12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Насонова Любовь Геннадьевна - учитель русского язы452
Россия, Ульяновская обл., п.Красный Гуляй
4

Эссе «Портрет современного учителя»

Насонова Любовь Геннадьевна

МОУ Красногуляевская СШ

Ульяновской области

Портрет современного учителя

Умей мечтать средь суеты,
Средь серых будней и проблем,
И видеть блики красоты
В манящем ветре перемен...

Ксения Тайна

«Всё, что было или есть, началось с мечты,» - мне так близки эти слова, что если бы их не сказал кто — то другой, их бы обязательно сказала я. Почему я так уверенно говорю об этом? Потому что у меня всё началось с мечты — мечты стать учителем, таким, как те, что встретились мне в жизни — мои учителя, то есть не просто учителем, а хорошим учителем. Я видела открытость и искренность учителя русского языка и литературы, верность и фанатичную преданность своему делу учителя физической культуры. Меня трогала забота и сердечность моего классного руководителя, восхищала любовь к Родине и чувство гордости за страну, которые проявлялись у учителя истории. Я очень ценила доверие и умение сопереживать ученикам учителя математики… Для меня всё это слилось в одно понятие — хороший учитель, потому что их объединяло главное — умение мечтать вместе с детьми и умение помочь каждому ребёнку научиться верить в себя.

Быть хорошим современным учителем - это не значит быть безответственным мечтателем, это значит быть тем, кто вместе с детьми ежедневно превращает мечты в цель, а цели — в результаты. Каждый день я маленькими шашками иду к этому. Как бы трудно ни было, постепенно превращаю мечту в реальность. И она становится всё ближе и ближе, а сил не меньше, а только больше.

Профессия учитель, на мой взгляд, одна из самых необычных. Почему? Да потому, что учитель не только учит, но и сам постоянно учится. Как бы я смогла понять, куда мне двигаться дальше, если бы не мои ученики? Только с их помощью я вижу, что у меня получается, а что нужно изменить. Дети умеют учить лучше взрослых, они говорят и действуют открыто. Очень важно уметь услышать каждого ребёнка, поддержать в нём желание говорить о том, о чём он думает, что его волнует, радует или печалит. А если учителю не хватает на это времени, то дети начинают приспосабливаться, говорить то, чего от них ждут. Убеждена — это не способствует воспитанию гражданина. Выход вижу в открытых вопросах, в общении с ребёнком на равных. Только в этом случае на моих занятиях будет настоящее общение и «взаимное» обучение.

Я учусь каждый день: жизненные ситуации, книги или путешествия дают мне возможность почувствовать, кто я.

Я учусь.

И я учусь учить.

Я каждый день учусь учить ребят умению учиться.

Это та цель, достигая которую, я приближаюсь к своей главной мечте — стать тем учителем, который помогает каждому ребёнку взять новую высоту, ту, в которую он верил.

Почему именно это для меня важно, зачем уметь учиться? Ещё Эрнст Легуве, французский писатель 19 века, сказал: «Цель воспитания — научить наших детей обходиться без нас». А что мы должны говорить сегодня, в 21 веке, когда темп жизни настолько стремительный, что необходимо постоянно адаптироваться к новым условиям? Особенно сложно быть учителем в эпоху, когда её основные приметы — изменчивость и непостоянство. Учителю важно уметь учиться в течение всей жизни, важно включить рефлексию в свою профессиональную жизнь, постоянно отвечать на вопросы: что я знаю и чего ещё не знаю, что умею и чего не умею. Только после таких размышлений я понимаю, чему нужно учиться, что узнать, что попробовать, чтобы быть современным учителем. Так же должно быть и у детей.

Я работаю учителем русского языка и литературы. Школьный возраст является тем временем в жизни человека, когда формируется основа умения учиться. В этом возрасте важно не упустить то, что будет залогом не только обучения в школе, но и фактором успешности на протяжении всей жизни. Без объективной оценки своих действий ребёнку очень сложно двигаться к успеху. Представим себе стрелка, который не знает, попал он в мишень или нет, и не знает, что ему нужно сделать, чтобы в следующий раз точно её поразить. При проектировании своей деятельности я использую потенциал отметки так, чтобы она выполняла не столько контролирующую функцию, сколько воспитывающую, формирующую. Считаю важным учить детей тому, что ошибка — это находка, подарок. В этом случае ошибка — предвестник положительного результата.

Моё педагогическое кредо — это демонстрация ученику положительных изменений в нём относительно самого себя. Для этого в образовательном пространстве я использую ситуации, настраивающие на успех. Лист успеха и Урок успеха — это названия педагогических средств, которые позволяют не только обратить внимание ученика на его «победы» над собой, но и зафиксировать продвижение. Тогда, понимая, что это продвижение состоялось благодаря приложенным усилиям, ребёнок испытывает желание двигаться дальше.

Ещё одним важным педагогическим средством для меня является Портфель достижений. Это мощная положительная оценка усилий ребёнка под девизом: «Я смог, я сумел». Работая с Портфелем достижений, ученик понимает, что он успешный, и сам может строить траекторию своего развития. И ещё — эмоциональное воздействие, оно должно быть адресовано каждому ребёнку. Это прежде всего «заряжение» учеников своим личным настроением — состоянием, имя которому - «бодрое делание», такое боевое веселье мастера, уверенного, что всё будет сработано великолепно! И именно из такой позиции уместно откровенно любоваться учеником, восхищаться им.

Я не верю в то, что в условиях изменений в системе образования есть что-то, что может помешать учителю идти в ногу со временем. Я согласна с нынешним Министром образования О.Ю.Васильевой, которая запретила работникам Министерства употреблять выражение «образовательные услуги», потому что учитель — это прежде всего воспитатель, который может и должен мечтать! Иначе можно огрубеть, ощетиниться, что не допустимо в нашей работе, можно лишиться такой ценности, как общение с ребёнком. Наши мечты — дорога к нашему счастью, в котором профессиональное и человеческое нельзя отделить друг от друга. Учитель — автор, учитель — мастер: знаток, эксперт, наставник, художник, обладающий к тому же личностными характеристиками — такой учитель и необходим школе 21 века. Важно не дать мечте погибнуть под грузом каждодневных трудов. Ведь если бы я не шла за мечтой, я не стала бы счастливым учителем, который превращает мечты в реальность!

Пусть и ваша мечта осуществиться,

Реальную приняв земную плоть…

Опубликовано


Комментарии (1)

Савельева Лариса Евгеньевна, 27.01.18 в 15:54 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Как же научить детей обходиться без нас, но помнить нас или хотя бы вспоминать?!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.