12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Паршакова Александра Павловна17
Россия, Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре
3

Формирование способов умственной деятельности на занятиях по математике в рамках программы «Школа будущих первоклассников».

Формирование способов умственной деятельности на занятиях по математике в рамках программы «Школа будущих первоклассников».

«Ум человеческий всегда стремится к какой – либо деятельности, и ни при каких обстоятельствах не терпит непрерывного покоя».

Цицерон (древнеримский философ)


Зачастую дошкольная подготовка детей сводится к обучению их счету, чтению, письму. А исследования психологов и многолетний опыт педагогов показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто:

- не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать;

- не умеет работать в коллективе и самостоятельно;

- у кого не сформированы мыслительные операции и нет желания и привычки думать, анализировать, сравнивать, обобщать, стремиться узнавать что – то новое.

Поэтому в рамках программы «Школа будущих первоклассников» мы ставим следующую цель математического развития дошкольников для формирования умственной деятельности: всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста, способствующее формированию способов умственной деятельности и успешному его обучению в общеобразовательной школе.

Задачи:

1. Формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

2. Увеличение объема внимания и памяти.

3. Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).

4. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

5. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

6. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

7. Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

Система принципов дошкольной подготовки:

личностно – ориентированные;

культурно – ориентированные;

деятельностно – ориентированные.

Для реализации программы по дошкольной подготовке по математике за основу взяты пособия: Л. Г. Петерсон и Н. П. Холиной «Раз – ступенька, два – ступенька…»;

Л. Г. Петерсон «Раз – ступенька, два – ступенька…» (рабочая тетрадь);

Л. Г. Петерсон «Раз – ступенька, два – ступенька…» практический курс математики для дошкольников (методические рекомендации).


(С полным текстом программой можно ознакомиться в приложении 1)

В дополнение к пособиям подбираются дидактические игры и универсальные упражнения для формирования способов умственной деятельности, учитывая тему и цель занятия (см. таблицу).

Название игры / упражнения

Описание

Планируемые результаты

1

Конструирование цифры разными способами.

Цифры выкладываются с помощью разных предметов и материалов: счетные палочки, пуговицы, стикеры, фасоль, пластилин, шнурок, полоски бумаги.

Развивается память, мышление,

мелкая моторика рук, через моделирование и конструирование предметов (цифр, геометрических фигур),

умение работать в соответствии с образцом или по памяти.

2

Соотнесение количества предметов с цифрой.


t1630391073aa.jpg

Детям предлагаются карточки с изображением предметов и цифрами. Им необходимо отметить цифру, соответствующую количеству предметов разными способами (стикером, маркером, прищепкой и т. п.)

Развиваются такие мыслительные операции, как сравнение, анализ, а также умение строить устные высказывания, доказывающие выбор.

3

Цветовой круг.


t1630391073ab.jpg

Круг разделен на сектора разного цвета, на которых написаны цифры:

- можно прикрепить столько прищепок, какое количество показывает цифра;

- можно распределить геометрические фигуры по секторам (определенное количество фигур в соответствии с цветом).

Развиваются такие мыслительные операции, как сравнение, анализ с учетом дополнительных признаков предметов, а также умение строить устные высказывания, доказывающие выбор.

4

Игра «Кто, что ест?», «Профессии».

t1630391073ac.jpg


Детям предлагается ответить на вопросы:

- На сколько частей разбит круг?

- Сколько овощей / фруктов / людей / птиц и т. п.

(на круге могут быть изображены предметы по выбору, например профессии, в соответствии с которыми и подбираются вопросы).

Классификация предметов, деление их на группы по разным признакам (цвет, форма, размер, назначение и т. п.), обогащение активного словарного запаса.

5

Игра «Разложи по полочкам»

Предметы по выбору, в соответствии с темой занятия раскладываются по полочкам:

- сверху – снизу / справа – слева,

- на одну полку разложить предметы одной группы, посуду, например и т. п.

Формируются пространственные отношения на основе сравнения и анализа предметов.

6

Геоборд


t1630391073ad.jpg


Это очень простая игрушка - доска с гвоздиками (штырьками), на которой с помощью канцелярской резинки создаются цифры, геометрические фигуры, рисунки. Можно в соответствии с образцом, а можно придумать что – то своё.

Способствует развитию внимания, памяти, усидчивости, воображения творческих способностей, мелкой моторики, пространственного мышления.


7

Блоки Дьенеша


t1630391073ae.jpg

Выложить предмет, изображенный на карточке, используя блоки Дьенеша.

Посчитай количество фигур.

Разбей фигуры на группы.

Какая фигура «лишняя»?

Составь фигуру, изменив цвет и т. п.

Умение анализировать, работать по образцу, классифицировать предметы, делить на группы по заданному признаку.

8

Математические пазлы.

t1630391073af.jpg

Цифра разбита на сектора, каждому из которых соответствует свой пазл. На каждом пазле изображены предметы, количество которых соответствует собираемой цифре.

Умение анализировать, работать по алгоритму, классифицировать предметы, ориентируясь на заданное количество, проверять результат своих действий.

Способствуют запоминанию образа цифр, их последовательности.

9

Числовые домики.


t1630391073ag.jpg

«Расселить» цифры по этажам домика в порядке возрастания / убывания, назвать соседей числа и т. п.

Формируются мыслительные операции: анализ, сравнение, аналогия, классификация.

Способствуют запоминанию образа цифр, их последовательности.

10

Загадки.

Подбираются в соответствии с темой и целью занятия.

Приобщение к активной умственной деятельности.

Формирование умения анализировать и выделять главные свойства загаданного предмета.



Конечно, это только часть тех игр и упражнений, которые могут быть использованы на занятиях по математике в «Школе будущих первоклассников». Главное добиться через эти занятия устойчивого интереса дошкольников к предмету на основе познавательной активности, любознательности, и формированию способов умственной деятельности. А это в свою очередь будет способствовать успешному обучению в общеобразовательной школе.

«Силу уму придают упражнения, а не покой» Александр Поуп (английский поэт 18 века)

Приложение 1.

Рабочая программа по учебному подготовительному курсу

«Школа будущего первоклассника»

в МОУ СОШ № 37 г. Комсомольска – на – Амуре


Пояснительная записка

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс

Модифицированная дополнительная образовательная программа обучения математике имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной программы развития математических представлений «Раз – ступенька, два – ступенька…», предлагаемой Л.Г. Петерсон и Н.П. Холиной для подготовки к школе.

Актуальность

Математическое развитие занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса образовательного учреждения. Содержание элементарных математических представлений, которые усваивают дети дошкольного возраста, вытекают из самой науки, ее первоначальных, основополагающих понятий, составляющих математическую действительность.

Исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточным объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и стремление думать, стремление узнать что-то новое.

Практическая значимость программы

Практическая значимость программы состоит в интегрированном обучении. Такое обучение одновременно является и целью, и средством обучения.

Как цель обучения интеграция помогает детям целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии.

Как средство обучения, интеграция способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний.


Педагогическая целесообразность

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию математических представлений понятно, что основной формой познавательной деятельности дошкольников является игра, поэтому занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием различных дидактических игр, что позволяет детям успешно овладеть различными математическими представлениями. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного метода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявлении существенных признаков. А педагог подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.

Исследования математических проблем может проводиться не только на занятиях по математике, на и на занятиях интегрированного типа. Так, пространственно-временные отношения и сравнение величин можно связать с материалом по изучению окружающего мира и занятий по конструированию. Например, составление узора из геометрических фигур и т.п.

Возрастные особенности детей 6-7 лет требуют использования игровой формы деятельности. Психологи, оценивая роль дидактических игр, указывают на то, что они не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей. В этом возрасте развивается память и внимание. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление.

На занятиях используются в качестве пособия красочные тетради на печатной основе. Здесь можно рисовать, раскрашивать, писать. Такая форма помогает организации активной деятельности ребенка. Занятие проводится не только по страничкам учебного пособия, но и в ходе активного участия детей в ролевых играх и работе с раздаточным дидактическим материалом.

Для того чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную), не выходя из учебной ситуации, на занятии проводятся физкультминутки.

Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Они постоянно встречаются с заданиями, допускающими различные варианты решения. Например, выбирая из предметов - "яблоко", "мяч", "кубик" - лишний предмет, дети могут назвать кубик, так как он отличается от двух других формой; лишним может быть яблоко, так как это фрукт, а остальные предметы - игрушки; лишним может быть и мяч, если он синий, а яблоко и кубик - красные. Работая с фигурами "Геометрического лото", дети могут подобрать разные фигуры, отличающиеся от маленького желтого квадрата одним признаком - маленький желтый круг, большой желтый квадрат, маленький синий квадрат и т.д.

Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основной для формирования у них правильной самооценки результатов своих действий.

Формированию навыков самооценки способствует также подведение итогов занятия. В течение 2 – 3 минут внимание детей акцентируется на основных идеях занятия. Здесь же дети могут высказать свое отношение к занятию, к тому, что им понравилось, а что было трудным. Эта обратная связь помогает педагогу впоследствии скорректировать свою работу.

Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок на занятиях продвигается вперед только своим темпом и с постоянным успехом!

Для решения этой задачи в учебное пособие в учебный материал разной степени сложности - от необходимого минимума до возможного максимума. Здесь есть и стандартные задания, которые требуют применения той или иной известной детям операции, и нестандартные, когда ребенок, приступая к решению, не знает заранее способа действий. Наряду с заданиями, выполняемыми на предметной основе, включены задания, которые даются в схематизированной или знаковой форме. Такие задания в учебном пособии помечены звездочкой. Они предназначены для детей более подготовленных и могут выполняться только по их желанию.

Необходимым условием организации занятий с дошкольниками является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизического состояния.

Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Они постоянно встречаются с заданиями, допускающими различные варианты решения.


Цели:

расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития;

развитие познавательных и творческих способностей детей (личностное развитие)

формирование гармоничной личности,

всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста, способствующее успешному его обучению в общеобразовательной школе.

Основными задачами математического развития дошкольников являются:

Обучающие задачи:

1. Формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

2. Познакомить детей с общими математическими понятиями.

3. Формировать математические представления о числах.

4. Формировать пространственно-временные отношения.

5. Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в пространстве с помощью плана.

6. Формировать умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы, знакомить с геометрическими фигурами.

7. Учить составлять фигуры из частей и делить фигуры на части, конструировать фигуры из палочек.

8. Увеличение объема внимания и памяти.

9. Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).

Развивающие задачи:

1. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

2. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

3. Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

Воспитательные задачи:

1. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

2. Воспитывать у детей культуру поведения в коллективе, доброжелательные отношения друг к другу.

3. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

4. Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т.д.

Коррекционные задачи:

1. Развивать зрительное и слуховое внимание, память.

2 .Развивать зрительно-моторную координацию, графические навыки, мелкую моторику и осязание.

3.Развивать и расширять способы зрительного восприятия. Стимулировать, активизировать зрительные функции.

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками. Программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир.

Таким образом, работа с дошкольниками в данной программе строится на основе следующей системы принципов:


Личностно - ориентированные принципы:

Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.

Принцип развития. Основная задача детского сада – это развитие дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.


Культурно ориентированные принципы:

Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Содержание дошкольного образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной нами в соответствии с нашими «научными» представлениями. Задача дошкольного образования – помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.


Деятельностно - ориентированные принципы:

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач.

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.


Возрастные особенности детей

В процессе образовательной деятельности у дошкольников воспитывается активное отношение к собственной деятельности. Они должны уметь выделять в ней цель и способы достижения (что делать и как делать); самостоятельно на основе указаний преподавателя определять способы выполнения задания; активно участвовать в обсуждении задания, добиваться конечного результата, в случае затруднения проявлять настойчивость и целеустремленность.

У детей формируются элементарные действия контроля и оценки: в процессе выполнения заданий (поэтапно) они должны устанавливать соответствие получаемых результатов образцу или условиям, определяемым взрослым, в случае несоответствий устранять их самостоятельно. Педагог поддерживает проявление дошкольниками стремления к совместной деятельности: дети должны уметь проявлять внимание к затруднениям товарища, предлагать помощь, проявлять сдержанность в случае неправильного действия сверстника, справедливо и доброжелательно оценивать работы сверстников; выполнять задание вдвоем, втроем, распределять между собой работу, согласовывая свои действия.

В дошкольном возрасте ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Усложняется содержание общения с окружающими людьми, увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок. Основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребенка быть таким же как взрослый. Потребность быть как взрослый удовлетворяется в сюжетно- ролевой игре наиболее сложном виде деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста.

Важную роль в жизни ребенка-дошкольника играет сверстник. У детей формируются относительно устойчивые симпатии, складывается совместная деятельность. Общение со сверстником это общение с равным себе, оно дает возможность ребенку познавать самого себя.

Специфичными для дошкольного возраста являются продуктивные (изобразительные) виды деятельности:

конструирование,

аппликация,

лепка.

В результате осуществления этой деятельности ребенок производит не только какой-то продукт, отображая в нем свои впечатления и опыт жизни, но так же развивает моторику, воображение, внимание, память и другие познавательные процессы. В этом плане продуктивные виды деятельности сходны с игрой.

В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего на основе непосредственных впечатлений. Сформированность навыков учебной деятельности поможет дошкольнику в его последующей школьной жизни.

Учебная деятельность требует необходимого запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важно положительное отношение к учению; способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Кроме этого, необходимо наличие у ребенка мотивов, побуждающих к учению. Не менее важным являются навыки речевого общения, развития мелкой моторики руки и зрительно-двигательной координации.


Особенности возрастной группы детей

Работа ведется с детьми желающими заниматься математикой.

Занятия проводятся с детьми дошкольного возраста (6 – 7 лет). Количество детей – 10 – 12 человек.


Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия составляет 30 минут. Срок реализации программы – 6 месяцев


Учебно – тематическое планирование «Раз – ступенька, два - ступенька»


п/п

Разделы программы


Общее количество академических часов

1

Свойства предметов

3

2

Сравнение групп предметов

3

3

Отношение: часть - целое

3

4

Пространственные отношения

6

5

Число. Цифра

4

6

Представление о точке и линии. Виды линий. Отрезок и луч.

3

7

Представления об углах. Виды углов

1

8

Представления о числовом отрезке

1

9

Временные отношения

1


Итого

25


Содержание программы «Раз – ступенька, два - ступенька»


Занятие

Тема

занятия

Планируемые результаты

1

Свойства предметов.

Закрепить представления детей о свойствах предметов (цвет, форма, размер, материал, назначение и т.д.).

Уточнить представления о формах геометрических фигур – квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.

2

Свойства предметов.

Закрепить представления о различных свойствах предметов.

Формировать умение сравнивать предметы по размеру и устанавливать порядок уменьшения и увеличения размера.

3

Свойства предметов.

Закрепить знания о свойствах предметов, умение находить признаки их сходства и различия, объединять предметы в группы по общему признаку.

Уточнить представления о сравнении групп предметов с помощью составления пар, способов уравнивания групп предметов, сохранении количества.

Познакомить с понятиями таблицы, строки и столбца таблицы.

4

Сравнение групп предметов.

Формировать умение сравнивать группы предметов путем составления пар.

Закрепить представления о порядке уменьшения и увеличения размеров.

5

Сравнение групп предметов.

Закрепить понятия «равенство» - «неравенство» и умение правильно использовать знаки « = » и « ≠ »

Закрепить знание свойств предметов, повторить знакомые геометрические формы.

6

Сравнение групп предметов.

Закрепить представления о равенстве и неравенстве групп предметов, умение правильно выбрать знак « = » или « ≠ ».

Закрепить знание свойств предметов, умение ориентироваться в таблице.

7

Сложение.

Сформировать представление о сложении как объединении групп предметов. Познакомить со знаком « + ».

Закрепить знание свойств предметов.

8

Пространственные

отношения: на, над, под.

Уточнить пространственные отношения: на, над, под.

Закрепить представления о сложении как объединении предметов.

9

Пространственные

отношения:

слева, справа.

Развивать пространственные представления, уточнить отношения: слева, справа.

Закрепить понимание смысла действия сложения.

10

Пространственные

отношения:

слева, справа.

Закрепить пространственные отношения: слева, справа.

Закрепить смысл сложения, взаимосвязь целого и частей.

11

Вычитание.

Формировать представление о вычитании как об удалении из группы предметов ее части. Познакомить со знаком « - ».

Закреплять знание свойств предметов, пространственные отношения.

12

Пространственные

отношения:

между, посередине.

Уточнить пространственные отношения: между, посередине.

Закрепить понимание смысла действия вычитания.

13

Один – много.

Сформировать представления о понятиях: один, много.

Закрепить пространственные отношения, представления о сложении и вычитании.

14

Число 1,2

Цифра 1,2

Познакомить детей с числом 1 и графическим рисунком цифры 1, с образованием и составом числа 2, цифрой 2.

Закрепить представления о взаимосвязи целого и частей, действиях сложения и вычитания, понимание смысла действий сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей.

15

Пространственные

отношения:

Внутри, снаружи.

Уточнить пространственные отношения: внутри, снаружи.

Закрепить понимание смысла сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей.

16

Точка. Линия. Прямая и кривая линии.

Формировать представления о точке, линии, прямой и кривой линиях.

Закрепить умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством предметов, смысл сложения и вычитания, отношения – справа, слева.

17

Отрезок. Луч.

Сформировать представления об отрезке, луче.

Учить соотносить цифры 1 и 2 с количеством, составлять рассказы - задачи, в которых надо выполнить сложение и вычитание в пределах 2.

18

Число и цифра 3.

Познакомить с образованием и составом числа 3.

Закрепить представления о сложении и вычитании, умение сравнивать предметы по свойствам.

19

Замкнутые и незамкнутые линии.

Ломаная линия, многоугольник

Формировать представления о замкнутой и незамкнутой линии. Закрепить умение соотносить цифры 1 – 3 с количеством предметов, навыки счета в пределах трех, взаимосвязь целого и частей.

Познакомить с понятием ломаная линия, многоугольник.

Продолжать формирование представлений о свойствах предметов, взаимосвязи целого и частей, составе числа 3.

20

Число 4. Цифра 4.

Познакомить с образованием и составом числа 4, с цифрой 4.

Сформировать умение соотносить цифру 4 с количеством предметов, обозначать число 4 четырьмя точками.

Закрепить умение разбивать группу фигур на части по различным признакам.

21

Угол

Сформировать представления о различных видах углов – прямом, остром, тупом.

Закрепить знание цифр 1 – 4, счет до 4, знание состава числа 4, смысл сложения и вычитания, взаимосвязь между частью и целым, понятие многоугольника.

22

Число 5. Цифра 5.

Познакомить с образованием и составом числа 5, с цифрой 5. Закрепить знание цифр 1 – 4, понятия многоугольника, числового отрезка.

23

Пространственные

отношения:

Впереди – сзади.

Уточнить пространственные отношения: впереди, сзади.

Закрепить взаимосвязь целого и частей, присчитывание и отсчитывание единиц по числовому отрезку, количественный и порядковый счет в пределах 5, сформировать представления о составе числа 5.

24

Столько же.

Формировать представления о сравнении групп предметов по количеству с помощью составления пар.

Закрепить взаимосвязь целого и частей, присчитывание и отсчитывание единиц с помощью числового отрезка, представления о числах и цифрах 1 – 5.

25

Раньше, позже.

Расширить временные представления детей, уточнить отношения раньше – позже.

Закрепить представления о сравнении, сложении и вычитании групп предметов, числовом отрезке, количественном и порядковом счете предметов.


Итого

25 часов


Структура занятий


1. Введение в игровую ситуацию.

На этом этапе осуществляется ситуационно подготовленное включение детей в познавательную активность. Это означает, что началу занятий должна предшествовать ситуация, мотивирующая детей к дидактической игре.

2. Затруднение в игровой ситуации.

Организуется актуализация знаний и предметная деятельность детей, возникшая в мотивированной ситуации. Завершение этапа связано с фиксированием затруднения в предметной деятельности и установлением его причины.

3.«Открытие» нового способа действий.

Детям предлагается и после согласования с ними, принимается новый способ действий.

4. Воспроизведение нового способа действий в типовой ситуации.

На этом этапе осуществляется выход из затруднения с помощью построенного способа действий и его использование в аналогичных ситуациях.

5. Повторение и развивающие задания.

Если позволяет время, в заключительную часть занятия возможно включение игры, направленной на развитие ранее сформированных способностей.

6. Итог занятия.

В завершение совместно с детьми организуется осмысление их деятельности на занятии с помощью вопросов: «Во что играли?», «Что понравилось?» и т.д.

Использование пособия облегчает усвоение материалов, способствует формированию разнообразных умений и навыков. Опора на образы делает усвоение материала более конкретным, доступным, осознанным, повышает эффективность работы педагога. Использование наглядных пособий способствует уточнению и расширению представлений детей, развитию познавательной деятельности, создает благоприятный эмоциональный фон для проведения работы по обучению детей.


Методы, приемы.

Наглядные методы.

Наблюдение, рассматривание (картин, макетов), просмотр диафильмов, кинофильмов, мультфильмов, прослушивание аудиозаписей, показ образца задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов.

Наглядные средства должны:

быть хорошо видны всем;

подобраны с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей работы;

соответствовать задачам работы учителя на данном этапе обучения;

сопровождаться точной и конкретной речью;

словесное описание объекта должно способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности, наблюдательности, развитию речи.

Практические методы.

К практическим методам относятся упражнения, игры и моделирование. Упражнения подразделяются на подражательно-исполнительные, конструктивные, творческие.

При обучении детей часто используются различные виды конструирования и моделирования. Например, дети конструируют цифры из элементов, одну большую фигуру из более мелких частей и т.д. Моделирование – это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объекта, об отношениях и связях между элементами этих объектов. При обучении математике часто применяется знаково-символическое моделирование. Например, при решении задач используются графические изображения условии задачи. Использование модели предполагает определенный уровень сформированности умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения).

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия). Например: игра в «магазин», «теремок» и др. дети распределяют роли и с помощью масок, деталей одежды, речевых и неречевых действий создают образы людей или животных, в соответствии с ролью вступают в определенные взаимоотношения в игре.

Развивающие игры - это игры, способствующие решению умственных способностей. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений.

Использование игровых упражнений на занятии (имитация действий: медведи едят кашу, летит самолет, прыгает воробей) вызывает эмоционально-положительный настрой детей, снимает у них напряжение.

Словесные методы

Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение.

Рассказ - форма обучения, при которой изложение материала педагогом носит описательный характер. Его используют для создания у детей представления о том или ином явлении, вызова положительных эмоций, для создания образца правильной, выразительной речи, подготовке детей к последующей самостоятельной работе, для обогащения словаря и закрепления грамматических форм речи. Рассказ предполагает воздействие на мышление ребенка, его воображение, чувства, побуждает к речевому общению, обмену впечатлениями.

Беседы в зависимости от дидактических целей могут быть предварительными, итоговыми, обобщающими.

В ходе предварительной беседы педагог выявляет знание детей, создает установку на усвоение новой темы.

Итоговая беседа проводится для закрепления и дифференциации приобретенных в ходе занятий умений и навыков. При индуктивной форме беседы сначала воспроизводятся факты, анализируются, сравниваются, а затем обобщаются (от частного к общему). При дедуктивной форме сначала дается обобщение, а затем отыскиваются конкретные факты для его подтверждения.

Использование беседы должно соответствовать следующим условиям:

опираться на достаточный объем представлений, уровень речевых умений и навыков, находиться в зоне ближайшего развития ребенка;

соответствовать логике мыслительной деятельности ребенка, учитывать особенности его мышления;

активизировать мыслительную деятельность детей, используя разнообразные приемы, в том числе наводящие вопросы;

вопросы должны быть ясными, четкими, требующими однозначного ответа;

характер проведения беседы должен соответствовать целям и задачам работы.


Словесные приемы

В процессе обучения используются словесные приемы: показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.

Пояснение и объяснение включаются в наглядные и практические методы. Например, при записи примера на сложение наряду с показом написания на доске, учитель комментирует написание, объясняет его, обращает внимание на грамотное и четкое произношение.

Большое значение в работе имеет педагогическая оценка результата выполнения задания, способа и характера его выполнения. Она способствует совершенствованию качества учебного процесса, стимулирует и активизирует деятельность ребенка, помогает формированию самоконтроля и самооценки.

При оценке деятельности ребенка необходимо учитывать возрастные и индивидуально- психологические особенности. Неуверенных, застенчивых, остро переживающих детей следует чаще поощрять, проявлять педагогический такт при оценке их работы.


Материально-технические условия

Работа по данному курсу обеспечивается УМК:

1. Петерсон Л. Г. «Раз-ступенька, два — ступенька...» рабочая тетрадь.

2. Петерсон Л. Г. «Раз-ступенька, два — ступенька...» практический курс математики для дошкольников (методические рекомендации).

демонстрационный материал к изучаемым темам

касса цифр, карточки с изображением цифр

счётные палочки

блоки Дьенеша, геоборд

игрушки, мячики

картотека загадок

картотека динамических пауз

наборы тематических картинок

Наглядные пособия:

Настольные игры:

«Счет до 5», «Числовые домики»

«Математические пазлы»

«Профессии»

«Фигуры и формы»

«Часть и целое»

Литература

Асмолов А.Г. "Психология личности".- М.: Просвещение 1990г.

Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. - М., 1993.

Волина В.В. Учимся играя. - М., 1994.

Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей. Изд. 2-е. - М., 1978.

Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001.

Карпенко М. Т. Сборник загадок. - М., 1988.

Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 2000

Маршак С.Я. От одного до десяти. Веселый счет. - М., 1959.

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка», 1, 2 часть, М., «Ювента», 2010г.

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Методические рекомендации для учителя «Игралочка», 1, 2 часть, М., «Ювента», 2010г.

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Методический комплект «Игралочка», 1, 2 часть, М., «Ювента», 2010г.

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Практический курс математики для дошкольников. «Игралочка», 1, 2 часть, методические рекомендации для учителя .М., «Ювента», 2010г.



Показатели результативности образовательной программы


Показатель

Способы проверки усвоения содержания

Уровень культуры обучающихся

Беседа, наблюдение

Уровень развития творческого мышления

Оценка уровня

выполнения творческих заданий

Уровень развития познавательной

Активности

Наблюдение, беседа, игра - импровизация

Уровень развития мышления

Диагностические задания, беседа, опрос.

Уровень развития коммуникативных

Способностей

Игра – беседа, наблюдение

Уровень развития символических

способностей (воображения и игры)

Наблюдение, беседа


Планируемые результаты по математике по окончанию курса

«Школа будущего первоклассника»


1. Объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.


2. Находить части целого и целое по известным частям.


3. Считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке.


4. Называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.


5. Соотносить цифру с количеством предметов.


6. Измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты.


7. В простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей.


8. Выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).


9. Называть части суток, последовательность дней в неделе, месяцы в году.















Календарно – тематическое планирование «Раз – ступенька, два - ступенька»


п/п

Дата

Тема занятия

1


Свойства предметов.

2


Свойства предметов.

3


Свойства предметов.

4


Сравнение групп предметов.

5


Сравнение групп предметов.

6


Сравнение групп предметов.

7


Сложение.

8


Пространственные отношения: на, над, под.

9


Пространственные отношения: слева, справа.

10


Пространственные отношения: слева, справа.

11


Вычитание.

12


Пространственные отношения: между, посередине.

13


Один – много.

14


Число 1,2. Цифра 1,2

15


Пространственные отношения: внутри, снаружи.

16


Точка. Линия. Прямая и кривая линии.

17


Отрезок. Луч.

18


Число и цифра 3.

19


Замкнутые и незамкнутые линии. Ломаная линия, многоугольник

20


Число 4. Цифра 4.

21


Угол

22


Число 5. Цифра 5.

23


Пространственные отношения: впереди – сзади.

24


Столько же.

25


Раньше, позже.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.