Учебно-методический материал «Экскурсия как форма организации учебного процесса»
ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Хохлов А.А. Как подготовить и провести экскурсию по
экологической тропе: Методические рекомендации.- Киров: Изд-во ВГПУ, 1999- 23 с.
В рамках учебных программ по природоведению, географии, биологии предусматривается проведение учебных экскурсий. Разнообразные по тематике природоведческие экскурсии можно проводить по специально оборудованной для этих целей экологической тропе.
Экскурсия- это коллективный осмотр музейного или вне музейного объекта, проводимый по заранее намеченному маршруту под руководством специалиста-экскурсовода образовательно-воспитательных целях.
Во время природоведческой экскурсии учащиеся непосредственно соприкасаются с объектами живой природы. При этом у них бывают задействованы все органы чувств: они непосредственно видят объекты природы, слушают речь экскурсовода и шум природы, передвигаются от одного объекта к другому. Зачастую они могут потрогать природные объекты руками, понюхать их запахи и даже «попробовать их на зуб».
Как и в других формах организации обучения и воспитания при проведении экскурсии реализуются следующие дидактические принципы: научность, связь обучения с жизнью, доступность и учет возрастных особенностей экскурсантов, систематичность и последовательность. Особо следует выделить принцип наглядности, причем наглядности не изобразительной, как это бывает на простых уроках, а предметной, экскурсовода, его мастерства. При проведении природоведческой экскурсии по экологической тропе в зависимости от целей и задач, стоящих перед экскурсоводом и экскурсантами, от возраста учащихся, от места экскурсии в учебном процессе выбираются определенные методические приемы, количество нового материала. В подготовке экскурсий существует общий порядок, который позволяет грамотно и эффективно освоить новую экскурсию.