12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Белянина Алёна Геннадьевна29
Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель
Россия, Иркутская обл., Усть-Илимск
2

Программа элективного курса «Фундаментальные эксперименты в физической науке»

 

Управление образования Администрации города Усть-Илимска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8 имени Бусыгина М.И.»

 

 

 

 

 

 

 

 

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

элективного курса по физике

 

«Фундаментальные эксперименты в физической науке»

 

для учащихся 10-11 классов

1 час в неделю (всего 70 часов за два года обучения)

 


 

Предметная область: естественные науки

 

Автор-составитель:

Белянина Алёна Геннадьевна,

учитель физики,

высшая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019 – 2020

Усть-Илимск

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по спецкурсу для 10-11 классов разработана на основе требований к результатам освоения среднего общего образования МБОУ «СОШ № 8 имени Бусыгина М.И.». Используется учебники рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 г. N 345".

Хорошие знания по физике включают не только знание теории, но и умение проводить эксперимент. Физический эксперимент – это основной способ развития науки, а для обучающихся – очень эффективное средство качественного освоения предметного содержания, но при условии грамотного проведения занятий. В школьном курсе времени на овладение этим средством практически нет; отсюда идея курса – организовать физический практикум, на котором будут созданы все необходимые условия, чтобы учащиеся смогли осознанно использовать полученные теоретические знания, тем самым существенно повысив качество их усвоения. При этом у них будет возможность освоить многие предметные и метапредметные умения, такие, как постановка задачи, выдвижение гипотезы, выполнения измерений; а также более качественно подготовиться к ЕГЭ.

Элективный курс рассчитан на 35 часа в каждом классе, 70 часов за два года, проводится один раз в неделю; предназначен для учащихся, проявляющих интерес к физике. Курс поможет в подготовке и сдаче ЕГЭ. В основе курса лежит решение экспериментальных задач. Данный курс расширяет «круг общения» учащихся с физическими приборами, что делает процесс формирования экспериментальных навыков более эффективным. Часть времени на занятиях уделяется решению качественных задач. Идея курса возникла в связи с необходимостью подготовить учащихся к решению экспериментальных задач, включенных в ГИА и ЕГЭ. А также увеличения количества задач качественного характера, имеющих практическое значение, задач, требующих от ученика умения работы с приборами, умения анализировать результаты опытов, наблюдений, экспериментов. Предполагается, что систематически выполняя экспериментальные задания, учащиеся более глубоко будут понимать изучаемые явления, научатся представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков, схем. Научатся правильно формулировать выводы по задачам. Тем самым учащиеся закрепляют имеющиеся знания и получают новые.

Цели элективного курса:

Научить, не просто пользоваться физическими приборами, а освоить методику решения экспериментальных задач. От постановки проблемы, до нахождения ее решения, глубоко понимая зависимости, выраженные физическими законами, путем измерения физических величин добиться более глубокого понимания явлений, которые они описывают.

Подготовить учащихся к решению экспериментальных задач в ЕГЭ по физике.

Задачи курса:

Научить решать экспериментальные задачи, грамотно задумывать, проводить и оформлять эксперимент.

Показать вариативность способов достижения поставленной задачи, приучить к поиску всех возможных альтернатив решения задачи и выбору и обоснованию оптимального способа.

Научить оценивать погрешности измерений и анализировать полученные результаты, делать соответствующие выводы по каждой задаче.

Обеспечить формирование у учащихся умений и навыков работы с приборами и приспособлениями.

Формы и методы организации учебного процесса:

Традиционный подход, когда один урок – одна работа, не всегда выгоден. Приходится учитывать специфику работ. Есть простые опыты, есть более сложные, Возможно, какой-то опыт очень прост, тогда остается много времени. Ученики тоже разные: кто-то все быстро понял и сделал, а дальше не знает, что делать, а кому-то требуется гораздо больше времени для осознания того, что происходит. Чтобы оставалось время для теоретического осмысления, сделанного, без этого эксперименты – как фокусы в цирке, просто забава. Предлагаю организовать работу блоками. Тем более, что материал по физике уже предполагает такую разбивку. По основным темам курса. Механика, задачи на движение, задачи по молекулярной физике, термодинамике и электродинамике. Каждый блок изучается по следующей схеме:

Некоторый ввод в теорию. Надо же вспомнить хотя бы основные законы, формулы, важнейшие величины и единицы измерения. Актуализация знаний может быть организована не как лекция, а как обсуждение.

Практикум по решению серии экспериментальных задач. На этом этапе учащиеся получают достаточно большую степень свободы. Получив определенное оборудование, ученики пытаются сами сформулировать задачу, что можно измерить, имея данное оборудование. В приложении есть несколько примеров таких заданий. Лучше работать парами или малыми группами, это повышает активность учащихся и развивает коммуникативные способности.

Схема обсуждения уже выбранного задания.

Используя метод мозгового штурма (согласно сформулированной задаче) – подбираем, необходимы приборы, составляем план действия.

Выполняем необходимые записи в тетради – название работы, приборы, цель, ход работы. Рисунок, схема, чертеж установки.

Выполнить необходимые измерения.

Записать данные в таблицу.

Решить задачу. Определить зависимости, построить график, если возможно.

Оценить погрешность.

Сделать вывод.

Подведение итогов по всему блоку с выходом на теоретическое обобщение.

При этом во всех блоках учащиеся осваивают некоторые инвариантные вопросы:

правила работы с оборудованием;

грамотное оформление задач;

грамотное измерение;

грамотное использование физических величин и единиц их измерения.

Еще один плюс блочной организации. Индивидуальные задания можно раскидать по блокам. Т.е. каждый ученик выбирает, в каком блоке (кроме первого, там они должны освоить нормы) он возьмет индивидуальную задачу. Может оказаться, что дети не успеют подготовиться. Тогда – режим доработки и консультирования, а для должников запланировано резервное время в самом конце. И мониторинг состоит из двух частей – текущая работа и итоговая индивидуальная задача. И может оказаться так, что кто-то свою задачу сдаст уже в октябре – не страшно, он все равно должен все отработать.

Формы контроля:

Защита и обсуждение результатов исследования по окончанию каждого занятия. Групповая форма предполагает, что и итоговую работу, зачетную ученики получают одну на группу. Выбрав наиболее понравившуюся тему, учащиеся формулируют для себя задачу и решают ее. При условии выполнения итогового индивидуального задания – решение экспериментальной задачи с полным ее оформлением, вычислением погрешности измерений, с предоставлением решения в назначенный срок и выполнением публичной презентации решенной задачи.

Содержательная основа курса.

Для данного курса я использую эксперименты, которые соответствуют прохождения программного материала по физике в старшей школе и лабораторный коплекс для учебной практической и проектной деятельности по естественнонаучным дисциплинам. Что повысит освоение основного материала, обеспечит его дополнительное повторение. Также при подборе заданий я выбирала те, что не требуют большой и сложной подготовки к их реализации и не дают сбоев при проведении, то есть быстро и с первого раза удачно получаются, не вызывая у ученика недоверия и непонимания. Принципы отбора заданий – наглядность дети (увидели и все поняли), воспроизводимость (хорошо получаются, не будет неудачных попыток), высокий образовательный эффект (т.е. дети начинают понимать какие-то действительно важные, ключевые понятия, у них формируется физическое мышление), доступность (в школе есть хорошо работающее оборудование).

Содержание программы:

Блоки по темам:

1.Введение №1.

Погрешности измерений Причины погрешностей Виды погрешностей

2.Механика № 2-19.

Экспериментаные работы (1-18).

3.Молекулярная физика №20-24.

Экспериментаные работы (1-5).

5.Электродинамика №25-44.

Экспериментаные работы (1-19).

6.Отика №45-48.

Экспериментаные работы (1-4).

7. Квантовые явления №49-53.

Экспериментаные работы (1-5).

8. ВЫПОЛНЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ОГЭ№54-60.

ЗАДАНИЙ (1-12)

9. ЗАДАНИЯ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПРЯМЫХ ИЗМЕРЕНИЙ ЕГЭ№61-62.

ЗАДАНИЙ (1-3)

10. ЗАДАНИЯ НА ВЫПОЛНЕНИЕ КОСВЕННЫХ ИЗМЕРЕНИЙ ЕГЭ№63-64.

ЗАДАНИЙ (1-3)

11. ЗАДАНИЯ НА ИСЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТЕЙ ЕГЭ №65-66.

ЗАДАНИЙ (1-3)

12. ЗАДАНИЯ НА ПРОВЕРКУ ГИПОТЕЗ ЕГЭ№67-68.

ЗАДАНИЙ (1-3)

13.Итоговое занятие №70.

Средства обучения

1. Физические приборы, лабораторный комплекс для учебной практической и проектной деятельности по естественнонаучным дисциплинам.

2. Компьютерные обучающие программы «Открытая физика», «Живая физика», «Физика в картинках» и др.

3. Видеоматериалы.

4. Графические иллюстрации

5. Дидактические материалы.

6. Учебные пособия по физике.

7. Персональные компьютеры.

Методические рекомендации

При проведении занятий используются такие формы организации обучения, как лекции (вводные), практические занятия, самостоятельная работа учащихся (коллективная, групповая, индивидуальная), консультации. Учащиеся осуществляют деятельность по поиску информации для подготовки докладов и сообщений, готовят эксперимент, подбирают видеоматериалы, компьютерные программы.

При выполнении лабораторных работ, как с реальными физическими приборами, так и с компьютерными моделями организуется исследовательская деятельность учащихся по экспериментальному установлению зависимостей между величинами. Учащиеся выполняют все этапы деятельности: постановка задачи, выдвижение гипотез, планирование эксперимента, выбор средств, для выполнения эксперимента, сборка установки, наблюдения и измерения, фиксация результатов и их анализ, выводы. При этом в зависимости от уровня владения учащимися исследовательским методом уровень самостоятельности при выполнении лабораторных работ и характер помощи со стороны учителя могут быть различными.

Помимо исследовательского метода целесообразно использовать частично-поисковый и проблемный методы изложения материала. В отдельных случаях – информативно-иллюстративный.

Учебно-тематический план

занятия

Тема урока

Число часов

ДАТА

 

10 класс

 

 

1

Эксперимент в физике. Погрешности измерений. Причины погрешностей. Виды погрешностей.

1

 

 

МЕХАНИКА

 

 

2

Экспериментальная работа 1.

Определение цены деления шкалы измерительного прибора. Измерение объема жидкости и твердого тела, длины, температуры вещества.

1

 

3

Экспериментальная работа 2.

Измерение скорости равномерного движения. Измерение средней скорости движения тела.

1

 

4

Экспериментальная работа 3.

Изучение зависимости пути от времени при равноускоренном движении. Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения.

1

 

5

Экспериментальная работа 4.

Измерение массы. Измерение плотности твердого тела. Измерение плотности жидкости.

1

 

6

Экспериментальная работа 5.

Сложение сил, направленных вдоль одной прямой. Сложение сил, направленных под углом.

1

 

7

Экспериментальная работа 6.

Исследование зависимости силы тяжести от массы тела. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины. Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения.

1

 

8

Экспериментальная работа 7.

Исследование условий равновесия рычага. Исследование действия подвижного блока. Исследование действия неподвижного блока. Изучение «золотого правила» механики. Нахождение центра тяжести плоского тела.

1

 

9

Экспериментальная работа 8.

Вычисление КПД наклонной плоскости Измерение мощности.

1

 

10

Экспериментальная работа 9.

Измерение кинетической энергии тела. Измерение изменения потенциальной энергии тела.

1

 

11

Экспериментальная работа 10.

Измерение архимедовой силы. Исследование условий плавания тел.

1

 

12

Экспериментальная работа 11.

Определение плотности вещества динамометром.

1

 

13

Экспериментальная работа 12.

Исследование движения тела под действием постоянной силы. Изучение движения тела по окружности под действием силы

тяжести и упругости.

 

 

14

Экспериментальная работа 13.

Сохранение механической энергии при движении тела поддействием сил тяжести и упругости. Изучение закона сохранения механической энергии.

 

 

15

Экспериментальная работа 14.

Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии.

 

 

16

Экспериментальная работа 15.

Изучение упругого соударения тел.

1

 

17

Экспериментальная работа 16.

Изучение зависимости периода колебаний маятника от длины нити. Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника. Изучение колебаний пружинного маятника.

1

 

18

Экспериментальная работа 17.

Определение скорости звука в воздухе.

1

 

19

Экспериментальная работа 18.

Исследование изменения со временем температуры остывающей воды. Изучение явления теплообмена .

1

 

 

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА

 

 

20

Экспериментальная работа 1.

Измерение удельной теплоемкости вещества. Определение удельной теплоты плавления вещества. Измерение удельной теплоты плавления льда.

1

 

21

Экспериментальная работа 2.

Измерение относительной влажности воздуха. Измерение относительной влажности воздуха по точке росы.

 

 

22

Экспериментальная работа 3.

Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре. Изучение газового термометра. Изучение закона Бойля – Мариотта. Измерение поверхностного натяжения жидкости. Исследование зависимости объема газа от температуры при постоянном давлении.

1

 

23

Экспериментальная работа 4.

Исследование явления капиллярности. Измерение коэффициента поверхностного натяжения жидкости

с помощью капилляра.

1

 

24

Экспериментальная работа 5.

Наблюдение роста кристаллов.

1

 

 

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

 

 

25

Экспериментальная работа 1.

Наблюдение электрического взаимодействия тел. Исследование взаимодействия электрических зарядов. Исследование явления электростатической индукции.

1

 

26

Экспериментальная работа 2.

Изучение свойств электрических зарядов. Исследование свойств электростатических полей.

1

 

27

Экспериментальная работа 3.

Сборка электрической цепи и измерение силы тока на ее различных участках. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. Изучение зависимости сопротивления провода от его длины.

1

 

28

Экспериментальная работа 4.

Исследование проводящих свойств проводника. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Исследование зависимости силы тока в электрической цепи от сопротивления при постоянном напряжении.

1

 

29

Экспериментальная работа 5.

Изучение последовательного соединения проводников. Изучение параллельного соединения проводников.

1

 

30

Экспериментальная работа 6.

Измерение сопротивления с помощью амперметра и вольтметра. Измерение удельного сопротивления проводника.

1

 

31

Экспериментальная работа 7.

Измерение работы и мощности электрического тока Изучение плоского конденсатора. Изучение процесса зарядки конденсатора. Изучение процесса разрядки конденсатора.

1

 

32

Экспериментальная работа 8.

Изучение электрических свойств жидкостей. Сборка гальванического элемента и испытание его действия.

1

 

33

Экспериментальная работа 9.

Изучение взаимодействия постоянных магнитов. Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током. Исследование явления намагничивания железа.

1

 

34

Экспериментальная работа 10.

Изучение принципа действия электромагнитного реле. Изучение действия магнитного поля на проводник с током. Изучение принципа действия электродвигателя.

1

 

35

Резервный урок

 

 

 

11 КЛАСС

 

 

36

Экспериментальная работа 11.

Изучение явления электромагнитной индукции. Изучение принципа действия трансформатора.

1

 

37

Экспериментальная работа 12.

Изучение явления самоиндукции. Изучение устройства фоторезистора.

1

 

38

Экспериментальная работа 13.

Изготовление и испытание модели омметра. Измерение электрического сопротивления с помощью омметра.

1

 

39

Экспериментальная работа 14.

Определение диэлектрической проницаемости вещества. Исследование энергии заряженного конденсатора.

1

 

40

Экспериментальная работа 15.

Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Измерение элементарного заряда.

1

 

41

Экспериментальная работа 16.

Измерение действующего и амплитудного значений

переменного напряжения. Измерение индуктивности катушки. Измерение емкости конденсатора.

1

 

42

Экспериментальная работа 17.

Изучение соединений конденсаторов. Изучение реактивного сопротивление конденсатора.

1

 

43

Экспериментальная работа 18.

Исследование последовательной цепи переменного тока. Измерение температуры нити лампы накаливания. Исследование зависимости электрического сопротивления терморезистора от температуры.

1

 

44

Экспериментальная работа 19.

Исследование устройства полупроводникового фотоэлемента.

1

 

 

ОПТИКА

 

 

45

Экспериментальная работа 1.

Исследование зависимости угла отражения от угла падения света. Изучение свойств изображения в плоском зеркале. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света. Измерение показателя преломления стекла.

1

 

46

Экспериментальная работа 2.

Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Измерение оптической силы собирающей линзы. Получение изображений с помощью собирающей линзы .Расчет и получение изображений с помощью собирающей линзы.

1

 

47

Экспериментальная работа 3.

Наблюдение дифракции света. Наблюдение интерференции света. Наблюдение явления дисперсии света.

1

 

48

Экспериментальная работа 4.

Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки (с получением действительного изображения спектров). Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки (при наблюдении мнимого изображения спектров) .Определение показателя преломления вещества.

1

 

 

КВАНТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

 

 

49

Экспериментальная работа 1.

Изучение работы детекторного радиоприемника. Наблюдение линейчатых спектров излучения. Измерение естественного радиоактивного фона.

1

 

50

Экспериментальная работа 2.

Изучение взаимодействия частиц и ядерных реакций по фотографиям треков.

1

 

51

Экспериментальная работа 3.

Изучение резонанса в параллельном колебательном контуре. Изучение работы радиоприемника прямого усиления. Экспериментальная часть работы предполагает выполнение двух заданий.

1

 

52

Экспериментальная работа 4.

Оценка значения скорости света в веществе. Определение постоянной Планка.

1

 

53

Экспериментальная работа 5.

Оценка качества выполнения экспериментальной работы.

1

 

54

Применение знаний на ОГЭ и ЕГЭ

ВЫПОЛНЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

1

 

55

Задание 1,2,3 ОГЭ

1

 

56

Задание 4,5,6 Огэ

1

 

57

Задание 7,8 Огэ

1

 

58

Задание 9,10 ОГЭ

1

 

59

Задание 11,12 ОГэ

1

 

60

Оценка качества выполнения заданий.

1

 

 

ЗАДАНИЯ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПРЯМЫХ ИЗМЕРЕНИЙ ЕГЭ

 

 

61

Задание 1,2

1

 

62

Задание 3

1

 

 

ЗАДАНИЯ НА ВЫПОЛНЕНИЕ КОСВЕННЫХ ИЗМЕРЕНИЙ ЕГЭ

 

 

63

Задание 1,2

1

 

64

Задание 3

1

 

 

ЗАДАНИЯ НА ИСЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТЕЙ ЕГЭ

 

 

65

Задание 1,2

1

 

66

Задание 3

1

 

 

ЗАДАНИЯ НА ПРОВЕРКУ ГИПОТЕЗ ЕГЭ

 

 

67

Задание 1,2

1

 

68

Задание 3 Оценка качества выполнения заданий

1

 

69

Повторительно-обобщающее занятие.

1

 

70

Итоговое занятие

1

 


 

Литература

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Гутник Н.Н.. «Физика», 10 класс. «Просвещение», 2013.

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. «Физика», 11 класс., «Просвещение», 2013.

Пурышева Н.С., Шаронова Н.В., Исаев Д.А.. «Фундаментальные эксперименты в физической науке». Москва. «БИНОМ». 2005.

«Фундаментальные эксперименты в физической науке». Методическое пособие. Н.С.Пурышева, Н.В.Шаронова, Д.А.Исаев. Москва. «БИНОМ». 2005.

«Методическое пособие по использованию лабораторного коплекса для учебной практической и проектной деятельности по естественнонаучным дисциплинам» часть 1. ФИЗИКА . Под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора Н.С. Пурышевой и доктора технических наук, профессора В.С. Пичугина. Авторы : С.В. Степанов, А.Н. Хорошев. Москва. 2015

Программы для общеобразовательных учереждений . Физика. Астрономия.-М.:Дрофа, 2010

Степанов С.В., Пурышева Н.С., Исвев Д.А., Физика .11 кл. Базовый уровень: рабочая тетрадь.-М.:Дрофа, 2011.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.