12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Баженова Елена Леонидовна102
Работаю преподавателем русского языка и литературы на протяжении многих лет (34-х).
Россия, Пермский край, Чайковский
Материал размещён в группе «Аттестация педагогических работников»
1

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Реферат

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
























Оглавление


Y














Введение

В современном обществе существует потребность в активных деятельных людях, способных адаптироваться к меняющихся условиях труда, к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, нести ответственность за принимаемые решения.

В Концепции модернизации современного российского образования отмечается, что сегодня необходимо уделять особое внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств.

Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения школьников в активную познавательную деятельность, в частности, проектную и учебно-исследовательскую.

Склонность к исследованиям присуща всем детям без исключения. Приобретенные в детстве навыки и исследовательские навыки легко переносятся позже во все виды деятельности. Поэтому важно привить в школе интерес к различным областям науки и техники, помочь осуществить их планы и мечты, вывести школьников на путь поиска в науке, в жизни, помочь им полностью раскрыть свои способности.

Исследовательская деятельность обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

Это определило выбор темы «Формы организации учебных исследований, обучающихся в урочной и внеурочной деятельности».

Цель работы – теоретическое изучение форм организации исследований урочной и внеурочной деятельности.

Задачи:

Раскрыть теоретико-методологические понятия проектно-исследовательской деятельности школьников;

Изучение форм организации исследований в урочной деятельности;

Раскрыть формы организации исследований во внеурочной деятельности;

Содержание проектных и исследовательских работ должно быть гибким и отражать нужды и потребности обучающихся: объяснение явлений повседневной жизни, интересующие вопросы, личный опыт ученика, удачное сочетание эксперимента и теории. Такая деятельность позволяет стимулировать познавательную активность и осознание знаний, а также чувствовать важность собственных достижений.

Таким образом, актуальность моей работы определяется социальным заказом на творческую, самостоятельную личность; потребностью современной школы в разработке педагогической технологии развития умений исследовательской деятельности школьников;












ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В основе ФГОС лежит системно- деятельностный подход, который определяет способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся и нацелен на достижение различных групп результатов. К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы в стандарте отнесены:

личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, самообучению, к формированию ценностно-смысловых установок;

предметные результаты – опыт деятельности, характерной для каждой области, по получению новых знаний;

метапредметные результаты – освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) [12].

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться.

Организация учебно-исследовательской деятельности - один из наиболее эффективных способов построения образования, ориентированного на развитие активной личности, успешной в постоянно меняющихся условиях жизни.

Проектно-исследовательская деятельность — это образовательная технология, предполагающая решение обучающимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста [6].

Такая деятельность обладает следующими образовательными ресурсами:

во-первых, у детей формируются универсальные учебные действия: познавательные (формулирование проблемы, наблюдение, творческая трансформация полученных знаний); информационно-речевые (поиск информации различными способами и ориентация в ней, аргументированная защита своей точки зрения); регулятивные (планирование деятельности и ее осуществление, представление результатов и продуктов деятельности в виде макетов, моделей, иллюстраций);

во-вторых, обучающиеся приобретают положительный опыт проектирования и пробных поисковых действий, оформления образовательных инициатив и их реализации, привлекая не только свой существующий жизненный опыт и знания, но и опыт различных способов совместной организации участников. в совместной деятельности [9].

Таким образом, проектно-исследовательская деятельность в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) рассматривается как образовательная технология, позволяющая решать педагогические задачи, которые имеют не только предметный, но и универсальный характер.













ГЛАВА 2. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ 2.1. Формы организации учебных исследований, обучающихся в урочной и внеурочной деятельности

Учебно-исследовательская работа учащихся может быть организована по двум направлениям:

урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки; семинары; практические и лабораторные занятия, др.;

внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: научно-исследовательская и реферативная работа, интеллектуальные марафоны, конференции и др [2].

При организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся любой формы необходимо опираться на ее главный элемент — дидактическую единицу (клеточка), которой является исследовательское задание.

Исследовательские задания — это задания, содержащие проблему. Решение проблемы требует проведения теоретического анализа, использования одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых обучающиеся открывают ранее неизвестные знания и методы деятельности. Другими словами, исследовательские задания устанавливают нормы исследовательской деятельности: структуру исследования, метод исследования, стандарт представления результатов [6].

Основой исследовательского задания является коллекция ссылок. Это сайты с интересной, необычной информацией по теме. Обучающимся предлагается самостоятельно изучить и понять полученную информацию и затем дать личную интерпретацию этих данных.

Примеры коллекции ссылок:

Тематический список (создание списка сайтов по изученной теме) [5];

Мультимедийный альбом (коллекция ссылок на сайты, содержащие мультимедийную информацию (видео, карты, звуковые файлы и др);

Коллекция примеров (основой для выполнения этого исследовательского задания является коллекция ссылок (10–15). К каждой ссылке педагог подбирает вопрос, ответ на который можно найти на данной веб-странице. В результате выполнения исследования, обучающиеся представляют письменное изложение полученной информации) [6].

Содержание исследовательских заданий определяется дидактическими целями педагога. Исходя из того, можно выделить их типы и виды (см. табл.1).

Таблица 1

Типы и виды исследовательских заданий [4]

Тип

Вид

Информационные

Работа с понятиями;

Обработка информации и ее представление в форме таблиц, схем, графиков;

Подбор, обработка и предъявление информации;

Проблемные

Обнаружение и разрешение противоречий;

Составление задач и графов их решения;

Экспериментальные

Проведение экспериментов и опытов;

Решение экспериментальных задач;


Стратегии технологии развития критического мышления.

Критическое мышление— это использование таких «когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата, отличаются взвешенностью, логичностью и целенаправленностью» [3]. Основная идея технологии — обучить таким познавательным стратегиям, которые позволяют эффективно достигать поставленные цели путем наложения информации на личный жизненный опыт.

Когнитивные стратегии:

«Знаю — Хочу узнать — Узнал»;

«Толстые и тонкие вопросы»;

синквейн;

кластеры;

концептуальное колесо;

«Древо предсказаний»;

бортовые журналы;

кроссворд;

«Закончи предложение»;

рефлексивные вопросы и др.

Критическое и творческое мышление развиваются в синтезе. Применяя в педагогической практике приемы технологии критического мышления, мы тем самым способствуем творческому и интеллектуальному развитию обучающихся.

Использование ресурсов Интернета.

Помимо обучения работе с печатными текстами, важно учить обучающихся работе с электронными источниками. Обучающиеся используют ссылки на электронные источники в самостоятельной работе, чтобы изучить некоторые аспекты прочитанной ими темы, которые очень важны. Результатом их исследования является создание презентации в PowerPoint, коллажа или веб-страницы [6].

2.2. Организация проектно-исследовательской деятельности в урочное время

Методы и формы организации проектно-исследовательской деятельности в урочное время по своей продолжительности, как правило, кратковременны, по форме это в основном коллективные и групповые исследования. Например, мини-исследование по предложенной педагогом тематике.

Все исследования на уроке носят предметный характер и направлены в основном на изучение программного учебного материала. Исследовательские задания обеспечивают научную составляющую урока. Благодаря им рождается познавательная инициатива обучающихся.

Пример организации учебно-исследовательской деятельности (по Г. Майру) [8]:

круг проблем — предварительные знания учеников; формулировка вопросов;

эксперименты или исследования;

ответы на вопросы (постановка вопросов);

новые «прозрения» (новое понимание), сформированное у учеников (новые предварительные знания).

В конце каждого цикла школьники составляют письменный доклад сообщение, который обсуждается на уроке — «пленарном заседании». Такой вид урока меняет роль учителя, он становится «дирижером оркестра» или «учителем-советником».

Применение технологии проектно-исследовательской деятельности на уроке меняет традиционную структуру урока. Технологический подход к построению урока-исследования предполагает четко поставленные цели, которые формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях, обучающихся [11].

2.3. Организация проектно-исследовательской деятельности во внеурочное время

Исследовательская практика ребенка интенсивно развивается на внеурочных занятиях.

Проектно- исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (обучающихся, родителей, учителей), она создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей [2].

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:

исследовательская практика обучающихся. Исследовательский проект может выполняться по одному (монопроект) или нескольким предметам (междисциплинарный). Междисциплинарный проект— это работа, выполненная на основе результатов двух исследований. В результате осуществления междисциплинарных проектов у обучающихся рождаются новые идеи, в ходе взаимодействия рождается новая мотивация на основе положительных эмоций;

образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера;

факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся;

ученическое научно-исследовательское общество – форма внеучебной деятельности, сочетающая учебно-исследовательскую работу, коллективное обсуждение промежуточных и конечных результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, общественной защиты, конференций и т. Д. встречи с представителями науки и образования, экскурсии в научные и образовательные учреждения, сотрудничество с УНИО других школ;

участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий [10];

проектно-исследовательская игра— это мероприятие, которое сочетает в себе элементы игры и соревнования; одновременно развивает исследовательский интерес у школьников и раскрывает их творческий потенциал. В ходе игры команды разрабатывают проектные задания на выполнение исследовательской работы в рамках различных форм учебной работы: урока, группы дополнительного образования, экспедиции и др;

Примером проектно-исследовательской игры может быть образовательный геокешинг (туристическая игра с применением спутниковых навигационных систем (GPS-навигаторов), состоящая в нахождении тайников (точек), заложенных другими участниками или организаторами). Основная идея игры состоит в том, что одни игроки прячут клады (например, пластиковые коробки), с помощью GPS-приемников определяют их координаты и сообщают о них в Интернете. Другие игроки (геокешеры) используют данные координаты исвои GPS приемники для поиска тайников (кладов) [1].

Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно выделить следующий список:

макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карта;

постеры, презентации;

альбомы, буклеты, брошюры, книги;

реконструкции событий;

эссе, рассказы, стихи, рисунки;

результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;

документальные фильмы, мультфильмы;

выставки, игры, тематические вечера, концерты;

сценарии мероприятий;

веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др.

Итоги также могут быть представлены в ходе проведения конференций, семинаров и круглых столов.

Результаты учебно-исследовательской деятельности могут быть в том числе представлены в виде статей, обзоров, отчетов и заключений, в том числе по результатам исследований, проводимых в рамках исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров, а также исследований в различных предметных областях в виде прототипов, моделей, образцов [2].

Заключение

В основе Федерального государственного стандарта лежит системно- деятельностный подход, который определяет способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся и направлен на достижение разных групп результатов.

Учебно-исследовательская работа учащихся может быть организована по двум направлениям:

урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки; семинары; практические и лабораторные занятия, др.;

внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: научно-исследовательская и реферативная работа, интеллектуальные марафоны, конференции, др

При организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся любой формы необходимо опираться на ее главный элемент — дидактическую единицу (клеточка), которой является исследовательское задание. Содержание исследовательских заданий определяется дидактическими целями педагога.

Методы и формы организации проектно-исследовательской деятельности в урочное время по своей продолжительности, как правило, кратковременны, по форме это в основном коллективные и групповые исследования. Все исследования на уроке носят предметный характер и направлены в основном на изучение программного учебного материала. Исследовательские задания обеспечивают научную составляющую урока. Благодаря им рождается познавательная инициатива обучающихся.

Исследовательская практика ребенка интенсивно развивается на внеурочных занятиях. Проектно- исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Актуальность проектной и исследовательской деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.





































Список литературы


Геокэшинг // Правила игры Геокэшинг. URL: http://www.geocaching.su/ (дата обращения 21.10.2020)

Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев – М., 2014.

Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития / С.И. Заир-Бек, И.О. Загашев - СПб., 2003.

Издательский дом 1 сентября // Исследовательские задания на уроках русского языка. URL: https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200701711 (дата обращения 20.10.2020)

Институт дистанционного обучения // Веб-сайт «Информационные технологии в обучении языку» как комплексный методический ресурс в сфере электронной (компьютерной) лингводидактики. URL: htpp://www.itlt.edu.nstu.ru (дата обращения 20.10.2020)

Комарова, И. В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС / И. В. Комарова. — Санкт-Петербург: КАРО, 2020. — 126 c.— Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/97924.html (дата обращения: 20.10.2020)

Кушникова Г.И. Исследовательская деятельность на экологической тропе в системе естественнонаучного образования // Фундаментальные исследования. – 2004. – № 5. – С. 75-76; URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5683 (дата обращения: 22.10.2020)

Майр Г. Урок-исследование / Проблемы мотивации в преподавании предметов естественно-научного цикла: Сборник. - Спб., 1988. С. 43–64.

Московская городская сеть «Разработка модели образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся» / Под редакцией А. В. Леонтович

Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред .Е.С. Полаг. - М., 2007. - 272 с

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 8-е изд.,. – М., 2012 . – 80 с.

Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 16.10.2020)

Штерц О.М., Штерц Н.Т. Научно-исследовательская деятельность на уроках истории в работе с одаренными детьми // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2015. – № 3. – С. 198-199; URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?Id=1458 (дата обращения: 22.10.2020).

Опубликовано в группе «Аттестация педагогических работников»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.