12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мясникова Евгения Павловна278
Учитель истории и обществознания.
Россия, Белгородская обл., Белгород

Цели урока:

  • Расширить представление экономики, как важнейшей сферы жизни общества, направленной на удовлетворение многообразных потребностей людей.
  • Охарактеризовать проблемы, с которыми приходится сталкиваться всем участникам экономических отношений: проблему ограниченности ресурсов и проблему экономического выбора.

Оборудование урока: Учебник Обществознание 8 класс, Л.Н.Боголюбов. Поурочные разработки по обществознанию 8 класс. Под редакцией Боголюбова., Рабочая тетрадь Обществознание 8 класс. О.А. Котова, Т.Е. Лискова, Презентация, иллюстрации.

 

Новый материал:

1. Сегодня мы с вами начинаем изучение нового раздела курса обществознание. И он связан с одной из сфер жизнедеятельности общества.

Но, прежде чем огласить тему урока, мне хотелось бы обратить ваше внимание на слайд и вспомнить, какие сферы жизни общества вам известны.

А теперь отгадайте загадки

На товаре быть должна

Обязательна ...   (цена)

Будут целыми, как в танке,

Сбереженья ваши в ...   (банке)

Как ребёнка нет без мамы,

Сбыта нету без ...    (рекламы)

И врачу, и акробату

Выдают за труд ...   (зарплату)

Очень вкусная витрина

Овощного ...   (магазина)

К какой сфере жизни общества относятся все эти загадки? (к экономической)

Ребята, а можем ли мы с вами прожить без всего, что связано с экономикой?

Поэтому, тема нашего урока- «Экономика и ее роль в жизни общества». Запишите ее в тетрадь.

Ребята, а как вы считаете, какую роль экономика играет в жизни каждого из нас? Почему?

Вот вы уже и ответили на главный вопрос урока на обыденном уровне, но сегодня мы постараемся рассмотреть этот вопрос с научной точки зрения.

Выяснение роли и значения экономики в жизни общества- это будет основная цель нашего урока.

 

2. А что бы логично начать изучение нового материала, давайте вспомним, что такое экономика. (ответы учащихся).

Давайте еще раз обратимся к словарю в учебнике. Стр. 223. Запишите это определение в тетрадь.

 

3. Живет на свете человек. Все у него есть. Все его устраивает, он ни о чем не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает. Такая ситуация выглядит почти фантастически. Почему? (у каждого человека есть потребности)

! Вывешивается Начало кластера «Потребности»

А что такое потребности? (нужда человека в чем- либо)

Сейчас я предлагаю вам назвать свои потребности.

У вас на столах лежат карточки с различными потребностями человека.

Существует несколько классификаций потребностей и сейчас мы с вами постараемся вместе составить схему: «Классификация потребностей»

Задание! Используя схему, которая у вас лежит на стола, разделите потребности, на три группы. (работа в группах)

Потребности человека:

материальные, духовные, социальные.

! Запишите эту схему в тетрадь и проиллюстрируйте каждый вид потребностей собственным примером.

??? А для чего необходимо удовлетворять потребности? (Цель удовлетворения потребностей- создание условий для жизни и деятельности людей)

??? А если вы удовлетворите сегодня все свои потребности, у вас их больше не появится?

Вывод: Потребности человека безграничны.

! Вывешивается второй кластер.

 

4. Ребята, давайте еще раз обратимся к определению «экономика».

Каким образом удовлетворяются потребности человека? (путем создания необходимых благ)

А как вы поняли из определения, что такое «благо»

З.т. Благо- это средства, с помощью которых человек удовлетворяет свои потребности.

Давайте опять обратимся к схеме: «Потребности человека»

Что бы удовлетворить материальные потребности человека, собственно чем и занимается экономика, что нам необходимо?

Потребность в еде - еда; потребность в одежде- одежда, потребность в жилище- здания.

!!! Экономисты делят все жизненные блага на свободные или даровые и экономические.

Свободные блага (преимущественно природные)- доступны для всех нуждающихся в них. К ним относят воздух, воду, солнечный свет…

Экономические блага- блага, полученные в результате экономической созидательной деятельности, посредством производства.

Задание: 1. У вас на столах лежат картинки. Распределите их на 2 части- свободные и экономические блага. Что получилось?

2. А теперь, отодвиньте в сторону свободные блага и постарайтесь разделить экономические блага на 2 группы. По какому признаку вы их разделяли?

Ребята, а экономические блага тоже делятся на предметы потребления (для удовлетворения личных потребностей) и средства производства (блага, используемые для производства других благ).

Итак, давайте сделаем некоторые выводы:

Что бы удовлетворить _____________ экономические потребности человека необходимы специальные средства, которые называют ________________ .

 

5. А вот где взять экономические блага? (произвести)

А из чего? (из вспомогательных средств). Вот нам на помощь и пришло французское слово ressourse- ресурс.

(Если учащие затрудняются: привести пример: Что бы построить здание- необходим кирпич, инструмент, труд рабочего…)

З.о. Ресурс - вспомогательное средство для создания экономических благ.

! Вывешивается 3 кластер

Задание: Вам выдается лист ватмана, картинки, основная картинка- это будет ваше благо. Задача- наклеить на ватман основную картинку, под ней наклеить картинки, которые будут являться ресурсами, а над картинкой написать , какая потребность будет удовлетворена.

! Ватманы вывешиваются на доске- 1 человек рассказывает о проделанной работе.

??? Ребята, а подскажите, ведь человеческие потребности неограниченны, и так будет всегда, а вот ресурсы, они тоже неограниченны? (ограничены).

! Вывешивается 4 кластер.

Так, исходя из всего вышесказанного, сделайте вывод, какова главная задача экономики?

Задача экономики: Удовлетворение безграничных потребностей человека с помощью ограниченных ресурсов.

 

6. Мы уже знаем, что человек живет в мире ограниченных возможностей, но с неограниченными потребностями. И потребности всегда больше наших возможностей. Так ,а на что же истратить имеющиеся ресурсы?

Всем нам приходится выбирать, приобретая одну вещь, мы отказываем себе в приобретении другой. Этот выбор называется альтернатива.

А теперь, представьте, что вам родители на День рождения обещали подарить что-либо из техники. Но, вы хотите мобильный телефон, компьютер и электронную книгу. От чего вы готовы отказаться, ради удовлетворения только одной потребности? Но, вы могли бы приобрести электронную книгу- она будет вашей альтернативной стоимостью.

З.т. Альтернативная стоимость - это польза или выгода, которую мы могли бы получить от самого лучшего из невыбранных вариантов.

Задание:

Анна решила заниматься восточными танцами. Занятие, костюмы, аксессуары стоят очень дорого. Вполне вероятно, что Анне придется отказаться от других потребностей. А раньше она очень любила ходить в бассейн, изучала с репетитором иностранный язык. Что в данном случае может выступать в качестве альтернативной стоимости? Объясните свой выбор.

Выводы урока: У всех есть альтернативный выбор. И у человека, и у государства, и у фирмы. Какие ресурсы и как использовать для производства экономических благ, что бы удовлетворить растущие потребности общества, но это тема следующего урока.

А сейчас ответьте мне на вопросы:

Какова роль экономики в жизни общества?

 

Роль экономики в жизни общества

1. Обеспечивает людей материальными условиями их существования (продуктами, одеждой, жилищем)

2. Является фундаментом всякого общества, поскольку общество может существовать и развиваться благодаря непрерывному производству

3. Является фундаментом всякого общества, поскольку общество может существовать и развиваться благодаря непрерывному производству

4. Является основой научно-технического прогресса, поскольку именно в процессе творческого решения экономических проблем рождаются новые идеи и изобретения

 

Продолжите предложения «Альтернативная стоимость – это …»

Легко ли было принимать  решения? 

Наш урок позволит вам принимать эффективные решения? (Из ответов: «Буду принимать обдуманные решения»,  «буду руководствоваться принципом рационального поведения).

А на столах у вас лежат листы самоконтроля. Ваша задача- оценить роль в уроке каждого участника группы по определенным критериям.

Домашнее задание: § 11 вопрос №1 стр. 91- письменно.


Лист самоконтроля группы. Оценка по 5 – бальной шкале.

ФИ ученика

Устные ответы.

Участие в обсуждении группового задания

Участие в составлении кластера

Средняя оценка группы

         
         
         
         
         
         

Лист самоконтроля группы. Оценка по 5 – бальной шкале.

ФИ ученика

Устные ответы.

Участие в обсуждении группового задания

Участие в составлении кластера

Средняя оценка группы

         
         
         
         
         
         

 


 

 

 


 

 

В одежде

В компьютере

В деньгах

В жилище

В средствах связи

В средствах передвижения

В ремонте стиральной машины

В еде

Социальные

В общении

В признании

В общественной деятельности

В привязанности

В заботе о другом человеке

В семье

Духовные

В знаниях

В творческой деятельности

В созидании прекрасного

В самореализации

В саморазвитии

В счастье

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.