12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рогова Эльвира Махмудовна16
работаю с детьми с ОВЗ
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород

Тема урока: «Число и цифра 5»

Ход урока:

1

2

3

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

1. Повторение знаний о ранее изученных числах.

- Сосчитайте, сколько я показываю предметов. Покажите цифру, обозначающую количество этих предметов.

- Посчитаем от 1 до 4; от 4 до 1; от 2 до 4, от 3 до 1.

- Посмотрите на числовой ряд.

- Какое число идет перед числом 2?

- Какое число идет после числа 3?

- Назовите, между какими числами стоит число 3?

- Какое число больше 3 на 1?

- Какое число меньше 4 на 2?

- Какое число больше 4 на 1?

- Кто догадался, с каким число мы сегодня будем знакомиться?

- Кто скажет, чему мы должны сегодня научиться?

 Дети считают количество предметов, показывают цифры (веер цифр) - 4, 2, 1, 3.

Считают: 1,2,3,4; 4,3,2,1; 2,3,4;

3,2,1.

- Перед числом 2 идет число 1.

- После числа 3 идет число 4.

- Соседи числа 3 – это 2 и 4.

- 4 больше 3 на 1.

- 2 меньше 4 на 2.

- 5 больше 4 на 1.

- Мы познакомимся с числом 5.

- Составлять число 5 и писать цифру 5.

 Счет (пересчитывание) предметов в пределах 4. Соотнесение цифры с количеством предметов.

Счет от заданного числа вперед и обратно. Усвоение натурального ряда чисел.

Место числа в числовом ряду (предыдущие и последующие числа, соседи числа).

Сравнение чисел.

Постановка темы и целей урока.

2. Образование нового числа и знакомство с его названием.

 - Положите перед собой 4 зайчика. Обозначьте цифрой, сколько зайчиков.

- Ниже положите столько же морковок.

- Как это сделать?

- Сколько морковок положили?

- Почему положили 4 морковки?

- Добавьте еще 1 морковку.

- Сколько стало морковок? (Дети пересчитывают морковки).

- Как мы получили 5 морковок?

- Как можно получить число 5?

- Оставьте зайчиков и морковки на партах, они нам еще пригодятся.


Работа в парах.

- Ребята, поработаем в парах.

- На дереве сидели 4 бельчонка.

- Положите перед собой столько же синих кругов.

- Сколько положили синих кругов? Почему?

- К ним прыгнул еще 1 бельчонок. Что нужно сделать?

- Положите рядом с синими кругами 1 красный круг.

- Посчитайте, сколько стало всего кругов?

-А сколько стало бельчат?

- Как получили 5 бельчат? Как мы получили 5 кругов?

- Как мы получили число 5?


Работа по учебнику.

- Откройте учебник на ст. 34 (3 и 4).

- Посмотрите на верхний рисунок и скажите, чего или кого на рисунке 5?

- Как получили 5 яблок? 5 корзин? 5 детей?

- Как получили число 5?

- Прочитаем запись сверху. Какое число надо поставить вместо пропуска?

 1 ученик выкладывают 4 зайчика и 4 морковки на классной магнитной доске. Остальные на партах. Ставят цифру 4 около зайчиков.

- Под каждым зайчиком положить морковку. Положили 4 морковки, потому что их столько же, сколько зайчиков, значит, 4.

Дети добавляют 1 морковку.

- Морковок стало 5. К 4 морковкам добавили еще 1 и стало 5.

- Нужно к 4 прибавить 1 получится 5.

На доске ученик выкладывает картинки бельчат. Все на партах выкладывают круги.

- Синих кругов положили 4, потому что их столько же, сколько и бельчат, а бельчат 4.

Нужно добавить еще 1бельчонка,1 круг.

- Кругов всего 5. Бельчат стало тоже 5.

- К 4 бельчатам добавили 1. К 4 синим кругам добавили 1 красный. К 4 +1= 5.


Дети открывают учебник на ст. 34 и находят, чего на рисунке 5.

- 5 яблок, 5 детей, 5 корзин.

- 4 желтых яблока и 1 красное - всего 5 яблок, 4 полные корзины и 1 пустая - всего 5 корзин, 4 взрослых детей и 1 маленькая девочка – всего 5 детей и т.д.

- К 4+1=5.

- Надо поставить число 5.

 Работа со счетным материалом.




Сравнение предметов путем их объединения в пару.


Показать способы

образование числа 5 на наглядном материале.


Образование числа 5 путем прибавления 1 к предыдущему числу.


Взаимоконтроль.

Подготовка к решению задач, решение на наглядном и счетном материале.

Соотнесение счетного (геометрические фигуры) материала с количеством наглядного материала (картинок).

Закрепление образования числа 5 на счетном материале.

Активизация внимания, мыслительной деятельности.

Перспективные действия.

Закрепление образования числа 5.

3. Знакомство с печатной цифрой.

 - Число 5 обозначается цифрой 5. (Показ цифры 5).

- На что похожа цифра 5?

- С. Маршак о цифре 5 написал стихотворение:

А потом пошла плясать

По бумаге цифра 5.

Руку вправо протянула,

Ножку круто изогнула.

(Учитель показывает на цифре, читая стих).

- Найдите цифру 5 у себя в наборах. Положите ее рядом с тем, чего у вас на партах 5.

- Где вы положили цифру 5?

 

- Цифра 5 похожа на серп, перевернутую двойку и т.д.

Дети слушают стих и следят за указкой учителя.

Дети находят цифру 5 у себя в наборах.

Дети пересчитывают счетный материал на партах.

- Цифру 5 положили рядом с пятью морковками.

 Соотнесение числа и цифры 5.

Сравнение цифры 5 с предметами.






Соотнесение цифры 5 с количеством счетного материала.

4. Сравнение нового числа с предыдущим и определение места нового числа в числовом ряду.

- Сравним зайчиков и морковки. Как это можно сделать?

- Чего больше? На сколько морковок больше, чем зайчиков? Как вы это узнали?

- Сколько зайчиков?

- Сколько морковок?

- Значит, какое число больше 4 или 5?

- Поместим число 5 на «числовую лесенку». Где мы его поставим?

- Почему?

- Число 5 больше числа 4, значит, оно стоит в числовом ряду после числа 4.

- Составим числовой ряд. Назовите все числа по порядку.

Физминутка.

Для разминки из-за парт

Поднимаемся на старт!

Бег на месте. Веселей!

И быстрей, быстрей, быстрей!

Делаем вперед наклоны –

Раз – два – три – четыре – пять.

Мельницу руками крутим,

Чтобы плечики размять.

Начинаем приседать –

Раз – два – три – четыре – пять.

А потом прыжки на месте, выше прыгаем все вместе.

Руки к солнышку потянем,

Руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться,

Да прилежно, не лениться.

- Можно наложить морковки на зайчиков или наоборот.

- Морковок больше чем зайчиков на 1, потому что осталась лишняя 1 морковка.

- Зайчиков 4, морковок 5. Значит 5>4.

Дети помещают число 5 на одну ступеньку выше числа 4.

- Выше числа 4 на 1 ступеньку, потому что 5>4 на 1.

Дети составляют числовой ряд: 1,2, 3,4,5.

Выполняют физкультминутку.

Сравнение предметов путем наложения друг на друга.

Рассуждение, сравнение, вывод. Подвести учащихся к обобщениям о свойствах натурального ряда чисел. Активизация мыслительной деятельности. Сравнение чисел на «числовой лесенке». Вывод.

Усвоение натурального ряда чисел.

Снятие мышечного напряжения, смена деятельности, снятие напряжения с глаз.

5. Знакомство с печатной цифрой и письмо новой цифры.

- Какая последняя цифра в вашем числовом ряду?

- Кто догадался, какую цифру мы будем учиться сегодня писать?

Добрались до цифры 5.

Как ее нам написать?

Вертикальный ставь штришок,

От него веди кружок,

Сверху хвостик небольшой —

Цифра 5 перед тобой!

Научись ее писать,

Чтоб пятерки получать!

(Показ написания цифры 5 в большой клетке на интерактивной доске, цифра пишется поэтапно, учитель проговаривает стих).

- Посмотрите в учебник на с. 34, как пишется цифра 5.

- Обратите внимание, цифра 5 пишется от верхней и до нижней стороны клетки, пишется с наклоном в правую сторону, касается правой и нижней сторон клетки.

- Посмотрите еще раз, как надо писать цифру 5. Учитель показывает написание цифры 5 на доске, на клетчатой разлиновке (клетка крупная).

- Начинаем писать немного правее середины верхней стороны клетки (учитель ставит точку), ведем наклонную линию, немного не доходя до центра клетки, пишем полуовал, касаясь правой стороны клетки, касаясь нижней стороны клетки чуть правее середины, поднимаемся чуть выше середины нижнего края. Отрываем ручку. Сверху в точке, где начинали писать наклонную линию,

пишем вправо «хвостик», доходящий до правого верхнего угла клетки.

- У вас на партах лежат большие цифры 5 из бархатной бумаги. Проведите указательным пальцем по этой цифре, как будто вы пишите цифру 5. Сделайте это несколько раз, чтобы запомнить, как пишется цифра 5.

- Возьмите в руку правильно ручку (учитель показывает). Обведите в воздухе цифру 5, которая написана на доске. Встали в точку на верхней стороне клетки, ведем наклонную линию вниз, не доходим до середины клетки, пишем полуовал, обязательно касаемся правой стороны клетки, затем нижней стороны клетки и поднимаемся чуть выше середины. Пробуем написать в воздухе цифру 5 несколько раз.

- Напишем цифру 5 в тетради. Но сначала повторим правила посадки при письме:

Я тетрадочку открою

И с наклоном положу,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я берусь.

- Найдите в тетрадях прописанные точками цифры 5.Обведите их и напишите еще пять раз цифру 5. (Учитель ходит по классу, смотрит, кто, как пишет цифру 5, указывает на ошибки).

- Найдите самую красивую цифру 5, подчеркните ее. Постарайтесь также красиво написать все цифры 5.

- Ребята, посмотрите, какие вы делаете ошибки при написании цифры 5 (показ на доске неправильного и правильного написания цифры): пишите не наклонную линию, а прямую; и эта линия у некоторых ребят слишком длинная, она не должна доходить до середины клетки; полуовал или очень широкий и выходит за пределы клетки или слишком узкий и не касается правой стороны клетки; нижняя часть цифры не касается нижней стороны клетки.

- Постарайтесь не допускать таких ошибок, допишите до конца эту строчку. Напишите еще одну строчку цифру 5. (Учитель ходит по классу, поправляет посадку детей, пишет вместе с теми, у кого не получается правильно держать ручку и правильно писать цифру 5).

- Последняя цифра 5.

- Сегодня мы будем писать цифру 5.





Дети наблюдают, как пишется цифра 5 на интерактивной доске, в учебнике, на классной доске.














Дети тренируются правильно писать цифру 5 на большой цифре из бархатной бумаги.




Дети берут правильно ручку, обводят в воздухе цифру 5.








Повторяют правила посадки при письме.






Дети обводят цифры 5 по точкам и пишут еще пять раз цифру 5.



Подчеркивают самую красивую цифру 5.


Исправляют ошибки написания цифры 5 вместе с учителем.









Дописывают до конца строчку и пишут еще одну строчку цифру 5.


Постановка учебной задачи.



Мотивационный компонент – стих про написание цифры 5.


Привлечение внимания учащихся к объяснению учителем написания цифры 5 с помощью движущихся поэтапно элементов цифры 5 на интерактивной доске, показ в учебнике, на доске.





Смена видов деятельности (смотрят, повторяют действия учителя, водят пальцем по бархатной бумаге, пишут в тетради по точкам, затем самостоятельно), активизация разных видов памяти.






Запоминание написания цифры 5 на бархатной бумаге.



Тренировка написания цифры 5 в воздухе.

Повторение правил: как правильно держать ручку, тетрадку и сидеть при письме.










Формирование умения правильного написание цифры 5.


Самооценка. Контроль.


Анализ ошибок написания цифры 5. Коррекция.










Самоконтроль.

Формирования ситуации успеха, сотрудничество: учитель - ученик.



6. Знакомство со вторым способом образования предшествующего числа.

- У белочки было 5 орешков. Выложите на парте картинки.

- Белочка съела 1 орешек. Что нужно сделать?

- Сколько орешков осталось?

- Как мы получили 4 орешка? Как можно получить число 4?

- Уберите картинки в конверты.

- Возьмите счетные палочки. Положите перед собой 5 счетных палочек. Уберите 1 палочку. Сколько осталось счетных палочек? Как мы получили 4 палочки?

- Как можно получить число 4?

Выкладывают картинки – 5 орешков. Затем убирают 1 орешек. - Убрать 1 орешек.

- Осталось 4 орешка.

- Из 5 орешков убрали 1, стало 4.

Из 5 вычесть 1, получится 4.

Убирают картинки в конверты.

Дети кладут 5 счетных палочек на парту. Затем убирают 1.

- Осталось 4 счетных палочки.

- Мы из 5 палочек убрали 1, стало 4.

- 5-1=4

Активизация мыслительной деятельности.



Образование предшествующего числа на наглядном материале, счетном материале путем вычитания 1 из последующего числа.




7. Счет в прямом и обратном порядке в пределах данного числа, выполнение различных нумерационных упражнений.

- Посчитаем, сколько у нас пальчиков на каждой руке.

-У каждого пальчика есть имя. Кто знает, как зовут каждый пальчик? 

- Посчитаем в обратном порядке, начиная с 5-го большого пальчика и до мизинца.

- Чего у человека еще есть по 5?

- Посмотрите вокруг себя: чего в классе 5? Посчитаем.


- Ответим на вопросы учебника. Сколько вишен? Цыплят? Матрешек? Цветов? Положите на каждый рисунок карточку с цифрой. Проверьте друг у друга. (Проверка: 3, 1, 2, 5). Учитель проходит по классу, проверяет выполненное задание.

- Какой цифры не хватает? Положите цифру 4 на парту, рядом положите 4 треугольника.

Дети считают пальчики на каждой руке.

- Мизинец, безымянный, средний, указательный, большой.

- 5,4,3,2,1.

- По 5 пальцев на ногах.

Считают и называют, чего в классе 5.


- Вишен - 3, цыплят -1, матрешек – 2, цветов – 5.

Кладут в учебнике на каждый рисунок соответствующую цифру. Проверяют друг у друга, исправляют ошибки.

- Не хватает цифры 4.

Дети кладут цифру 4 на парту, рядом 4 треугольника.

Связь пройденного материала с жизнью (компетентностный подход).

Прямой и обратный счет. Усвоение натурального ряда чисел.







Соотнесение цифры и количества предметов.

Взаимопроверка, сотрудничество: ученик – ученик.

Активизация внимания.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.