Посчитайте, сколько предложений в этом отрывке.
Почему это одно предложение такое длинное и в конце него троеточие?
Чтение «по ролям»
Найдите отрывок, который соответствует данному фрагменту фильма.
Нам необходимо озвучить эти кадры.
(просмотр фрагмента беседы с отцом без звука. Слайд 8)
Итоговая беседа
Какие новые качества вы открыли в Дениске в этом рассказе
(Внесение новых слов в таблицу качеств)
Оказалось, что многие качества, которые мы ценили в людях, присущи и нашему главному герою.
Работа над пословицами (слайд 9)
Какая из данных пословиц может служить итогом нашего с вами урока?
Друзья познаются в беде.
Старый друг лучше новых двух.
Без беды друга не узнаешь.
Друга ищи, а найдёшь – береги.
На чужом несчастье своего счастья не построишь.
4. Выставка книг, компьютерных дисков
5. Домашнее задание:
Читать рассказ на стр.63-65 учебника
Придумать историю от имени своего друга детства
Что приобретает ученик, пройдя через такой процесс обучения? Самое главное — у него нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельность при решении учебных задач, он умеет доказать свое и уважает чужое мнение, имеет способность к самоконтролю и сопереживанию, яркие эмоции.
ЛИТЕРАТУРА
Брушменский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 2003.
Гузик Н. П. Учить учиться. - М., 1991.
Занков Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. – М., 1960
Савченко О. Я. Виховний потенціал освіти. – К., 2009