12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анна21
0

Формирование контрольно-оценочных умений у младших школьников на уроках математики у обучающихся с ОВЗ (из опыта работы)

Формирование самооценки связано с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определённым требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.

Формирование самооценки на моих уроках происходит при помощи самоанализа собственной учебной деятельности. Самооценка позволяет ставить цели, планировать способы и методы для их достижения. Главная моя задача – научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной - залог успешности ученика.

Приемы оценочной деятельности, используемые мною на уроке при безотметочном обучении:

“Смайлики” с их использованием отрабатываются умения оценки по критериям (правильно, аккуратно, соответствует теме).

“Лесенка” - ученик на ступеньках лесенки отмечает как усвоил материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;

“Волшебная линеечка” - на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше;

“Светофор или радуга” - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: жёлтый– я умею сам, зелёный– я умею, но не уверен, красный – нужна помощь.

“Мобильный класс” - оценивание выполнения задания при помощи компьютера, это так называемая независимая оценка, где ученик испытывает наивысшее удовлетворение от выставляемой ему оценки, и не держит обиды ни на кого.

           Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью“Листов учебных достижений”, “Карты знаний”, “Портфолио ученика”, “Тетради открытий”. 

На уроках математике мною использовались следующие приемы  и задания для формирования контрольно-оценочных умений для младших школьников с ОВЗ:

  1. Прогностическая оценка – оценка своих возможностей для решения той или иной задачи.

  2. Задания – “ловушки” - готовые ловушки на рефлексию освоения способа действия.

  3. “Проверь себя” - задания на сопоставление своих действий и результата с образцом.

  4. Классификация задач по способу их решения и составление подобных задач.

  5. “Найди ошибку” - задания на обнаружение ошибок , их причин и способов устранения.

  6. Составление задач по схеме (модели) – умение переходить от графического языка к словесной форме.

  7. Создание “помощника” - куда нужно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно.

  8. Обоснованный отказ от выполнения задания.

  9. Построение гипотез, умение видеть различные варианты решения задач и т.д.

Вход в учебную деятельность для ребёнка невозможен без учителя. Ответы практически на любые вопросы можно отыскать в книгах, в сети Интернет, у окружающих людей. Учитель нужен для другого: он вводит ребёнка в учебную деятельность, помогает ему вырастить способность самостоятельно ставить и решать учебные задачи, делая его тем самым способным к самоизменению. Учебная задача (УЗ) вырастает из самой обычной практики. Чтобы дети смогли поставить и решить УЗ, учитель должен осмыслить, какое новое понятие (способ действия) должны открыть и освоить дети; разобраться в том материале, на котором предлагает ставить УЗ; продумать, что нужно сделать для того, чтобы дети обнаружили своё незнание, поняли причины своих затруднений. Учитель должен стать реальным участником совместного поиска решения УЗ, но не его руководителем; он не должен навязывать детям правильный путь решения.

Рассмотрим несколько фрагментов уроков математики по постановке УЗ.

Фрагмент 1. Тема: “Приём вычислений 26+7”.(2 кл.)

Предлагаем ребенку начать урок с самостоятельной работы. В неё включены задания, с которыми могут справиться учащийся или большинство из них с целью создания ситуации успеха, а так же задания на новый способ действия.

Найди значения выражений:

86-5

27+2

78-60

56+30

70-4

43+7

60-18

27+6

При проверке ребенок называет ответы и выясняет, какой случай вызвал затруднение и почему.

Значение выражения 27+6 ребенок мог не найти. Почему? Чем это выражение отличается от остальных? С таким случаем ещё не встречались, не знаем способа действий. В этот момент и возникает УЗ – научиться вычислять значение таких выражений. При постановке УЗ имеет место контроль, приводящий к отказу от старого способа действия в новых условиях – рефлексивный контроль. Далее идёт поиск решения УЗ. Слушаем рассуждение тех, кто решил. Важно в ситуации поиска услышать и зафиксировать все версии, опробовать их и определить, какие оказались ложными, а какие помогли открыть новый способ действия. В процессе такой работы идёт формирование взаимоконтроля и взаимооценки участник путем поиска:

Ученик пришел к выводу, что обе модели верны, но наиболее рационален второй способ, т.к. прибавлять к круглому числу однозначное проще. Однако вариативность позволяет ученику действовать индивидуально.

Фрагмент 2. Тема: “Умножение чисел, оканчивающихся нулями”. (4 кл.)

Начинаем урок с самостоятельной работы.

Найдите значение выражений:

198*10

36*3

27* 100

122*2

45*0

24*5

745*1

24*50

При проверке работы ученик ответил на вопросы:

  • Чем были похожи выражения?

  • Какими правилами пользовались в ходе работы?

  • Какие знания помогли справиться с заданием?

  • Какие вопросы возникли и почему?

Выяснили, что последний случай умножения 24? 50 встретился впервые, ребенок этого ещё не знает. Встала УЗ – научиться умножать на разрядное (круглое) число. УЗ фиксируется в тетради и начинается поиск её решения. Все детские предложения записываются и не комментируются учителем. После обсуждения версий и соответствующих вычислений ученик пришел к выводу, что нужно умножить число на произведение, чтобы найти значение последнего выражения:

24*50=24*(5*10)

Однако имеющихся знаний не хватает, т.к. свойство умножения числа на произведение детям ещё не знакомо. Возникает мотивация к изучению нового свойства. Знание свойства умножения числа на произведение нужно для решения возникшей учебной задачи. После изучения свойства

вычисляем значение выражения:

24*50=24*(5*10)=(24*5)*10=120*10=1200

Ребенок осуществлял рефлексивный контроль, прогностическую оценку в ходе этой работы.

На следующих этапах уроков по постановке УЗ и на последующих уроках идёт работа по усвоению учащимися открытого общего способа действия – пооперационный (пошаговый) контроль – контроль над правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав способа действия. Контроль должен быть направлен на то, чтобы помочь ученику избежать возможных ошибок. Контролировать каждый шаг каждого ученика важно лишь очень короткое время (во время выполнения одного – двух заданий), а потом надо организовать постепенный переход от пошагового контроля к самоконтролю. 

Диагностический контроль можно провести на следующем уроке после открытия нового общего способа действия. Его цель - определение уровня первичного усвоения и последующая коррекция, как со стороны учителя, так и со стороны самих учащихся. 

Рассмотрим пример такой работы по теме: “Сложение и вычитание многозначных чисел”.

Найди значение выражений:

95340+6217

1345-392

  • Запиши выражения в столбик.

  • Покажи стрелочками разряды, которые переполняются (разбиваются).

  • Определи, сколько цифр будет в значении суммы (разности).

  • Найди цифру в каждом разряде.

Эта работа проводится “на входе” - на этапе решения частных задач.

Тестовая диагностическая работа “на выходе” проводится по окончании изучения темы. Её отличие от работы “на входе” в том, что в каждой операции представлены все возможные варианты неправильного выполнения. Задача учащегося уже не просто выполнить каждую операцию, а найти правильное решение и обосновать ошибочность других вариантов решения.

Учащийся должен быть сам заинтересован в таких работах с целью обнаружения чужих ошибок и коррекции собственных. Например, тестовая диагностическая работа по теме: “Деление многозначного числа на однозначное”.

1. Найди ошибки. Вычисли значение выражений правильно:

 

2. Проверь, правильно ли определено первое неполное делимое и количество цифр в значении частного. Спиши, исправляя ошибки.

Итоговый (констатирующий) контроль осуществляется на уроках математики в форме проверочных и контрольных работ. Можно “включить” учеников в процесс оценивания через подготовку контрольной работы. В конце изучения темы или раздела, за 2-3 урока до проведения контрольной работы, учащимся предлагается продумать её содержание. Дети выделяют основные понятия темы, те способы, которыми должны были овладеть, те навыки, которые приобрели в ходе работы над данным разделом. Коллективно обсуждается и характер практического материала, на котором можно проверить умения. Сущность этого этапа заключается в сопоставлении учебной цели с результатом. 

*Что в этой теме главное

*Что следовало понять

*Чему научиться

*Что я понял

*Что умею

*Чего не умею

*Почему

В процессе этой деятельности осуществляется рефлексивный контроль и предварительная (прогностическая) оценка себя, усвоения материала, своих успехов и неуспехов. Вместе с тем систематизируется и обобщается усвоенное. Создаётся возможность самому учащемуся провести коррекцию собственной учебной деятельности на таком уроке, получить ответы на возникающие вопросы и поставить перед собой конкретные задачи по устранению пробелов в знаниях. Урок проходит за 2-3 дня до контрольной работы, ребёнок имеет несколько дней для подготовки, что снимает тревожность.

Итак, в начальной школе контроль как учебное действие имеет следующие виды:

  • по объекту контроля – самоконтроль и взаимоконтроль;

  • по месту, занимаемому в процессе решения задачи, - рефлексивный, прогностический, пооперационный, диагностический, корректирующий,

  • итоговый.

Эти виды контроля осуществляются через систему различных форм работ: диагностических, самостоятельных, проверочных, стартовых, итоговых. Ранее в школьной практике контроль реализовывался на уровне воспроизведения и применения знаний по образцу. В современной школе необходимо осуществлять его на более высоком уровне – уровне применения знаний в новой ситуации, требующей от ученика творческой деятельности, что способствует воспитанию самостоятельно мыслящей личности. На мой взгляд, это новый, современный, научно-обоснованный подход к обучению.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.