12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тарунина Вера Александровна1804
Россия, Курганская обл., Куртамыш
4

Формирования функциональной (читательской) грамотности на уроках русского языка и литературы

Формирования функциональной (читательской) грамотности

на уроках русского языка и литературы


Современный мир требует переосмысления педагогических подходов в обучении школьников. На первый план выходит развитие у них функциональной грамотности. Разберемся, в чем ее ценность, что называется читательской грамотностью и какие приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы можно использовать для развития читательской грамотности.

Понятие функциональной грамотности школьников появилось в 1970-е годы и подразумевало совокупность навыков чтения и письма для решения реальных жизненных задач. Сегодня функционально грамотный ученик — это индикатор качества образования. Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью:

успешно решает разные бытовые проблемы;

умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;

использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;

выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.  

Акцент на функциональной грамотности делает ребят вовлеченными в познавательный процесс, способными анализировать и сегментировать информацию, делать выводы и использовать полученные данные в разных учебных направлениях. Это закономерно повышает успеваемость класса.

Одной из составляющих функциональной грамотности является читательская грамотность . Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя задачу по формированию функциональной грамотности младших школьников и школьников среднего звена. Читательская грамотность , с одной стороны, — важнейший метапредметный результат обучения. С другой стороны, — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Кроме этого, читательская грамотность - это умение читать в широком смысле этого слова – извлекать «… из мертвой буквы живой смысл, –как говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».

Читательская грамотность – самый главный, базовый навык среди всех направлений функциональной грамотности, т.к. , не умея читать, ученик не справится с решением математических и других задач, а значит у учителей-словесников особая ответственность. Сформировать читательскую грамотность за 1 или 2 урока невозможно, это результат системной работы педагога и ученика.

Какие же приемы работы с текстом, которые позволяют формировать читательскую грамотность? Такие, которые научат понимать смысл текста, анализировать его с разных сторон, использовать полученные сведения для создания своего текста.

Прием «Ассоциативный куст»

t1711637746aa.png

Задание: К слову КНИГА назовите все возможные ассоциации. (Книга, мудрость, помощник, библиотека, читатель, литература, фолиант, интересная, чтение...)

А сейчас послушайте притчу и скажите, чем можно дополнить наш ряд ассоциаций.

Притча «Книга»

Ученик спросил старца:

-Зачем ты каждый день читаешь книгу? Ведь ты уже читал её?

Спросил и старец:

-А зачем ты сегодня ел? Ведь ты же ел вчера?

-Для того, чтобы жить. Без пищи я умру, - пожал плечами ученик.

- Вот и я каждый день читаю, чтобы духовно не умереть, - ответил старец.

-Какую ещё одну ассоциацию со словом мы можем выделить?( книга - духовная пища.)

-А что такое духовная пища? Для чего она нужна?

- Что будет, если человек не будет читать? (Проблемный вопрос)


2. Привлечение читательского опыта.

- А вы каждый день читаете?

-Какую книгу вы прочитали последней? Почему вы выбрали именно ее?

t1711637746ab.png

Я люблю для этой работы использовать рабочие листы с заданиями. Данные читательские листы я нашла в ВК, по мере взросления детей задания расширяются и усложняются, но главным остается стремление к пониманию текста, его интерпретация, выход за рамки текста, впоследствии - умение работать с интертекстами.


3.Чтение с остановками

Такое чтение позволяет ребенку научиться читать «постепенно», глубоко осмысливая прочитанное, работая над словами и нюансами текста, чтение с остановками способствует развитию внимания.

«Купил человек себе новый дом – большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.

(ПОЧЕМУ СОСЕД ТАК ДЕЛАЛ?)

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с мусором. Человек взял ведро, мусор вывалил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу.

(ЗАЧЕМ СОСЕД ПОШЕЛ? А КАК БЫ ТЫ СДЕЛАЛ?)

Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я разозлил его!» Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:

(ЧТО СКАЗАЛ? ПОЧЕМУ?)

-Кто чем богат, тот тем и делится!»

(ПРАВИЛЬНО ПОСТУПИЛ НОВЫЙ СОСЕД?

КАК ЭТО ПОВЛИЯЕТ НА ЗАВИСТЛИВОГО СОСЕДА?

КАК БЫ ПОСТУПИЛ ТЫ?)


4. Приём «Проверочный лист»

t1711637746ac.png

Перед чтением текста необходимо нацелить обучающихся на выполнение теста. Удобен прием как на уроках литературы, так и на других уроках. Мы еще называем его бинарный тест, так как у него два варианта ответа: «Да» и «Нет». 5 вопросов облегчат проверку и выставление оценок (количество верных ответов равняются оценке.

Перед вами примеры утверждений (текст из пункта 3. Чтение с остановками):

- Купил себе человек новый дом. (Да)

- Рядом в большом особняке жил сосед. (Нет)

- Сосед постоянно пытался испортить настроение. (Да)

- Однажды на крыльце человек увидел ведро с мусором. (Да)

- Человек вернул ведро с мусором соседу. (Нет)


5. Прием «Подбери пословицу»

t1711637746ad.png

Обязательна работа над расширением словарного запаса детей и над толкованием пословиц и поговорок.

-Какая пословица подходит к данной притче? (Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы они относились к тебе)


6. Прием «Ключевые слова»

t1711637746ae.png

-Задание: внимательно прочитайте произведение и найдите ключевые слова (добро и зло) .

t1711637746af.png

-Как выглядит человек, внутри которого волк-зло?

-Какие слова нельзя услышать от человека с добрым волком внутри?

-Что значит «кормить волка»? А подравшись (своровав ручку, нахамив учителю, ударив соседку…), вы какого волка кормите?

В своей работе пользуемся и другими приемами. Эти приемы заставляют внимательно вчитываться в текст, понимать не только то, что сказано, но и то, что скрыто:


7. Приём театрализации

Театрализация помогает понять авторский замысел, идею произведения. Работа над выразительным чтением – очень важный момент в работе учителя-словесника.

t1711637746ag.png

В зависимости от подготовленности детей можно пользоваться уже готовыми постановками, например, мультфильм к басне И.Крылова «Кукушка и Петух»: посмотрели мультфильм – определить общее настроение (составить таблицу –характеристику речевую героев) – сделать вывод , что главное для автора.


8. Приём «Рассказ по началу»

Интересный вид работы - взять начало притчи и предложить закончить ее. Дети на бумаге чаще всего отображают свой жизненный опыт. Работа с сочинением позволяет обучающимся проанализировать поступки, глядя на них «со стороны» и дать им оценку. Интересно сравнение с авторским вариантом. Прием хорош для уроков развития речи


Но ведь мы используем работу с текстом не только на уроках литературы. t1711637746ah.png

Русский язык также богат приемами работы с текстом. Но на этих уроках дети работают уже с текстами разных функциональных стилей.


9.Рабочие листы

t1711637746ai.png


10. Прием «Следопыт»

t1711637746aj.png

Кроме орфографических и пунктуационных ошибок включаю работу с паронимами, словами разной стилевой принадлежности и др. Здесь же отрабатываются задания ОГЭ, ЕГЭ.


11. Прием «Делаем шпаргалку»

t1711637746ak.png

Изготовление шпаргалки позволяет внимательно прочитать учебный текст, проследить логику построения высказывания, выделить существенное в изучаемом материале, установить закономерности. Слабому ученику дает уверенность. На первом уроке по таким шпаргалкам спрашиваю слабых обучающихся по желанию. Опыт показывает, что со второго-третьего урока даже эти ученики включаются в активную работу – желание получить хорошую оценку реализуется в полной мере! Быстро необходимость в постоянном использовании шпаргалки отпадает, но сама шпаргалка остается как возможность подглянуть, но только на рабочем уроке.


12. Игры

Позволяют создать непринужденную обстановку на уроке, легко заинтересовать темой, незаметно для учеников подвести к выполнению сложного задания. Но игра есть игра: нужно прочитать правила и выполнять их, нужно знать теоретический материал и уметь его применять.

А) Игра «Фразеологическое лото»

t1711637746am.png

Была разработана нами в ходе проектной деятельности в силу жизненной необходимости: наши дети не знают фразеологические обороты и их значений, а ОГЭ и ЕГЭ такие задания есть, поэтому мы создали пока 20 игровых полей по 6 картинок и 6 толкований фразеологизмов к каждому игровому полю. Итого 120 фразеологических оборотов. В течение года мы осваиваем их, работая с текстами как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. Разработано 4 уровня игры.


Б) Игра «Тримино»

t1711637746an.png

Интересный прием, позволяющий живо провести заключительные уроки по темам. На фото тримино, объединяющее темы по «Устному народному творчеству».


Смысловое чтение как составляющую читательской грамотности учителю можно оценить. Для мониторинга уровня смыслового чтения использую методику В.В. Пикан (Проект «Приемы смыслового чтения» (Авт. Дозморова Е.В., директор Центра инноваций в образовании ФПК и ПК ТГПУ, к.п.н.. , ( https://www.planeta.tspu.ru/files/file/doc/1464065663.pdf )), в которой все познавательные уровни иллюстрируются примерными образцами ключевых вопросов и заданий, позволяющих диагностировать качество овладения знаниями и способами деятельности обучающимися. Каждому из познавательных уровней (знание, понимание, применение, обобщение и систематизация, ценностное отношение) поставлено в соответствие количество баллов, получаемое за выполнение заданий освоенного уровня. В представленной таблице даны примеры вопросов и заданий, критерии оценивания.

t1711637746ao.gif

Данная методика была модифицирована, кроме имеющихся критериев были включены скоростные характеристики чтения. Стартовая диагностику и мониторинг показывают обоснованность применения стратегий и приемов смыслового чтения как средства формирования читательской грамотности.



Способ чтения

Нет ошибок

выразительность

Знание – 1 балл

Понимание - 2 балла

Применение – по образцу 3 б.

в измененной ситуации - 4 б.

в новой ситуации – 5 б.

Обобщение и систематизация
6 б. – локальное;

Обобщение и систематизация
7 б. внутрипредметное;

Обобщение и систематизация
8 б. межпредметное,
мировоззренческое

Ценностное отношение – 2-10 б

Скорость чтения

С. С (7 кл)

По слогам и целыми словами

-

-

+

+

+

-

-

-

-

-

-

76 слов

С. С (8 кл)

По слогам и целыми словами

+

+

+

+

+

+


+

-

-

+

117 слов

С. С (9 кл)

Целыми словами

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

124 слова

Ш. Д ,

8 кл (АООП)


По слогам

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

34 слова

Ш. Д ,

9 кл (АООП)


По слогам и целыми словами

-

-

+

+


+


-

-

-

-

-

+


57 слов

Ш. Д ,

10 кл (АООП)


По слогам и целыми словами

-

+

+


+


+


+

-

+

+

-

+

84 слова

Ш. А .(8 кл)

Целыми словами

+

+

+

+

-

-

-

-

-

-

+

116 слов

Ш. А. (9 кл)

Целыми словами

+

+

+

+

+

+

-

+

+

-

+

128 слов


Оценка читательской грамотности не так проста, так как растянута во времени, включает в себя многие факторы, но работа над развитием читательской грамотности имеет колоссальное значение, поскольку «Чтение книг – труд, направленный на формирование собственной души. Выстраданная совестью книга создает вокруг нравственное силовое поле, бесценное эмоциональное пространство» (Ю.Бондарев).



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Горбачёва Марина Юрьевна, 28.03.24 в 18:11 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересную работу!
Легоцкая Вера Сергеевна, 28.03.24 в 20:30 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, интересно
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.