12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
51/18/05N32
0

Формирование читательской грамотности на уроках английского языка, как одного из видов мягких гибких навыков будущего

Современное развивающееся общество предъявляет высокие требования к специалистам. На рынке труда востребованы те специалисты, которые способны быстро реагировать на любые вызовы, осваивать новые знания и применять их в решении возникающих проблем.

В 2016 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе были сформулированы десять гибких навыков будущего, которые к 2020 году понадобятся специалисту в любой профессии. В нашей стране десять гибких навыков будущего превратились в более простую и понятную модель «4К». Это четыре ключевых компетенции, названия которых начинаются на букву К. Их необходимо развивать каждому школьнику, чтобы в будущем быть востребованным на рынке труда.

Вот эти компетенции:

критическое мышление (способность критически оценивать информацию, поступающую извне, анализировать её и проверять на достоверность, видеть причинно-следственные связи, отбрасывать ненужное и выделять главное, делать выводы;

креативность (умение нешаблонно мыслить, находить неожиданные решения проблемы, гибко реагировать на происходящие изменения);

коммуникативные навыки (умение общаться, доносить свою мысль, слышать собеседника, договариваться);

координация (способность работать в команде, брать на себя как лидерские, так и исполнительские функции, распределять роли, контролировать выполнение задач).

Гибкие навыки необходимы не только для построения карьеры. Они помогают успешно учиться и взаимодействовать с близкими людьми — родителями, родственниками, друзьями.

В новых ФГОС требования к результатам реализации ОП сформулированы в категориях системно - деятельностного подхода и подразумевают достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Метапредметные результаты и являются теми soft-skills (мягкими навыками), которые востребованы современными работодателями.

Также, в новых ФГОС вводится новое понятие «функциональная грамотность». Под функциональной грамотность подразумевается способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Именно она позволяет формировать необходимые компетенции. Таким образом, мы видим взаимосвязь между функциональной грамотностью и мягкими навыками (soft-skills), так необходимыми в профессии.

Предмет « Иностранный язык» позволяет формировать различные виды функциональной грамотности и обладает богатым инструментарием. Читательская грамотность — важнейший метапредметный результат обучения. Программа обучения иностранным языкам предполагает на разных ступенях обучения развитие навыков и умений, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач. Подобные навыки и умения включают в себя умение осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты); умение извлекать информацию из разных источников; способность находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета; умение пользоваться источниками и ссылаться на них; умение читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и применять их при подготовке собственных текстов; способность реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом. И аудирование должно идти параллельно с чтением. Из всего сказанного ясно, то образовательные стандарты ориентируют учителя на развитие функциональной грамотности учащихся.

Рассмотрим на примерах формирование читательской грамотности на уроках английского языка. Чтение - один из видов речевой деятельности на уроке. 

Современные учебники предлагают различные задания. Задачей учителя является подбор и компановка заданий на урок, по определённой теме, способствующих формированию читательской грамотности. Причём, это не должен быть набор скучных заданий, а занимательное решение определённой проблемы.

Так на уроке в 6 классе по теме « Еда. Продукты питания», для отработки употребления лексики, учащимся предлагается сыграть в игру, где семья собирается принять гостей и решает приготовить новое блюдо. Учащимся предлагается сравнить два текста, проанализировать содержимое, выявить чем они отличаются.

Задания, связанные с этой темой могут быть такими:

 с фото рецептов  Урок по теме «Еда. Продукты питания, 6 класс.

Задание 1

Посмотрите на два текста. Какой из текстов является рецептом? Как вы это определили?

Задание 2

Сравните два рецепта. Чем они отличаются? Какой части не хватает в одном из рецептов?

Задание 3

Прочтите текст рецепта и составьте список необходимых продуктов.

Задание 4

Восстановите текст, вставьте недостающие глаголы.

В текстовых заданиях могут также решаться и коммуникативные задачи. Например: Расспросите, всё ли куплено по списку.

Приближает учащегося к реальной жизни, формирует функциональную грамотность работа с картами.

Уже в 6 классе ребёнок учится ориентации в незнакомом городе, опираясь на карту. Способствует этому такое задание: 

Прочитайте текст. Найдите на карте, указанное место встречи. Постройте короткий маршрут. Опишите (расскажите) вашему собеседнику, как добрать пешком до этого места.

Быть «своим» в реальном иноязычном пространстве не так просто. Понимание смс – сообщений – одно из условий, необходимых в реальной жизни. 

Задание: Прочитайте сообщение Ника. Какие слова он не использовал, чтобы сделать предложения короче?

Задания, подобные этому, позволяют формировать читательскую грамотность, но и реалиями письменного общения англоговорящих собеседников.

При изучении темы « Охрана окружающей среды» в 8 классе, для формирования навыков функционального чтения, ребятам предлагаются такие задания

прочитай заглавие и скажи, о чем (о ком) будет идти речь в данном тексте;

посмотри на фото; скажи, какую проблему экологии отражает данная иллюстрация;

соедини слова с их определениями

Для формирования читательской грамотности можно использовать интерактивный приём «Фишбоун». В основе «Фишбоуна» - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Схема «Фишбоун» представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.

Схема «Фишбоун» может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации либо выступать стратегией целого урока.

Используя приём « фишборн» ( скелет рыбы) учащимся предлагается: найти в тексте причины, негативного влияния человека на окружающую среду, последствия. Предложить пути решения проблемы.

После - текстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля над степенью сформированной умения чтения и использования полученной информации:

ответь на вопросы по содержанию текста;

выбери правильный ответ (тест по содержанию текста);

заполни таблицу по содержанию текста;

пронумеруй события в порядке их очередности;

заполни предложения словами из текста;

высказать свое мнение к прочитанному;

составь вопросы к тексту;

подготовь пересказ (аннотацию, рецензию) текста

На уроках английского языка учащиеся изучают различные стратегии чтения. Например:

- для просмотрового чтения следует просмотреть заголовок, фото, введение и последний абзац;

- для определения главной идеи текста необходимо прочитать первое и/ или последнее предложение и ключевые слова, т.к. в них резюмируются основные моменты;

- для поиска необходимой информации необходимо просканировать текст, не вдаваясь в подробности, найти синонимы, определиться с типом, искомой информации ( даты, события, состояния, место и т.д.)

Или:

- Сравните два электронных письма. Какое из них лучше? Почему? В каком из них использован формальный стиль?

- Найдите в тексте аргументы «за» и «против» телевидения, найдите 9 альтернатив просмотру ТВ, добавьте свои предложения.


Одним из инструментов, формирующих читательскую грамотность, является работа с диаграммами. Так в 9 классе при изучении темы «Лидеры и последователи» предлагается серия заданий.

Задание 1

 Изучите график в парах и обсудите рейтинг качеств, которые считаются наиболее важными для лидера в современном деловом мире. Будет ли эта оценка одинаковой для других слоёв общества, т.е. политики\ искусства\ образования. Аргументируйте свой ответ.

Задание 2 

В современном мире научно-технические лидеры должны понимать , как устроен бизнес, а также понимать, как работают технологии. Прослушайте текст о Жоресе Алфёрове. Ответьте на вопросы. Опишите его лидерские качества. Какими качествами обладал этот человек?


Заполнение анкет, опросников, написание ответа на письмо также способствуют формированию функциональной грамотности.

 Прочти письмо и заполни ежедневник списком дел на день.

Нередко ученики сталкиваются с проблемой определения типа текстов и, следовательно, понимания. Учащимся предлагается рассмотреть афишу или и выяснить: что это за учреждение, в каком городе, по какому адресу, время работы, кто имеет право на покупку льготного билета (скидки), по каким дням можно посетить

В 6-7 классе учащимся при изучении страноведческого материала одним из заданий, направленным на формирование читательской грамотности может быть таким:

Прочтите текст и составьте краткую статью для Википедии или факт-файл или наоборот. На основе представленных статистических данных напиши статью.

Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один урок, процесс повышения функциональной грамотности логично встроен в учебную программу нескольких лет.

Формирование функциональной грамотности учеников — задача каждого современного педагога. Это непростой процесс, где от самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, с навыками и компетенциями, соответствующим требованиям XXI века, способную адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.






Использованные источники

https://media.foxford.ru/articles/soft-skills

https://media.foxford.ru/articles/critical-thinking

https://pedsovet.su/metodika/priemy/5714


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.