12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шамукаев Салай Милаевич1017
Россия, Башкирская респ., Бирск
3

Мастер-класс «Файл и файловая система»



Тема: "Файл и файловая система".

Цели:

Образовательные:

Познакомить обучающихся с понятиями файл, имя файла, папка, файловая структура диска, путь к файлу.

Сформирование умения находить файлы по заданному пути и отслеживать путь по файловой системе.

Формировать навыки работы с файлами, умение производить поиск файлов.

Развивающие:

Развивать умения анализировать, обобщать и наблюдать, сравнивать, выделять главное, делать выводы.

Формирование и развитие умения кратко и точно отвечать на поставленный вопрос;

Развивать умение контроля и самоконтроля, умение выделять главное.

Воспитательные:

Формирование и развитие навыков корректного поведения при обсуждении вопроса;

Стимулировать познавательную деятельность учащихся, привить интерес к предмету.

Воспитание информационной культуры учащихся.

Используемые на уроке средства ИКТ:

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска

ПК обучающихся

Электронные образовательные ресурсы

презентация «Файлы и файловые структуры»

программа Гипертест (тест «Персональный компьютер»)

Наглядность: Набор карточек №1, рисунок пустого системного блока и карточки с различными устройствами ПК.

Тип урока: формирование новых знаний.

Формы: дифференцированная работа в группах, фронтальная, самостоятельная работа, работа под руководством преподавателя, творческая.

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, практический, метод применения ИКТ, работа в группах.

Группа: 109 фарм ком А.

Продолжительность занятия: 90 мин.

Ход урока.

1.Организационный момент.(2 мин)

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок изучения нового материала.

Преподаватель проверяет готовность группы к занятию и отмечает отсутствующих на занятии.

Домашним заданием было повторить весь материал по теме «Моделирование. Виды моделей». Как вы справились с этим, мы с вами узнаем сегодня на нашем занятии.

2.Актуализации знаний и работа по постановке цели урока.(16 мин)

1) Несколько обучающихся по выбору преподавателя выполняют электронный тест «Моделирование. Виды моделей»

Приложение 1

Тест по теме «Моделирование. Виды моделей»

1.     Моделирование — это:

+а) процесс замены реального объекта (процесса, явления) моделью, отражающей его существенные признаки с точки зрения достижения конкретной цели;

  б) процесс демонстрации моделей одежды в салоне мод;

  в) процесс неформальной постановки конкретной задачи;

  г) процесс замены реального объекта (процесса, явления) другим материальным или идеальным объектом;

  д) процесс выявления существенных признаков рассматриваемого объекта.

 

2.     Модель — это:

  а) фантастический образ реальной действительности;

  б) материальный или абстрактный заменитель объекта, отражающий его пространственно-временные характеристики;

+в) материальный или абстрактный заменитель объекта, отражающий его существенные характеристики;

  г) описание изучаемого объекта средствами изобразительного искусства;

  д) информация о несущественных свойствах объекта.

 

3.     При изучении объекта реальной действительности можно создать:

  а) одну единственную модель.

+б) несколько различных видов моделей, каждая из которых отражает те или иные существенные признаки объекта;

  в) одну модель, отражающую совокупность признаков объекта;

  г) точную копию объекта во всех проявлениях его свойств и поведения;

д) вопрос не имеет смысла.

 

4.     Процесс построения модели, как правило, предполагает:

  а) описание всех свойств исследуемого объекта;

+б) выделение наиболее существенных с точки зрения решаемой задачи свойств объекта;

  в) выделение свойств объекта безотносительно к целям решаемой задачи;

  г) описание всех пространственно-временных характеристик изучаемого объекта;

  д) выделение не более трех существенных признаков объекта.

 

5.     Натурное моделирование это:

+а) моделирование, при котором в модели узнается моделируемый объект, то есть натурная модель всегда имеет визуальную схожесть с объектом- оригиналом;

  б) создание математических формул, описывающих форму или поведение объекта-оригинала;

  в) моделирование, при котором в модели узнается какой-либо отдельный признак объекта-оригинала;

  г) совокупность данных, содержащих текстовую информацию об объекте-оригинале;

  д) создание таблицы, содержащей информацию об объекте-оригинале.

 

6.     Информационной моделью объекта нельзя считать:

  а) описание объекта-оригинала с помощью математических формул;

+б) другой объект, не отражающий существенных признаков и свойств объекта-оригинала;

  в) совокупность данных в виде таблицы, содержащих информацию о качественных и количественных характеристиках объекта-оригинала;

  г) описание объекта-оригинала на естественном или формальном языке;

  д) совокупность записанных на языке математики формул, описывающих поведение объекта-оригинала.

 

7.     Математическая модель объекта — это:

  а) созданная из какого-либо материала модель, точно отражающая внешние признаки объекта-оригинала;

  б) описание в виде схемы внутренней структуры изучаемого объекта;

  в) совокупность данных, содержащих информацию о количественных характеристиках объекта и его поведения в виде таблицы;

+г) совокупность записанных на языке математики формул, отражающих те или иные   свойства объекта-оригинала или его поведение;

  д) последовательность электрических сигналов.

 

8.     К числу математических моделей относится:


  а) милицейский протокол;

  б) правила дорожного движения;

+в) формула нахождения корней квадратного уравнения;

  г) кулинарный рецепт;

  д) инструкция по сборке мебели.



9.     К числу документов, представляющих собой информационную модель управления государством, можно отнести:


+а) Конституцию РФ;

  б) географическую карту России;

  в) Российский словарь политических терминов;

г) схему Кремля;

д) список депутатов государственной Думы.


 

10.                       К информационным моделям, описывающим организацию учебного процесса в школе, можно отнести:


  а) классный журнал;

+б) расписание уроков;

  в) список учащихся школы;

г) перечень школьных учебников;

д) перечень наглядных учебных пособий.


 

 

 

 

11.                       Табличная информационная модель представляет собой:

  а) набор графиков, рисунков, чертежей, схем, диаграмм;

  б) описание иерархической структуры строения моделируемого объекта;

+в) описание объектов (или их свойств) в виде совокупности значений, размещаемых в таблице;

  г) систему математических формул;

  д) последовательность предложений на естественном языке.

 

12.                       Рисунки, карты, чертежи, диаграммы, схемы, графики представляют собой:


    а) табличные информационные     модели.

    б) математические модели;

    в) натурные модели;

+г) графические информационные модели;

 д) иерархические информационные модели.


 

13.                       Описание глобальной компьютерной сети Интернет в виде системы взаимосвязанных следует рассматривать как:


а) натурную модель;

б) табличную модель;

в) графическую модель;

   г) математическую модель;

+д) сетевую модель.


 

14.                       Файловая система персонального компьютера наиболее адекватно может быть описана в виде:


  а) табличной модели;

  б) графической модели;

+в) иерархической модели;

г) натурной модели;

д) математической модели.


 

15.                       Расписание движение поездов может рассматриваться как пример:


   а) натурной модели;


+б) табличной модели;


   в) графической модели;


   г) компьютерной модели;


   д) математической модели.



Остальные устно отвечают на вопросы преподавателя.:

2) Вопросы и задания.

Что общего и в чем различие понятий «математическая модель» и «компьютерная математическая модель»?

Математическая модель - это описание моделируемого процесса на языке математики ( уравнения, системы уравнений и т.п).

Компьютерная математическая модель – это программа, реализующая расчеты состояния моделируемой системы по ее математической модели.

Расчет прогноза погоды на современном компьютере с быстродействием 1 млн операций в секунду длится 1 час. Оцените, сколько времени понадобилось бы для этого человеку, имеющему в своем распоряжении арифмометр (механический калькулятор), выполнение одной операции на котором занимает 10 секунд.

Посчитаем, сколько требуется действий:

1 час - это 3600 секунд  =>

    для расчета погоды нужно 3600000000 операций.

То есть человеку с арифмометром понадобилось бы

3600000000 * 10 = 36000000000 секунд = 1141,5 лет.


 

В чем состоит особенность компьютерного математического моделирования в процессе управления техническим устройством?

Компьютерное управление техническими устройствами происходит в процессе расчетов по математическим моделям в режиме реального времени.

В каких ситуациях используется имитационное моделирование?

Имитационное моделирование используется для анализа и синтеза сложных систем в тех случаях, когда аналитическая модель слишком сложна или ее не удается разработать. Имитационная модель отображает процессы в системе при наличии внешних воздействий на систему, а связь между параметрами внутренних, внешних элементов и выходными параметрами задана в ней неявно в виде алгоритма моделирования.

Особенностью имитационного моделирования является то, что имитационная модель позволяет воспроизводить моделируемые объекты:

·         с сохранением их логической структуры;

·         с сохранением поведенческих свойств (последовательности чередования во времени событий, происходящих в системе), т.е. динамики взаимодействий.


 

Отличительной особенностью метода имитационного моделирования является возможность описания и воспроизведения взаимодействия между различными элементами системы.


 

Придумайте по одному примеру формы использования компьютерной графики для вычислительного эксперимента, для компьютерного управления и для имитационной модели.

Вычислительный эксперимент:

прекращение испытаний ядерного оружия, которые сопровождались значительным экологическим ущербом. Благодаря очень точным математическим моделям и мощным компьютерам стало возможно просчитать все последствия, к которым приводит изменение в конструкции ядерной бомбы. Образно говоря, удалось "взорвать бомбу" внутри компьютера, ничего не разрушив.

   Компьютерное управление:

Компьютеры используют для управления работой химических реакторов на заводах, атомных реакторов на электростанциях, ускорителей элементарных частиц в физических лабораториях, полета автоматических космических станций и т. д.

      Имитационная модель

К имитационным моделям относятся модели систем массового обслуживания: например, системы торговли, автосервиса, скорой помощи, в которых появление заявок на обслуживание и длительность обслуживания одной заявки - события случайные.

Задачи, решаемые с помощью имитационных моделей систем массового обслуживания, заключаются в поиске режимов работы служб сервиса (магазинов, автозаправок и пр.), уменьшающих время ожидания клиентов.

Еще одним популярным объектом для имитационного моделирования являются транспортные системы: сеть городских дорог, перекрестки, светофоры, автомобили.

У нас некоторые обучающихся выполняли тест на компьютере, скажите, пожалуйста, какие оценки вы получили.

3)Работа в группах.

Давайте вспомним, что находится в системном блоке. У вас на столах лежит Набор карточек №1, рисунок пустого системного блока и карточки с различными устройствами. Поместите устройства, которые входят с состав системного блока, врутри него. (В конце подвести к тому, что внутри находится жесткий диск).

А для чего нам нужен жесткий диск? (для хранения информации)

А в виде чего хранится информация? (файлов)

А файлы хаотично расположены на компьютере? Т.е. есть определенная файловая структуру.

Итак, какая тема нашего урока? Учащиеся формулируют тему урока (Файлы и файловые структуры). Записывают в тетрадь.

Давайте вместе с вами сформулируем цель нашего урока? Учащиеся формулируют цель (Обобщить знания о файлах и папках; научиться применять знания на практике, а именно находить файлы по заданному пути и отслеживать путь по файловой системе).

А сейчас мы переходим к изучению нового материала.

3.Изучение нового материала.(25 мин)

Приложение2 (Презентация "Файл и файловая система)


Слайд 1.


Все программы и данные хранятся в долговременной (внешней) памяти компьютера в виде файлов.

Слайд 2.


Файл (англ.file – папка) это определенное количество информации (программа или данные), имеющее имя и хранящееся в долговременной (внешней) памяти. Файл может содержать программу, числовые данные, текст, закодированное изображение и др. на одном диске может быть записано огромное количество программ, документов, рисунков и т.д. Чтобы их как-то различать, также используются имена.

Имя файла.

Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имя файла и расширение, определяющее его тип (программа, данные и так далее). Собственно имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании (табл. 1).

Слайд 3.

Типы файлов и расширений.

В различных операционных системах существуют различные форматы имен файлов. В операционной системе MS-DOS собственно имя файла должно содержать не более 8 букв латинского алфавита, цифр и некоторых специальных знаков, а расширение состоит из трех латинских букв, например: proba.txt

В операционной системе Windows имя файла может иметь длину до 255 символов, причем можно использовать русский алфавит, например: Единицы измерения информации.doc

- Что же такое файловая система ОС? ( ответы обучающихся.) На каждом носителе информации (гибком, жестком или лазерном диске) может храниться большое количество файлов. Порядок хранения файлов на диске определяется используемой файловой системой.

Слайд 4.

Файловая система — это система хранения файлов и организации каталогов.

Каждый диск разбивается на две области: область хранения файлов и каталог. Каталог содержит имя файла и указание на начало его размещения на диске. Если провести аналогию диска с книгой, то область хранения файлов соответствует ее содержанию, а каталог — оглавлению. Причем книга состоит из страниц, а диск — из секторов.

Для дисков с небольшим количеством файлов (до нескольких десятков) может использоваться одноуровневая файловая система, когда каталог (оглавление диска) представляет собой линейную последовательность имен файлов (рис. 2). Такой каталог можно сравнить с оглавлением детской книжки, которое содержит только названия отдельных рассказов.

Слайд 5.

Если на диске хранятся сотни и тысячи файлов, то для удобства поиска используется многоуровневая иерархическая файловая система, которая имеет древовидную структуру. Такую иерархическую систему можно сравнить, например, с оглавлением данного учебника, которое представляет собой иерархическую систему разделов, глав, параграфов и пунктов.

Слайд 6.

Начальный, корневой каталог содержит вложенные каталоги 1-го уровня, в свою очередь, каждый из последних может содержать вложенные каталоги 2-го уровня и так далее. Необходимо отметить, что в каталогах всех уровней могут храниться и файлы.

Каждый диск имеет логическое имя

(А:, В: — гибкие диски, С:, D:, Е: и так далее — жесткие и лазерные диски).

Путь к файлу вместе с именем файла называют иногда полным именем файла.

Пример полного имени файла: C:\GAMES\ШАХМАТЫ\ chess.exe

Слайд 7.

Файловые системы бывают разной степени сложности и специализации. Принципы их построения могут существенно отличаться друг от друга. В операционной системе Windowx ХР используется файловая система NTFS.

Для объединения групп файлов в компьютерной терминологии используется понятие директория (папка или каталог). Собственно говоря, папка в физической структуре диска — это файл со списком имен входящих в нее файлов. Корневая папка содержит список файлов, появляющийся на экране при открытии диска.

Слайд 8.

Папка — это контейнер для программ и файлов в графических интерфейсах пользователя, отображаемый на экране с помощью значка— канцелярской папки. Папки используются для упорядочения программ и документов на диске и могут вмещать как файлы, так и другие папки.

Папки можно увидеть с помощью программы Мой компьютер, или Проводник.

1. Дважды щелкните значок Мой компьютер на Рабочем столе.

Для удобства пользования данной программой щелкните значок Папки на панели инструментов.

Также вы можете вызвать программу Проводник с помощью комбинации клавиш "Windows+E".

Слева вы увидите дерево устройств и дисков, подключенных к компьютеру. Представьте себе, что программа Проводник это ваш шкаф, а диски полки, на которых стоят папки с файлами.

Слайд 9.

Представление файловой системы с помощью графического интерфейса.

Иерархическая файловая система MS-DOS, содержащая каталоги и файлы, представлена в операционной системе Windows с помощью графического интерфейса в форме иерархической системы папок и документов. Папка в Windows является аналогом каталога MS-DOS.

Однако иерархическая структура этих систем несколько различается. В иерархической файловой системе MS-DOS вершиной иерархии объектов является корневой каталог диска, который можно сравнить со стволом дерева, на котором растут ветки (подкаталоги), а на ветках располагаются листья (файлы).

В Windows на вершине иерархии папок находится папка “Рабочий стол”. Следующий уровень представлен папками Мой компьютер, Корзина и Сетевое окружение (если компьютер подключен к локальной сети) — рис. 4.

Слайд 10.

Если мы хотим ознакомиться с ресурсами компьютера, необходимо открыть папку Мой компьютер.

Иерархическая система папок Windows

1. В окне Мой компьютер находятся значки имеющихся в компьютере дисков. Активизация (щелчок) значка любого диска выводит в левой части окна информацию о его емкости, занятой и свободной частях.

2. Выбрав один из пунктов меню Вид (Крупные значки, Мелкие значки, Список, Таблица), можно настроить форму представления содержимого папки.

Папка Сетевое окружение содержит папки всех компьютеров, подключенных в данный момент к локальной сети.

Папка Корзина временно содержит все удаленные папки и файлы. При необходимости удаленные и хранящиеся в Корзине папки и документы можно восстановить.

Для окончательного удаления файлов необходимо выполнить команду [Файл-Очистить корзину].

Слайд 11.

В процессе работы на компьютере наиболее часто над файлами производятся следующие операции:

копирование (копия файла помещается в другой ката лог);

перемещение (сам файл перемещается в другой каталог);

удаление (запись о файле удаляется из каталога);

переименование (изменяется имя файла).

Графический интерфейс Windows позволяет проводить операции над файлами с помощью мыши с использованием метода Drag&Drop (перетащи и оставь).

Существуют также специализированные приложения для работы с файлами, так называемые файловые менеджеры: Проводник,Total Commander, FreeCommander, File Navigator и др. Эти программы значительно упрощает работу с файловыми системами.

4. Закрепление нового материала.(15 мин)

Приложение 3.(Задания)

Раздаю листы с напечатанными заданиями и разъясняю порядок выполнения заданий.

Обучающиеся заполняют пустые поля на карточках с заданиями.

А теперь выполним практическую работу. Всех прошу занять места за компьютерами.


Приложение 3.


1.      Заполните таблицу типов файлов:


Расширение

Тип файла

Значок

*.doc, *.txt

одноуровневая файловая системаРисунок9.jpg

*.bmp, *.jpg, *.gif

Без-имени-2 

*.avi, *.mpeg

*.wav, *.mp3, *.mid

файловая-система

*.bac, *.pas

файловая-система

*.zip, *.rar

*.exe или *.com

*.sys, *.drv

 

файловая-система

htm, html

 


 


 


2.      Придумайте имена и типы для файлов, содержащих следующую информацию (впишите в прямоугольники):



3.      Ниже указаны имена файлов. Выбери из них имена текстовых файлов  графических файлов, программ.


 


 


лето.bmp, сочинение.doc, мама.jpg, юра.wav, dog.txt , cat.jpg, game.bmp, boy.exe, music.txt, bоок.mpЗ, vopros.wav, box.exe, otvet.txt.


 


Текстовые файлы  Графические файлы                      Программы


 


 


 


 


 


4.      Отдели имена файлов от имен папок


 


Lettet.txt , Book, List.doc, 2012 год, Windows.jpg , Windows, Dom.doc.


 


Файлы                                  Папки


 


 


 


5.Записать полные имена всех файлов


Скругленный прямоугольник: 1.	 
2.	 
3.	 
4.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


5.      Постройте дерево каталогов.


 


C:\Рисунки\Природа\Небо.bmp


C:\Рисунки\Природа\Снег.bmp


C:\Рисунки\Компьютер\Монитор.bmp


C:\Мои документы\Доклад.doc


 


 


 


 


 


5.Практическая работа. (25 мин)

Раздаю карточки с заданиями и инструкцией по выполнению практической работы.

Приложение 4.(Практическая работа)

Обучающиеся выполняют практическую работу «Поиск файлов».


Приложение 4.


Практическая работа «Поиск файлов»


 


Задание


1. Найдите созданные вами файлы с помощью средств поиска Windows XP.


2. Найдите созданные вами файлы с помощью меню Недавние документы.


3. Найдите созданные вами файлы с помощью программы, в которой вы их создавали.


 


Алгоритм выполнения


 


 Поиск файлов по имени


1.  В меню Пуск щелкните Найти, а затем - Файлы и папки.


2.  В раскрывшемся окне Результаты поиска в поле Искать имена файлов или папок введите имя
или часть имени файла (или папки), которые требуется найти, например, визитка.


3.  Раскройте список Где искать и выберите Локальный диск (С:).


4.  Щелкните кнопку Найти. Результаты поиска файла будут отражены в правой части окна.


5.  Дважды щелкните имя найденного файла, откроется данный документ.


6.  Примечание


Поиск можно осуществлять на различных дисках. Если файл на одном из них не найден, смените диск, используя раскрывающийся список Где искать.


7.  Закройте открытый файл, щелкнув кнопку Закрыть.


8.  Закройте окно Результаты поиска, щелкнув кнопку Закрыть .


 


Поиск файлов по дате и размеру


 


1.  В меню Пуск щелкните Найти, а затем - Файлы и папки.


2.  В открывшемся окне Результаты поиска щелкните Параметры поиска.


3.  Раскроется область для ввода дополнительных параметров.


4.  Щелчком установите флажок Дата.


5.  В появившейся области параметров поиска по дате убедитесь, что в раскрывающемся списке
под флажком Дата выбрано значение файлы, измененные.


6.  Установите переключатель ниже во второе положение за последние и введите в поле значение
2 (чтобы указать значение «за последние 2 дня»).


7.  Установите флажок Размер.


8.  В появившейся ниже области параметров в раскрывающемся списке под флажком Размер
выберите не более.


9.  В поле рядом введите 1.


10.Щелкните кнопку Найти, в этом случае в правой части окна отобразится несколько файлов.


11.Закройте окно Результаты поиска, щелкнув кнопку Закрыть.


Поиск файлов с использованием маски имени


В меню Пуск щелкните Найти, а затем - Файлы и папки.


В открывшемся окне Результаты поиска в поле Имя введите *.txt.


Щелкните кнопку Найти. В этом случае в правой части окна отобразятся 2 созданных вами файла.. Закройте окно Найти: Все файлы, щелкнув кнопку Закрыть.


 


 


Поиск недавно открывавшихся файлов


 


1.     В меню Пуск выберите Документы. Откроется список последних созданных или


2.     измененных файлов.


3.     Щелкните файл дом левой кнопкой мыши, он откроется в окне программы Paint.


4.     Закройте программу, щелкнув кнопку Закрыть


Примечание


По умолчанию в списке Документы хранятся 15 последних созданных или измененных документов.


Поиск последних обработанных в программе файлов


Запустите программу Paint


Откройте меню Файл, щелкнув его левой кнопкой мыши.


3.  В нижней части раскрывшегося списка команд меню Файл выберите Дом. Откроется ваш рисунок.


4. Закройте программу, щелкнув кнопку Закрыть.


Примечание


По умолчанию в меню Файл большинства  программ  перечисляются  несколько  (не менее 4) последних созданных или измененных документов.


 


6. . Рефлексия и подведение итогов занятия.(7 мин)

Наше занятие подходит к завершению. Сегодня мы познакомились с новыми понятиями. Давайте вспомним.

1)Что же такое файл, файловая система?

2) Какой элемент является вершиной иерархии в файловой системе MS-DOS?

3)Как связаны между собой расширение файла и приложение, в котором этот файл был создан?

4)Какие операции(действия) можно осуществлять над файлами?

Оцениваю работу обучающихся на занятии.

Запишите домашнее задание:

1) стр. 143-144. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ;

2) Создайте свою файловую структуру и отобразите ее в виде дерева каталогов.

3) В некотором каталоге хранился файл Вьюга.doc, имевший полное имя D:\2013\Зима\Вьюга.doc В этом каталоге создали подкаталог Январь и файл Вьюга.doc переместили в созданный подкаталог. Укажите полное имя этого файла после перемещения.

Всем спасибо за работу.

До свидания!


 


Прложение1
DOCX / 22.4 Кб

Приложение3
DOCX / 67.17 Кб

Приложение 4
DOCX / 14.46 Кб


Приложение2
PPTX / 455.79 Кб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.