12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Yulia74Юлия44
Россия, Челябинская обл., Челябинск
3

ФОРМЫ И СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ГБПОУ ЧМТТ

Журавлева Юлия Викторовна,

преподаватель высшей категории

химии и биологии,

ГБПОУ «Челябинского механико-

технологического техникума»

г. Челябинск, Российская Федерация


Формы и способы взаимодействия педагогов и родителей в ГБПОУ ЧМТТ

Аннотация:

Воспитательная деятельность в учебном заведении осуществляется взаимодействием родителей и педагогов. В статье рассказывается о формах и методах сотрудничества кураторов с родителями в ГБПОУ ЧМТТ.


Ключевые слова: воспитание, сотрудничество педагогов с родителями.


В настоящее время, воспитание в образовании занимает одно из важных мест. В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс воздействия коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств. В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. Важнейшей задачей воспитания является выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями. Многие думают, что главным воспитателем в учебном заведении становится классный руководитель или куратор – человек, компетентный в решении педагогических задач. Но, не слишком ли преувеличена роль образовательной организации в этом отношении. Студенты приходят обучаться в учебное заведение с уже сформированными качествами личности. Доказательством тому служат дети-маугли. В 1920 г. в Индии были обнаружены в волчьем логове две девочки — 2 лет и 7−8 лет - социализация, которых прошла малоуспешно: удалось в течение двух лет научить ходить на двух ногах, одеваться, мыться и выучить несколько слов. Родители должны понимать, что деятельность педагогов заключается в коррекции поведения и в развитии интеллектуального, творческого потенциала. Именно с приходом в учебное заведение, многие родители считают себя свободными от воспитания детей, мало уделяют им времени, считая их уже взрослыми. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" статья 44 гласит о преимущественном праве родителей на обучение и воспитание детей. Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка, а следовательно, «...органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации, российское движение детей и молодежи оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития». И родители, и педагоги оказывают воспитательное воздействие, но основным ключом этого взаимодействия должно быть одно направление.

Лучшим способом взаимодействия родителей и представителей образовательных организаций должно быть сотрудничество. Сотрудничество – совместная деятельность педагогов и родителей, включающая в себя взаимное общение, обмен опытом, совместный поиск решения проблем в развитии ребёнка. Основная цель всех форм совместной деятельности образовательного учреждения с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями, педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими потребностями и совместно их решать. В работах A.C. Макаренко выделяются две главные задачи: научить родителей правильно воспитывать своих детей и найти пути результативного взаимодействия семьи и школы.

Главная задача воспитания ребенка для родителя – это выбрать направление развития потенциала ребенка, а у педагога – увлечь, поддержать начинания, удержать интерес, направить, познакомить с вариантами направлений дальнейшего развития в данной области, научить самостоятельно развиваться в данной деятельности. В этом ключе у родителя остается роль: поддерживать ребенка морально и материально, контролировать соблюдение режима дня. В чем же может быть выражено сотрудничество родителей и педагогов? Со стороны родителей это интерес к деятельности ребенка. Со стороны педагогов информирование родителей о трудностях, успехах и неудачах.

Формы сотрудничества предполагают взаимодействие родителей и педагогов. Групповая форма - проведение родительских собраний, которые могут быть в форме лекции, беседы, диспута, дискуссии, деловой игры, тренинга. На собраниях могут быть организованы встречи с учителями - предметниками, администрацией, специалистами: медиками, психологами, социальными работниками...

Взаимодействие родителей, детей, педагогов может быть выражено в различных видах деятельности: игровой, познавательной, досуговой, оздоровительной, трудовой и других. Это организация провождения совместного времени, например: эстафет, конкурсов, концертов, субботников, ярмарок или фестивалей приготовления пирогов, салатов, национальных блюд, технических изобретений. А также совместные посещения: театров, выставок, экскурсий.

В ГБПОУ Челябинском механико-технологическом техникуме регулярно проводятся родительские собрания. Кураторы на первом собрании в сентябре знакомятся с родителями, проводят тренинги на знакомство родителей между собой, зачитывают устав. На втором родительском собрании напоминают о психологических особенностях детей в возрасте 16-17 лет. Педагог проводит целенаправленную работу по формированию взаимоотношений между детьми и их родителями и читает лекцию о стилях взаимоотношений детей и родителей, причинах возникновения конфликтов между родителями и детьми, об ошибках взаимоотношений детей и родителей, о способах улучшить взаимоотношения с ребёнком. Последующие родительские собрания организуются по плану: организационные – планирование совместного мероприятия; тематические; итоговые; общетехникумовские.

Один из наиболее удачных способов общения родителей это организованные родительские встречи – форма работы, которая направлена на сплочение родительского коллектива. Родительская встреча – это повод общения с родителями имеющих детей в одной возрастной категории, вечер воспоминаний детства собственного и детства ребенка, поиск ответов на вопросы, которые встают перед родителями. Организуется без участия студентов, после первого родительского собрания в октябре, марте – 1 курса и в ноябре 2 курса. Удачно проходят встречи по темам:

Увлечения в нашей семье (с проведением мастер-классов от родителей учебной группы по предварительному согласованию).

Семейные праздники и традиции (с организацией чаепития).

Запреты и свободы в семье. Поручения, обязанности каждого члена семьи.

Достаточно часто можно обнаружить незнание ребенка о профессии родителей. В рамках классного часа проводится знакомство с профессиями родителей студентов. Как правило, мы приглашаем родителей с просьбой рассказать о своей профессии. Не все родители готовы выйти на беседу со студентами (достаточно, если три-четыре человека откликнуться). До встречи родители, давшие согласие, получают список вопросов, которые будут заданы при встрече: как давно вы работаете по данной профессии? Что говорили ваши родители о вашем выборе профессии? Кем вы мечтали быть в детстве? Есть ли у вас желание поменять профессию, если - да, то кем бы вы хотели работать? Готовы ли вы сейчас пройти обучение по другой специальности? Какие плюсы в вашей профессии? Какие минусы в вашей профессии? Хотели бы вы чтобы ваши дети продолжили династию? Надо сказать, что больше всего эта встреча становится значимой для студента выступающего родителя. Кроме подобных встреч в нашем техникуме, организуются тематические выездные экскурсии, походы в театр, в филармонию, в кинотеатры - на которые приглашаются родители. Данные мероприятия необходимы для дальнейшего обмена впечатлениями, эмоционального контакта, знакомством родителей со средой студента.

Популярны у нас конкурсы видеороликов. Студенты высылают в свою группу VK фото с родителями по тематическим направлениям: поздравление мамам (ко дню матери, к 8 марта), поздравление папам (23 февраля), здоровый образ жизни, и инициативная группа объединяет в одно видео, затем ролики выставляются на сайте техникума на голосование. Победителей награждают грамотами.

Эффективной формой работы является и индивидуальное общение при личных встречах и при использовании средств связи.

Все это, необходимые мероприятия для укрепления внутрисемейных связей, на основе которых и осуществляется воспитание. Приобретение взаимодоверия, взаимопонимания, взаимопомощи - улучшают семейный микроклимат. Только совместное общение и совместная деятельность может помочь лучше понимать друг друга.

Одним из факторов успеха учебной группы является тесное взаимодействие куратора с родителями.

Источники

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" http://ivo.garant.ru/#/document/406737453/paragraph/51:4

Иглина, Л. В. Цели, задачи и ценности воспитания в современных условиях // International scientific review. 2015. №5 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tseli-zadachi-i-tsennosti-vospitaniya-v-sovremennyh-usloviyah(дата обращения: 29.05.2023).

Макаренко, А.С. Методика организации воспитательной работы / А.С. Макаренко. – Киев: Махаон, 1990. – 366 с.

Макаренко, А.С. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко. – Киев: Рад. Школа, 1973. – 424 с.

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2016/10/30/energizatory-i-treningovye-uprazhneniya

Примеры используемых упражнений

Упражнение «Карусель» для разрядки, снижения социальной дистанции, при знакомстве родителей между собой.

Инструкция: Группа делится на две команды. Одна команда образует внутренний круг, вторая – внешний, участник большого круга стоит лицом к участнику внутреннего круга другой команды. Каждый, кто стоит во внешнем кругу, должен поприветствовать, пожать руку, назвать свое имя и сказать что-то хорошее тому человеку, который находится напротив него. Те, кто стоит во внутреннем кругу, благодарят партнера за добрые слова. Внутренний круг остается на месте, а участники внешнего делают шаг в сторону – оказываются лицом к лицу с другим членом внутреннего круга. И снова – добрые слова и с той и с другой стороны. И так до тех пор, пока не обойдут весь круг и не окажутся напротив того, с кого начали. А когда круг будет пройден, участники внешнего и внутреннего круга должны поменяться местами и начать все сначала.


Упражнение «Семейные роли». На осознание значимости своих членов семьи.

Заполните таблицу, проставив галочки или плюсы у исполнителя каждой роли.

Таблица 1. Функциональные роли всех членов семьи

Функциональные роли


Семейные роли


мама


папа

сын/дочь

Организатор домашнего хозяйства




Закупает продукты




Зарабатывает деньги




Казначей




Убирает квартиру




Выносит мусор




Повар




Убирает со стола




Моет посуду




Организатор праздников и развлечений




«Мальчик на побегушках»




Человек, принимающий решения




Чинит сломанное




Организатор преобразований: перестановок мебели, инициатор ремонта в квартире




Больше всех по времени находится дома




Занимает компьютер по работе




Занимает компьютер для игр




Приглашает друзей домой




Оплачивает счета за коммунальные расходы




Ходит на родительские собрания




Выгуливает животного




Убирает за животным туалет




Чаще всего лежит на диване




Раньше всех встает утром




Позже всех ложиться спать




Итого:





Таблица 2. Роли взаимодействия

Роли взаимодействия


Семейные роли


мама


папа

сын/дочь

Буфер, посредник в конфликтах




Любитель поболтать




Сторонник строгой дисциплины




Главный обвинитель




Одинокий волк




Утешающий обиженных




Уклоняющийся от обсуждения проблем




Создающий другим неприятности




Приносящий жертвы ради других




Семейный вулкан




Затаивающий обиду




Шутник




Буфер, посредник в конфликтах




Любитель поболтать




Первый идет на встречу при разногласии




Итого:





Анализ семейных ролей

Посчитать у кого каких ролей больше.

Посмотреть, есть ли противоречивые роли у одних и тех же членов семьи.

Какие роли взяли вы сами?

Какие роли навязаны вам?

Как их вам навязали?

Что удивило?

Что обрадовало?

Что огорчило?

Как можно изменить и что можно сделать для нормализации обстановки?

С какими чувствами сейчас?

5


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.