12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Виктория40

«Эксперимент при изучении органической химии»

Горбунова Виктория Олеговна

учитель химии

г. Норильск

МБОУ «СШ №38»

Одно из главных мест в обучении химии занимает химический эксперимент. В условиях сокращения учебного времени на изучение предмета значение чувственных восприятий как основы формирования понятий, а значит и роль эксперимента как средства познания велика, как никогда. Химический выполняет многие дидактические функции: выявляет свойства веществ, раскрывая генетические связи между ними, определяет возможные способы их получения, позволяет установить химическое строение веществ.

Помимо этого, он позволяет проверить знания и исправить неточности восприятия и представлений, выступает как как способ формирования практических умений и навыков, позволяет закрепить полученные знания и умения.

В своём выступлении хотелось бы сделать акцепт на проблеме иллюстративного и исследовательского применения демонстрационного эксперимента при изучении органической химии на профильном уровне.

К демонстрационным экспериментам, как и другим видам учебного эксперимента предъявляются определенные требования:

- безопасность, как для экспериментатора, так и для наблюдателей;

- наглядность, возможность увидеть все детали и моменты опыта всеми учениками;

- надежность;

- выразительность;

- эмоциональность;

- убедительность;

- быстрое и простое исполнение;

- сочетание со словом учителя.

Каждый учитель, полагаю, заинтересован, чтобы за внешним эффектом демонстрационного опыта, ребята смогли увидеть его внутренние содержание, последовательность логических действий. Характер использования эксперимента определяется прежде всего сущностью той познавательной проблемы, которая является ведущей на уроке.

Так, например, при установлении строения молекулы глюкозы возникает необходимость экспериментального выяснения строения вещества. В данной ситуации очевидно не оглашаются результаты, учитель проектирует и осуществляет опыт, который позволяет получить необходимые для этого экспериментальные данные.

Водный раствор глюкозы имеет нейтральную реакцию на индикатор, не взаимодействует с карбонатом натрия, но даёт положительный результат с реактивом Толленса, что позволяет предположить наличие альдегидной группы. Демонстрация качественной реакции на многоатомные спирты наглядно доказывает полифункциональную природу моносахарида, наличие карбонильной и нескольких гидроксильных групп.

Следующий пример использования демонстрационного эксперимента как способа выявления свойств, характерного для определённого вида связи, также предполагает выдвижения гипотезы и проверка их опытами. Это изучение гидролиза сложных эфиров на примере гидролиза лекарственного средства- аспирина. Ребятам известна структурная формула ацетилсалициловой кислоты, также они знакомы с теоретическим обоснованием процесса гидролиза. Результаты эксперимента-наличие фенольной группы в продуктах гидролиза аспирина (реакция с хлоридом железа(III) и отсутствие таковой при комнатной температуре, позволяет учащимся самостоятельно составить уравнение реакции, понимая механизм.

Порою предшествующее изучение учебного материала не создаёт необходимых предпосылок для исследовательской постановки эксперимента. Так, после изучения состава многоатомных спиртов, переходя к изучению химических свойств, отличающим эти вещества от одноатомных спиртов, у ребят отсутствуют основания для гипотез и предположений, поэтому процесс исследования состояться не сможет. Учитель сообщает о качественной реакции на многоатомны спирты и иллюстрирует это опытом.

Очевидно, предварительная подготовка к некоторым опытов довольна затратная в плане временного ресурса, но результат от эффектно проведённого эксперимента, иллюстрирующий сложный для восприятия химический процесс принесёт несомненное удовлетворение как учителю, так и ученикам. Приведу пример из своего опыта. До недавнего времени реакцию получения предельных углеводородов посредством электролиза водных растворов натриевых солей карбоновых кислот рассматривали с ребятами только теоретически, подробно характеризуя происходящий при этом электродный окислительно-восстановительный процесс. Всегда отмечала затруднения восприятия процесса электролиза как такового. Возникла идея постановки демонстрационного эксперимента по получению этана реакцией Кольбе.

Таким образом, вопрос об использовании демонстрационного эксперимента всегда решается в зависимости от характера рассматриваемых явлений и общей логики познавательного процесса.

Приведу пример, когда эксперимент может служить иллюстративным началом для последующей лабораторной работы учащихся в рамках одного урока. Тема «Азотсодержащие соединения. Амины». Методическая сложность проведения опытов заключается в том, что начинать их приходится с получения аминов, чтобы было возможно далее изучать их свойства. В нашей школе количество необходимых органических реактивов довольно ограничено, необходимая хлористоводородная соль метиламина отсутствует. Поэтому для выделения аминов использую селедочный рассол.

Опишу суть эксперимента: в колбу с отведенной трубкой наливаю 20-25 мл селёдочного рассола, добавляю 7-10 мл концентрированного раствора гидроксида натрия, нагреваю. Газообразную смесь аминов отгоняю в пробирку с водой, охлажденную снегом и льдом. Опыт занимает около 5-7 минут, затем готовый раствор раздаю ребятам для дальнейшего изучения свойств аминов.

Возможные лабораторные опыты:

Устанавливаем среду раствора с помощью фенолфталеина. Делаем вывод- продукт соединения аминов с водой обладает щелочными свойствами, подобно раствору аммиака.

CH3NH2 + H2O-->CH3NH3OH

Подтверждаем основные свойства раствора амина опытом взаимодействия с раствором хлорида железа(III)-осаждение нерастворимого основания.

FeCl3 + 3CH3NH3OH -->Fe(OH)3 + [CH3NH3]Cl

Параллельно можно провести аналогичные опыты с раствором аммиака.

Таким образом, демонстрационный эксперимент должен являться неотъемлемой частью процесса преподавания химии. И важнейшая задача для учителя – систематически повышать свой уровень мастерства в области экспериментальной химии.

 

Список литературы:

Полосин В.С «Школьный эксперимент по неорганической химии», Просвещение 1981г.

Цветков Л.А «Преподавание органической химии», Просвещение, 1978 г.

Электронный ресурс: him/1sept/ru/aricl.

Электронный ресурс:multiurok.ru «Использование демонстрационного эксперимента на уроках химии по формированию познавательной деятельности».


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.