12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Галина Петровна Богдашкина189
учитель в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "МБОУ СОШ №30"
Россия, Кемеровская обл., пос. Малиновка, Калтанский ГО
1

Применение технологий «Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка через использование игровых технологий»

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка через использование игровых технологий.


Наверняка вы все сталкивались с проблемой нежелания и неумения учиться у сегодняшнего ученика. Это связано с тем, что многие готовые ответы есть в интернете и ученику, конечно же, легче взять готовый ответ, чем напрягать свои мозги. Нет культуры решения учебной задачи, она воспринимается не как повод совместного интеллектуального поиска родителей и ребенка, а как обуза, от которой нужно избавиться как можно скорее меньшими силами.
Посмотрите на пример задания.

Подбери правильную реплику.

1. This is my sister Ann. – a) It’s a radio.

2. What’s this? - b) He’s in the garden. Упражнение, которое делали в классе.

3. Where’s Daddy? - c) Hello, Ann!

Переведи на английский язык. Прочти.

Что это? - a) Это стол.

Где дедушка? – b) Он в саду. Домашнее упражнение

Лампа находится в спальне.

В домашнем задании полностью повторены фразы, но родители и ученики говорят: «Ой, мы это не изучали» либо ученик не сконцентрировался на уроке. Вот как раз эти проблемы нежелание и неумение учиться, находить связи между тем, что уже проходили и тем, что новое берем и способна решить игра.

В частности, Федеральный образовательный государственный стандарт описал то, к чему нам нужно прийти.

Во-первых, предметные результаты. Ведь ученик, который к нам приходит в первую очередь для того, чтобы научиться языку. Второй момент – это метапредметные результаты. То есть, мы с помощью языка можем, с одной стороны, тронуть какой – то другой предмет, с другой, мы должны сформировать УУД, чтобы ученик научился общаться вообще в принципе, чтобы научился познавать, ставить цели в жизни. Ну и личностные, то есть, ученик должен не только научиться чему-то, но и стать кем-то. И язык даёт возможность — это реализовывать причем часто в одной игре. Мы реализуем и предметные и метапредметные и личностные результаты.

Очень важно при этом не только играть, но и объяснять, почему вы сыграли в какую-либо игру, какую цель преследовали. Каких результатов хотели добиться и чего добились. И вот здесь Федеральный Стандарт нам приходит на помощь, потому что стандарт совершенно точно нам говорит о том, что мы можем и должны использовать любые методики, которые хотим, если они приводят к результату.

Стандарт направлен на расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, то есть, вы видите, что-то, что вы используете хорошо для детей, и вы умеете это хорошо использовать – то вы можете это применять.

Давайте посмотрим на некоторые характеристики выпускника в соответствии со стандартом.


Наш выпускник должен владеть основами умения учиться, организации собственной деятельности. Давайте посмотрим в рамках игры. Во-первых, происходит некое самообучение, в любой игре вырабатывается со временем умение организовывать собственную деятельность, которая ведёт к победе. Мы учимся на своих ошибках, на ошибках других игроков и в этом плане игра – это очень приближенная к реальности вещь.

Вторая характеристика – любознательный, активно и заинтересованно познающий мир выпускник.

Безусловно все эти характеристики применительны к игре, потому что ученик познает мир активно взаимодействуя с другими игроками (в широком смысле, так как игры бывают разными), но общая идея в том, что действительно происходит активное взаимодействие, то есть, когда мы выполняем задание учителя – это не всегда такое активное взаимодействие как хотелось бы.

Следующая характеристика – мотивированный на творческую и инновационную деятельность.

Здесь игра тоже будет играть важную роль, потому что часто в игре выигрывает тот, кто способен найти нестандартный ход. Более того, именно в игре творчество находится в безопасной ситуации, то есть, в игровой ситуации вы не получите двойку, если вы проиграли, т.е., игра позволяет учиться каким-то нестандартным творческим ходам и при этом делать это в безопасной среде.

Что ещё подразумевает стандарт? Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. В основном, игры подразумевают, с одной стороны творческое задание, с другой, формирование эстетических потребностей. Также стандарт подразумевает освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. По сути, об этом мы уже говорили, когда говорили о мотивированности на творческую и инновационную деятельность, но одно дело мотивированный, а другое дело ещё и способы решения, т.е. видеть противоречия, работать с противоречием, решать задачи в режиме реального времени и не бояться рисковать. Вот, собственно, те вещи, которым учит игра и мы видим, что игра – это ситуация риска, но риск не получить плохую отметку, а риск проиграть, оказаться чем-то хуже, риск выбрать неправильную стратегию – это тот риск, на который дети всегда идут, они играют меж собой и знают, что могут и выиграть, и проиграть. Им это нравится и этот риск им нравится больше, чем быть вызванным к доске и там получить плохую отметку.

Ну и безусловно стандарт подразумевает формирование личности выпускника, осознающего ценность труда, науки и творчества. Здесь мы тоже можем сказать об играх разной направленности, о ролевых играх. О том, как мы пробуем на себе разные профессии, ну и целый спектр игр можно подобрать. То есть, когда мы говорим о конкретных играх, для того, чтобы их обосновать с точки зрения федерального стандарта стоит просто внимательней на него посмотреть и выбрать оттуда определенные посылы, и они легко будут ложиться на те игры, которые вы предлагаете.

Игра в процессе занятий способствует решению вполне определённых задач: создаёт психологический настрой к речевому общению, подготавливает к развитию ситуативной спонтанной речи и помогает в выборе оптимального речевого варианта. Кроме того, игры для изучения английского помогают снять с себя ответственность за допущенные ошибки, тем самым устраняется психологический стресс при общении. Ученик представляет себя героем игры, а значит, может не бояться, что-то сделать не так.

Итак, я хочу поделиться некоторыми видами игр, которые, возможно, вы уже применяете, а может как раз-таки и узнаете что-то новенькое.

Что касается младших классов, то, конечно необходимо применять подвижные игры, с мячом, эстафеты и, конечно же, игрушки. Так как большинство детей кинестетики, им надо все пощупать, потрогать, то очень удобно иметь вот такое приспособление, которое называется ГрамИК.

t1676990203aa.jpgГрамматический исследовательский кубик (ГрамИК) – объемная модель английского предложения позволяет составить предложения разного типа (повелительные, утвердительные в настоящем времени, общие и специальные вопросы в настоящем, прошедшем и будущем временах). Для каждого вида предложений задействуются нужные кубики. Например, если показать ученику только 4-ый кубик, где написан смысловой глагол, предложение будет утвердительным. Добавив еще один кубик (т.е. показываем 3 и 4 кубики), получаем утвердительное предложение. Если показать кубики 2, 3 и 4 – получится общий вопрос. При работе со всей моделью (1, 2, 3, 4 кубики) – тренируем специальные вопросы. Таким образом, наглядно представлен порядок слов в разных типах предложений. Это позволяет максимально доступно объяснить порядок слов и многократно закрепить новые знания, тренируя одну конструкцию на однообразных предложениях.Ниже вы видите, как выглядит грамик и его создатель Петр Анатольевич Степычев (кандидат педагогических наук)

На данный момент существуют разные грамики: от простого до грамика со съёмными панелями. ГрамИК позволяет построить предложения разных типов; создаёт ситуацию успеха, интуитивно понятна; учитывает в обучении восприятие кинестетики, коих более 40% школьников.

t1676990203ab.jpgЕщё одна подобная игра – Грампик или грамчатки. На пальцы одеваются напалечники со словами. Указательный палец ассоциируется с приказом, поэтому на него надевается глагол, в данном случае play, на средний палец подлежащее – you. Получилось предложение в Present Simple. Если на безымянный палец оденем вспомогательный глагол, а на мизинец вопросительное слово, то получится вопрос.


 

Идея в том, что когда мы приносим на урок что-то, что ожидают от нас, например, книгу, даже при самой красивой печати-всё равно это для детей книга. Если мы приносим что-то, что не относится к учебному процессу, то это для них игра.
Различные ролевые игры, постановки сказок и т.д. В том числе существует игра «Учебный морской бой». Игроки получают поля морского боя. Учитель в произвольном порядке расставляет свои корабли на своем поле, заштриховывая соответствующие клетки. Количество играющих от 2 до 15 и более. Количество кораблей, которые можно расположить на поле, увеличивается прямо пропорционально его размеру.

Универсальное поле для времен глагола. Здесь может применятся любое время. Можно не ограничивать во времени. Ученики будут стрелять тем временем, которое они проходили последним, либо, которое хорошо знают. Мы увидим какие темы актуальны для учеников, насколько правильно или неправильно они стреляют и сделать соответствующие выводы. Либо наоборот, ученики составляют предложения в каком-то определенном времени.

В учебный морской бой удобно играть группой или классом, сразу видно, где западают знания учащихся.

Ну и конечно онлайн и компьютерные игры.

t1676990203ac.pngНа сайте homeenglish находятся ссылки на сайты с бесплатными онлайн играми.
На сайте marks-english- school.com множество различных игр. Например: заходим в
mes games. Появляется меню, выбираем, допустим, Body Parts.Жмём на Learn and Review.
Затем
click and learn, появляются части тела, выбираем, например, кисть руки, при нажатии происходит озвучивание слова. Таким образом, повторяем, а может, и узнаем что-нибудь новенькое.
Если нажимаем
play video, появляется вот такая картинка.

Жмём на play.Те же картинки, только в режиме озвученного видео и плюс ещё есть написание этих слов.
Возвращаемся в меню игры и выбираем вкладку vocabulary, видим три варианта. Первый вариант- Time clock. Разные уровни и задания на время. Это уровень сложный, всего за 20 секунд нужно правильно выбрать услышанное слово.
Если не справитесь, можно выйти в меню, повторить или закончить игру.

 

Memory game – Также разноуровневые задания. Нужно раскрыть все карты. При повороте карты происходит озвучивание картинки.

Shoot out – Три варианта сложности. Выбираем второй. Слышим слово и выстреливаем в нужное слово.

Выбираем Spelling. Здесь мы видим два задания. Missle Defense и Collect the stars.

Выбираем противоракетную оборону. На ракетах даны слова, нужно выбрать правильное написание услышанного слова и нажать кнопку.

Collect the stars. Смотрим на картинку и печатаем слово. Собираем звезды.

Вкладка Questions включает в себя три мини игры.

Открываем Treasure Chest. Игра заключается в том, чтобы глядя на картинку выбрать правильно произношение данного слова и забрать драгоценный камень.

Выбираем следующую иконку. Здесь нужно прослушать вопрос и выбрать yes/no.

Ну и игра Slap. Задание в том, чтобы прослушать вопрос, держа курсор у своей перчатки (руки) и, услышав ответ первым указать на правильную картинку.

Вкладка Grammar содержит также три игры: Basketball, Pirate Challenge и HomeRun Derby
В игре Basketball выбираем мяч. Затем ответ и, в зависимости от того, правильный ответ или нет, попадаем в корзину.
Pirate Challenge заставит составить предложение. В данной игре нужно будет составить вопрос и напечатать его.
Следующая грамматическая игра на
Present Tense. Отвечаем на вопросы, используя данную информацию.
Фонетическая игра. Принцип такой же, как и в предыдущих играх.
На данном сайте, кроме игр, есть ещё масса полезного для работы учителя на уроке.

Сайт englishclub.com также предлагает много игр, в числе которых, Hangman, Spelling games, кроссворды и другие.
Огромное количество обучающих игр на сайте Funbrain..

Игра The Plural Girls поможет запомнить, как пишутся английские существительные во множественном числе. Игра в 2 разных формах и двух уровнях сложности: нужно выбрать правильное слово из двух или написать самим слово во множественном числе.

Игра Stay Afloat это виселица на английском языке, но более гуманная: никто никого не вешает, а только топят вашу лодку.
Grammar Gorillas поможет разобраться с частями речи. Нужно выбрать заданную часть речи в предложении. Выполнили задание правильно — грустную гориллу осчастливят бананом, неверно — обезьяна останется голодной. Два уровня сложности: для начинающих и для продвинутых игроков.

Rooting Out Words — игра о словообразовании. Предлагается несколько слов с одинаковым корнем и задаётся вопрос, что означает этот корень. Предлагаются несколько вариантов ответа. Порассуждав о значении слов, можно дать верный ответ и заработать баллы. Таким образом, встретив незнакомое слово со знакомым корнем во время чтения, можно без словаря догадаться о его значении.

Digital Dialects.. Каждая из 10 игр представляет собой программу по изучению и закреплению в памяти 10-15 слов. Можно послушать их произношение, посмотреть, что они означают, глядя на картинку. После этого проверяете свои знания в процессе игры.

WeekEnglish. Преимущество этого ресурса в том, что здесь могут заниматься люди с любым уровнем знаний английского языка. Все игры делятся на 5 ступеней сложности: от начинающих до продвинутых. Игры, на этом сайте, позволят расширить свой словарный запас, разгадать кроссворд, изучить правила употребления предлогов, закрепить навык правописания и просто развлечься.

English Media Lab. Содержит онлайн-игры для тех, кому скучно зубрить грамматику по учебнику. Конечно, по одним только играм учиться невозможно, но закрепить изученный материал, отвлечься и развлечься с пользой они помогут.

English-grammar —простые флэш-игры. К каждой игре есть описание на русском языке.

The Problem Site —Этот сайт чем-то похож на предыдущий ресурс, но здесь более сложные задания, ориентированные исключительно на увеличение словарного запаса.

На English-online большинство игр направлено на изучение и повторение лексики английского языка, однако тут же имеются и увлекательные задания на расстановку артиклей, определение частей речи и т. д.

Cambridge English — подборка простых и забавных онлайн-игр, которые могут стать тренировочной площадкой для тех, кто хочет лучше запомнить базовую лексику.

LearnEnglish – British Council Сайт знаменитого Британского Совета. Здесь находятся игры на расширение словарного запаса, проверку навыка правописания, а также всевозможные головоломки со словами.

И, кроме игр, много чего ещё полезного.


Используя онлайн и простые игры, вы однозначно сделаете свой урок интересным, познавательным и увлекательным.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Литература

https://www.ef.ru/englishfirst/english-study/articles/games.aspx

http://www.learnenglishbest.com/flash-games.html

https://engblog.ru/games-for-learning

https://edu.1sept.ru


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.