12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дильмухамедова Ирина Римовна471
Россия, Московская обл., Чехов
Материал размещён в группе «Учителя физики»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

Камышловского городского округа

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания МО

______ от ______2015 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказ руководителя МАОУ СОШ №1 КГО №_____от______2015 г.

Решение расчётных и графических задач

элективный курс по физике

7 класс

на 2014-2015 учебный год

 

Составитель:

Дильмухамедова Ирина Римовна

учитель физики 1 квалификационной категории

Педагогический стаж: 25 лет

г. Камышлов

2015г.

Пояснительная записка.

Решение физических задач – один из основных методов обучения физики. С помощью решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируются практические и интеллектуальные умения, сообщают знания из истории науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности.

Важнейшей целью физического образования является формирование умений работать со школьной учебной физической задачей. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой ниже программы, целью которой является: совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений.

Задачи курса:

- развитие интереса к физике; к решению физических задач;

- формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.

Основанием для составления данной программы являются следующие нормативные документы:

- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

- Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования. Москва, 2004.

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897;

- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);

- Концепция профильного обучения на ступени среднего общего образования.

- Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 февраля 2012 года №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 г. №1312».

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 года №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. №1089».

- Программа развития МАОУ СОШ №1 КГО на 2013-2018 г.

- Образовательная программа МАОУ СОШ №1 КГО 2012-2016г. г

- Основная образовательная программа ООО МАОУ СОШ №1 КГО.

- Примерная программа основного общего образования по физике (Коровин В. А., Орлов В. А.2010г.)

Программа ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных знаний и умений, на формирование углубленных знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. Первый раздел носит в значительной степени теоретический характер. Здесь школьники знакомятся с минимальными сведениями о понятии «задача» осознают значение задач в жизни, науке, технике, знакомятся с различными сторонами работы с задачами. В первом и во втором разделе при решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу полученного результата. В последующих разделах как можно шире используются задачи, связанные с профессиональными интересами школьников, задачи межпредметного содержания, комбинированные задачи. При работе с задачами систематически обращается внимание на мировоззренческие и методологические обобщения: потребности общества и постановка задач, задачи из истории физики, значение математики при решении задач, ознакомление с системным анализом физических явлений при решении задач.

При изучении данного курса учитель использует разнообразные приемы и методы: рассказ и беседа учителя, выступления школьников, подробное объяснение примеров решения задач, коллективное решение задач, знакомство с различными задачниками и т. д.

В итоге школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу, последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи.

Содержание программных тем состоит из трех компонентов: во-первых, в ней определены задачи по содержательному признаку, во-вторых, выделены характерные задачи или задачи на определенные приемы, в-третьих, даны указания по организации определенной деятельности с задачами. Подбор задач осуществляется учителем исходя из конкретных возможностей учащихся. В необходимых случаях используются школьные задачники. При подборе задач большее внимание, чем в основном курсе, уделяется задачам технического, краеведческого содержания, занимательным задачам. Повышение познавательного интереса школьников достигается как подбором задач, так и методикой работы с ними. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач. В итоге школьники могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по собственному плану, владение основными приемами решения, самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений.

Учебно–тематический план

Наименование темы

Всего часов

Из них

теории

практики

1

2

3

4

5

6

Классификация задач

Правила и приемы решения физических задач

Механическое движение

Плотность

Силы в природе

Давление твердых тел, жидкостей и газов

Работа, мощность, энергия

Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач

1

3

2

3

4

4

1

0,5

1

0,5

1

1

1

0

0,5

2

1,5

2

3

3

1

   

18

5

13

Содержание курса

1 Классификация задач. Правила и приемы решения физических задач (1 часа)

Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни.

Классификация физических задач по содержанию, способу задания, способу решения. Примеры задач всех типов.

Примеры задач всех видов. Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи.

Различные приемы и способы решения физических задач: алгоритмы, геометрические приемы, метод размерностей, графические решения и т.д.

2 Механическое движение (3 часа)

Графический метод решения задач по механике. Чтение графика скорости, графика движения. Решение задач на определение средней скорости при неравномерном движении. Решение занимательных задач на механическое движение.

3 Плотность вещества (2 часа)

Задачи на определение плотности, массы вещества в сплаве.

4 Силы в природе (3 часа)

Решение комбинированных и графических задач на законы для сил тяготения, упругости, трения. Определение коэффициента упругости, коэффициента трения

5 Давление твердых тел, жидкостей и газов (4 часа)

Разбор задач на определение давления на дно и стенки сосуда, атмосферное давление, Архимедову силу. Решение графических задач. Решение комбинированных задач.

6 Работа, мощность, энергия (4 часа)

Решение комбинированных задач на определение работы и мощности. Зависимость кинетической энергии от скорости. Потенциальная энергия упруго деформированного тела и тела поднятого над землёй. Решение задач несколькими способами.

7 Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач (1 ч).

Требования к уровню подготовки учащихся.

1. Владеть методами научного познания.

-измерять: массу, объем, силу, путь, время.

-представлять результаты измерений в виде графиков и выявлять зависимости.

-объяснять полученные результаты.

2. Владеть основными понятиями и законами физики.

-давать определения физических величин и формулировать физические законы.

-вычислять: скорость если известны путь и время движения;

плотность при заданной массе и объеме тела;

равнодействующую силу; давление; Архимедову силу; работу;

мощность, энергию.

3. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах.

-выделять главную мысль в прочитанном тексте.

-записывать краткую запись условия задачи.

-анализировать полученный результат.

-определять промежуточные значения величин по построенным графикам.

Программно - методическое обеспечение

Программы для общеобразовательных учреждений. Физика 7-11 классы/сост. В.А.Коровин, В.А. Орлов/М. Дрофа, 2010.

1.Методические материалы «Физика 7» Кирик Л. А. «ИЛЕКСА» Москва 2003

2.Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы Кирик Л. А. «ИЛЕКСА» Москва 2004

3.Сборник задач по физике 7-9 класс Лукашик М. Дрофа, 2008.

4.Поурочные разработки по физике 7 класс Волков В. А. «ВАКО» Москва 2005

5.Опорные конспекты и разноуровневые задания по физике 7 класс. Марон Е.А. «Виктория плюс» Санкт-Петербург 2011г

6. 100 олимпиадных задач

Поурочное планирование

п/п

тема урока

примечание

дата

1 Введение 1 час

1.1

Что такое физическая задача. Классификация физических задач.

Примеры задач всех видов.

Таблица

 

2. Механическое движение 3 часа

2.1

3.2

4.3

Графический метод решения задач по механике. Чтение графика скорости, графика движения.

Решение задач на определение средней скорости при неравномерном движении.

Решение занимательных задач на механическое движение.

Графики скорости

Алгоритм решения задач различной тематики

 

3 Плотность вещества 2 часа

5.1

6.2

Задачи на определение плотности смеси веществ.

Определение массы вещества в сплаве.

Таблицы, формулы

Карточки задания

 

4 Силы в природе 3 часа

7.1

8.2

9.3

Решение задач на законы для сил тяготения

График зависимости силы упругости от удлинения

Определение коэффициента трения графическим способом.

графики

 

5 Давление твердых тел, жидкостей и газов. 4 часа

10.1

11.2

12.3

13.4

Разбор задач на определение давления на дно и стенки сосуда.

Неоднородная жидкость в сообщающихся сосудах

График зависимости атмосферного давления от высоты.

Комбинированные задачи на вычисление Архимедовой силы.

Карточки

презентация

График

карточки

 

6 Работа, мощность, энергия. 4 часа

14.1

15.2

16.3

17.4

Решение комбинированных задач на определение работы и мощности.

Решение задач на вычисление кинетической энергии

Решение задач на вычисление потенциальной энергии

Решение задач несколькими способами.

Карточки

Графики

Графики

 

7 Обобщающее занятие. 1 час

18.1

Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач.

   
Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.