12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Людмила Хилько329 Учитель математики, высшая квалификационная категория Россия, Архангельская обл., Мирный,Архангельская обл |
Элективный курс "Алгебра модуля"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный элективный курс «Алгебра модуля» направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого класса задач. Стоит отметить, что навыки в решении уравнений, неравенств, содержащих модуль, и построение графиков элементарных функций, содержащих модуль, необходимы для успешной подготовки к сдаче экзамена в школе и подготовки к поступлению в высшие учебные заведения. Материал данного курса содержит «нестандартные методы», которые позволяют более эффективно решать широкий класс заданий, содержащих модуль. Наряду с основной задачей обучения математики – обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой.
Целью курса является создание условий для самореализации обучающихся в процессе учебной деятельности; развитие математических, интеллектуальных способностей обучающихся, обобщенных умственных умений в видении понимания и практической подготовки в таких вопросах, как: а) преобразование выражений, содержащих модуль; б) решение уравнений и систем уравнений, неравенств, содержащих модуль; в) построение графиков функций, содержащих модуль; и других.
Для достижения поставленных целей в процессе обучения решаются следующие задачи курса:
- помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;
- помочь оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;
- создание условий для качественной подготовки к сдаче ЕГЭ, к сдаче вступительных экзаменов в ВУЗы.
-помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы.
В результате обучения учащиеся должны уметь:
- точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;
- применять изученные алгоритмы для решения соответствующих заданий;
- решать уравнения и системы уравнений, неравенства, содержащие модуль;
- строить графики функций, содержащих модуль;
- решать нестандартные задания, содержащие модуль.
Срок реализации программы – 1 год (в течение 10 класса) . Всего 34 часа.
Основные формы занятий: лекция, объяснение, практическая работа, семинар, творческие задания.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во. ч | Формы работы | Форма контроля |
1. | Модуль: общие сведения. | 1 | Лекция, объяснение, выполнение тренировочных упр. | самоконтроль |
2. | Преобразование выражений, содержащих модуль. | 2 | Выполнение тренировочных упр. | Взаимоконтроль, самостоят. Работа (обучающая) |
3. | Решение уравнений, содержащих модуль. | 5 | Лекция, выполнение тренировочных упр. | Самоконтроль, работа в парах, домашняя контрольная работа |
4. | Решение систем уравнений, содержащих модуль. | 2 | Лекция, практическая работа | Самостоятельная работа с последующей проверкой |
5. | Решение неравенств, содержащих модуль. | 4 | Лекция, практическая работа, семинар. | Домашняя контрольная работа, самоконтроль |
6. | Графики функций, содержащих модуль. | 5 | Лекция, объяснение, выполнение тренировочных упр. | Взаимоконтроль, практическая работа, домашняя контрольная работа |
7. | Графический способ решения уравнений и систем уравнений, неравенств, содержащих модуль | 2 | Семинар, практическая работа | Обучающая самостоятельная работа |
8. | Решение тригонометрических уравнений, содержащих модуль. | 3 | Лекция, практическая работа | Взаимоконтроль, самостоятельная работа
|
9. | Решение заданий с параметрами, содержащие модуль. | 3 | Лекция, выполнение тренировочных упр. | Обучающая самостоятельная работа |
10 | Модуль в заданиях единого государственного экзамена | 5 | Лекция, выполнение тренировочных упр. | Самоконтроль, взаимоконтроль |
11. | Итоговое занятие | 2 | Практическая работа в группах | Защита работы |
Содержание программы.
Тема №1. «Модуль: общие сведения».
Модуль. Общие сведения: определение, свойства модуля, геометрический смысл модуля.
Тема №2. «Преобразование выражений, содержащих модуль».
Решение заданий на упрощение выражений, содержащих модуль.
Тема №3. «Решение уравнений, содержащих модуль».
Область определения, определение модуля, понятие четной и нечетной функции.
Решение уравнений, содержащих модуль, вида: f|х|=а; |f(х)|=а; |f(х)|=φ(х); |f(х)|=|φ(х)|,
Модуль в модуле.
Решение уравнений методом введения новой переменной.
Тема №4. «Решение систем уравнений, содержащих модуль».
Рассмотреть способы решения систем уравнений, содержащих модуль.
Тема №5. «Решение неравенств, содержащих модуль».
Решение неравенств, содержащих модуль вида: f|х|>а; |f(х)|≤а; |f(х)|≤φ(х); |f(х)|≤|φ(х)|;
|f(х)|>φ(х).Решение неравенств, содержащих несколько модулей, модуль в модуле.
Тема №6. «Графики функций, содержащих модуль».
Рассмотреть построение графиков элементарных функций, содержащих знак модуля.
Построение графиков функций вида:
у=f(х); у=|f(х)|; у=|f(|х|)|; у=|f(х)|+|f(х)|+…+|f(х)|.
Тема №7. «Графический способ решения уравнений и систем уравнений, неравенств»
Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль (графически). Показать преимущества метода.
Тема №8. «Решение тригонометрических уравнений, содержащих модуль».
Свойства тригонометрических функций, способы решения тригонометрических уравнений. Область допустимых значений.
Рассмотреть решение тригонометрических уравнений, содержащих знак модуля.
Тема №9. «Решение заданий с параметрами, содержащие модуль».
Параметр и свойства решений уравнений, систем уравнений, содержащих модуль.
Тема №10. «Модуль в заданиях единого государственного экзамена».
Решение заданий, предлагаемых на экзаменах в школе и в ВУЗы.
На итоговом занятии предполагается защита работы.
В планировании могут быть изменения.