12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Светлана21
Россия, Крым респ., пгт Советский
2

Доклад на тему «Формы и методы формирования экологической культуры на уроках биологии»

Формы и методы формирования экологической культуры на уроках биологии

Биология - это предмет, при изучении которого, экологические аспекты можно отражать практически на каждом уроке. И в процессе обучения можно использовать следующие педагогические технологии.

1.Технологии проблемного обучения.

Проблема - это всегда препятствие. Преодоление препятствий - движение, неизменный спутник развития. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, гибкость ума, стремление к открытию нового для себя.

1) Прием « Проблемная ситуация»:

-на основе анализа высказывания известных людей:

Известный географ и путешественник А. Гумбольдт утверждал, что “человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни”. Почему так считает ученый? («Экологическая сукцессия»9 класс)

По словам Ф.Энгельса «Клеточная теория - одно из 3-х великих открытий». Какие еще два великих открытия подразумевал Ф. Энгельс? («Развитие знаний о клеточном строении, 10 класс)

-на основе демонстрации опыта:

Амёб поместили в две колбы: одну с родниковой водой, а другую с кипячёной. В одной из колб через некоторое время амёбы погибли. Как вы объясните, почему в одной из колб погибли амёбы? («Подцарство Одноклеточные» 7 класс)

-решение проблемной задачи, ситуации,вопроса:

Проблемный вопрос: Изучая природу, меня всегда волновал один вопрос: в битве двух гигантов – белого медведя и варана – кто победит? («Взаимоотношения живых организмов в сообществе», 5 класс)

Проблемная ситуация: «Чтобы стереть с лица Земли варварский, по мнению римлян, Карфаген, они в V в. до н.э. прибегли к такой акции, как посыпание наиболее плодородных земель солью. Это привело к резкому снижению урожая» («Влияние загрязнений на живые организмы», 11 класс)

Проблемная задача: у водяного ореха чилима под водой образуются тяжелые плоды. Почему они не могут потопить растение? («Экологические группы растений», 5 класс)

Проблемная задача: у деревьев умеренных широт за год образуется одно годичное кольцо, но у известного растения среднеазиатских пустынь саксаула в некоторые годы образуется 3, а то и более колец. У тропических растений они могут вообще отсутствовать. Объясните, с чем это связано? («Стебель» 6 класс)

2) Прием «Новизны», который предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных.

Удивительный факт: на уроке речь пойдет об очень опасном животном. Это животное не хищник, но оно поставило под угрозу уничтожения многих животных целого континента. Оно повергло в тревогу и растерянность большое число людей. Как вы думаете – с каким животным мы будем знакомиться на уроке?(«Тип Хордовые. Класс Млекопитающие»7 класс)

Историчсекие данные: во время военных действий на Кавказе в 19-ом веке, укрепляя крепость Адлер, окруженную болотами, за 5 лет вымер весь гарнизон русских солдат, численностью 922 человека. Убитых горцами среди них почти не было. Причина гибели в чем-то другом. В чем? («Простейшие» 7 класс)


 

2.Информационно-коммуникативне технологии

Сейчас у нас век инновационных, информационных технологий, к которым привыкли мы и без которых уже не могут дети. И в формировании экологической культуры можно использовать ИКТ с целью повышения качества экологических знаний на различных этапах урока:

Флипчарты

Флеш– анимаци

Интерактивные схемы, модели, задания

4) Видеофрагменты

5)Виртуальные экскурсии, лабораторные работы.

Например, виртуальная экскурсия по особо охраняемым территориям России, благодаря которой мы можем увидеть первозданный облик пустынь, лесов, степей, гор, переместиться в реальный мир заповедника. Такие экскурсии дают подрастающему поколению возможность повысить свой интеллектуальный уровень, развивает наблюдательность, способность воспринимать красоту окружающего мира.

6) Интерактивная тетрадь Skaysmart – как элемент дистанционного обучения На дистанционном обучении использовала эту тетрадь – это повышает мотивацию обучающихся, задания интерактивные, интересные и творческие. Облегчает работу учителя, сразу видит результаты и экономит время на проверке.

3.Технология дифференцированного обучения

Сочетание репродуктивных и продуктивных методов - дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

К репродуктивным заданиям относятся, например, ответ на вопросы хорошо изученных тем. От учащихся требуется при этом воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений.
К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Ученикам приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия (например, решение задач по генетике, составление тестов), создавать новый продукт (составление цепочек питания, пищевых пирамид). В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.

При изучении темы «Круговорот веществ» 9 класс:
Даны элементы цепи питания в неправильном порядке: «травянистая растительность», «орёл», «жаба», «уж», «саранча», «микроорганизмы»
Задание для 1-й группы. Восстановить порядок в цепи питания, с указанием всех трофических связей.
Задание для 2-й группы. Восстановить порядок в цепи питания, с указанием всех трофических связей, а также определить консументов различных порядков, продуцентов, редуцентов.
Задание для 3-й группы. Выполнить задание для 2-й группы. Придумать свои несколько вариантов.

Для домашнего задания упражнения подбираю также дифференцированно (например тема «Организация и разнообразие экосистем» 9 класс

Самое простое задание – репродуктивного характера (изучить параграф по данной теме, ответить на вопросы)

Более сложное – задание, требующее применения знаний в новой ситуации (работа с дополнительными источниками информации по данной теме, поиск информации в Интернет-ресурсах, книгах, энциклопедиях, подготовка сообщения, доклада, презентации)Подготовить 3 проблемных вопроса по данной теме

Наиболее сложные – творческие задания (решение проблемных задач, ситуаций; выполнение заданий «Мои биологические исследования): «Исследование местной экосистемы (на примере школьного участка)».

4.Технология развивающего обучения

1) Решение экологических задач. Одним из эффективных методов, обеспечивающих формирование естественнонаучных знаний, является решение экологических задач. Задачи можно использовать на всех этапах урока: во время опроса, изучения нового материала, закрепления и обобщения знаний.

При изучении темы «Разнообразие голосеменных растений», 7 класс

Наименее устойчивы против газов и пыли сосна и ель; лиственница и лиственные

породы – более устойчивы. С чем это может быть связано?

При изучении темы «Пищевые взаимоотношения и экологические пирамиды», 9 класс

Составить цепь питания и определить, сколько га луга потребуется, чтобы прокормить человека массой 54 кг (из них 63% составляет вода).

Примечание: сухая биомасса травы составляет с 1 кв. м луга 200 г.

2) Лабораторные работы, эксперименты  - способствуют развитию  исследовательских  навыков, которые помогают самостоятельно приобретать новые знания, сравнивать и сопоставлять факты, делать выводы.

Основную сложность у ребят при выполнении этих работ вызывает написание вывода, т.к. часто они не понимают цели работы. Одна из развивающих технологий - это  использование четкого алгоритма выполнения:

Цель (зачем делаем)

Ход (как делаем)

Результат (что получили)

Вывод   

При изучении темы «Фотосинтез», 6 класс проведение эксперимента «Влияние экологического фактора(света) на процесс выделения кислорода растением»

3)Логические таблицы

На уроках биологии  можно использовать логические таблицы, которые учат мыслить логически, видеть не только проблему, но и его причину, последствия.

Например, при изучении темы «Решение экологических проблем» в 9 классе, заполняется логическая таблица причинно-следственного характера:

Могу назвать

Хочу знать

Надо осмыслить

Экологическая проблема

Причины возникновения и последствия

Пути разрешения проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.