12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина Гусева77
Россия, Свердловская обл., п.Бобровский СГО
2

Формы, методы и пути решения конфликтных ситуаций в коллективе детей дошкольного возраста

Формы, методы и пути решения конфликтных ситуаций в коллективе детей дошкольного возраста.

Педагог – психолог МАДОУ №29 «Василек» Гусева Е.Н.

Конфликт (лат. conflictus — столкнувшийся) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

Конфликты между детьми – довольно частое явление, неизменный атрибут их взросления и эмоционального развития. Конфликт – это острейший педагогический инструмент, способствующий выявлению направленности личности и ее формированию.

Какие же причины возникновения конфликта? В группе ярко выделяются дети популярные и непопулярные. Популярные дети – это ловкие, умелые, смышленые, опрятные; к непопулярным зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью. У сверстников вызывают раздражение те дети, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, неумелые.

Для детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт. Непослушание, упрямство, неорганизованность поведения, медлительность, неусидчивость, леность, лживость, слабоволие – часто служат причиной недовольства взрослых, вызывая эмоциональную напряженность отношений и взаимное раздражение.

В качестве основных методов, приемов, форм обучения детей конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций используются:

Сюжетно-ролевые игры (с наличием проблемной ситуации). Например: дети играют в сюжетно – ролевую игру «Поезд», все роли уже заняты и мальчика Петю не берут в игру. Он обратился к воспитателю. Деструктивным разрешением конфликта будет если взрослый скажет: «Играйте вместе», или «Возьмите Петю в игру». Конструктивное решение конфликта если воспитатель придумает новую роль, например «А у вас есть полицейский – сопровождающий поезда, который смотрит за порядком, нет? Тогда возьмите Петю, у нас и фуражка где то есть.»

Имитационные игры (имитирующие в «чистом виде» какой-либо «человеческий» процесс), «Ссора», «Примирение».

Интерактивные игры (игры на взаимодействие). К таким играм относятся игры «Объятия», когда дети по кругу передают объятие от одного к другому. Игра «Доброе животное» и др.

Социально-поведенческие тренинги (направленные на обучение модели конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации). К таким приемам относятся игры «Попроси игрушку», «Ты мне нравишься за то, что…»

Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них. Например, использовать героев Филю и Хрюшу (игрушки). Дети разыгрывают сцену ссоры между Филей и Хрюшей, из-за книжки, которую принес Филя, а Хрюша у него ее отобрал, с проявлением обиды и злости. И в конце ребята сами предлагают пути решения конфликта.

Чтение и обсуждение художественных произведений. Ю. Ермолаева «Лучший друг», С. Маршак «Два кота», русская народная сказка «Жить в согласии» и др.

Просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий. «Мост», «Кот Леопольд», «День и ночь» и др.

Дискуссии.

Главная цель проведения занятий, в которых дети сталкиваются с проблемными ситуациями, это:

Обеспечить ребенку возможность зрительного восприятия непривлекательности норм поведения отрицательных персонажей литературных произведений, сказок, мультфильмов;

Упражнять его в применении ценных этических норм взаимоотношений;

Научить использовать приемлемые в обществе способы разрешения конфликтов;

Проявить миролюбивое стремление к взаимодействию с соперником;

Принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации;

Принимать ответственность за свои чувства на самих себя.

Общие рекомендации для взрослых по разрешению конфликтной ситуации между детьми:

Правило 1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми.

Правило 2. Никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват.

Правило 3. Приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Делайте акцент не на "кто виноват?", а на "что делать?".

Правило 4. Следите за тем, чтобы дети не переходили на личности.

Правило 5. Не забудьте вслух объяснить детям, что вы очень любите их обоих, что бы они ни сделали, и поэтому их ссоры очень вас огорчают.

t1647844079aa.jpg

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.